В данном материале говорится о том, что особое внимание должно быть сосредоточено на создании особых условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях необходимо создавать оптимальные условия для развития личности каждого ребенка.
Учащиеся с ОВЗ.docx
Согласно Федеральным государственным требованиям и Федеральным
государственным образовательным стандартам Российская система образования
отказывается от традиционного представления образовательных результатов
воспитанников и учащихся в виде знаний, умений и навыков и ориентируется на
формирование у детей базовых компетентностей и обеспечение
самоопределения в нравственной, интеллектуальной, коммуникативной,
в развитии
гражданскоправовой,
индивидуальности каждого воспитанника, ученика, воспитание его как субъекта
трудовой сферах деятельности,
социализации, готового к продуктивному социальному взаимодействию.
На современном этапе развития образования в Российской Федерации
подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании
условий для полноценного включения в образовательное пространство и
успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья».
Поэтому, в образовательном учреждении необходимо создать оптимальные
условия для развития личности каждого ребёнка, раскрывающие его внутренние
организовать коррекционноразвивающую,
возможности и резервы,
реабилитационную и здоровьесберегающую среду, обеспечивающую частичное
восстановление и сохранение физического и психического здоровья,
необходимого для продолжения обучения.
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует статус
«ребенок с ограниченными возможностями здоровья» так: «обучающийся с
ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее
недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психологомедикопедагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в
группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях 2
обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения;
специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических
средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других
условиях.
В основном, это дети с тяжелыми нарушениями речи; значительными
нарушениями слуха, зрения и опорнодвигательного аппарата; задержкой
психического развития и умственной отсталостью.
Следует обратить особое внимание, что статус «ребенок с ОВЗ»
устанавливается психологомедикопедагогической комиссией (ПМПК).
Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка
наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого
педагогической помощи.
Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?
Данная группа детей имеет значительные преимущества, находясь в
системе образования:
1. право на бесплатные коррекционноразвивающие занятия с логопедом,
психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны
учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально
ориентированную систему оценивания;
3. по окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи
государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен)
или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4. право на бесплатное 2х разовое питание в школе;
5. к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на
протяжении всего периода обучения.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и
неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их 3
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование
рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не
только в области образования, но и в области демографического и социально
экономического развития Российской Федерации.
Особенности аттестация обучающихся с ОВЗ
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:
мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части
учебного плана;
административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной
части учебного плана;
мониторинг уровня развития учащихся (совместно с социально
психологической службой)
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают общее
образование по адаптированным основным общеобразовательным программам в
образовательных организациях, в которых создаются специальные условия (ч. 2
ст. 79 Федерального закона № 273ФЗ). Прием на обучение по адаптированной
основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия
родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого
медикопедагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273ФЗ).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том
числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015. 4
Статья 58 Федерального закона № 273ФЗ не содержит особых положений
относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с
ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации
устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.
Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами
Федерального закона № 273ФЗ позволяют утверждать, что обучение по
адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как
индивидуальный образовательный маршрут учащегося,
имеющий ряд
особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с
ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований
к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным
программам.
Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение
учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной
аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера
ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы.
Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте
учащегося, имеющего, например, нарушения опорнодвигательного аппарата,
особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной
невозможности посещения образовательной организации, сложностей в
организации домашнего обучения в этот период и т.д.
В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные
программы вообще не предполагают повторного обучения, например,
программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение
которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство
не является документом об образовании и не подтверждает освоение
образовательной программы основного общего или среднего общего образования
(ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273ФЗ). 5
Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ
Выпускники IX классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат
государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) – это может быть основной
государственный экзамен (ОГЭ) либо государственный выпускной экзамен
(ГВЭ).
Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с
ограниченными возможностями здоровья.
Условия организации и проведения ГИА для учащихся с ОВЗ определяются с
учетом особенностей психофизического развития,
возможностей и состояния здоровья выпускников.
индивидуальных
Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускник с ОВЗ
при подаче заявления на участие в ГИА должен предоставить один из
следующих документов (оригинал или ксерокопию):
заключение психологомедикопедагогической комиссии;
справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданной
федеральным государственным учреждением медикосоциальной
экспертизы.
Материальнотехнические условия проведения экзамена должны учитывать
индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ, детейинвалидов, инвалидов
и обеспечивать им возможность беспрепятственного доступа и пребывания в
аудиториях, туалетных и других помещениях.
В помещениях должны быть пандусы, поручни, расширенные дверные
проемы, лифты, специальные кресла и другие приспособления. При отсутствии
лифтов аудитория располагается на первом этаже.
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие
участникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных
особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать
задание, принять лекарство. 6
Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими
средствами с учетом их индивидуальных особенностей.
Особенности организации экзаменов
Для глухих и слабослышащих обучающихся:
аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей
аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
при необходимости привлекается ассистентсурдопереводчик;
по желанию экзамены по всем учебным предметам могут проводиться в
письменной форме.
Для слепых обучающихся:
экзаменационные материалы оформляются рельефноточечным шрифтом
Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью
компьютера;
письменная экзаменационная работа выполняется рельефноточечным
шрифтом Брайля или на компьютере;
предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей
для оформления ответов рельефноточечным шрифтом Брайля, компьютер;
ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.
Для слабовидящих обучающихся:
экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере;
в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие
увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не
менее 300 люкс.
Для лиц с нарушениями опорнодвигательного аппарата
нарушениями двигательных функций верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным
(с тяжелыми
программным обеспечением;
по желанию ГВЭ по всем учебным предметам проводится в устной форме. 7
Во время проведения экзамена для участников организуются питание и
перерывы для проведения необходимых медикопрофилактических процедур.
Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности
прийти в ППЭ, экзамен организуется на дому.
Общеизвестно, что человек — существо социальное. От того, как
формируется социум, как в нем воспринимается человек с ограниченными
возможностями, как он вписывается в общество и какое место в нем занимает,
зависит ни много ни мало духовное состояние и здоровье самого общества. С
этой точки зрения успешное введение инклюзивного образования возможно лишь
в обществе, обладающем здоровой нравственной основой. Но процесс этот
взаимозависимый. Существование инклюзивного образования, в свою очередь,
укрепляет нравственное здоровье общества. В этом плане перед современной
Россией стоит немало проблем.
Единственный доступный всем нам способ сделать жизнь семей с особыми
детьми частью всего общества принять (не формально, а сердцем) идею
инклюзии – включения любых детей в общую жизнь.
Смысл школы (для любых детей) – не просто добиться освоения
материала, а научить существовать в обществе людей с разными способностями.
Потому что если бы смысл был только в освоении программы, то не то что
особым, а и половине обычных детей было бы лучше сидеть дома и учиться по
интернету. Но правильная школа, в которой инклюзивный подход к образованию
не спущен сверху, а является частью ее школьной установки без всяких
государственных предписаний, учит детей общаться, слушать одноклассников,
правильно выражать чувства, доверять другим людям, кроме мамы и папы,
делать чтото по очереди, сидеть на месте в автобусе и т.д. Все эти навыки
гораздо легче привить в обществе, потому что вне общества они и не нужны. 8
Литература
1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные
стратегические подходы к работе в интегративном классе/–М.: Прометей, 2005.
2.Бурлачук Л. Психодиагностика.–СанктПетербург : Питер, 2002.
3.Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психологомедико
педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении
проблем ребенка.–М.:Генезис, 2012.
4.Екжанова Е.А. Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М.2008.
5.Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной
технологии // Основные тенденции развития современного образования :
Материалы международной научнопрактической конференции –М.: ИТОиП
РАО, 2002.
6.Ковалева Т.М.О возможном соотношении системы развивающего обучения и
педагогики развития // Педагогика развития : замыслы, достижения,
возможности.Красноярск, 2002.
7.Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с
нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. –М.:
Национальный книжный центр,2013.
8.Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина,
Е.Н.Кутепова.–М.: МГППУ, 2013.
9.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностикоконсультативная деятельность
психолога образования.: Методическое пособие /Под общ.ред. М.М. Семаго. –
2е изд. –Москва : АйрисДидактика, 2006. 9
Доклад на МО "Учащиеся с ОВЗ"
Доклад на МО "Учащиеся с ОВЗ"
Доклад на МО "Учащиеся с ОВЗ"
Доклад на МО "Учащиеся с ОВЗ"
Доклад на МО "Учащиеся с ОВЗ"
Доклад на МО "Учащиеся с ОВЗ"
Доклад на МО "Учащиеся с ОВЗ"
Доклад на МО "Учащиеся с ОВЗ"
Доклад на МО "Учащиеся с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.