Доклад Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»
Оценка 4.9

Доклад Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
17.02.2017
Доклад  Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»
В этом докладе я хочу поделиться о Нравственно- духовном воспитании личности в процессе изучения предмета Самопознания в общеобразовательной школе.Так как, нравственно- духовное образование в воспитании школьников данное время очень актуально. Предмет Самопознание позволяет человеку обрести истинное счастье и является метапредметом.
Пед.оқулары СШ 2.docx
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №2» отдела образования акимата города Тараз Доклад Духовно­ нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание» Спатова Айнар Амангельдыевна учитель самопознания Тараз 2015 Духовно­ нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание» Спатова А.А. средней школы №2 ,г. Тараз  «Адам бол!»  («Будь, стань человеком!»)                                                                                                            Абай       В Послании Президента Республики Казахстан 2014 года в числе приоритетных задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в стране.      «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и  толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны  прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» ­ призывает  Н.А.Назарбаев нас, казахстанцев.  Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали  общество всегда и во все времена. Сегодня весь мир находится в поиске новых  образовательных программ по развитию общечеловеческих ценностей. В Конвенции ООН о  правах ребенка обозначено «право на полноценное нравственное развитие». Нравственность –  это внутренние духовные качества, которыми должен руководствоваться человек с раннего  возраста, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Кто как не  учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой  проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является  познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные  представления и понятия. Нравственное воспитание ­ процесс, направленный на формирование и развитие целостной  личности ребенка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу,  коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного  воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги  превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь,  совесть, достоинство. Национальная система образования ориентирована на развитии  личностного потенциала подрастающего поколения, формировании у детей и молодежи  гуманных убеждений и опыта нравственного поведения через постижение таких  общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность,  духовность.  Практическим решением этой задачи стала реализация проекта нравственно­ духовного образования «Самопознание», автором  которого является  Первая леди  Республики Казахстан Сара Алпыскызы.       «Самопознание» ­ это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными  сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным,  счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы ­ развитие нравственных и  духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей. Перед профессиональным педагогическим сообществом страны поставлена задача перехода от  концепции функциональной подготовки к концепции развития гармоничной личности. С.А.Назарбаева отмечает: «Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и  каждый из нас в отдельности несем ответственность за то, какой выбор сделают наши сыновья и дочери – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать  слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь  разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви».  Духовность, составляющая основы предмета «Самопознание», выражается в единстве трех  основных измерений – интеллектуальном, этическом и эстетическом. Уроки опираются на  лучшие образцы духовного наследия человечества. Их часто называют уроками народной  мудрости. Учащиеся проводят анализ своего внутреннего мира и дают оценку собственной  деятельности, ищут выходы за пределы собственного «я», осмысливают, изучают,  анализируют свои мысли, слова и поступки. Вместе с тем они совершенствуют свои  положительные качества и преодолевают отрицательные. Также учащиеся творчески  подходят к своей личности: эти уроки ориентированы на получение достоверных знаний о  самом себе в целях дальнейшего саморазвития и самореализации. В конечном итоге ученики  получают исчерпывающие определения таких высших человеческих ценностей, как добро,  красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни,  нравственность в целом. Особенностью уроков «Самопознания» является то, что на занятиях  ведется откровенный диалог с учителем, в социально­ролевых играх и тренингах исследуется  мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями,  развиваются навыки практического служения Родине, обществу. Идея интеграции заключена в самом предмете самопознания. Об этом говорится в Государственном стандарте РК по  предмету «Самопознание»: «...В современном мировом образовательном пространстве особое  внимание уделяется формированию у молодежи целостной картины мира, пробуждению  интереса к духовности, нравственности... Интегрированный предмет «Самопознание»,  призванный выполнять ключевую роль в образовательном пространстве казахстанской школы, закладывает основы гуманистического мировоззрения. Все другие образовательные области  становятся частью целостного гуманитарного знания...» Проблема нравственного воспитания  начала волновать меня с тех пор, как я стала работать в школе, когда почувствовала  огромную ответственность за своих воспитанников. На протяжении всей своей педагогической деятельности воспитательную работу провожу  через систему уроков и систему внеклассной работы. В последние годы – и на уроках  «Самопознания».        Теоретической базой моего опыта являются труды А.М. Архангельского,  Н.М.Болдырева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ю.К.Бабанского, С.Л.Рубинштейна и  др., которые выявляют сущность основных понятий нравственного воспитания, указывают  принципы, содержание, формы и методы нравственного воспитания. Новизна опыта  заключается в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной  деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно­нравственных  качеств  школьников, таких как: ответственность, доброжелательность, самостоятельность,  бережливость, любовь к природе, вежливость, аккуратность и другие. Включая ребёнка в  различные виды деятельности, максимально развить самостоятельность во всех её  проявлениях. Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников,  учитываю их возрастные и психологические особенности: склонность к игре; невозможность  долго заниматься монотонной деятельностью; недостаточная чёткость нравственных  представлений в связи с небольшим жизненным опытом.       Важным источником накопления нравственных знаний является знакомство детей с  окружающей средой: экскурсии в природу по временам года, туристические походы вместе с  родителями, посещение мест работы родителей. Школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Эти экскурсии дают  мне возможность воспитывать чувство хозяина своего края, патриота, бережного отношения к природе. Для того, чтобы нравственные нормы, полученные на уроках, и собственные  жизненные наблюдения не были разрознёнными, провожу специальную работу, связанную с  обобщением полученных знаний, в форме рассказов, этических бесед. Большую роль в  воспитании нравственных качеств играют чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений,  сказок помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Во время любого  урока, большое внимание уделяю общению детей, учу их слушать друг друга, не мешать  другим, участвовать в общей работе. На уроках ребята придумывают примеры, задачи,  составляют предложения, тексты, задают друг другу различные вопросы. На уроках  практикую выполнение работ по группам. Очень часто я даю детям такие задания, выполняя  которые надо обязательно обратиться к товарищу.           Результаты данного мониторинга позволяют мне отслеживать динамику изменений у  учащихся и периодически корректировать свою работу по нравственному воспитанию.       Итак, в условиях постоянно изменяющегося мира такая дисциплина как «Самопознание»,  безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику освоить четкие ценностные  ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации  успешной жизненной и образовательной траектории. Поиск оптимальных путей  формирования у  школьников нравственно­духовных представлений может базироваться в  такой области, как интеграция учебных дисциплин. Очень острой проблемой современной  культуры и современного образования является проблема приобщения новых поколений к  лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Острота этой проблемы  объясняется тем, что в современном обществе имеются разные зачастую диаметрально  противоположные точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на  роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут  составить основу процессов воспитания и образования.  Почему так важен предмет  самопознания? Разве недостаточно просто любить детей, окружать их атмосферой любви,  полагаясь на интуитивное решение ситуаций, в которых востребованы ценностные критерии.  Можно ли воспитать счастливого ребенка, если сам педагог или семья ребенка несчастливы?  И какова тогда миссия педагога? Мы уверены, наша миссия – ставить педагогические задачи с верой, оптимизмом и знанием. Именно знание о том, что мы уроком самопознания создаем  альтернативный мир, альтернативу агрессии, бездуховности, вульгарности, позволяет нам не  опускать руки и верить в то, что именно ребенок привнесет в общество модель счастливой  жизни, концепцию деятельной любви. Ребенок наш волонтер, он изменяет мир вместе с нами  уже сейчас. Отзывы родителей о предмете самопознания – это ли не индикатор начинающихся изменений?        Предмет самопознание является огоньком добра, взаимопонимания, тепла, радости,  счастья. Можно еще бесконечно перечислять…Он творит чудеса с нашими детьми.  Предоставляет возможность ребенку анализировать жизненные ситуации, находить  самостоятельно решения. Дети с большим удовольствием создают творческие работы и  вместе с  родителями, пишут проекты. Это очень сближает ребенка с родителем. Хотелось бы, чтобы этот, пока еще маленький огонек человеческих ценностей  никогда не угасал, а только  разгорался все больше и больше, освещая путь к нравственности наших детей »  Великий  мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: «Качества духовные­ вот что главное в человеческой  жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток  обретают смысл». На уроках самопознания через игру, анализ ситуаций взятых из жизни,  самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из  изречений великих ученых, философов, писателей, учитель ведет диалог с учащимся в  котором он познает себя, познает мир. На уроках самопознания учитель предоставляет  возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов  с делами. Увидеть все это беспристрастно в себе очень полезно для познания самого себя.  Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях,  но и в равной степени в себе. В других нам неприятны и даже отталкивающие некоторые  свойства или особенности поведения. В себе они кажутся приемлемыми и простительными. И  только отойдя от себя и смотря на себя со стороны, можно определить и увидеть  недопустимость тех или иных свойств характера или поведения. Очень важно для каждого из  нас понять для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы  являемся в нашей вселенной.        Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас.»  Самопознание это ключ к преображению. Энергия Вселенной помогает нам обрести  физическое, психическое, энергетическое и духовное исцеление.  Уроки самопознания дают возможность учителю использовать интерактивные методики  преподавания. Они помогают педагогу направить ученика на познание истин, вечных  ценностей нашей жизни. На своих уроках часто использую такие формы работы как,  «Муравейник»­работа в парах, «Творческая лаборатория»­работа в группе, «Презентация  проектов»­творческая работа , «Дискуссия», «Наедине с собой»­индивидуальная работа,  «Аудио и видеоспектры»­релаксация группы. В качестве мониторинга полученных знаний  учащихся использую, такую форму, как портфолио учащегося. Портфолио помогает  учащемуся провести самоанализ, разобраться в самом себе, раскрыть свое «Я». А учитель в  свою очередь имеет возможность увидеть духовно­нравственный рост ребенка.       Автор проекта, Сара Алпыскызы считает, что надо достучаться до сердца каждого  человека и напомнить ему, что он – Человек, создание божье.     Духовность скрыта от постороннего взгляда, но именно она и определяет поведение  человека, и, как точно отметила С.А. Назарбаева: «Жизнь эволюционна. Она ­ в постоянном  развитии и совершенствовании. В настоящее время, я убеждена, мир вступает в эпоху  Духовности». Истинная нравственность ­ духовна и раскрывается через познание мира.  Познание мира ­ одна из основных тем содержания курса «Самопознание», в котором  раскрывается все многообразие отношений и связей человека с окружающим миром; мир ­ это внутреннее состояние человека, когда его душа живет в согласии с"самим собой и  окружающим миром. Система образования, являясь социальным институтом общества, во  многом отражает уровень развития этого общества и требования, которые оно к ней  предъявляет. В связи с этим с 1 сентября 2010 года в соответствии с Государственным об­ щеобразовательным стандартом среднего образования Республики Казахстан в  инвариативную часть учебных планов был  введен предмет «Самопознание».  Обучение само­ познанию происходит на основе интерактивных методик, используются  многофункциональные игры и упражнения, направленные одновременно на развитие  познавательных процессов и на формирование социальных навыков, и на динамическое  развитие детей. Преподаватели  используют элементы арт­терапии (визуальные виды иску­ сства), музыкотерапию, танцедвигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию,  библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию,  куклотерапию, оригами. Все эти методики помогают усилить ценностный смысл образования,  раскрыть и развивать способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и самосовершенствоваться, достигать гармонии в развитии.  Нельзя не понимать духовно­нравственное развитие подрастающего поколения ­ это огромная ответственность учителя, который должен проявлять терпение, сопереживание и мудрость.  Помочь ученикам не попасть в агрессию, наркоманию, пьянство, бандитизм или равнодушие ­  это великая задача и тяжелый душевный труд. Учитель должен, видя проблемы детей, помочь  им разрешить их. Все нужно видеть, принимать, осмысливать и использовать. И опыт  традиций своего народа, и опыт Запада, и опыт Востока. Всю мудрость нужно привлекать для воспитания детей и взрослых, понимать разные религии, принимать разные культуры. Все это  ­ опыт решения проблем. Чем более открыта душа к сопереживанию другим, к состраданию, к помощи от других, тем она богаче и гармоничнее становится. Абай понимал человека как  целостную личность, наделенную душой и разумом. Человек для Абая – центр мироздания.  Духовность – определяющее начало в человеке, которое впитывается посредством книг и  народной мудрости, искусства и духовного опыта. Просвещение в трактовке Абая  рассматривалось в качестве средства совершенствования человека и общества. Осваивая мир  культуры, человек воспринимает те или иные идеи и идеалы, языки и нормы поведения. Для  великого поэта, мыслителя, гуманиста, выразителя сокровенных дум казахского народа Абая  Кунанбаева главное – человечность, ценность человеческого существования, нахождение  своего места в жизни. Высоко оценивая роль самосознания в структуре человеческой  личности, Абай выразил общечеловеческую устремленность и экзистенциальную сущность  ментальности казахского народа. Формула нравственности в трактовке Абая: «Адам бол!»  («Будь, стань человеком!»). Зрелость человека, на его взгляд, определяют три главных  качества: разум, сердце, воля. Опорой общества и народа должны быть личности, в полной  мере овладевшие этими качествами. Будучи истинным патриотом, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, в упорном и созидательном  труде. Он писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, – тот мудрец, тот  ученый, тот и обладает миром». Мыслитель активно призывает свой народ не стоять на месте, постоянно развиваться, совершенствоваться, обогащать свой духовный мир. Абай в «Книге  слов» размышляет о значении мировой культуры и науки для просвещения казахского народа. В современном Казахстане в контексте глобализации мира актуально звучит призыв великого  Абая учиться у всех народов, сохраняя при этом свое собственное лицо, национальное и  человеческое достоинство, умножая число друзей, укрепляя дружбу со всем миром. Абай  понимал человека как целостную личность, наделенную душой и разумом. Человек для Абая  – центр мироздания. Духовность – определяющее начало в человеке, которое впитывается  посредством книг и народной мудрости, искусства и духовного опыта. Просвещение в  трактовке Абая рассматривалось в качестве средства совершенствования человека и  общества. Осваивая мир культуры, человек воспринимает те или иные идеи и идеалы, языки и  нормы поведения. Для великого поэта, мыслителя, гуманиста, выразителя сокровенных дум  казахского народа Абая Кунанбаева главное – человечность, ценность человеческого  существования, нахождение своего места в жизни. Высоко оценивая роль самосознания в  структуре человеческой личности, Абай выразил общечеловеческую устремленность и  экзистенциальную сущность ментальности казахского народа. Как видим, основу учебного  предмета «Самопознание», который является руководством к счастливой и успешной жизни,  составили нравственные заповеди Абая. Поскольку гармоничное развитие человека – это не  пункт прибытия, а непрерывный процесс, Абай и самопознание будут актуальны во все  времена.       В заключение хочу привести знаменитые слова И. Канта: «Две вещи наполняют душу  всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее  мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». ЛИТЕРАТУРА 1. http://www.akorda.kz Официальный сайт Президента Республики Казахстан.  Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана.  27.01.2012 г. 2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования Республики  Казахстан по предмету «Самопознание». ГОСО РК 2.004.043.­2010» 3. Бабанский Ю.К. Педагогика. Курс лекций. – М.: Просвещение, 1983.

Доклад Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Доклад  Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Доклад Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Доклад  Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Доклад Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Доклад  Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Доклад Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Доклад  Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Доклад Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Доклад  Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Доклад Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»

Доклад  Духовно- нравственное воспитание личности в процессе изучения предмета «Самопознание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017