Доклад "Деятельностный подход в развитии творческих способностей дошкольников"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 09.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности,
Иконка файла материала Доклад Деятельностный подход в развитии творческих способностей дошкольников .docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области  «Камышловский педагогический колледж» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  по МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста Исполнитель: Кучерявая Н.В. студентка 41 ДО группы Руководитель: Устьянцева И.Ю., преподаватель  МДК 05.01 ТиП МРКамышлов, 2018 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области  «Камышловский педагогический колледж» ДОКЛАД Деятельностный подход в развитии творческих способностей дошкольников по МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста Исполнитель: Кучерявая Н.В. студентка 41 ДО группы Руководитель: Устьянцева И.Ю., преподаватель МДК 05.01  ТиП МРКамышлов, 2018 Оглавление 1. 2. Введение………………………………………………………………….. 2 Глава   I   Понятие,   особенности   и   структура   деятельностного подхода…………………………………………………………………………….5 Задачи деятельностного подхода………………………………………….5 2.1 2.2 Принципы деятельностного подхода……………………………………..6 2.3 Структура   образовательной   деятельности   на   основе   деятельностного подхода…………………………………………………………………………….7 2.4 Сравнительный   анализ   традиционного   процесса   обучения   и деятельностного подхода………………………………………………………....9 2.5 Методологические подходы к организация занятий с детьми………….9 3. 4. Заключение………………………………………………………………..11 Список литературы……………………………………………………….12Введение Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания   становится   понимание   подробного   плана   развития   ребёнка, который в нём уже имеется. Система   дошкольного   образования   перешла   на   новый   этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального   Государственного   Образовательного   Стандарта   дошкольного образования (ФГОС ДО). Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития   ребёнка,   не   в   форсировании   сроков   и   темпов   перевода   его   на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в   сторону   воспитания   личности,   способной   к   творческому   решению жизненных   задач,   предусматривающей   воспитание   творческого   человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных. Природа   отпускает   человеку   совсем   немного   времени   в   детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность   широкого   эмоционально­практического   самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания,деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание –   вот   путь,   который   способствует   раскрытию   возрастного   потенциала дошкольника. Посредником   между   деятельностью   и   субъектом   деятельности (ребенком)   призвана   стать   личность   педагога.   Таким   образом,   педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески­поисковой активности. Обновление   содержания   образования   требует   от   педагога   поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов   деятельности.   Поэтому   так   востребован   деятельностный   подход   в организации образовательного процесса в ДОО. Подход   как   категория   шире   понятия   «стратегия   обучения»   —   он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения. Основы личностно   —   деятельностного   подхода   были   заложены   в   психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась   как   субъект   деятельности,   которая   сама,   формируясь   в деятельности   и   в   общении   с   другими   людьми,   определяет   характер   этой деятельности и общения. Цель   работы   заключается   в   изучении   деятельностного   подхода, рассмотрении его эффективности в развитии творчества дошкольников. Задача:  1) 2) Рассмотреть понятие деятельностный подход изучить особенности и структуру деятельностного подхода.Глава I Понятие, особенности и структура деятельностного подхода Деятельность   можно   определить   как   специфический   вид   активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность   –   система   действий   человека,   направленная   на достижение определенной цели. Деятельностный подход — это: Субъектно   ориентированная   организация   и   управление   педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач   разной   сложности   и   проблематики.  Эти   задачи   развивают   не   только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. 2.1 Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом: 1.Создать   условия   для   того,   чтобы   сделать   процесс   приобретения знаний ребенком мотивированным; 2.Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;3.Помогать   ребенку   сформировать   у   себя   умения   контроля   и самоконтроля, оценки и самооценки. Основная   идея   деятельностного   подхода   в   воспитании   связана   не   с самой   деятельностью   как   таковой,   а   с   деятельностью,   как   средством становления   и   развития   ребенка.   То   есть   в   процессе   и   результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не   робот,   обученный   и   запрограммированный   на   четкое   выполнение определенных   видов   действий,   деятельностей,   а   Человек,   способный выбирать,   оценивать,   программировать   и   конструировать   те   виды деятельности,   которые   адекватны   его   природе,   удовлетворяют   его потребности   в   саморазвитии,   самореализации.   Таким   образом,   в   качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты. Деятельностный   подход   в   воспитании   в   совокупности   компонентов исходит   из   представлений   о   единстве   личности   с   ее   деятельностью.   Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно   и   опосредованно   осуществляет   изменения   в   структурах личности;   личность   же,   в   свою   очередь,   одновременно   непосредственно   и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям  личностного развития. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности исоставляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. 2.2 Принципы деятельностного подхода: принцип субъектности воспитания: 1) Воспитанник — не объект воспитательно — образовательного процесса, не   просто   исполнитель,   он   –   субъект   деятельности,   посредством   которой осуществляется его самореализация. К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей». Естественное развитие личности происходит только в процессе собственной деятельности. Субъективные   свойства   личности   также   проявляются   в   способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов, к взаимопониманию. Умению вступить в диалог и его поддерживать, главное, в развитых способностях производить смысловые преобразования не только в себе,   но   и   в   других.   В   возможности   транслирования,   взаимообмена субъективностью   заключается   глубинный   смысл   педагогического взаимодействия. принцип   учета   ведущих   видов   деятельности   и   законов   их 2) смены: Учитывает   характер   и   законы   смены   типов   ведущей   деятельности   в формировании   личности   ребенка   как   основания   периодизации   детского развития.   Подход   в   своих   теоретических   и   практических   основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования   определяемой   осуществляемой   ребенком   ведущей деятельностью и потребностью смены этой деятельности. принцип учета сензитивных периодов развития: 3) Ориентируется на сенезитивные периоды развития дошкольников как на периоды,   в   которые   они   наиболее   «чувствительны»   к   усвоению   языка,освоению   способов   общения   и   деятельности,   предметных   и   умственных действий. Например, до 3 лет — сензитивный период речевого развития, 4,5­ 5 лет   —   развития   фонематического   слуха.   Эта   ориентация   обуславливает необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения и   воспитания,   как   предметного,   так   и   одинакового,   символического характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания. 4) принцип   преодоления   зоны   ближайшего   развития   и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых: Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским: « … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». 5) принцип   обогащения,   усиления,   углубления   детского развития: Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория   А.В.Запорожца),   основной   путь   развития   ребёнка   в   период дошкольного   детства   –   это   амплификация   развития,   то   есть   обогащение, наполнение   наиболее   значимыми   для   ребёнка,   специфически   детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка­дошкольника виды деятельности – игра, общение со   взрослыми   и   сверстниками,   предметная, изобразительная,   художественно­театральная   деятельность,   детский   труд   и   экспериментирование, самообслуживание – занимают особое место в системе. 6) принцип   проектирования,   конструирования   и   создания ситуации воспитывающей деятельности: Деятельность должна быть социально — значимой и общественно — полезной.7) принцип   обязательной   результативности   каждого   вида деятельности; 8) принцип   высокой   мотивированности   любых   видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; 9) Рефлексия   —   процесс   самопознания   субъектом   внутренних психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний. 10) принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; 11)принцип   сотрудничества   при   организации   и   управлении различными видами деятельности; 12)   принцип   активности   ребенка   в   образовательном   процессе, который   заключается   в   целенаправленном   активном   восприятии   ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра   возможностей   и   создание   у   него   установки   на   свободный,   но ответственный выбор той или иной возможности. Деятельностный   подход   —   организация   и   управление   педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач   разной   сложности   и   проблематики,   развивающие   разные   виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л.Г.Петерсон) 2.3 Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Создание проблемной ситуации Целевая установка Мотивирование к деятельности Проектирование решений проблемной ситуации Выполнение действий (заданий) Анализ результатов деятельности Подведение итоговЭтапы деятельности Содержание   проблемной   Создание 1. ситуации 2. Целевая установка 3. деятельности   Мотивирование   к   Что­то   внести,   чтобы   большинство   детей Процесс вовлечения в деятельность: 1. заинтересовалось 2.   Что­то   убрать,   оставив   пустое   место   (в   группе   не осталось кукол или машин или др.) 3. Приходит кто­то в гости или игрушка 4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук…) 5.   Делать   в   присутствии   детей   что­то   необычное   с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др) 6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после   завтрака   покажу;   не  трогайте,   это   очень   хрупкое, испортите;   например,   выпал   снег,   до   прихода   детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня   там   такая   красивая   картина,   попозже   о   ней поговорим») 7.   Договориться   с   родителями   одеть   ребенка   во   что­то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать   то­то;   муз.рук.  обещает   интересное   развлечение, но надо помочь в том­то 8.   Специально   организованная   ситуация   (все   мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара) 9.   День   рождения   у   ребенка   (воспитатель:   «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?») 10.Воспитателю нужна помощь детей в чем­то конкретном, он обращается с просьбой к детям Если   хочет   что­то   сказать   мальчик   или   застенчивый ребенок,   сначала   спросить   их,   а   уж   потом   давать высказываться девочкам Выдвижение   различных   вариантов,   что   сделать,   чтобы разрешить   проблему.   Ответы   детей   не   оценивать, принимать   любые,   не   предлагать   что­то   делать   или   не делать, а предлагать что­то сделать на выбор. Опираться на   личный   опыт   детей,   выбирая   помощников   или консультантов.   В   процессе   деятельности   воспитатель всегда   спрашивает   детей:   «Зачем,   почему   ты   это делаешь?»,   чтоб   ребенок   осмысливал   каждый   шаг.   Если ребенок   делает   что­то   не   так,   дать   ему   возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка Не   спрашивать   у   детей:   понравилось   или   нет.   Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)   Проектирование   решений 4. проблемной ситуации 5. Выполнение действий   Анализ 6. деятельности   результатов 7. Подведение итогов2.4 Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода Задействованная сторона мышления Деятельность педагога Традиционный   процесс обучения Воспроизводящая   сторона мышления (репродуктивная) Трансформация   знаний   и истин   в   готовом   виде   от педагога ребенку Деятельность ребенка Восприятие   и   запоминание знаний   в   готовом   виде   как истин последней инстанции в     Образовательная   деятельность при деятельностном подходе Творческая   сторона   мышления (продуктивная) Учит   мыслить   путем   создания   и разрешения проблемных ситуаций, организации   исследовательской, поисковой   деятельности   детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем Приобретает поисковый, исследовательский   характер   в процессе   решения   проблем, открытия новых знаний и способов действий   2.5 Методологические подходы к организации занятий с детьми: 1)   Ребенок   занимает   активную   позицию   на   занятии:   он   ­   то слушающий, то — наблюдающий, то – действующий; 2) Во   время   образовательной   деятельности   главенствует   дух открытия; 3) 4) Обязательны смена мизансцен и движение; Очередной   вид   деятельности   следует   начинать   с   постановки задачи в общем виде; 5) Не   принимать   ответы   детей   без   обоснования   их   мнения   и   не оставлять без внимания ни одного ответа; 6) Отказаться   от   судейской   роли:   когда   ребенок   говорит,   он обращается к детям, а не к воспитателю; 7) Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; — Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия; 8) В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения; 9) Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.Методы и формы, используемые при деятельностном подходе: диалога,   проекта,   игровые   мотивирования,   целеполагания,   создание ситуации   выбора,   рефлексивные   педагогической   поддержки,   создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей. Формы самореализации дошкольников: 1) 2) 3) 4) Выставки (тематические и авторские); Персональные выставки детских работ; Презентации Игровые   проекты   (обязательным   условием   самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности); 5) 1) 2) 3) 4) 5) 6) Коллекции. Итак, золотые правила деятельностного подхода: Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ребенка от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ»; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй активность ребенка.Заключение Цель   и   задачи,   поставленные   в   работе,   выполнены.     Определено понятие, изучены особенности и структура деятельностного подхода; задачи, принципы,   структура   образовательной   деятельности   на   основе деятельностного подхода; методологические подходы к организации занятий с детьми. Проведен сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного   подхода.   Изучение   структуры   и   особенностей деятельностного   подхода   показало,   что   это   субъектно   ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Основная  идея   деятельностного   подхода   в  воспитании   связана   не  с  самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. Поэтому, перед педагогом встают задачи: 1.Создать   условия   для   того,   чтобы   сделать   процесс   приобретения знаний ребенком мотивированным; 2.Учить ребенка, самостоятельно, ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; 3.Помогать   ребенку   сформировать   у   себя   умения   контроля   и самоконтроля, оценки и самооценки.Структура   основании деятельностного   подхода,   с   учетом   принципов,   включает:   создание   образовательной   деятельности   на проблемной   ситуации,   целевая   установка,   мотивирование   к   деятельности, проектирование   решений   проблемной   ситуации,   выполнение   действий   анализ   результатов   деятельности,   подведение   итогов. (заданий), Обязательным   условием   самореализации   ребенка   является   участие   в выставках (тематические и авторские), персональные выставки детских работ, презентации,   игровые   проекты   (обязательным   условием   самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности), коллекции. Список литературы: 1. 2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. Словарь — справочник воспитателя/ Авт.­сост. С. С. Степанов. — М.:ТЦ Сфера, 2008. 3. Эльконин   Д.   Б.   Детская   психология   (развитие   ребенка   от рождения до семи лет). ­ М., 1960.