Критическое мышление — это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».
Источник: http://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/kriticheskoe-myshlenie.html Мозгиус - журнал о головном мозге.
Критическое мышление.doc
Использование некоторых методов и приемов
технологии развития критического мышления
на уроках литературы.
Прежде чем приступить к рассмотрению приемов и методов технологии критического
мышления я хочу ответить на вопрос: «Что такое критическое мышление и почему оно занимает
ключевую позицию в современной жизни?». Критическое мышление (КМ) есть мышление
самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология
развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) –представляет собой
совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать
ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже
имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец,
помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. ТРКМЧП дает возможность
личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум,
индивидуальность.
Три фазы
технологии
РКМЧП
I фаза
Вызов (пробуждение:
имеющихся знаний;
интереса к получению
новой информации)
II фаза
Реализация смысла
(получение новой
информации)
III фаза
Рефлексия
(осмысление,
рождение нового
знания)
Рис.1. Технологические этапы
А сейчас я хочу поделиться своими наработками исследования методов и приемов критического
мышления на уроках литературного чтения с текстами художественного произведения, которые
помогают глубже понимать прочитанное, формируют активную личность, эстетическое развитие,
культуру речи. Критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с
информационными пространствами.
И так, первый прием, или фаза – это кластер «гроздь». На фазе Вызова, это: рассказ по
ключевым словам, по заголовку, графическая систематизация материала (кластеры, таблицы),
верные и неверные утверждения. Все высказывания располагаются в определенном порядке, в виде
грозди. Работа с кластером «гроздью» очень проста и доступна всем детям.
1 Наша тема урока – это центр (т.е «гроздь») и от этого центра отходят лучи – крупные
смысловые единицы, т.е. термины, понятия. Данный прием я использую на всех этапах урока.
С большим удовольствием мои ученики используют этот прием, используют кластеры. Приведу
прием кластера, который использую на уроке литературы, при изучении темы: А.Н.Островский.
Пьеса «Гроза»
(Наша тема)
А.Н.Островский
«Гроза»
«Гроза»
ДОМОСТРОЙ
ГРОЗА
(явление природы)
КАБАНИХА
КАТЕРИНА
ДИКОЙ
ТИХОН
КУДРЯШ
БОРИС
Рис.2 Пример кластера
СТРАХ
Как работать с «гроздьями»
советы.
ПРОТЕСТ
Посмотрите на текст, с которым будете работать, оцените текст.
Нужно ли разбивать на «грозди».
Можно ли выделить большие и малые смысловые единицы (это могут быть вопросы,
ключевые слова по всему тексту).
Озвучьте «грозди» т.е. смысловые единицы.
Установите связь между «гроздью» и «веточками» кластера и объясните возникшие связи
2 Вторая фаза – реализация смысла (или осмысление). Стадия осмысления помогает
воспринимать изучаемый материал и переходить от знания «старого» к «новому». Здесь я
использую методы активного чтения: «Чтение с остановками» и «Чтение с разметкой».
Метод «Чтение с остановками» выглядит так:
Обсуждение названия произведения.
Почему рассказ построен именно так?
Как будут развиваться события дальше?
После нескольких остановок я использую прием «Дерево предсказаний», который провожу по
группам. Дети с удовольствием работают по этому приему. На стрелочках, т.е. линиях соединения
– ребята записывают объяснения своим версиям.
I группа – I в
Ствол дерева
1.Что будет дальше?
2.Чем закончится
рассказ?
3.Что может произойти
в рассказе с таким
названием?
III группа – IIIв
II группа – II в
Рис. 3 Дерево предсказаний
Для стимулирования внимательного чтения я использую метод «Чтение с разметкой».
Всего отводится 10 – 15 минут, чтение индивидуальное. Здесь можно использовать прием
«Инсерт». Как работать по приему «Инсерт». Я раздаю карточки с автобиографией писателя,
поэта. Прочитать текст и сделать пометки значками. Эти значки дети ставят по ходу чтения на
полях.
«» уже знал «» думал по другому
«+» новое для меня «?» не понял, есть вопросы
3 После окончания работы с текстом я предлагаю ребятам написать небольшое «эссе»
(маленькое сочинение), в котором ребята в свободной форме выражают свои мысли по данной теме.
Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и
поделиться с другими. Нельзя оценивать эти «эссе» с точки грамотности, их нужно рассматривать,
как способы развития мышления и формирования культуры чтения.
Третья фаза – фаза рефлексии (размышление). На стадии рефлексии (размышление) идут не
только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Итоговая рефлексия может
стать выходом на новое знание: исследование, эссе (размышление в письменной форме). Этот прием
я успешно применяю на всех уроках.
Большое значение в технологии развития критического мышления через чтение и письмо
отводится приемам ТРКМ на формирование навыков работы с художественным текстом и
развитием мыслительной деятельности обучающихся. Мысль остается живой, только при условии,
что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Формирование КМ предполагает создание базового
отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную
позицию. Эта позиция повышает надежность образования потому, что становится осознанным,
рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
На любой из трех фаз урока я использую один из простых приемов: это – Таблица «тонких» и
«толстых» вопросов». На фазе Вызова задаю вопросы, на которые мои ученики хотели бы
получить ответы при изучении темы. На фазе Осмысления – этот прием служит для фиксации
вопросов по ходу чтения. На фазе Рефлексии – служит для понимания пройденного.
А сама таблица «тонких» и «толстых» вопросов» выглядит так: в левой части таблицы –
простые «тонкие» вопросы, в правой части – «толстые» вопросы, т.е. сложные, которые требуют от
учащихся полных ответов.
Вопросами по теме: А.М. Горький «Старуха Изергиль» могут быть такие:
Кто будет героем произведения?
К какому жанру относится произведение?
Какие чувства вызвал у вас этот отрывок?
Есть множество вопросов по каждой фазе урока, но нет смысла их перечислять. Ведь
критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств,
4 позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все
методы и приемы РКМ дают возможность:
Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
Повышать познавательное отношение к прочитанному;
Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.
Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать
коммуникативную культуру.
Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через
чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:
1) Изменила отношение детей к уроку литературы.
2) Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в
ходе работы над художественным текстом.
3) Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности.
4) Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „преподаватель– учащийся
группа”.
5) Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной
деятельности.
Список используемой литературы.
1.
2.
С.И.Заир – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке:
Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.
И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие
для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.
5 3.
4.
5.
Н.Б.Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.
Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.
6
Доклад "Критическое мышление"
Доклад "Критическое мышление"
Доклад "Критическое мышление"
Доклад "Критическое мышление"
Доклад "Критическое мышление"
Доклад "Критическое мышление"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.