Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"
Оценка 4.8

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
классное руководство
3 кл
12.08.2018
Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"
Доклад на педагогическом совете по проблеме личностно ориентированного подхода в обучении, как способа повышения качества образования в начальных классах. В докладе представлен теоретический материал, а так же примеры из собственного учительского опыта, использованного как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
«Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования».doc
АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО­ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19» 141300,  г. Сергиев Посад, ул. Л.Булавина, д.6 Тел./факс: 8(496)542­93­09 e­mail:  [email protected]                        Доклад на педсовет  «Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования» Забродина С.А. Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19  Сергиев Посад «Технология личностно  ориентированного                                               обучения как средство повышения качства  образования»                                              “Школа – это тот социальный  институт,                      где каждый ребёнок должен раскрыться как  уникальная,                        неповторимая индивидуальность”. (И. С. Якиманская) 1. Личностно­ориентированное обучение.    О ЛОО говорить начали давно и многим всё, о чём мы будем говорить сегодня,  покажется далеко не ново. Кроме того, современная российская система  образования претерпевает сегодня целый ряд изменений. В качестве главного  результата модернизации образования рассматривается готовность и способность  молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за  собственную успешную жизнедеятельность.   Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач,  одними из которых являются:  1. Необходимо сместить акценты в методиках и технологиях образовательной  деятельности в сторону формирования оптимальных способов  самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них  практические навыки самообразования.  2. Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование,  исследовательская и экспериментальная деятельность).  3. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.  4. Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.  А одним из условий решения данных задач является вариативность и личностная  направленность общего образования.     Личностно­ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое  во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и  субъективность процесса учения. Основным принципом разработки личностно ориентированной системы  обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и  достаточных условий для его развития. ЛОО – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология  организации условий обучения. Реализация личностно­ориентированной системы обучения является  инновационным процессом (в современное время), поскольку требует смены  педагогической парадигмы: т.е. необходимо перейти от обучения как нормативно  построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее  коррекции и педагогической поддержки. Существуют, по меньшей мере, два подхода к личностно­ориентированному  обучению. Первый из них, предполагает воздействие на личность ученика с целью более  эффективного усвоения им внешнего содержания образования. Личностные  особенности ученика в этом случае учитываются для того, чтобы соответствующим образом выстроить или подобрать наиболее оптимальное для него содержание. Другой подход не предполагает прямого образовательного воздействия на ученика, а направлен на организацию образовательной среды, находясь в которой ученик  выстраивает свое образовательное движение. Для сопровождения учебной  деятельности ученика применяются различные образовательные технологии,  предусматривающие личное целеполагание каждым учеником и его  индивидуальную образовательную траекторию. Обучение в данном случае носит сопровождающий характер, а одним из его  ключевых элементов является образовательная ситуация. (По форме это могут  быть дискуссия, диалог, имитация жизненной ситуации, творческая задача и т.п.) Личностно­ориентированный подход к образованию предполагает и другое – новое  понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность,  критерии и т.д. Традиционный подход в известной степени характеризовался  нормативным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достижения  некой провозглашаемой нормы. Особенность нового представления заключается в  том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном  развитии ученика и стремлении к ним, а “норму” рассматривать как  промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса. Т.е. стандарт образования в системе ЛОО – не цель, а средство, определяющее  направления и границы использования предметного материала как основы  личностного развития на разных ступенях обучения. Характеристика личностно­ориентированного образования не может быть полной,  если не раскрыты его содержательные аспекты. Содержание личностно­  ориентированного образования определяется его направленностью на  удовлетворение потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность, саморазвитие и  самореализация, самоопределение и творчество. Содержание личностно­ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной  позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной  системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем,  освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного “я” и  научиться управлять им. В соответствии с этим содержание личностно­ориентированного образования  должно включать в себя то, что нужно человеку для строительства и развития  собственной личности, т.е. включать следующие компоненты:   аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и  оказание им помощи в выборе личностно­значимой системы ценностных  ориентаций, личностных смыслов);   когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке,  культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития);   деятельностно­творческий (имеет целью формирование у учащихся  разнообразных способов деятельности, творческих способностей,  оригинальных подходов к решению задач);   личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных  способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования  и самоопределения, формирования жизненной позиции).  И здесь следует отметить совершенно иное отношение учителя к ученику.  Т. е. в личностно­ориентированном образовании предполагается иная позиция  педагога:   оптимистический подход к ребенку и его будущему, как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение  максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим (с помощью  адекватных средств);   отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как  личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по  собственному желанию и выбору.  Таким образом, школьник, конечно, субъект деятельности, субъект общения. Но  какой деятельности? Педагогической? Ответ – нет! Он субъект других,  конкретных видов деятельности – игры, учения, труда, спорта и т.п. Еще раз хочется подчеркнуть, что объектом педагогической деятельности является не только и не столько сам ученик, сколько те условия, которые необходимо  создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития  ученика, для формирования его субъективной позиции и организации  способствующей этому образовательной среды. О каких условиях следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют на  ученика, т.е. условиях в которые попадает ученик в процессе образовательной  деятельности. Можно выделить несколько групп таких условий. А именно:   межличностные отношения ученика с людьми, с которыми происходит  общение ученика в конкретном образовательном учреждении – педагогами,  другими учащимися (уровень авторитетности учителей в глазах детей,  степень взаимопонимания и поддержки, и т.д..);   направленность и особенности организации учебного процесса. Здесь   важными являются приоритетные методы преподавания, индивидуальные  способы обучения, степень учета интересов учащихся; реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.; степень профессиональной компетентности педагогов школы, “качество”  преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и  навыков; сформированности профессионально значимых личностных  качеств, обеспечивающих готовность к организации инновационной  деятельности и стремление к профессиональному совершенствованию и  росту);   материальные условия реализации образовательного процесса (степень  комфортности учебных помещений, качество наглядных пособий, школьного  оборудования, мебели; соблюдение санитарно­гигиенических требований.  2. Организация урока в системе ЛОО. Основные требования. Урок  ­ основной элемент образовательного процесса, но в системе ЛОО  существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок  подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а  выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно,  работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной  подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания,  которым располагают ученики по теме урока.   В педагогических работах, посвященных вопросам ЛОО обычно оно  противопоставляется традиционному, которое всегда было ориентировано на  получение в обучении человека определенных моделей поведения,  зафиксированных в социальном заказе школы. (Сравнительный анализ –  Приложение 1) Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь  поставленной цели: 1) использование разнообразных форм и методов организации  учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт  учащихся;      2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в  классе; 3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию  различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить  неправильный ответ и т. п. 4) использование в ходе урока дидактического материала,  позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму  учебного содержания; 5) оценка деятельности ученика не только по конечному результату  (правильно­неправильно), но и по процессу его достижения. 6) Поощрение стремления ученика находить свой способ работы  (решения задачи), анализировать способы других учеников в ходе урока,  выбирать и осваивать наиболее рациональные; 7) Создание педагогических ситуаций общения на уроке,  позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для  естественного самовыражения ученика. 3. Критерии эффективности урока в системе ЛОО: 1) 2) использование проблемных заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала; 3) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; 4) обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали  (овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что  хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по­другому; 5) стимулирование учеников к выбору и самостоятельному  использованию разных способов выполнения заданий; 6) оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа  ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал,  какова динамика его продвижения в освоении ЗУНов; 7) отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна  аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность,  самостоятельность, оригинальность. 8) При задании на дом называются не только тема и объем задания,  но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою  учебную работу при выполнении домашнего задания. Учитывая все выше изложенное, можно сделать следующие выводы: 1. При планировании урока необходимо учитывать: ­ индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно  включить моторику); ­ индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко  схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны  вычленить только главную мысль); ­ индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают  идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е.  выполняют необходимые расчеты и т. п.). 2. Необходимо  выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо  от его успеваемости) по следующим параметрам: ­ выявление содержания его субъектного опыта, включенного в  образовательный процесс; ­ предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по  собственной инициативе) способов учебной работы с программным материалом, подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке  (индивидуальной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа  (письменно, устно, развернутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.);      КРИТЕРИИ ЛИЧНОСТНО­ ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА КРИТЕРИИ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА   Цели урока задаются совместно с тенденцией  передачи функции от учителя к ученику.   Цели урока задаются только учителем без  формирования функции от учителя к ученику.   На уроке используются разнообразные формы,  методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и  формирующие субъектную позицию учеников.   Учитель добивается осмысления учебного  материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.   Учитель эффективно (адекватно цели урока )  сочетает репродуктивную и проблемную стороны  обучения, учит детей работать по правилу и  творчески.   На уроке задаются задачи и четкие критерии  самоконтроля и самооценки (происходит  специальное формирование контрольно­ оценочной деятельности у учащихся).   Учитель систематически обучает детей  осуществлять рефлексивное действие (оценивать  свою готовность, обнаруживать незнание,  находить причины затруднений).   Учитель специально планирует  коммуникативные задачи урока, владеет  технологией диалога, обучает ставить и задавать  вопросы.   Формы и методы урока однообразные, не вызывающие  субъектную позицию ученика («Я – исполнитель».)   Учитель не использует специальных приемов.   Учитель реализует преимущественно репродуктивную  сторону, не владеет умением сочетать ее с проблемной  или методикой постановки и решения проблемы.   Контроль и оценку осуществляет преимущественно сам  учитель.   Учитель не обучает детей рефлексии, сам не  осуществляет рефлексивную функцию в обучении.   Коммуникативные ситуации специально не  планируются, диалоговые формы на уроке не  используются   Учитель принимает и поощряет выражаемую  учеником собственную позицию, иное мнение,    Учитель несклонен принимать другое мнение, не  поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. обучает корректным формам их выражения.   Стиль, тон отношений, задаваемые учителем на  уроке, создают атмосферу учебного  сотрудничества, сотворчества.   Система отношений, атмосфера урока подавляют  возможности совместной продуктивной деятельности.   На уроке осуществляется глубокое личностное  воздействие        «учитель­ученик» через  отношения, совместную деятельность. “Сравнительный анализ традиционной и личностно­ориентированной систем образования” (составлен канд. пед. наук С. В. Беловой)   Личностное воздействие на уроке не реализуется или  реализуется слабо. Вопросы для сравнения Традиционная система Личностно­ориентированная система Цель Содержание Формы работы Преобладающий метод Передача знаний, умений и  навыков Создание условий для реализации  личности (развитие “самости”) Государственные  стандарты Фронтальные или  Групповые Информационный,  репродуктивный Государственный стандарт и личностный опыт педагога и ребенка Индивидуальные и групповые Познавательный через самостоятельную  деятельность Кредо педагога “Я” над вами “Я” вместе с вами Характерный стиль  взаимодействия Монолог Диалог Позиция ребенка Пассивная Активно­инициативная Мотивация Внешне­эпизодическая Внутренняя и всегда постоянная Литература:  1.Н.А.Алексеев. Личностно­ориентированное обучение в школе. Р­на­Д, 2006 2. Е.Н.Степанова. Личностно­ориентированный подход в работе педагога. М., 2006 3. Г.К. Селевко. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая  модернизация. М., 2005 4. Т.В. Машарова. Педагогическая технология: личностно ­ориентированное обучение.  М.,1999

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"

Доклад на педсовет "Технология личностно ориентированного обучения, как средство повышения качества образования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018