доклад на тему "Девиантное поведение подростков"

  • Педсоветы
  • docx
  • 14.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Девиантное поведение проявляется, как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат. Вместе с тем это неотъемлемая часть развития.
Иконка файла материала «Девиантное поведение подростков».docx
Государственное автономное профессиональное  образовательное учреждение Новосибирской области  «Купинский медицинский техникум» ДОКЛАД «Девиантное поведение  подростков»2019 г. Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо. А.С. Макаренко         Осложнение социально­экономических условий населения, воздействие средств   массовой   информации,   распространяющих   идеи   и   ценности, противоречащие   установкам   на   формирование   нравственно­экологического общества, обуславливает возрастание межличностных конфликтов.           Основная задача образовательного учреждения– дать каждому ребенку, с   учетом   его   психофизических   возможностей,   тот   уровень   образования   и воспитания,   который   поможет   ему   не   потеряться   в   обществе,   найти   свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Количество подростков, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению,   с   каждым   годом   возрастает,   потому   что   увеличивается   число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.   Девиантное   поведение   в   целом   можно   обозначить   как   систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на   фоне   несбалансированности   психических   процессов,   в   виде   отсутствия нравственного   и   эстетического   контроля   за   собственным   поведением.   Во время работы над данной темой перед нами встал вопрос: «Какое поведение у подростка можно считать нормальным и где начинаются отклонения?» Анализ научной   литературы   показал,   что   большинство   современных   психологов считают, что «норма» ­ это что­то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы, нечто наиболее приспособленное к окружающей среде.В чем проявляется отклоняющееся, девиантное поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, ­ нарушениях  поведения.  Вместе  с тем  это  неотъемлемая  часть развития. На практике мы часто встречаемся не с девиантным поведением, а поведением   детей,   которое   отвергается   взрослыми.   Особенно   часто   это встречается в педагогической практике, особенно в семейном кругу, когда взрослые в отчаянии могут сказать: «Ты что ненормальный?!» Такие бытовые диагнозы, как известно, ни к чему хорошему не приводят.   эмоциональных   состояниях,                 А   что   думают   сами   подростки   о   своем   поведении,   о   своих   тревожности?   переживаниях,   страхах, Многолетний   опыт   работы   с   подрастающим   поколением   показывает,   что обычно   дети   считают   свои   эмоциональные   проблемы   или   особенности «нормой»,   которая   отражает   желание   чем­то   отличиться   от   других, подурачиться, пошутить, «прикольнуться», испытать границы дозволенного. Да, ребята действительно в своей студенческой жизни испытывают различные   которые   наполняют   их   отношения, эмоциональные   переживания, взаимодействия, деятельность, поведение. Они познают себя и окружающих людей,   включаясь   в   заданные   или   инициируя   собственные   эмоциональные состояния.  Важно   отметить   то,  что   среди   гаммы   эмоциональных   чувств   и переживаний   нередко   встречаются   раздражительность,   недовольство, агрессивность и др. Негативные эмоциональные состояния могут быть более устойчивыми   и   менее   устойчивыми,   адекватными   или   неадекватными, ситуативными   или   циклически   повторяющимися,   управляемыми   или неуправляемыми.   Исходя   из   определения   данной   специфики,   мы   можем говорить о норме или отклонениях в эмоциональном развитии личности.             Возникает   вопрос:   «Как   создать   наиболее   эффективную   психолого­ педагогическую среду, в которой студент  приобретает навык саморегуляции, самоуправления мотивами деятельности, поступков, отношений?» Но данная проблема уже перестала быть только психолого­педагогической. Она стала исоциальной.   Одной   из   важнейших   причин   отклонений   в   психосоциальном развитии   подростка,   на   наш   взгляд,   являются   неблагополучные   семьи, определенные   стили   семейных   взаимоотношений,   которые   ведут   к формированию   девиантного   поведения   студентов.   К   наиболее   острым   формальный   характер проблемам   современной   семьи   относятся: взаимоотношений   взрослых   и   детей,   трудности   молодой   семьи,   возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.       На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся   в   неблагополучной   семье,   успевает   приобрести   довольно   что   калечит   душу, сомнительный   опыт   асоциального   поведения, психологически   ломает   его.   Именно   в   семье   ребенок   учится   слушать, слышать,   понимать   и   распознавать,   что   такое   хорошо   и   что   такое   плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.           Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо уже   в   начальной   школе.   Причем   основное   направление   работы   на   данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.          В начале учебного года  я как педагог­психолог провожу диагностику среди студентов нового набора на выявление девиантного поведения. По   итогам   такой   работы   организуется   составляется   план   работы,   где рассматриваются   вопросы   адаптации   обучающихся,   психологическая обстановка в группе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность   устранить   причины,   вызывающие   девиантное   поведение первокурсников.         Каждый подросток, за исключением отдельных случаев, до достижения им   зрелости   находится   в   сфере   влияния   семьи   и   образовательногоучреждения. Само по себе образовательное учреждение. не в силах изменить объективные   условия   жизнедеятельности   личности   и   общества,   но   хорошо поставленная   воспитательная   работа   может   дать   импульс   для   раскрытия духовности   обучающегося   и   изменить   его   развитие.   Поэтому   ежегодно   я планирую   мероприятия,   направленные   на   профилактику   девиантного поведения студентов: Обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию: ­ индивидуальные беседы, анкетирование, индивидуальные, групповые, психо­ корректировочные   формы   работы.   Данные   виды   работ   предполагают пробуждение у воспитуемых интереса к той или иной деятельности. ­ совместная профилактическая работа техникума, инспектора ПДН в работе с   подростками   девиантного   поведения   предлагает   подростку   в   корне изменить свое поведение и деятельность. ­   через   волонтеров   из   числа   студентов   старших   курсов   пропагандировать кружковую, спортивную деятельность.          Основная цель в работе с такими подростками ­ это оказание помощи каждому из них в том, чтобы они смогли показать самих себя; разобраться в отношениях   с   окружающими;   приобрести   необходимые   знания;   достичь нормальных   отношений   с   родителями, сформировать творческие увлечения.   учителями,   сверстниками,                 В  процессе   перевоспитания   важно   поверить   в  ребенка,  правильно проанализировать   его   прошлое,   настоящее,   увидеть   перспективу,   поставив воспитательную цель, постепенно добиваться ее осуществления. Следующий этап – процесс накопления нравственно­положительных качеств, поступков подростками девиантного поведения.       Держа этот процесс под контролем, даже при небольших подвижках мы поощряем   таких   студентов,   направляя   их   дальше   на   изменение   своего поведения.        А также проводятся следующие формы работы:просмотр видео­ и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с • собственными пороками и пути их преодоления с последующим обсуждением; • • встречи со специалистами; чтение   и   обсуждение   публикаций   о   силе   и   стойкости   человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях; • тематические викторины; конкурсы   на   лучшее   сочинение   «Человек   –   творец   своего   счастья» • (нравственное и духовное здоровье человека); выставки   рисунков, • краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;   проведение   акций,   стенгазет,   буклетов, нравственные классные часы; •                 Одновременно   организуется   и   проводится   работа   с   родителями: родительский лекторий, в рамках работы которого организован цикл лекций для родителей, испытывающих затруднения в воспитании своих детей; работа с группами родителей по конкретной проблематике. Выявляются студенты «группы   риска»,   анализируются   особенности   их   семейного   и   дружеского окружения,   в   соответствии   с   этим   планируется   индивидуальная   работа   и отслеживаются её результаты. Обеспечиваем занятость таких подростков в кружках   и   секциях,   привлекаем   к   участию   в   общетехникумовских   и городских мероприятиях.                В своей работе стараюсь создавать благоприятный психологический климат   в   работе   со   студентам.   Проводим   работу   по   организации содержательного   досуга,   развитию   коммуникативных   навыков,   обучению поведения   в   стрессовых   ситуациях.   Проводим   тренинговые   занятия   по проигрыванию и анализу конкретных ситуаций, по отработке важнейших для подростка социальных умений: принятия решений, совладения со стрессами, способности   тактично   сказать   «нет»   даже   близкому   человеку   по принципиальным соображениям и т.д.По итогам года проводится анализ работы, намечаются основные направления   деятельности   по   профилактике   девиантного   поведения обучающихся   на   следующий   учебный   год.   Думаю,   многие   согласятся,   что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что­то изменить.