Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"
Оценка 4.8

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Оценка 4.8
Семинары
doc
музыка
3 кл
11.04.2017
Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"
В материале рассмотрен подход к формированию мышления школьников именно через музыку. Описаны некоторые методики, направленные на развитие важнейших сторон музыкального мышления учащихся. Здесь же приведены различные формы игровых заданий, игры с песнями и пением, игры с шумовыми и музыкальными инструментами, игры со звуками, нотами и другие интересные музыкальные задания
- Формирование музыкального мышления.doc
1                                                                                                  Дайлид В.В. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Проблема   формирования   музыкального   мышления   является   одной   из   самых притягательных в музыкознании, музыкальной педагогике и психологии. Ответ на вопрос, как сформировать музыкальное мышление учащихся мог бы скоординировать усилия многих учёных, методистов, учителей музыки в поиске наиболее оптимальных способов преподавания музыки в общеобразовательной школе. В музыковедении делаются попытки создать целостную концепцию музыкального   мышления   на   основе   применения   идей   современной   психологии,   эстетики, лингвистики,   теории   информации,   кибернетики   и   т.д.   Но   наиболее   эффективным     является подход   к   музыкальному   мышлению   со   стороны   именно   музыки.   Специфика   музыкального мышления  в творчестве, исполнении,  восприятии  побуждает нас глубже проникать в природу самого   музыкального   искусства   и   именно   там   искать   ответы,   столь   необходимые   сегодня музыкальной   педагогике.   Достоинство   музыкального   искусства   заключается   не   в   конкретике изображения   каких­либо   картин   или   явлений,   а   в   обобщённом   выражении   в   музыке   чувств, мыслей,   идей.   Чтобы   наиболее   обобщённым   образом   подойти   к   проблеме   музыкального мышления, попытаемся рассмотреть её в сравнении с самыми стержневыми сторонами мышления, тем   более   что   законы   мышления   в   музыке,   конечно,   соотносятся   с   общими   законами   и принципами мышления вообще. В философском аспекте обращает на себя внимание три основные функции мышления: познание существенных связей и отношения предметов и явлений, творческое созидание новых идей, способность к вычленению, удержанию и оперированию всем объёмом понятий, образов. представлений.   С   психологической   точки   зрения,   мышление   ­   это   целенаправленное использование,   развитие   и   приращение   знаний.   Эти   трактовки   не   противоречат,   а   во   многом совпадают   и   дополняют   друг   друга,   потому   что   в   каждом   из   философских       аспектов присутствуют психологические и наоборот. Анализ различных подходов в изучении мышления привёл   к   выделению     трёх   важнейших   аспектов   развития   музыкального   мышления   младших школьников: это объём, связь и творчество. Рассмотрим общие музыкальные основы этих трёх аспектов и специфику их преломления в музыкальных занятиях с учениками начальных классов. Развитое мышление человека характеризуется способностью образования содержательных абстракций,   помогающих   воспроизводить   целостность   явления,   процесса   или   предмета. Психологи давно настаивают на возможно более раннем развитии у школьников способности к образованию   содержательных   обобщений,   вычленяющих   такие   стороны,   свойства   и   состояния предмета, которые сами по себе обладают самостоятельностью. Это позволяет в сжатом виде охватывать многообразие предметов, сводить их в определённые классы, а затем оперировать ими. Что   в   музыкальном   искусстве   может   выполнять   роль   содержательной   абстракции, обладающей   определённой   самостоятельностью   и   целостностью,   позволяющей   осуществлять вышеописанные мыслительные операции? Ответ один ­ интонация. Но не в привычном понимании музыкантов ­ чистая или нечистая, а в подходе к интонации как к смыслу. Такой подход был разработан   Б.В.Асафьевым   в   его   интонационной   теории.   В   этой   теории   под   интонацией,   в 2                                                                                                  Дайлид В.В. широком плане, понимается смысл речи, её психический тонус, настроенность. В более узком ­ “фрагменты музыки”, “мелодийные образования”, “памятные мгновения”, “зёрна­интонации”. Интонационный   подход   в   музыкальной   педагогике   наиболее   целостно   представлен   в программе по музыке для общеобразовательной школы Д.Б.Кабалевского. Центральной темой его программы является тема второй четверти второго класса ­ “Интонация”, поскольку “именно она отвечает всем требованиям, предъявляемым к предельной абстракции, становится той поворотной точкой, с которой в  программе Д.Б.Кабалевского  начинается  восхождение  от абстрактного к конкретному,   к   целому   на   новом   уровне.   Проанализируем   выделенные   три   сферы   мышления (объём, связь и творчество), с точки зрения  интонационного подхода ОБЪЁМ   музыкального   мышления   нужно   рассматривать   с   точки   зрения   развитости музыкально­интонационного   словаря   учащихся,   развитие   которого   создаёт   основу   для формирования способности к связыванию отдельных разрозненных музыкальных впечатлений в целостную   картину   музыкального   искусства   и   творческого   проявления   ребёнка   в   музыке. Действительно, если у ребёнка нет “слов” (“фрагментов музыки”) в его интонационном словаре, то, конечно, он не может следить за появлением в произведении новых интонаций, сравнивать их и т.д. Поэтому задача накопления интонационного словаря у младших школьников, а, особенно, представленности  и  закрепления  в  нём “памятных  мгновений”   из  классических   произведений, кажется нам очень актуальной и своевременной. Акцент на классической музыке сделан не случайно. Опыт работы многих учителей музыки за последние годы показывает, что уже в начальной школе классические произведения, такие как “Сурок” Л.Бетховена, “Ария Сусанина” М.Глинки, 3 часть 5 симфонии Л.Бетховена, “Вальс” из балета   “Спящая   красавица”   П.Чайковского,   “Утро”   Э.Грига   и   др.   могут   стать   любимыми   у учеников. К тому же, следует осознавать, что только в общеобразовательной школе все ученики могут   иметь   возможность   систематически   знакомиться   с   музыкальными   шедеврами.   Важно подчеркнуть, что под интонационным словарём понимается не словарь музыкальных терминов, а “запас” музыкальных интонаций, которые полюбились, запомнились ученикам.  Мышление, как процесс познания предметов или явлений, всегда включает в себя поиск СВЯЗЕЙ:   внешних   и   внутренних,   существенных   и   несущественных.   В  музыкальном   искусстве особенно важна связь явлений в движении, изменчивости, в соотношении звучащих элементов. Основой для наблюдения этих взаимосвязей может служить интонация. Внутри произведения одна интонация   вызывает   другую,   связывается   с   ней.   В   самом   музыкальном   искусстве,   в   целом, интонация   становится   тем   основанием,   которое   связывает   воедино   все   стороны   и   грани музыкальной   культуры:   “...   и     факты   творческие,   и   стилевые,   и   эволюцию   выразительных элементов,   и   формообразование...   Явление   интонации   связывает   в   единство   музыкальное творчество, исполнительство и слушание­слышание”. В   массовой   музыкальной   педагогике   пока   ещё   мало   разработанных   методов   работы, направленных   на   установление   интонационных   взаимосвязей   между   музыкальными произведениями, изучаемыми на уроках, в творчестве определённого композитора, стиля, жанра. Не   разработанность   подобных   методов   не   позволяет   учащимся,   особенно   начальной   школы, воспринимать каждое новое произведение целостно, “видеть” связи нового произведения с уже 3                                                                                                  Дайлид В.В. известными ему по близкому образному строю, стилевым и жанровым особенностям музыки, что тормозит   формирование   целостного   представления   о   музыкальном   искусстве,   как   базе полноценного   музыкального   творчества   ребёнка.   Поэтому   возникла   потребность   в   разработке методов,   вырастающих   из   интонационного   подхода,   которые   позволяют   школьникам   активно использовать накопленный интонационный опыт для собственного музыкального творчества. Вот   некоторые   методики,   направленные   на   развитие   важнейших   сторон   музыкального мышления учащихся. 1.ОБЪЁМ. Первая группа методик направлена на формирование интонационного словаря учащихся в его количественных и качественных характеристиках. Это группа была ориентирована на закрепление в интонационном словаре учащихся произведений классики, изучаемых на уроках, акцентирование   тематических   зёрен   из   классических   произведений,   как   ядра   музыкальной культуры ребёнка, активное оперирования ключевыми интонациями “золотого фонда” высокого музыкального искусства. Приведу примеры конкретных методик.      1.1.   АКТИВНОЕ   ПОСТИЖЕНИЕ   ЗЁРЕН­ИНТОНАЦИЙ   ИЗ   ВСЕХ РАЗУЧИВАЕМЫХ НА УРОКАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. Очевидно,   что   ребёнок   больше   любит   и   лучше   запоминает   те   интонации,   которые   им пропеты, пропущены через себя. Когда ученикам было предложено спеть, например, интонации из произведений Л.Бетховена, то оказалось, что без помощи учителя они это сделать не в состоянии. Во­первых, потому что не помнили всех произведений Л.Бетховена, выученных на уроках, а, во­ вторых, потому что не умели петь интонации из инструментальных произведений. Однако, акцент в этой методике  сделан не просто на пропевании всех зёрен­интонаций из произведений, которые звучали на уроках, но и на проникновении учащихся в музыкальный образ через интонацию. Таким образом,   пение   тем,   фрагментов   из   произведений   не   может   быть   формальным,   пусть   даже звуковысотно и ритмически неточным, а обязательно должно быть “интонируемым”, передающим смысл,   эмоцию,   образ,   заложенный   композитором.   Это   касается   не   только   вокальных произведений,   что   привычно,   но   и   инструментальных.   Для   удобства   пения   тональность большинства фрагментов приводилась в соответствие с диапазоном детских голосов. К тому же исполнять разучиваемую мелодию лучше закрытым ртом, что позволяет ученикам слышать себя и правильное пение учителя или его игру на инструменте, хорошо настроить вокальный аппарат, подстроиться   неверно   интонирующим   детям   к   правильно   поющим.   После   этого   необходимо подобрать подходящий слог или гласную для пропевания с открытым ртом и далее добиваться выразительного,   образного   исполнения,   подыскивая   художественно   убедительные   варианты исполнения. Если   пропевание   зёрен­интонаций   проводить   систематически,   то   оно   становилось естественным для ребят, а в дальнейшем, позволит им, говоря о музыке, не   только   оставаться на   вербальном   уровне,   но   и   напевать   отдельные   интонации   для   более   точного   и аргументированного выражения своих мыслей и чувств. В момент знакомства с новым музыкальным произведением у младших школьников часто наблюдается огромный разброс впечатлений, мнений, толкований (обусловенных программными, иллюстративными   моментами)   и   только   исполнение   главной   интонации   помогало   услышать   и 4                                                                                                  Дайлид В.В. “пережить” основную эмоцию, почувствовать образ и идею этого произведения. Руководствуясь высказыванием   В.В.Медушевского   “в   интонации   спрятан   человек”,   можно   заметить,   что   в результате применения этой методики ученики станут точнее, дифференцированнее воспринимать “музыкального   героя”произведения:   ребёнок,   взрослый,   пожилой,   юноша,   девушка,   мужчина, женщина, один или несколько, их эмоциональное состояние, манеру поведения, характер. 1.2. ИНТОНАЦИОННЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ И ПРОЩАНИЯ НА УРОКЕ. Идея   пропевания   учителем   музыки   в   начале   урока   приветствия   “Добрый   день”   или “Здравствуйте” не нова. Ученикам, соответственно, нужно было повторить мелодию, пропетую учителем. Омузыкаленное приветствие проводилось с целью распевания (в удобной тесситуре, по звукам трезвучия, в поступенном восходящем или нисходящем движении и т.д.). произведений, Однако   хотелось,   чтобы   приветствия   и   прощания   были   более   художественными,   не выпадающими   из   музыкальной   ткани   урока   музыки,   как   урока   искусства.   Но   главное, приветствия   и   прощания   могут   систематически   включать   в   музыкальный   диалог   учителя   с классом интонации из классических   тем   самым   акцентируя   их   в интонационном словаре учащихся. Таким образом, приветствия и прощания пелись на интонации из тех произведений, которые звучали на прошлых уроках, что сразу создавало определённую эмоциональную   атмосферу,   напоминая   наиболее   яркие   моменты   предыдущих   уроков.   Слова подбирались импровизационно, исходя из протяжённости музыкальной фразы, её ритма и метра. После музыкального приветствия учитель обязательно спрашивал учащихся: мелодия из какого произведения   прозвучала,   кто   его   автор,   когда   мы   его   слушали.   По   мере   накопления интонационно­слухового   “багажа”   можно   усложнить   задание,   стимулируя   ребят   не   только повторять то, что пропел учитель, но и продолжать начатую им мелодию.  Аналогичным образом можно   сделать   прощание   в   конце   урока.   Только   желательно   петь   его   на   интонацию   из произведения, только что прослушанного или разученного на уроке.  Этот метод позволяет буквально с первого мгновения урока активизировать музыкально­ интонационный словарь, акцентируя в нём шедевры музыкального искусства. В конце же урока эта методика позволяла сконцентрировать внимание учащихся на кульминационном произведении урока и унести с собой не только общее впечатление об этом произведении, но и его главную интонацию. 2. СВЯЗЬ. Второй блок методов направлен на формирование связей и отношений между отдельными   музыкальными   впечатлениями   учащихся,   который   заключается   в   том,   что   любое (известное или неизвестное) ребятам произведение появлялось на уроке не как самостоятельное, отдельное, а обязательно в связи , диалоге с другими произведениями этого же композитора, жанра, стиля, по образному строю и драматургии. 2.1. ИНТОНАЦИОННАЯ ЦЕПОЧКА. Эта методика проводится в игровой форме: учитель поёт любую мелодию из классического произведения.   Один   из   учеников   поёт   в   ответ   другую   мелодию,   которая   у   него   каким­либо образом ассоциировалась с предложенной   учителем. После этого все остальные учащиеся пытаются найти связи между этими двумя мелодиями, причём сравнивать их можно по любым характеристикам ­ от названия, образа, до похожих интервалов, движений мелодии, особенностей 5                                                                                                  Дайлид В.В. ритма   и   т.д.   Следующий   ученик   должен   был   спеть   новую   мелодию,   но   похожую   чем­то   на предыдущую, а все остальные снова сравнивали их между собой. В процессе игры учитывалось, сколько   вариантов   сравнений   предложил   каждый   ученик,   но   особенно   ценными   признавались связи, установленные на уровне интонации в узком и широком её смыслах. Так как исполнялись мелодии без слов, то ученики постоянно наблюдали, что музыкальные произведения   взаимосвязаны   между   собой   не   на   вербальном,   а   в   первую   очередь,   на интонационном  уровне. Это задание может быть и срезовым, потому что позволяет заметить, какие   произведения   чаще   всплывают   в   интонационном   словаре   учащихся   (народные, классические, детские или эстрадные), какие классические произведения, выученные на уроках, больше всего запоминаются детям, каким родам музыки ­ вокальному  или инструментальному ­ дети отдают предпочтение и насколько свободно учащиеся начальных классов поют мелодии без слов,   какого   уровня   и   качества   были   связи,   установленные   учениками   между   каждой   парой интонаций и т.д. 3.   ТВОРЧЕСТВО.   В   этом   блоке   опишу   несколько   методов,   направленных   на   развитие воображения, фантазии, интуиции учащихся, опирающихся на более глубокое постижение языка интонаций музыкального искусства. 3.1.   СОЧИНЕНИЕ   ПОЭТИЧЕСКОГО   ТЕКСТА   К   МЕЛОДИЯМ   ПЕСЕН,   РОМАНСОВ КОМПОЗИТОРОВ­КЛАССИКОВ. В этом методе ученикам можно предложить  сочинить слова  к мелодиям  из  вокальных произведений.  Этапы выполнения этой методики следующие:  сначала мы выучивали  с детьми мелодию этого сочинения (без слов), затем определяли её образное содержание ­ о чём она, какой человек в ней выражен, какое у него настроение, каковы его жизненные обстоятельства, что и как он мог бы сказать нам. После этого предлагалось сочинить поэтический текст, подходящий по смыслу, ритму и стилю к этой мелодии. Выполнение этого задания заставляет учащихся глубже вслушиваться   в   музыку   и   слышать   её   “героя”,   моделировать   его   жизненные   обстоятельства, ситуацию.   Но   следует   отметить,   что   все   описанные   выше   методики,   задания   могут   быть выполнены  учащимися,   если  их   мышление   развивается   в  опоре  на  интонационный  подход,  на основе   которого   удаётся   преподавать   музыку,   как   специфическое   интонационно­образное искусство, одновременно устанавливая  связи между отдельными  её явлениями, а также связи между   музыкой   и   другими   искусствами,   жизненным   опытом   самого   ребёнка,   развивать   его творчество, фантазию, интуицию в процессе формирования музыкального мышления, адекватного интонационной природе музыки. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ. В музыкальные игры можно играть в различных условиях: на уроке, на перемене, на внеклассном мероприятии, в домашнем празднике, на отдыхе и т.д. Особенность этих игр заключается в том, что организовать их может любой человек, независимо от того, есть у него музыкальное образование или нет. Главное, чтобы   было   «чутье»   в   проведении   интересных   форм   досуга   с   детьми.   Игровая методика   провоцирует   создание   и   развитие   другого   стиля     взаимоотношений   с детьми, более естественного, творческого, органичного для детского возраста. 4. 4.1 ОБЩИЕ ФОРМЫ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ 4.1.1. Представление команд. 6                                                                                                  Дайлид В.В. Это задание обычно проводится перед началом викторин, конкурсов, соревнований по искусству. Ученики   делятся   на   три­четыре   команды   (принципы   разделения   описаны   в   задании).   В соответствии с темой урока, внеклассного мероприятия команды  придумывают демонстрируют следующее: а) оригинальное название своей команды; б) свой музыкальный эпиграф (фраза или куплет из любимой песни) или гимн  (переделанные слова песни в соответствии с названием); в) придумать и нарисовать свою эмблему или герб; г) если есть время, то можно попытаться все это объединить в единое драматическое  действие, по примеру приветствия в КВНе или выступления агитбригады; д) показать все это другим командам. Оценивается качество исполнения, оригинальность названия, связь между эпиграфом, гимном,  названием и эмблемой.                                                 4.1.2.Кольцовка. Задается тема, связанная с искусством, например: назвать произведения искусства определенного  автора, стиля, эпохи. Или: все о художнике, поэте, композиторе, писателе и т.д. Каждая команда  должна назвать одно произведение или сказать какое­то конкретное сведение по выбранной теме.  Отвечают команды по очереди (по часовой или против часовой стрелки). Если в течение  оговоренного времени (5­30 секунд) команда не может придумать ответ, то она выбивает из игры.  Побеждает команда, которая ответила последней.  4.1.3. Аукцион.  Проводится по принципу работы аукционов. Так же как в кольцовке задается или выбирается  тема по искусству. Желающие ответить поднимают руку. Отвечают только по указанию ведущего. Кто последний ответил ­ тот победитель. Ведущий должен быть компетентным в данной области  искусства. 4.1.4. Разнобой.  Все делятся на команды. Задается тема по искусству. Каждая команда должна придумать 3­5  вопросов по этой теме (имеющих точный ответ) и задать их друг другу. Хотя эта игра  предполагает наличие точного вопроса и точного ответа, но можно договориться оценивать юмор  в ответе  команды, не знающий ответа. Дополнительно оцениваются команды, которые первые  придумали все вопросы, за самый интересный вопрос и т.д. Вопросы можно задавать по кругу (как в "кольцовке") или веером: одна команда задает вопросы всем командам, потом следующая  команда задает всем вопросы и т.д. Если команда не знает ответа, то право отвечать переходит к  следующей по кругу команде. Побеждает команда, набравшая больше всего баллов. 4.1.5 Викторина по искусству.  Детям показывается слайд, репродукция, играются или зачитываются фрагменты из хорошо  известных произведений. Нужно определить автора и название. Можно проводить в командах и  индивидуально, устно и письменно. 4.1.6. Загадка по искусству.  Ребятам показывают, зачитывают или играют не хорошо известные им произведения искусства, а  те, которые они видят или слышат в первый раз. Они должны попытаться по художественным  особенностям определить: а) автора; б) стиль; в)эпоху; 7                                                                                                  Дайлид В.В. г) национальную принадлежность;  д) жанр. 4.1.7.Связь между произведениями.  Демонстрируется любое произведение искусства или его характерный фрагмент. Нужно  подобрать к нему ряд близких по образу произведений: а) этого вида искусства; б) других видов искусств. 4.1.8. Экспертиза.  В серии из 3­5 произведений одного вида искусства или их фрагментов нужно определить порядковый номер произведения или его фрагмента: а) заранее оговоренного автора (остальные фрагменты или произведения ­ других авторов, но близкие по образу, характеру исполнения, стилю, названию и т.д.); б) другого автора, если все остальные произведения ­ одного автора. Выбранный номер произведения или фрагмента записывается или показываются на пальцах или  карточках. 4.1.9. Найди общее. Предлагаются фотографии 2­3 известных деятелей искусства. Необходимо найти общее в их  жизни, творчестве, биографиях. Возможные ответы: жили в одно время, представители одного  стиля, были знакомы с каким­то деятелем культуры и искусства и т.д. Проводится по типу  аукциона или кольцовки. 4.1.10. Стиль.   Предлагается не менее 3­х произведений (фрагментов) одного автора. Нужно выявить как можно  больше характеристик индивидуального стиля данного художника, в которых выражается его  неповторимое своеобразие. Форма проведения ­ аукцион, кольцовка и т.д. 4.1.11. Жанр.  Нужно назвать произведения одного вида искусства, написанные в каком­то определенном жанре.  Проводится в форме аукциона или кольцовки. Можно предлагать как произведения одного  автора, так и произведения разных авторов. 4.1.12. Элементарная эрудиция.  Предлагается по фотографиям, открыткам, репродукциям определить: а) известных писателей, поэтов, художников, актеров, музыкантов  и т.д.; б) музыкальные инструменты, жанры изобразительного искусства, стили архитектуры… 4.1.13. Название.  После демонстрации художественного произведения или его фрагмента предлагается придумать к нему название. Название должно быть образным, выражающим идею произведения. 4.1.14. Ассоциации.  Ученикам демонстрируются два близких по образу произведения одного вида искусства  (например, два портрета одного человека, выполненных разными художниками или два  музыкальных произведения разных авторов, имеющих одинаковое или близкое название и т.д.). К  каждому из них учащиеся подбирают ассоциативный ряд.  На следующем занятии эти ряды  зачитываются, а все угадывают ­ к какому произведению подобран тот или иной ряд ассоциаций  или же учащиеся пытаются восстановить по ассоциациям эти произведения. 8                                                                                                  Дайлид В.В. 4.2 ИГРЫ С ПЕСНЯМИ И ПЕНИЕМ 4.2.1 Аукцион песен Нужно вспомнить и исполнить один куплет песни, в которой есть то, что задано заранее:    название музыкального инструмента. Например: «Я играю на гармошке». мужские или женские имена времена года Обязательное условие – необходимо не назвать слова, а спеть. Оценивается качество исполнения и то, поет вся команда или несколько человек. 4.2.2 Вольный перевод иностранной песни Попробуйте   сделать   «вольный»   (то   есть   не   соответствующий   действительному)   перевод иностранной песни с часто повторяемым словом, например, «Макарена». При это не надо знать, как действительно переводится это слово. Представьте, что Макарена – это имя жены вождя племени   кукуруку   из   амазонской   сельвы;   название   курорта   на   озере   Титикака;   название футбольной   команды   из   Венесуэлы;   марка   автомобиля   бразильского   производства;   название слабоалкогольного напитка, изготавливаемого из молодых побегов кактуса  и т.д. Оценивается оригинальность идеи, художественная логика рассказа 4.2.3  Исполни по­разному Предлагается спеть одну и ту же песню:  с грустью;  темпераментно;  с иронией;  с юмором;  кокетливо;  наивно;   между прочим,   раскаиваясь,   мягко, как близкому другу и т.д. Оценивается разнообразие красок и исполнительских средств, эмоциональная насыщенность, способность к мгновенной перестройке нервных процессов, музыкальность. 4.2.4 Колыбельная песня Попробуйте исполнить веселую эстрадную песню тихо, убаюкивающе, в стиле колыбельной. Кто лучше? Оценивается качество и выразительность исполнения. 4.2.5.  Отгадай образ Каждой   группе   учащихся   из   3­х   человек   дается   по   одной   фотографии   или   репродукции   с изображением   человека.   Один   человек   из   команды   не   видит   фотографии.   Другие   участники своими   руками   и   пальцами   придают   его   телу   ту   же   позу,   жест,   мимику,   взгляд,   что   и   на репродукции. Этот человек должен стремиться максимально выполнять пожелания "скульптора" и   "режиссера".   Когда   поза   принята,   ему   предлагается   назвать   3­4   слова,   характеризующих внутреннее   состояние   его   персонажа.   Затем,   находясь   в   этой   позе,   он   должен   многократно повторять   эти   слова   с   соответствующей   интонацией,   доводя   произнесения   до   пения   своей мелодии. В конце все сравнивают репродукцию и получившийся персонаж. 9                                                                                                  Дайлид В.В. 4.2.6  Песней спрашиваем ­ отвечаем Две команды поочередно задают друг­другу вопросы строчками из песен. Другая команда должна ответить строчкой из другой песни. Например: «Куда уходит детство?» ­ «На тот большак, на перекресток». 4.2.7 Песня, которую знают все Есть   такие   песни,   которые   знает   и   любит   весь   мир.   Эти   песни   можно   услышать   в   самых отдаленных уголках земли в самом необычном исполнении. Покажите, как могли бы исполнить всемирно известную песню «Подмосковные вечера» (или любую другую) африканские аборигены, горцы Кавказа, индийские йоги, оленеводы Чукотки, индейцы племени апачи и т.д. Не забудьте, что песня везде исполняется на русском языке, но в национальной аранжировке. 4.3 ИГРЫ С ШУМОВЫМИ И МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ 4.3.1 Импровизация Принято   считать,   что   на   музыкальных   инструментах   могут   играть   лишь   те,   кто   долго   этому учился. Конечно, это так, но не совсем. Любой человек, если наберется смелости, может подойти, например, к пианино и, даже не зная нот, исполнить на нем пьесу­импровизацию. Поверьте в себя, сядьте за пианино и сыграйте произведение, которое могло бы называться «Заяц», «Медведь», «Волк», «Лев», «Слон» и т.д. Если желаете, можете предложить зрителям определит, кого сыграл импровизатор. Также можно попробовать сыграть импровизацию на баяне с таким названием: «Грусть в осенний вечер», «Боль одинокого сердца», «Страхи лесной ночи», «Плач о разбитой любви», «Тоска по ушедшей юности» и т.д. 4.3.2 Конкурс шумовых оркестров.  Группа   учеников   должна   придумать   наиболее   интересное   инструментальное   сопровождение   к музыкальному произведению из имеющегося набора шумовых и ударных инструментов. Возможно подключение учащихся ДМШ как концертмейстеров. 4.3.3 Определение музыкальных инструментов.  Звучит фрагмент из "Болеро" М.Равеля или из 7 симфонии Д.Шостаковича (тема нашествия). Ребята записывают, какие инструменты играют тему, после того как учитель называет порядковый номер проведения темы. 4.3.4 Шумовой оркестр Попробуйте   создать   шумовой   оркестр,   где   использовались   бы   только   бытовые   предметы   и исполнить песню «Во поле береза стояла». 5. ИГРЫ СО ЗВУКОМ ВЫСОТА ЗВУКА.  Определи, выше или ниже второй звук. ЗВУКИ В КОМНАТЕ, В КОРИДОРЕ И ЗА ОКНОМ.  В течение минуты слушаем звуки в комнате – и кто больше назовет или запишет на бумаге. Также слушаем и называем звуки в коридоре, за окном. Переключение внимания: слушаем в начале звуки за окном, потом по сигналу – в комнате, потом в коридоре, одновременно везде. 10                                                                                                  Дайлид В.В. ЗВУКИ И ВПЕЧАТЛЕНИЯ На   магнитофоне   записывается   серия   звуков.   Учащиеся   должны   рассказать   об   образах   и ассоциациях,   которые   возникли   у   них,   объединяя   их   в   один   сюжет.   Оценивается   логическая выстроенность, неожиданность иных связей, эмоциональная насыщенность, соответствие рассказа звуковой партитуре. ЗВУКОВОЙ ШИФР.  Игроки стоят спиной к водящему. Водящий воспроизводит 5­10 звуков, которые могут повторяться. Игроки должны повторить их в заданной последовательности. Победит тот, кто сделает это правильно и точно, окажется более внимательным. Возможен   вариант,   когда   играющие   фиксируют   звуки   специальными пиктограммами, а потом «расшифровывают» сообщение. КАНОН ПО КРУГУ Это упражнение развивает внимание, ощущение общего темпоритма, способность исполнять свою партию   одновременно   с   другими.   Проводится   следующим   образом:   все   садятся   по   кругу   и ведущий начинает делать какую­либо ритмическую фразу, используя щелчки, хлопки, шлепки, притопы и т.д. Следующие за ним участники начинают последовательно повторять его действия. Когда несколько участников уже повторят его ритмическую формулу, ведущий начинает новую, но в том же темпе. И опять его действия начинают последовательно повторять сидящие от него слева, в то время как первая фраза продолжает передвигаться по кругу. Ведущий опять меняет свою формулу и получается, что теперь одновременно звучит  несколько ритмических партий одновременно,   которые   исполняются   ведущим.   Могут   добавляться   и   несложные   голосовые импровизации. Нужно стараться соблюдать последовательность перехода партии от одного человека к другому. ЛИЛИПУТЫ И ВЕЛИКАНЫ.  Дети делятся на две группы. Одна группа – великаны, другая – лилипуты. Как говорят великаны – низко и медленно. А лилипуты? Быстро и высоко. Дети импровизируют диалог. – Здравствуйте, лилипуты. ­ Здравствуйте, великаны. ­ Как поживаете, лилипуты. ­ Хорошо, великаны. И т.д. "НОЧНАЯ ПРОГУЛКА" Дается ситуация, например: лесная поляна, детский сад, стройка и т.д. Кто­то начинает со звука, который представляет себе, второй воспроизводит этот звук и добавляет свой и т.д. ОЖИВШИЕ ВЕЩИ.  Продолжите   сказку.   «Когда   хозяева   летом   переехали   жить   на   дачу,   вещи   в   квартире   вдруг заскучали.   Первым   не   выдержал   стул:   «Ох,   как   надоела   эта   тишина»   ­   проскрипел   он…». Продолжите сказку, употребляя следующие свойства звуков: проворчал, зашелестел, звякнули, зарокотал, щелкнул, мерно отстукивал, гулко отозвался, пропела и т.д. УГАДАЙ, КТО МОЛЧАЛ.  Водящий   стоит   спиной   к   игрокам.   Они   читают   по   очереди   стихотворение   Л.   Кудрявской. Последний строчки произносит один игрок, меняя голос. Водящий должен узнать – кто произнес. Или последние строчки произносят все, кроме одного. Водящий должен угадать – кто молчал. ВОДЯЩИЙ: Кто стучится за окном? 11                                                                                                  Дайлид В.В. ВСЕ: Это дождь по траве. В.:     Кто шуршит за окном? ВСЕ: Ветер в мокрой листве. В.: Кто журчит за окном? ВСЕ:  В.:  Кто кричит за окном? ВСЕ: Стаи птиц у реки. В.: Кто молчит за окном? ВСЕ: За окном не молчат, а стучат, и шуршат, Ручейки, ручейки. И журчат, и кричат. ИГРОК: Можно отвечать не словами, а имитацией звуков. Только я  и молчу – всех послушать хочу. УГАДАЙ ПОРЯДОК.  Водящий стоит спиной к игрокам. Они по очереди поют по одной строчке любую песню. Водящий должен назвать игроков по голосам и назвать их имена по порядку. Желательно, чтобы в одном туре участвовало не более 5 человек. ШУМИТ, ПОЕТ, ИГРАЕТ.  Задача играющих определить шумовые, вокальные и инструментальные звуки.  Вариант   1.   Ведущий   называет   предметы   или   явления   природы,   а   участники   хором   отвечают. Например: лес – шумит, оркестр – играет, хор – поет. Можно заменять слова на условные звуки: лес – ш­ш­ш; оркестр – трам­пам­пам; хор – ля­ля­ля. Вариант   2.   Все   стоят   в  кругу.   Игрок  называет   предмет   или   явление   природы   и   бросает   мяч другому   игроку,   тот   должен   поймать   мяч   и   ответить:   шумит,   поет   или   играет.   После   этого называет слово и передает мяч следующему. Кто не ответит, ошибется или уронит мяч – выбывает из игры. Вариант   3.   Водящий   бросает   мяч   поочередно   каждому   игроку   со   словами:   шумит,   поет   или играет. Игрок должен быстро ответить, поймав мяч и вернуть его водящему. Например: шумит – лес, поет – соловей,  играет – балалайка.  Повторяться запрещается. Тот, кто задерживается  с ответом, не отвечает или ошибается, выходит из игры. Победитель становится водящим. Вариант 4. На доске пишутся слова, а все считают, сколько шумит, сколько играет, а сколько поет. ШУМ – ТИШИНА.  Водящий   дает  сигнал  к  началу  игры  или  играет  на  инструменте.  Когда  он  произносит  слово «Тишина» или прекращает играть, все должны замереть и прекратить издавать звуки. Водящий может спросить любого игрока: «Что ты слышал в тишине? Расскажи скорее мне». Названный игрок перечисляет услышанные звуки. Если он услышал не все звуки – он выбывает. ЧТО Я ДЕЛАЮ СЕЙЧАС.  Водящий стоит спиной к игрокам. Игрок произносит: «Что я делаю сейчас?»  ­ и производит действие   (разворачивает   конфету,  листает  книгу,   прыгает,  передвигает   стул  и   т.д.).  Водящий должен угадать следующее:  какое действие совершалось;  кто сказал «Что я делаю сейчас?»; Возможен   вариант,   когда   несколько   человек   по   очереди   говорят   и   производят   действие,   а водящий угадывает их в последовательности. 12                                                                                                  Дайлид В.В. 6. ИГРЫ С ХЛОПКАМИ Игры с хлопками обладают удивительной энергетикой. И дети, и взрослые с удовольствием принимают   в   них   участие.   Принцип   проведения   этих   игр   прост:   все   выполняют   задание ведущего.   Кто   ошибается   или   хлопает   не   вовремя   –   выбывает.   Кто   остается   –   тот победитель. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ХЛОПОК  Звучит характерное музыкальное произведение. Нужно хлопком подчеркнуть музыку в наиболее акцентированном месте, например, "Итальянской польке" С.Рахманинова вторая доля во втором и в   четвертом   тактах.   Также   хорошо   подходят   следующие   произведения:   «Неаполитанская песенка», «Полька» из «Детского альбома» П.И. Чайковского, лезгинка, Рондо в турецком стиле В.А. Моцарта и др. ПУЛЬС ХЛОПКАМИ Ученики по очереди хлопают пульс той музыки, которую играет учитель. «СКОЛЬКО СТУЧУ – СТОЛЬКО МОЛЧУ» Нужно   безошибочно   прохлопать   следующую   последовательность   четвертными   долями:   один хлопок – пауза, два хлопка – две паузы, три хлопка – три паузы и т.д. до восьми. Если есть желание можно сделать то же самое в обратной последовательности. ОСТИНАТО.  Все   вместе   хлопают   остинатный   ритм.   Ведущий   играет   в   это   время   какую­нибудь   музыку. Возможен вариант, когда все этот ритм исполняют по одному хлопку по очереди.  КАНОН Все повторяют за ведущим ритм хлопками, отставая от него на 1 такт.   7. КОНКУРСЫ НА ЗНАНИЕ МУЗЫКИ ОПРЕДЕЛИ КОМПОЗИТОРА ПО НЕИЗВЕСТНОЙ МУЗЫКЕ УГАДАЙ КИНОФИЛЬМ По музыкальному фрагменту, песне нужно угадать кинофильм, в котором звучит эта музыка. УЗНАЙ ПО ВСТУПЛЕНИЮ Нужно   определить   музыкальное   произведение   по   прозвучавшему   вступлению   или   определить характер будущего произведения. 8. ИГРЫ С НОТАМИ АУКЦИОН НОТ.   Назвать слова, которые начинаются  с названия определенной ноты.  Назвать слова, в которых встречалась бы определенная нота.  Придумать предложение, каждое слово которого бы начиналось с предложенной ноты.  Спеть песню, которая начиналась бы с определенной ноты. СПРЯТАВШИЕСЯ НОТЫ Попробуйте составить предложение, в словах которого бы спряталась бы пять раз одна какая­ нибудь нота. Например: «Я и мой ДОг ДОбирались ДО ДОма под проливным ДОждем». Кто быстрее и интереснее? 13                                                                                                  Дайлид В.В. 8. РАЗЛИЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ ВРЕМЕНА ГОДА.  Выбери репродукцию, подходящую к фрагменту музыки Чайковского или Вивальди. КОНКУРС ДИРИЖЕРОВ  Продирижировать   известным   ребятам   музыкальным   произведением,   звучащим   в   записи   или   в исполнении учеников. Оценивается соответствие жеста характеру музыкального произведения, особенностям его развития, изменению динамики, кульминации и т.д. МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ Мелодекламация – это чтение стихов или художественной прозы в сопровождении музыки. Когда текст читается под музыку, это усиливает его воздействие на слушателей. Для мелодекламации принято специально подбирать тексты и музыку: для торжественных стихов нужна героическая музыка, для шуточного рассказа подойдет веселая мелодия. А что произойдет когда музыка и текст   не   совпадут   по   своим   характерам?   Попробуйте   проверить,   что   из   этого   получится. Прочтите   стихи   К.И.Чуковского   в   сопровождении   песенных   мелодий:   «Айболит»   ­   куплеты Тореодора, «Мойдодыр» ­ «Катюша», «Федорино горе» ­ «Пусть бегут неуклюже» и т.д. ОПРЕДЕЛИ ХАРАКТЕР МУЗЫКИ.  После звучания музыки все записывают прилагательные, подходящие к этой музыке. Одинаковые вычеркиваются. У кого больше остается – тот выиграл. РИСУЕМ МУЗЫКУ Звучит инструментальная музыка. Через некоторое время участники начинают рисовать образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у них с этой музыкой. Затем рисунки выставляются на импровизированной выставке и все по очереди рассказывают, что они хотели выразить. ФОНОГРАММА Нужно подобрать музыкальное произведение или последовательность музыкальных фрагментов к произведению   другого   вида   искусства,   соответствующих   предложенному   произведению ­стихотворению, картине, прозаическому произведению, скульптуре, архитектурному памятнику 9. ВЕСЕЛЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ БАЛ У МУХИ­ЦОКОТУХИ.  Представьте, что вы на балу у Мухи­Цокотухи. Как бы вы танцевали танец Кузнечика, Бабочки, Жука, Стрекозы и т.д. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ Всем известен матросский танец «Яблочко». В этом танце движения танцующих – это подражание морякам,   взбирающимся   по   реям,   вытягивающим   якорь,   озирающим   в   бинокль   водную   даль. «Яблочко» ­ это единственный танец, отражающий жизнь людей одной профессии – моряков. Попробуйте исправить эту несправедливость и придумайте танцы для людей, занятых в других профессиях: строителей, пожарников, сельскохозяйственных работников и т.д. Можно попросить другую команду угадать профессию, выраженную в танце. СЮЖЕТНЫЙ ТАНЕЦ.  Под соответствующую музыку сочините танец «Я потерял ключ», «Мне купили футбольный мяч», «Я разбил любимую мамину вазу», «Хирург в операционной», «Вор в чужой квартире»… 14                                                                                                  Дайлид В.В. ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ЛЕБЕДЕЙ Все знают это знаменитый номер из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Как и положено, в балете этот танец исполняется на носочках. Попробуйте повторить этот танец, только станцуйте его на пяточках, на внутренней стороне стопы, на внешней стороне стопы, на коленях. ТАНЦУЮЩИЕ РОБОТЫ Есть много мультфильмов и кинофильмов про роботов. В этих фильмах роботы ходят, бегают, летают и – почти постоянно – стреляют. Но, пожалуй, нет ни одного фильма, в котором роботы танцевали бы. Покажите, как они могли бы это сделать. Станцуйте, как роботы самые популярные танцы: вальс, танец утят, ламбаду, сиртаки и т.д. ТАНЦЫ ЗОЛУШЕК Золушка всегда любила  танцевать. Но свободного времени для этого у нее никогда не было. Поэтому   Золушке   приходилось   танцевать   в   то   время,   когда   она   выполняла   работу   по   дому. Покажите,   как   танцевала   Золушка   в   тот   момент,   когда   она   гладила   белье,   поливала   цветы, выбивала ковер, мыла посуду, вытирала пыль. В качестве музыкального сопровождения подойдет музыка из кинофильма или мультфильма про Золушку. ТАНЦЫ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ Всем знаком «Танец маленьких утят», в котором движения танцующих напоминают движения утенка,   открывающего   клювик,   машущего   крылышками   и   хвостиком.   Попробуйте   на   ту   же мелодию придумать танец с движениями других животных. Когда вы будете его исполнять, у вас может получиться танец маленьких котят, щенят, жеребят, поросят, обезьянок и т.д. ТАНЦЫ С НЕОБЫЧНЫМ ПРЕДМЕТОМ Есть   такой   «Танец   с   саблями»   из   балета   А.И.Хачатуряна   «Спартак».   Вообще,   танцевать   с различными   предметами   в   руках   –   очень   распространенная   традиция.   Обычно   танцуют   с зонтиком, платочком, тросточкой. Попробуйте станцевать с предметом, который не используется в танце. Придумайте и поставьте танец со шваброй, с табуреткой, с чайником, с мочалкой, с подушкой   и   т.д.   Музыку   к   танцу   подберите   самостоятельно   в   зависимости   от   того,   какой характер у танца: лирический, шуточный, трагический и т.д.

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"

Доклад "Формирование музыкального мышления младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2017