Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности,
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы
воспитателя детей дошкольного возраста
Исполнитель:
Кучерявая Н.В.
студентка 41 ДО группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель
МДК 05.01 ТиП МРКамышлов, 2018
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
ДОКЛАД
Деятельностный подход в развитии творческих способностей
дошкольников
по МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы
воспитателя детей дошкольного возраста
Исполнитель:
Кучерявая Н.В.
студентка 41 ДО группы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.,
преподаватель МДК 05.01
ТиП МРКамышлов, 2018
Оглавление
1.
2.
Введение………………………………………………………………….. 2
Глава I Понятие, особенности и структура деятельностного
подхода…………………………………………………………………………….5
Задачи деятельностного подхода………………………………………….5
2.1
2.2 Принципы деятельностного подхода……………………………………..6
2.3 Структура образовательной деятельности на основе деятельностного
подхода…………………………………………………………………………….7
2.4 Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и
деятельностного подхода………………………………………………………....9
2.5 Методологические подходы к организация занятий с детьми………….9
3.
4.
Заключение………………………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………….12Введение
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их
воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка,
который в нём уже имеется.
Система дошкольного образования перешла на новый этап:
свидетельством тому является появление принципиально нового документа –
Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного
образования (ФГОС ДО).
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении
развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на
«рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому
дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его
неповторимого, специфического возрастного потенциала.
Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования
в сторону воспитания личности, способной к творческому решению
жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека,
способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.
Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском
возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал.
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает
возможность широкого эмоциональнопрактического самостоятельного
контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.
Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания,деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание
– вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала
дошкольника.
Посредником между деятельностью и субъектом деятельности
(ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика
становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей
степени – средством возбуждения творческипоисковой активности.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска
методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность,
деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных
видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в
организации образовательного процесса в ДОО.
Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он
включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения. Основы
личностно — деятельностного подхода были заложены в психологии
работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность
рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в
деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой
деятельности и общения.
Цель работы заключается в изучении деятельностного подхода,
рассмотрении его эффективности в развитии творчества дошкольников.
Задача:
1)
2)
Рассмотреть понятие деятельностный подход
изучить особенности и структуру деятельностного подхода.Глава I Понятие, особенности и структура деятельностного подхода
Деятельность можно определить как специфический вид активности
человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего
мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность – активное отношение к окружающей действительности,
выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий.
Деятельность – система действий человека, направленная на
достижение определенной цели.
Деятельностный подход — это:
Субъектно ориентированная организация и управление педагогом
деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных
задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только
предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и
его самого как личность.
Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и
создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или
иной возможности.
2.1 Деятельностный подход ставит следующие задачи перед
педагогом:
1.Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения
знаний ребенком мотивированным;
2.Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить
пути, в том числе средства, ее достижения;3.Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с
самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством
становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате
использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается
не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение
определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный
выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды
деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его
потребности в саморазвитии, самореализации. Таким образом, в качестве
общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную
деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому
себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать
ее ход и результаты.
Деятельностный подход в воспитании в совокупности компонентов
исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это
единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах
непосредственно и опосредованно осуществляет изменения в структурах
личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и
опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и
преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного
развития.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается
в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная
деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и
задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с
детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности исоставляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте
деятельностного подхода.
2.2 Принципы деятельностного подхода:
принцип субъектности воспитания:
1)
Воспитанник — не объект воспитательно — образовательного процесса,
не просто исполнитель, он – субъект деятельности, посредством которой
осуществляется его самореализация.
К.Д.Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня,
исходить из души моей». Естественное развитие личности происходит только
в процессе собственной деятельности.
Субъективные свойства личности также проявляются в способности
человека к общению, взаимодействию, к установлению личностных контактов,
к взаимопониманию. Умению вступить в диалог и его поддерживать, главное,
в развитых способностях производить смысловые преобразования не только в
себе, но и в других. В возможности транслирования, взаимообмена
субъективностью заключается глубинный смысл педагогического
взаимодействия.
принцип учета ведущих видов деятельности и законов их
2)
смены:
Учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в
формировании личности ребенка как основания периодизации детского
развития. Подход в своих теоретических и практических основаниях
учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические
новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей
деятельностью и потребностью смены этой деятельности.
принцип учета сензитивных периодов развития:
3)
Ориентируется на сенезитивные периоды развития дошкольников как на
периоды, в которые они наиболее «чувствительны» к усвоению языка,освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных
действий. Например, до 3 лет — сензитивный период речевого развития, 4,5 5
лет — развития фонематического слуха. Эта ориентация обуславливает
необходимость непрерывного поиска соответствующего содержания обучения
и воспитания, как предметного, так и одинакового, символического
характера, а также соответствующих методов обучения и воспитания.
4)
принцип преодоления зоны ближайшего развития и
организация в ней совместной деятельности детей и взрослых:
Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:
« … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие
вчерашнего дня, исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве,
мы определяем развитие завтрашнего дня».
5)
принцип обогащения,
усиления,
углубления детского
развития:
Согласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека
(теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребёнка в период
дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение,
наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими
дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие
и естественные для ребёнкадошкольника виды деятельности – игра, общение
со взрослыми и сверстниками,
предметная,
изобразительная, художественнотеатральная деятельность, детский труд и
экспериментирование,
самообслуживание – занимают особое место в системе.
6)
принцип проектирования, конструирования и создания
ситуации воспитывающей деятельности:
Деятельность должна быть социально — значимой и общественно —
полезной.7)
принцип обязательной результативности каждого вида
деятельности;
8)
принцип высокой мотивированности любых видов
деятельности;
принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
9)
Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних
психических актов и состояний, анализ субъекта собственных переживаний.
10)
принцип нравственного обогащения используемых в качестве
средства видов деятельности;
11)принцип сотрудничества при организации и управлении
различными видами деятельности;
12) принцип активности ребенка в образовательном процессе,
который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком
изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего
спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но
ответственный выбор той или иной возможности.
Деятельностный подход — организация и управление педагогом
деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных
задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды
компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л.Г.Петерсон)
2.3 Структура образовательной деятельности на основании
деятельностного подхода:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Создание проблемной ситуации
Целевая установка
Мотивирование к деятельности
Проектирование решений проблемной ситуации
Выполнение действий (заданий)
Анализ результатов деятельности
Подведение итоговЭтапы деятельности
Содержание
проблемной
Создание
1.
ситуации
2. Целевая установка
3.
деятельности
Мотивирование
к
Чтото внести,
чтобы большинство детей
Процесс вовлечения в деятельность:
1.
заинтересовалось
2. Чтото убрать, оставив пустое место (в группе не
осталось кукол или машин или др.)
3. Приходит ктото в гости или игрушка
4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук…)
5. Делать в присутствии детей чтото необычное с
просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно,
играть с мл. воспитателем в шашки и др)
6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите,
после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое,
испортите; например, выпал снег, до прихода детей
повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у
меня там такая красивая картина, попозже о ней
поговорим»)
7. Договориться с родителями одеть ребенка во чтото
определенного цвета; повар приглашает в гости и просит
сделать тото; муз.рук. обещает интересное развлечение,
но надо помочь в томто
8. Специально организованная ситуация (все мыло
заменить камушками, мелок кусочком сахара)
9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята,
фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны
для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?»)
10.Воспитателю нужна помощь детей в чемто конкретном,
он обращается с просьбой к детям
Если хочет чтото сказать мальчик или застенчивый
ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать
высказываться девочкам
Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы
разрешить проблему. Ответы детей не оценивать,
принимать любые, не предлагать чтото делать или не
делать, а предлагать чтото сделать на выбор. Опираться
на личный опыт детей, выбирая помощников или
консультантов. В процессе деятельности воспитатель
всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это
делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если
ребенок делает чтото не так, дать ему возможность
самому понять что именно, можно на помощь отправить
более смышленого ребенка
Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить
надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли
ребенок цель
Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и
за деятельность в процессе)
Проектирование решений
4.
проблемной ситуации
5. Выполнение действий
Анализ
6.
деятельности
результатов
7. Подведение итогов2.4 Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и
деятельностного подхода
Задействованная сторона
мышления
Деятельность педагога
Традиционный процесс
обучения
Воспроизводящая сторона
мышления
(репродуктивная)
Трансформация знаний и
истин в готовом виде от
педагога ребенку
Деятельность ребенка
Восприятие и запоминание
знаний в готовом виде как
истин
последней
инстанции
в
Образовательная деятельность
при деятельностном подходе
Творческая сторона мышления
(продуктивная)
Учит мыслить путем создания и
разрешения проблемных ситуаций,
организации исследовательской,
поисковой деятельности детей,
направленной на открытие нового
в процессе решения проблем
Приобретает
поисковый,
исследовательский характер в
процессе решения проблем,
открытия новых знаний и способов
действий
2.5 Методологические подходы к организации занятий с детьми:
1)
Ребенок занимает активную позицию на занятии: он то
слушающий, то — наблюдающий, то – действующий;
2)
Во время образовательной деятельности главенствует дух
открытия;
3)
4)
Обязательны смена мизансцен и движение;
Очередной вид деятельности следует начинать с постановки
задачи в общем виде;
5)
Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не
оставлять без внимания ни одного ответа;
6)
Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он
обращается к детям, а не к воспитателю;
7)
Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения
заданий; — Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени
всего занятия;
8)
В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь
демократический стиль общения;
9)
Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:
диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание
ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания
ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.
Формы самореализации дошкольников:
1)
2)
3)
4)
Выставки (тематические и авторские);
Персональные выставки детских работ;
Презентации
Игровые проекты (обязательным условием самореализации
ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);
5)
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Коллекции.
Итак, золотые правила деятельностного подхода:
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй активность ребенка.Заключение
Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. Определено
понятие, изучены особенности и структура деятельностного подхода; задачи,
принципы,
структура образовательной деятельности на основе
деятельностного подхода; методологические подходы к организации занятий
с детьми. Проведен сравнительный анализ традиционного процесса обучения и
деятельностного подхода.
Изучение структуры и особенностей
деятельностного подхода показало, что это субъектно ориентированная
организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им
специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой
деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и
развития ребенка. Поэтому, перед педагогом встают задачи:
1.Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения
знаний ребенком мотивированным;
2.Учить ребенка, самостоятельно, ставить перед собой цель и находить
пути, в том числе средства, ее достижения;
3.Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки.Структура
основании
деятельностного подхода, с учетом принципов, включает: создание
образовательной деятельности на
проблемной ситуации, целевая установка, мотивирование к деятельности,
проектирование решений проблемной ситуации, выполнение действий
анализ результатов деятельности,
подведение итогов.
(заданий),
Обязательным условием самореализации ребенка является участие в
выставках (тематические и авторские), персональные выставки детских работ,
презентации, игровые проекты (обязательным условием самореализации
ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности),
коллекции.
Список литературы:
1.
2.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
Словарь — справочник воспитателя/ Авт.сост. С. С. Степанов. —
М.:ТЦ Сфера, 2008.
3.
Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от
рождения до семи лет). М., 1960.