В последние годы наблюдаются положительные тенденции по отношению к данной категории школьников. В настоящие время все больше и больше детей с ограниченными возможностями обучаются вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. Поэтому учителя школ столкнулись с новыми для себя трудностями, которые самостоятельно без участия психологов, логопедов, социальных работников решить не могут.
Гутара И.Н.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Терновская основная общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»
Деятельность учителя в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
В последние годы наблюдаются положительные тенденции по отношению
к данной категории школьников. В настоящие время все больше и больше
детей с ограниченными возможностями обучаются вместе со своими
нормально развивающимися сверстниками. Поэтому учителя
школ
столкнулись с новыми для себя трудностями, которые самостоятельно без
участия психологов, логопедов, социальных работников решить не могут.
Всем известно, что развитая речь служит одним из важнейших средств
активной деятельности человека, а для ученика – средством успешного
обучения в школе. Ограниченность речевого общения, затруднения речи
отрицательно влияют на формирование личности ребенка, вызывают
психические наслоения, специфические особенности эмоциональноволевой
сферы,
замкнутости,
развитию
способствуют
застенчивости,
нерешительности, чувства неполноценности. Поэтому ближайшим соратником
в работе с такими детьми в пределах общеобразовательной школы является
логопед, который должен выступать в роли равноправного партнера с
педагогом. Только такой тандем может привести к положительному
результату и реально помочь этим детям. Сотрудничество учителялогопеда и
учителя начальных классов не будет полноценным, если логопед, со своей
стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы по русскому языку
и чтению. С этой целью логопед обращается к учителям начальных классов с
просьбой познакомить его с действующими в школе программами. Зная эти
особенности, логопед может сделать коррекционную работу доступной для
детей, обучающихся по разным программам, выработать единые требования к
ученику со стороны учителя начальных классов и учителялогопеда.Необходимым условием успешности обучения и социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья является взаимодействие учителя,
логопеда и родителей, окружающих ребенка. Такое сотрудничество позволяет
учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Для
усиления эффективности развития детей данной группы педагоги и родители
должны действовать в одном направлении, выполнять общие задачи,
согласовывать свои действия, а это значит, что педагоги должен вести
просветительскую работу с родителями данной категории детей. Интеграция
логопедической работы и учебновоспитательного процесса должна
заключатся в том, чтобы логопед помог устранить речевые дефекты и развить
речь ребенка с трудностями в обучении до такого уровня, на котором он бы
смог более успешно обучаться в школе, а учитель, в свою очередь, продолжил
речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки.
Неотъемлемой частью сотрудничества учителя и логопеда является
взаимопосещение уроков и занятий. Учитель начальных классов с помощью
логопеда на уроке и во внеурочное время осуществляет контроль за
правильной речью детей данной группы, участвует в формировании у них
самоконтроля, помогает ребенку формулировать ответы на уроках и
организует речевое общение со сверстниками. У логопеда и учителя
появляется возможность осуществлять двусторонний индивидуальный подход
на фоне коллективной деятельности, что способствует наиболее легкой
адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социуме.
Таким образом, учителю и логопеду удается обеспечивать выполнение, как
общеобразовательных, так и специфических коррекционных задач. Мы хотели
бы закончить нашу работу словами великого педагога В.А. Сухомлинского: «
от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающий
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»