Доклад "Критическое мышление"
Оценка 5

Доклад "Критическое мышление"

Оценка 5
Научные работы
doc
русская литература
Взрослым
26.10.2017
Доклад "Критическое мышление"
Критическое мышление — это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении». Источник: http://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/kriticheskoe-myshlenie.html Мозгиус - журнал о головном мозге.
Критическое мышление.doc
Использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы. Прежде   чем   приступить   к   рассмотрению   приемов   и   методов   технологии   критического мышления я хочу ответить на вопрос: «Что  такое  критическое мышление и почему оно занимает ключевую   позицию   в   современной   жизни?».   Критическое   мышление   (КМ)   есть   мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития   критического   мышления   через   чтение   и   письмо   (ТРКМЧП)   –представляет   собой совокупность   разнообразных   методов   и   приемов,   направленных   на   то,   чтобы   заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. ТРКМЧП дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Три фазы технологии РКМЧП I фаза Вызов  (пробуждение: имеющихся знаний; интереса к получению  новой информации) II фаза Реализация смысла (получение новой  информации) III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового  знания)                                                                                          Рис.1. Технологические этапы А сейчас я хочу поделиться своими наработками исследования методов и приемов критического мышления на уроках литературного чтения с текстами художественного произведения, которые помогают глубже понимать прочитанное, формируют активную личность, эстетическое развитие, культуру   речи.   Критически   мыслящий   учащийся   умеет   эффективно   взаимодействовать   с информационными пространствами. И   так,   первый   прием,   или   фаза   –   это   кластер   «гроздь».   На   фазе   Вызова,   это:   рассказ   по ключевым   словам,   по   заголовку,   графическая   систематизация   материала   (кластеры,   таблицы), верные и неверные утверждения. Все высказывания располагаются в определенном порядке, в виде грозди. Работа с кластером «гроздью» очень проста и доступна всем детям. 1 Наша   тема   урока   –   это   центр   (т.е   «гроздь»)   и   от   этого   центра   отходят   лучи   –   крупные смысловые единицы, т.е. термины, понятия. Данный  прием я использую на всех этапах урока. С большим удовольствием мои ученики используют этот прием, используют кластеры. Приведу прием кластера, который использую на уроке литературы, при изучении темы: А.Н.Островский. Пьеса «Гроза»  (Наша тема) А.Н.Островский «Гроза» «Гроза» ДОМОСТРОЙ ГРОЗА (явление природы) КАБАНИХА КАТЕРИНА ДИКОЙ ТИХОН КУДРЯШ БОРИС Рис.2  Пример кластера                   СТРАХ Как   работать   с   «гроздьями»   ­ советы. ПРОТЕСТ  Посмотрите на текст, с которым будете работать, оцените текст.  Нужно ли разбивать на «грозди».  Можно   ли   выделить   большие   и   малые   смысловые   единицы   (это   могут   быть   вопросы, ключевые слова по всему тексту).  Озвучьте «грозди» ­ т.е. смысловые единицы.  Установите связь между «гроздью» и «веточками» кластера и объясните возникшие связи 2 Вторая   фаза   –   реализация   смысла   (или   осмысление).   Стадия   осмысления   помогает воспринимать   изучаемый   материал   и   переходить   от   знания   «старого»   к     «новому».   Здесь   я использую методы активного чтения: «Чтение с остановками» и «Чтение с разметкой». Метод «Чтение с остановками» ­ выглядит так:  Обсуждение названия произведения.  Почему рассказ построен именно так?  Как будут развиваться события дальше? После нескольких остановок я использую прием «Дерево предсказаний», который провожу по группам. Дети с удовольствием работают по этому приему. На стрелочках, т.е. линиях соединения – ребята записывают объяснения своим версиям. I группа – I в Ствол дерева 1.Что будет дальше? 2.Чем закончится  рассказ? 3.Что может произойти  в рассказе с таким  названием? III группа – IIIв II  группа – II в  Рис. 3 Дерево предсказаний Для стимулирования внимательного чтения я использую метод «Чтение с разметкой». Всего отводится 10 – 15 минут, чтение индивидуальное. Здесь можно использовать прием «Инсерт». Как работать по приему  «Инсерт». Я раздаю карточки с автобиографией писателя, поэта. Прочитать текст и сделать пометки значками. Эти значки дети ставят по ходу чтения на полях. «» ­ уже знал                          «­» ­ думал по другому «+» ­ новое для меня               «?» ­ не понял, есть вопросы 3 После   окончания   работы   с   текстом   я   предлагаю   ребятам   написать   небольшое   «эссе» (маленькое сочинение), в котором ребята в свободной форме выражают свои мысли по данной теме. Суть   этого   метода   не   только   в   том,   чтобы   выразить   свои   мысли   в   письменной   форме,   но   и поделиться с другими. Нельзя оценивать эти «эссе» с точки грамотности, их нужно рассматривать, как способы развития мышления и формирования культуры чтения. Третья фаза – фаза рефлексии (размышление). На стадии рефлексии (размышление) идут не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Итоговая рефлексия может стать выходом на новое знание: исследование, эссе (размышление в письменной форме). Этот прием я успешно применяю на всех уроках. Большое   значение   в   технологии   развития   критического   мышления   через   чтение   и   письмо отводится   приемам   ТРКМ   на   формирование   навыков   работы   с   художественным   текстом   и развитием мыслительной деятельности обучающихся. Мысль остается живой, только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Формирование КМ предполагает создание базового отношения   к   себе   и   миру,   подразумевающего   вариативную,   самостоятельную,   осмысленную позицию.   Эта   позиция   повышает   надежность   образования   потому,   что   становится   осознанным, рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. На любой из трех фаз урока я использую один из простых приемов: это – Таблица «тонких»  и «толстых»   вопросов».   На   фазе   Вызова   ­   задаю   вопросы,   на   которые   мои   ученики   хотели   бы получить ответы при изучении темы. На фазе Осмысления – этот прием служит для фиксации вопросов по ходу чтения. На фазе Рефлексии – служит для понимания пройденного. А сама таблица «тонких»   и «толстых» вопросов» выглядит так: в левой части таблицы – простые «тонкие» вопросы, в правой части – «толстые» вопросы, т.е. сложные,  которые требуют от учащихся полных ответов. Вопросами по теме: А.М. Горький «Старуха Изергиль»  могут быть такие:  Кто будет героем произведения?  К какому жанру относится произведение?  Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? Есть   множество   вопросов   по   каждой   фазе   урока,   но   нет   смысла   их   перечислять.   Ведь критическое   мышление   –   это   система   мыслительных   стратегий   и   коммуникативных   качеств, 4 позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы РКМ дают возможность:  Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;  Повышать познавательное отношение к прочитанному;  Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера. Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру. Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов: 1) Изменила отношение детей к уроку литературы. 2) Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.  3) Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности. 4) Создаю   атмосферу   доверия,   сотрудничества   в   системе   „преподаватель–   учащийся­ группа”. 5) Вырабатываю   осознанное   отношение   к   индивидуальной,   групповой   и   коллективной деятельности.                     Список используемой литературы. 1. 2. С.И.Заир – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке:  Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004. И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие  для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003. 5 3. 4. 5. Н.Б.Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998. 6

Доклад "Критическое мышление"

Доклад "Критическое мышление"

Доклад "Критическое мышление"

Доклад "Критическое мышление"

Доклад "Критическое мышление"

Доклад "Критическое мышление"

Доклад "Критическое мышление"

Доклад "Критическое мышление"

Доклад "Критическое мышление"

Доклад "Критическое мышление"

Доклад "Критическое мышление"

Доклад "Критическое мышление"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2017