Доклад на семинар по теме: « Оценка метапредметных УУД при исследовательской и проектной деятельности»
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
05.05.2017
Содержание материала представлено в виде доклада по теме « Оценка метапредметных УУД при исследовательской и проектной деятельности». Представлены программы образовательного учреждения по формированию универсальных учебных действий и обозначены конкретные планируемые результаты по освоению проектно-исследовательских навыков обучающихся при написании научно -исследовательских работ и проектов.
Оценка метапредметных УУД при исследовательской и проектной деятельности.docx
Тема: « Оценка метапредметных УУД при исследовательской и проектной
Доклад на семинар
деятельности»
Слайд №1
Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» на уровне образовательного учреждения
обязательным является обеспечение функционирования внутренней системы
оценки качества образования (ст. 28, ч.3, п.13). ФГОС нового поколения
определены требования к результатам освоения основной образовательной
программы. Следовательно, получение объективной информации о динамике
уровня сформированности метапредметных (и предметных) результатов,
выявление фактов несоответствия (соответствия) достигнутых результатов
значениям планируемых результатов является необходимым условием
эффективного управления реализацией основной образовательной программы ,
т. е соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки
деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные,
но и личностные и метапредметные результаты.
Метапредметные результаты – это такие образовательные результаты, связанным с
формированием у школьников универсальных способов действий/средств, которыми должен обладать
человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и коммуникации,
специфические формы мышления, определяющие лицо современного мира и современной экономики.
Такие результаты формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов
деятельности школьников. Слайд №2
В нашем образовательном учреждении представлены следующие программы формирования
универсальных учебных: Слайд №3
Программа формирования универсальных учебных действий на уровне основного общего
образования
Программа «Основы учебноисследовательской и проектной деятельности»
Программа формирования и развития ИКТ компетентности обучающихся на уровне основного
общего образования
Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
С внедрением ФГОС проектноисследовательская деятельность вновь стала актуальна. В
стандарте особое внимание уделяется основам учебноисследовательской и проектной деятельности:
1.Обозначены конкретные планируемые результаты по освоению проектноисследовательских
навыков. 2.Проектноисследовательская деятельность является эффективным средством для
формирования УУД.
Введение стандарта, требует от учителя отработать организацию проектноисследовательской
деятельности. Чаще проектная и исследовательская деятельность реализуется вне урока, гораздо
сложнее организовать данную деятельность в рамках урока. Цель данной деятельности взаимодействие
содержания учебных предметов как на уроках так и во внеурочной среде.
Включения обучающихся в учебноисследовательскую и проектную деятельность есть один из путей
повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе.
Проанализировав участие обучающихся в ежегодной лицейской конференции «Восхождение» секции
естественно – географической кафедры, можно сделать вывод, Слайд №4
14
12
10
8
6
4
2
0
6
3
2
1
8
4
3
2
12
6
6
1
предмиет Химия
предмет Биология
предмет Геограия
Общее количество
участников
что рост числа учащихся в данном виде работы свидетельствует о заинтересованности как самих
обучающихся, так и учителей лицея, для того, чтобы освоить инструментарий оценивания
метапредметных результатов обучения.
Оценка сформированности универсальных учебных действий, прежде всего регулятивных и
коммуникативных, требует организации непосредственного наблюдения за действиями детей в процессе
выполнения какойлибо деятельности. Поэтому наиболее адекватной формой их оценки является
проведение группового проекта. Такая форма позволяет оценить всю группу регулятивных действий,
группу коммуникативных умений, связанных с особенностями взаимодействия при решении общей
задачи, отдельные познавательные действия, например, навыки работы с информацией, а также умения
использовать устройства и средства ИКТ для решения познавательной и/или коммуникационной задачи.
Для проведения диагностики на кафедре по результатам 20132014 учебного года были выбраны
различные варианты проектной и исследовательской деятельности обучающихся
Исследовательский тип проекта предполагающий аргументацию актуальности темы, определения
проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы
исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект
обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на
дальнейшую перспективу исследования.
Данный тип проекта был выбран по химии «Влияние этилового спирта на здоровье человека» (рук.
Ковтун Т.Н.) , по биологии « Какую воду мы пьём?» (рук. Патокина Н.В.), «Обмеление реки Урал»
(рук. Науменко Т.П.), по географии «Исторические памятники Оренбуржья» (рук. Акимова Н.В.)
Слайд №5
Информационный тип проекта направлен на сбор информации о какомто объекте, явлении с целью
ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Данный вид проекта выбран по географии «Великая держава – Россия» и «Экскурсия по Шанхаю» (рук. Иноземцева Е.А.), «
Эндемики Оренбургского степного заповедника» (Рук. Акимова Н.В.), по биологии» Травы
Оренбургского степного заповедника» (Рук. Науменко Т.П.) Слайд №6
В целом по результатам прошлого года учащиеся выбирают два вида проектов исследовательский 34%
от числа участников и информационный 66% соответственно.
Для того, что бы дать оценку проектной и исследовательской деятельности обучающихся, необходимо
иметь критерии оценки.
На кафедре были разработаны примерные критерии оценки проекта учащихся в
соответствии с ОООП МОАУ «Лицей №6»(Примерная основная образовательная
программа ОУ. Основная школа. ФГОС ООО,2014) Слайд №7 « Картинка обложки
программы лицея»
Критерии оценки проектной работы разрабатывались с учётом целей и задач проектной деятельности на
данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям: Слайд
№8 (Называю только название, а расшифровка появляется на слайде)
1. Формирование к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляется в
умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включает поиск и обработку
информации, формулировку выводов и реализацию решения, создание прогноза, макета, объекта, и т. п.
Данный критерий в целом оценивает сформированность познавательных учебных действий.
2. Формирование предметных знаний и способов действий, проявляющихся в умении раскрыть
содержание работы, грамотно в соответствии с рассматриваемой темой использовать имеющиеся знания и
способы действий.
3. Формирование регулятивных действий, которые проявляются в умении самостоятельно планировать
и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения поставленных задач и целей.
4. Формирование коммуникативных действий, проявляющихся в умении ясно изложить и оформить
выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня
сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный.
Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе
выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять
самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной
деятельности. Можно привести примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.
Слайд №9 ( Появляется таблица полностью, а разбирается только какой – нибудь один критерий)
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Самостоятельное
приобретение знаний
и решение проблем
Знание предмета
Регулятивные
действия
Базовый
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с опорой
на помощь руководителя ставить
проблему и находить пути её
решения; продемонстрирована
способность приобретать новые
знания и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания изученного
Продемонстрировано понимание
содержания выполненной работы. В
работе и в ответах на вопросы по
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Продемонстрированы навыки
определения темы и планирования
работы. Работа доведена до конца и
представлена комиссии; некоторые
этапы выполнялись под контролем и
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о способности
самостоятельно ставить проблему и находить
пути её решения; продемонстрировано
свободное владение логическими операциями,
навыками критического мышления, умение
самостоятельно мыслить; продемонстрирована
способность на этой основе приобретать новые
знания и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано свободное владение
предметом проектной деятельности. Ошибки
отсутствуют
Работа тщательно спланирована и
последовательно реализована, своевременно
пройдены все необходимые этапы обсуждения
и представления. Контроль и коррекция
осуществлялись самостоятельно Коммуникация
при поддержке руководителя. При
этом проявляются отдельные
элементы самооценки и самоконтроля
обучающегося
Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы
Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо структурированы.
Все мысли выражены ясно, логично,
последовательно, аргументировано.
Работа/сообщение вызывает интерес. Автор
свободно отвечает на вопросы
Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:
1)такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев, характеризующих
сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий).
Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или
презентация) не даёт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий
исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация
проекта;
3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта,
которое может быть предъявлено при выступлении на более высоком уровне ( конференции городского,
регионального и других уровней).
По результатам проектов прошлого года таких работ было две –«Обмеление реки Урал» Глуховой
). И «исторические памятники
отправлена
Аленксандры ……………………………(уточнить куда
отправлена
).
уточнить куда
Оренбуржья» Ситжановой Алины
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов
позволяют в целом оценить способность обучающихся производить значимый для себя или для других людей
продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие
качества, формируемые в школе.
При необходимости можно использовать аналитический подход к описанию результатов проектной
деятельности, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели,
характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и
практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов.
При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4
первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней
соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка
«отлично»). При использовании такой оценочной системы можно создать так называемый оценочный лист.
Слайд №10
Примерный оценочный лист проектной работы обучающегося ОУ
(составлен с учетом ОООП ОУ. ФГОС, 2014)
Критерий
Уровень сформированности навыков проектной деятельности
Базовый Работа в целом свидетельствует о способности
самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить
проблему и находить пути её решения. В ходе работы
продемонстрирована способность приобретать новые знания,
достигать более глубокого понимания изученного.
Самостоя
тельное
приобрет
ение
знаний и
решение
проблем
Колво
баллов
1
Полученный
результат в
баллах Повышенный Работа в целом свидетельствует о способности
самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения.
В ходе работы над проектом продемонстрировано свободное
владение логическими операциями, навыками критического
мышления, умение самостоятельно мыслить, формулировать
выводы, обосновывать и реализовывать принятое решение.
Учащимся продемонстрирована способность на этой основе
приобретать новые знания и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Повышенный высокий Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно ставить проблему и находить
пути её решения.
В ходе работы над проектом
продемонстрировано свободное владение логическими
операциями, навыками критического мышления; умение
самостоятельно мыслить,
формулировать выводы,
обосновывать,
реализовывать и апробировать принятое
решение. Учащимся продемонстрирована способность на этой
основе приобретать новые знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более глубокого понимания
проблемы, прогнозировать.
Базовый Продемонстрировано понимание содержания
выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по
содержанию работы отсутствуют грубые ошибки.
Повышенный Продемонстрировано свободное владение
предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.
Грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой(темой) использовал имеющиеся знания и способы
действий.
Повышенный высокий Продемонстрировано свободное
владение предметом проектной деятельности. Ошибки
отсутствуют. Автор продемонстрировал глубокие знания,
выходящие за рамки школьной программы.
Знание
предмета
н
в
и
т
я
л
у
г
е
Р
е
ы
и
в
т
с
й
е
д
своевременно
реализована,
я Базовый Продемонстрированы навыки определения темы и
планирования работы. Работа доведена до конца и
представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под
контролем и при поддержке руководителя. При этом
Работа самостоятельно спланирована и
Повышенный
последовательно
пройдены
все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и
коррекция осуществлялись самостоятельно.
Повышенный высокий Работа самостоятельно спланирована и
последовательно реализована. Автор продемонстрировал умение
управлять своей познавательной деятельностью во времени,
использовать ресурсные возможности для достижения целей,
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
Базовый
Продемонстрированы навыки оформления
проектной работы и пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы
Повышенный Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение
хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично,
Работа/сообщение вызывает
последовательно,
некоторый интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.
Повышенный высокий
Текст/сообщение хорошо структурированы.
Тема ясно определена и пояснена.
Все мысли
аргументировано.
Коммуник
ация
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3 выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Автор
владеет
аудиторией.
Работа/сообщение вызывает большой интерес. Автор свободно и
аргументировано отвечает на вопросы.
культурой
с
общения
Итого
Критерии выставления отметки
412
баллы
отметка
46
удовлетворительно
79
хорошо
Итоговая отметка
1012
отлично
Подпись учителя
Пимкина В.И.
Расшифровка
Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением
специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность
умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций),
может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной
деятельности
Подводя итог, можно сделать вывод, что такой вид диагностики важен не только полученными
результатами, но и тем, что учителя при этом осваивают грамотные способы оценки коммуникативных
и регулятивных действий. То, чему они научились при организации диагностики, хорошо переносится в
каждодневный учебный процесс. Ведь проектная и учебноисследовательская деятельность одно из
ведущих средств реализации новых требований стандарта второго поколения.
Доклад на семинар по теме: « Оценка метапредметных УУД при исследовательской и проектной деятельности»
Доклад на семинар по теме: « Оценка метапредметных УУД при исследовательской и проектной деятельности»
Доклад на семинар по теме: « Оценка метапредметных УУД при исследовательской и проектной деятельности»
Доклад на семинар по теме: « Оценка метапредметных УУД при исследовательской и проектной деятельности»
Доклад на семинар по теме: « Оценка метапредметных УУД при исследовательской и проектной деятельности»
Доклад на семинар по теме: « Оценка метапредметных УУД при исследовательской и проектной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.