Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"
Оценка 4.7

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Оценка 4.7
Лекции
doc
музыка +1
Взрослым
29.11.2018
Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"
В докладе описаны цели: ознакомить педагогов с приёмами в работе с детьми с ОВЗ, в частности аутизмом, привлечь внимание к проблемам инклюзивного образования. Автор делится своим практическим опытом работы с детьми с особыми потребностями. Непонимание со стороны общества, предосудительное отношение, отсутствие мотивации к гуманитарной помощи – все эти проблемы являются преградой для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Часто и педагоги, и родители задают вопрос. Почему обычные дети в школе, мой ребенок должен учиться с инвалидами? Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни. «Особенный» ребенок, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Доклад Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ..doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СПАС­ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» Выступление на РМО учителей музыки на тему: «Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ» Подготовила  Учитель музыки      МОУ – «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» Касьянова Г.В. Спас­Заулок ­ 2018 год     Цель:  ознакомить   педагогов   с   приёмами   в   работе   с   детьми   с   ОВЗ,   в частности   аутизмом,   привлечь   внимание   к   проблемам   инклюзивного образования. Непонимание   со   стороны   общества,   предосудительное   отношение, отсутствие мотивации к гуманитарной помощи – все эти проблемы являются преградой для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Часто и педагоги, и родители задают вопрос. Почему обычные дети в школе, мой ребенок должен учиться с инвалидами?   Ребенок,   имеющий   инвалидность   ­   часть   и   член   общества,   он   хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.  «Особенный» ребенок, может быть так же способен и талантлив, как и его   сверстники,   не   имеющие   проблем   со   здоровьем,   но   обнаружить   свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Надо   отметить,   что   совместное   обучение   здоровых   детей   и   детей   с проблемами   в   развитии,   не   только   не   мешает,   а   наоборот   способствует разностороннему   развитию   личности   ребенка.     Во   время   общения   детей формируются   такие   качества,   взаимопомощь, сострадание. Как показала мировая практика. в классах с инклюзией здоровые дети учатся намного лучше, чем в обычных классах.    как   толерантность,      Педагоги и специалисты, совместными усилиями добиваются общей цели: помочь детям с особенностями в развитии адаптироваться в школе. Вместе   они   вырабатывают   индивидуальную   программу   развития   ребенка. Педагог   ставит   конкретные   образовательные   задачи,  а  психолог,   логопед, дефектолог,   опираясь   на   общие   закономерности   развития   детей   с   ОВЗ, помогает   решать   возникающие   проблемы.   В   процессе   наблюдения   за ребенком   воспитатель   или   учитель   могут   проконсультироваться   с специалистами по возникающим вопросам.  Большую   часть   времени   ребенок,   посещающий   образовательное учреждение,   находится   с   педагогом.   Поэтому   роль   учителя   и   всех специалистов (психолога, дефектолога, логопеда) в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по­настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не   безнадежным   делом.   Нам   не   добиться   снятия   диагноза,   но   мы   можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру. Конечно, чтобы добиться успехов, нужно терпеливо и целенаправленно, каждый день заниматься с детьми. Эта работа может продолжаться не один год. Очень часто,   педагоги совершают большую ошибку, когда стараются с первых дней обучения,   привлечь ребенка с ОВЗ на уроках или внеурочной деятельности в различную совместную работу. В основном, такие попытки кончаются   неудачами.   Педагогам   необходимо   помнить,   что   «обычный» ребенок  намного   быстрее  адаптируется   к  новым  условиям,  нежели   дитя  с ОВЗ. Взрослые должны научиться, не отчаиваться от неминуемых неудач и разочарований,   и   радоваться   малейшим,   самым   незначительным   на   первый взгляд успехам. Цель коррекционно­развивающей работы учителя – создание условий для всестороннего развития ребенка с аутизмом и другими категориями ОВЗ, для   обогащения   его   социального   опыта   и   гармоничного   включения   в коллектив сверстников.        Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации ребенка с ОВЗ  к школе состоит в том, чтобы «особый» ребенок был успешен не столько в обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми   участниками   образовательного   процесса:   учителями,   детьми, родителями. Учителя часто боятся устанавливать разные правила для разных детей. Они считают, что если сделают послабление одному ребенку, то остальные захотят   того   же.   Однако   особый   ребенок   тратит   огромные   усилия   на постижение того, что другим дано от рождения. Справедливо — это не значит одинаково.   Сами   дети   прекрасно   понимают   этот   принцип,   проблема   во взрослых.            Опыт работы учителя и специалиста показывает, что построение занятий   с   аутичными   детьми,   особенно   в   самом   начале,   имеет   ряд особенностей.   В   случае,   когда   нарушена   эмоциональная   связь   ребенка   с миром, признанные эффективными приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого индивидуального подхода. Прежде всего, перед тем как начать занятия,  психолог должен осознать ту   степень   ответственности,   которую   он   берет   на   себя.   Нельзя   начинать занятия, если нет уверенности, что они будут продолжаться долго. Ведь поиск контакта с таким ребенком всегда требует времени, а если возникшее хрупкое взаимодействие   будет   внезапно   прекращено,   это   станет   психологической травмой для ребенка и его семьи. Педагоги также должны оценить свои возможности: занятия с аутичным ребенком   потребуют   не   только   профессиональных   знаний   и   умений,   но   и больших затрат психической и физической энергии.  Расскажу немного о своей прошлой практической деятельности с детьми РДА.   С   детьми   с   ОВЗ   я   начала   работать   в   собесе   города   Уральска   ЗКО Республики Казахстан, в отделении социальной помощи детям – инвалидам. В мою группу входили дети с различными недугами, в том числе и аутисты. Затем, через 5 лет, меня пригласили в школу, в которой наравне с обычными классами, открыли  коррекционный класс с детьми с ЗПР. Надо отметить, что работая в социальной сфере, я приобрела бесценный опыт, который мне очень пригодился   в   дальнейшей   деятельности   в   качестве   психолога   и   учителя музыки в школе.   Начиная работу с аутичным ребенком, я понимала, что на занятиях с ним потребуются   больше   терпения,   интуиции   и   любви,   чем     на   занятиях   с обычными   детьми   и   детьми   с   другими   особенностями   развития.   С   самых первых занятий мне как бы приходилось раствориться в ребенке, старалась понять, что он чувствует, почему он что­то делает так, а не иначе.  Часто поведение аутичного ребенка может выглядеть лишенным смысла, хаотичным,   неадекватным,   но   это   лишь   на   первый   взгляд.   Когда   мне удавалось заглянуть внутрь ребенка, понять мир его чувств и переживаний, то наградой  для   меня  становилось,  то,  что   ребенок  начинает   смотреть   мне   в глаза, разрешает брать его за руки, отвечает на вопросы. Постепенно ребенок начинал   доверять   мне,   и   в   дальнейшем   я   становилась,   возможно,   ему настоящим  другом и смогла, надеюсь, помочь избавиться от некоторых из многочисленных страхов, постепенно вводила его в окружающий мир, и учила быть более самостоятельным. Работа   с   аутичным   ребенком   требует   постоянного   педагогического поиска, гибкости в применении различных методов коррекции, обучения и воспитания. У меня был составлен индивидуальный план занятий, но чаще всего   действовать   в   большинстве   случаев   приходилось   в   зависимости   от ситуации и желаний ребенка. На 1 этапе, когда   налаживается   контакт с ребенком,   я   не   настаивала   на   проведении   и   выполнения   конкретных упражнений, заданий и  игр. Всегда старалась быть более чуткой к  реакциям ребенка,   и   видела,   что   часто   он   сам   предлагает   мне   форму   возможного взаимодействия,   которая   в   этот   момент   для   него   наиболее   комфортна. Принимая   правила   игры,   предлагаемые   ребенком,   конечно,   не   забывала   о целях своей работы. По опыту знала, что через  некоторое время он увидит во мне союзника, товарища по играм, и будет доверять мне.  Занятие обязательно проходило в атмосфере доброжелательности, и с похвалой. Все, что происходило на занятии, сопровождалось эмоциональным комментарием ­ проговариванием всех действий и ситуаций.  Аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, но они   всегда   стремятся   выполнить   все   хорошо,   поэтому   на   первых   этапах работы подбираю такие задания, с которыми они обязательно справятся. Моя помощь и похвала помогали закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Даже   если   реакция   иногда   на   мои   слова   не   проявляются   внешне, доброжелательный   тон   и   слова   поддержки   создавали   положительную эмоциональную   атмосферу,   которая   со   временем   помогала   сделать взаимодействие с ребенком более эффективным. На   занятиях   старалась   сохранять   спокойствие,   никогда   не   ругала ребенка, даже, если поведение его во время занятия становится неадекватным и агрессивным, старалась понять, чего он хочет, и   помогала ему выйти из состояния дискомфорта.   В своей работе использовала  индивидуальный подход к ребенку ­ не боясь пробовать различные ситуации. Необходимо   выделить   некоторые   виды   методов   и   технологий, используемых мною на занятиях, как в прошлой деятельности, так и сейчас, работая   учителем   музыки   в   школе.   Так   как   я   прошла   курсы   повышения квалификации:   «Музыкальная   психокоррекция   детей   с   ОВЗ»,   в   Санкт­ Петербургском институте, поэтому, обязательно использую некоторые виды деятельности,   входящие   в     программу   занятий   музыкотерапии.   Занятия провожу как  индивидуально, так и в групповой форме. Музыкальная терапия  ­  это метод, использующий музыку в качестве средства   коррекции   эмоциональных   отклонений,   страхов,   двигательных   и речевых   расстройств,   отклонений   в   поведении,   при   коммуникативных затруднениях,   а   также   для   лечения   различных   соматических   и психосоматических    заболеваний.  В   последние   годы   заметно   вырос   интерес   специалистов   к   механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, и в   частности   детей   с   аутизмом.     Современная   специальная   психология   и педагогика   в   значительной   степени   ориентированы   на   использование   в коррекционной   работе   музыкотерапии   как   важного   средства   воспитания гармоничной   личности   ребенка   с   проблемами,   его   культурного   развития. Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты   рекомендуют   использовать   и   множество   активных   методов, приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:  метод изотерапии   игротерапия   психогимнастические этюды и упражнения  прием музицирования на детских шумовых и  русских   народных музыкальных инструментах  При   музыкальной   коррекции   детей   с   аутизмом   можно   успешно использовать   простые   действия,   имеющие   четкую   структуру   и подкрепляющиеся   положительными   перцептивными   впечатлениями.   Эти действия   могут   стимулировать   некоторые   когнитивные   процессы, необходимые для того, чтобы свести вместе разные «компоненты музыки», которые ребёнок соотносит друг с другом, например предметы, инструменты, звуки, движения и даже слова. Ему можно предложить также выбрать вид деятельности   и   способы,   с   помощью   которых   он   реализовал   бы   свои предпочтения. Слушание звуков подталкивает к тому, чтобы их производить, и таким образом мы приходим к активной методике, которая способствует раскрепощению ребёнка.  Сегодня   я   поделюсь   с   Вами   некоторыми   особенностями психокоррекционной работы с детьми этой категории в целом и музыкально­ коррекционных   занятий   в   частности.   Психокоррекционная   работа   может проводиться в двух формах: индивидуальной  и групповой.   Выбор формы проведения занятий зависит от многих факторов: возможностей специалиста, уровня   его   профессиональной   компетенции,   материально­технических условий, пожеланий родителей и пр. В любом случае, использование музыки как   одного   из   инструментов   психокоррекционной   работы,   дает   хороший коррекционный и развивающий эффект.  Для   большинства   детей  с   нарушениями   эмоционально­волевой   сферы именно музыка является сверхценным интересом и оказывается единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром в течение долгого времени. Причины заключаются в том, что музыка не требует участия речи, столь   трудной   для   большинства   детей   с   аутизмом,   а   также   музыка   –   это тропинка в мир чувств и эмоций, которые не чужды человеку с аутизмом. Музыкальная деятельность может служить такому ребёнку жизненно важной поддержкой и источником человеческого общения, средством выразить себя именно на доступном ему уровне Мой   собственный   опыт   показывает,   что   групповая   форма   проведения музыкально­коррекционных   занятий   расширяет   их   коррекционно­ развивающие возможности. Эти занятия играют важную роль в преодолении недостатков   развития,   вносят   положительные   изменения   в   общении   и социальном   поведении,   улучшают коммуникативное поведение детей с аутизмом.  В  более короткие сроки на них   происходит   приобретение   навыков   по   подражанию   сверстникам; появляется   возможность   включать   в   занятия   упражнения   на   гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.   развивают   волевые   усилия; Так же на занятиях применяю: игротерапию, куклотерапию, арт­терапию. Игра, чтение, рисование естественно объединяются и дополняют друг друга в психологической   коррекции   детского   аутизма.   Если   контакт   исходно устанавливается на основе чтения, то позже, по мере возможности, в занятия включаю и рисунок, и игра как проигрывание с игрушечными персонажами занимательного   для   ребенка   сюжета.   Такое   дополнение   позволяет конкретизировать впечатления от прочитанного в книге, закрепить их смысл в чувственных подробностях, разнообразить и эмоционально дифференцировать детали сюжета.  Разнообразно   организованное   занятие   позволяет   развернуть   мне взаимодействие, построить его более гибко и индивидуализировано. Нельзя забывать,   что   телесный   контакт,   а   также   упражнения   на   расслабление способствуют   снижению   уровня   тревожности   ребенка   и   очень   полезны     в работе с аутичными детьми. Я  использую и упражнения на расслабление,  и с этой же целью ­ пальчиковые игры. Сегодня я покажу отрывок из своего занятия музыкотерапии, в который входят:   упражнение для развития мелкой моторики, речевых и мимических движений и пение.  Тексты детских песен насыщены элементами звукоподражания и связаны с   доступными   и   понятными   образами,   персонажами,   которые   ребенок   в состоянии изобразить в звуках и движениях, дополнить шумовыми и темб­ ровыми красками с помощью детских музыкальных инструментов, развить в собственном интонационном творчестве.  Выразительные   движения   в   процессе   интонирования   способствуют развитию певческих навыков, связанных с артикуляцией, дикцией, дыханием, звукообразованием.  На   музыкально­коррекционных   занятиях   учитываются   вышеуказанные особенности развития детского голоса, индивидуальные возможности каждого ребенка и создается атмосфера наиболее благоприятная для включения детей в вокальную деятельность. На занятиях использую программу «Все друг другу рады». Вот несколько упражнений: «Утро настало» авт. неизв. Утро настало (руки скрещены на груди), Солнышко встало (руки подняли вверх, пальцы раздвинули «как  солнечные лучики»), Эй, братец Федя, Разбуди соседей (стучат кулачком о ладошку)! Вставай Большак (массируют большой палец)! Вставай Указка (массируют указательный палец)! Вставай Серёдка (массируют средний палец)! Вставай Сиротка (массируют безымянный палец)! И крошка Митрошка (массируют мизинец)! Привет, ладошка («скользящие» хлопки)! Все улыбнулись (указательными пальцами растягивают уголки губ в   стороны) И проснулись (руки опустили вниз). (Повторяют, массируя пальцы другой руки). 5. Песня «Прятки».  Слова И. Плакиды, музыка Т. Ломовой. М.п.: «Мы пришли домой, замёрзли, надо согреться, спрятали руки за  спину!». 1. Где же, где же наши ручки,  Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки – Нету наших ручек.  (Прячут руки за спину). Вот, вот наши ручки,  Во­от наши ручки,  Пляшут, пляшут наши ручки,  Пляшут наши ручки!  (Показывают руки, вращая кистями). 2. Где же, где же наши ножки,       Где же наши ножки?                   Где же, где же наши ножки —  Нету наших ножек. (Дети сидят, прикрыв колени ладонями) Вот, вот наши ножки,                Вот где наши ножки!  Пляшут, пляшут наши ножки,  Пляшут наши ножки. (Сидя, по очереди выставляют ногу «на каблучок»). 3. Где же, где же наши детки —      Где же наши детки?  Где же, где же наши детки —  Нету наших деток.  (Закрывают глаза ладошками).  Вот, вот наши детки,  Во­от наши детки!  Пляшут, пляшут наши детки,  Маленькие детки! (Открывают глаза, двумя руками показывая на детей, сидящих в кругу).  Социализация     средствами   музыкального   воспитания   является действенным   инструментом   в   образовательном   процессе   детей   с ограниченными возможностями здоровья, которое эмоционально, эстетически и морально окрашивает всю духовную жизнь детей.

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"

Доклад "Использование музыкотерапии для социализации детей с аутизмом и ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2018