Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"
Оценка 4.7

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
математика +1
Взрослым
02.07.2017
Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к предмету. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить, стремиться к знаниям.Доклад на педсовет на тему "Дидактические игры на уроках математики"
доклад.docx
Доклад «Дидактические игры на уроках математики» Кудрявцева Елена Васильевна,  учитель математики                            Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет  задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому  материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся  поиски новых эффективных методов обучения и таких методических  приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы  их к самостоятельному приобретению  знаний.            Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся  зависит  в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько  умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на  уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как  отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого  познавательного интереса.         Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках  математики – современному и признанному методу обучения и воспитания,  обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями,  которые действуют в органическом единстве.         Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается  привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись,  дети не замечают, что учатся познавать,   запоминать новое, ориентироваться в необычных ситуациях. Играя, они  пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые  пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все  усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.          Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и    дисциплинированны. В играх развиваются и укрепляются чувства  товарищества, солидарности, честности и правдивости.         Дидактические игры хорошо уживаются с «серьёзным» учением.    Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс  обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее  настроение, облегчает  преодоление трудностей в  усвоении учебного  материала. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей  творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.        Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения,  воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит  дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы  автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в  определенное русло.       Основными структурными компонентами дидактической игры является  игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические оборудования, результат игры. Игровой замысел выражен в  названии игры. Правила игры воспитывают умение управлять своим  поведением, подчиняться требованиям коллектива. Игровые действия  регламентируются правилами игры, дают возможность проявить свои  способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и  умений, которые применяется при решении учебной проблемы, поставленной  игрой.          При использовании дидактических игр очень важно следить за  сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или  угасания его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру  детям, т. к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее  значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – её  эмоциональное начало.         Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо  выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в  математическом развитии детей и воспитании их интереса  к математике.         Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к математике,  вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает  утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования,  взаимопомощь.          Систематическое использование дидактических игр на разных этапах  изучения различного по характеру математического материала является  эффективным средством активизации учебной деятельности школьников,  положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков  учащихся, развитие умственной деятельности.         Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая  отличает ее от всякой другой деятельности.         Основными структурными компонентами дидактической игры являются:               ­   игровой замысел;              ­    правила;              ­    игровые действия;               ­   познавательное содержание или дидактические задачи;               ­   оборудование;               ­     результат игры.           В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным  признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в  явном виде и характеризуются учебно­познавательной направленностью.          При использовании дидактических игр и игровых элементов следует  придерживаться:            1.определения места в системе других видов деятельности на уроке; 2.целесообразности использования их на разных этапах изучения        различного по характеру математического материала;            3.разработке методики проведения дидактических игр с учетом  дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;            4.требования к содержанию игровой деятельности в свете идей  развивающего обучения.           Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения,  использование, которых должно в конечном итоге привести к решению  следующих задач:               1.учитель должен дать учащимся знания, которые соответствуют  современному уровню развития науки;               2.научить учащихся самостоятельно приобретать знания.           Требования к организации дидактических игр:                 1.  игра должна основываться на свободном творчестве и   самостоятельной деятельности учащихся;                 2.игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры ­  достижимой, а оформление красочным и разнообразным;                 3.обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна  вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного  ответа;                  4.присутствие элемента соревнования между командами или  отдельными участниками;                  5.роль активности учащихся во время проведения игры;                  6.воспитательное, познавательное значение игры.             Роль учителя при организации дидактических игр и игровых  элементов:                     1.положить начало творческой работе учащихся;                     2.контроль и руководство учителя не должны подавлять  инициативу и самостоятельность детей;                     Для проведения игры необходимо сделать предварительно записи  на доске или на экране.  Приведу некоторые примеры использования дидактических игр на уроках  математики. игру «Смотри не ошибись», «Где спряталась запятая».  Например: «Какая цифра спряталась?» Повторение таблицы умножения. Даны равенства, вставить в пустые окошки  нужное число или цифру. Класс разбивается на две команды. Учитель вызывает поочерёдно по одному ученику из каждой команды и  просит вспомнить таблицу умножения и вставить потерянное число или  цифру в пустое окошко  так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи. 2 Игра «Цветочек» В листе цветка помещается дробь, которую  нужно сложить, умножить, разделить, вычесть  с  дробями, которые  записаны  на лепестках цветка. 3  Игра «Индивидуальное лото» Тема: «Десятичные дроби» В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их  больше, чем ответов на контрольной карте, которая тоже вложена в конверт.  Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7 ­8  карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик  достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею  соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз.  Если все примеры решены, верно, то обратные стороны наложенных карточек  составят слово, рисунок, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы. Примеры карточек. 0,5 ∙ 3,4  ׃2 0,8 ∙ 5,6 ∙ 5 34,47 ∙ 0,9 + 5,53 ∙ 0,9 4 ∙ 1,75 28,53 ∙ 0,8 +1,47∙0,8 7,86х + 2,14х, если х=0,02 7,86х – 2,86х, если х=0,4 13,56х + 6,44х, если х=0,6 Большая карта 7 2 24 22,4 36 12   4 Игра «Лучший счетчик» Темы: сложение и вычитание десятичных дробей, умножение и деление  дробей. Учитель объявляет, что на следующем занятии будет проходить игра под  названием «Лучший счетчик». Дома каждый ученик должен  подобрать по  теме три четыре примера для устного счета. Класс делится на три команды. В  каждой команде выбирается «счетчик», который будет защищать честь  команды. Примеры для устного счета предлагают «счетчику» члены других  команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет другой ученик из  той же команды, и игра продолжается. Число «счетчиков» для одного тура определяется по договоренности. Побеждает команда, в которой было наименьшее число «счетчиков»,  решивших наибольшее количество примеров. Среди «счетчиков»  устанавливается личное первенство.  5 Игра « Слабое звено» Тема: чтение и запись десятичных дробей.  В данном случае учитель предлагает сам или  «консультанты» карточки с  записью дробей в письменном виде или словесном. Учащимся предлагается  сидя за партами образовать «змейку» всех рядов или по рядам. Игра  продолжается до тех пор, пока не определится разрыв «змейки». Так  определяется «слабое  звено» в «змейке». Учащимся, которые разорвали  «змейку» предлагаются дополнительные задания. Карточки заранее готовятся учителем, затем они смешиваются и даются  учащимся для выполнения.  Такие задания даются в начале урока и служат своеобразной разминкой для  дальнейшей работы. 6. На уроке обобщения и систематизации знаний по теме: «Сложение,  вычитание, округление десятичных дробей», «Умножения и деления целых  чисел на 10, 100, 1000» и т.д. Можно взять игру «Кто быстрее достигнет флажка?» Дидактическая цель: 1. более глубокое усвоение знаний 2. систематизация полученных знаний Целесообразно проводить данную игру после изучения всей темы или в  качестве итогового урока. Соревнуются две команды. Происходит движение вверх ­ к заветному  флажку. Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые округляют числа на нижней ступеньке или умножают и делят на 10, 100 и  1000. Дальше их сменяют следующие члены команды и т.д. Учащиеся на  местах выполняют вычисления в тетрадях и проверяют результаты игроков.  При неправильном ответе к доске выходит другой член команды и исправляет решение. Выигрывает та команда, которая первой достигнет флажка.  Лестницу можно изобразить на ватмане или на доске или, а числа для  округления или примеры написать на отдельных листочках и менять по мере  необходимости. 7. Игра «Математическая эстафета» Класс делится на 3 команды (по рядам). Каждая команда получает  тетрадный лист, на котором сверху записан пример; ученик, сидящий за  первой партой I варианта, расставляет по порядку действия и выполняет  первое действие. Затем лист передается соседу по парте (он выполняет второе действие) и т.д. Последний ученик выполняет последнее действие и сообщает  ответ учителю. Если ответ верный, то весь ряд (вся команда) получает 1 балл; если ответ неверный, то лист возвращается первому ученику и каждый ищет  ошибку в своих вычислениях. Возможна помощь учителя. 1­й ряд 1) 8750 ­ (69+ 182) + 1439 + (236 ­ 63) + 937=  2­й ряд 1) (28 19 + 35 47) ­ (1102 ­ 96) + (0  + 4008) – 25 = 3­й ряд 1) 10000 ­ (1856 +  765) + (908 ­ 59) + (2034 ­ 0) = 8. Игра «Поезд №…». Игровой материал: карточки с примерами, таблички с цифрами. Содержание игры. Учитель раздает учащимся карточки с примерами (можно  дать примеры на разные арифметические действия). Ученики решают их. На  середину класса или зала выезжает «паровоз» с номером 27. К нему бегут  «цепляться» только те «вагончики» (ученики), у которых в примере ответ 27. После этого «паровоза» выезжает следующий, с номером  16. Когда составлены два­три «поезда», начинается проверка. Каждый ученик  читает пример. Если ответ его примера не равен номеру «поезда», то этот  «вагончик» отцепляется от «паровоза». 9. Игра «Расти, расти лесок». Цель: закреплять приемы сложения и вычитания. Содержание игры. Учитель предъявляет учащимся примеры устно или на  карточках. Ученики решают их. Кто нашел правильный ответ, встает. Учитель приговаривает: «Выросло одно деревце, выросло второе, пока еще лесок  реденький; расти, расти, лесок!» Когда все ученики решат примеры, то учитель говорит: «Вырос густой лес». 10. «Почтальон». Содержание игры: На партах у детей карточки ­ номера домов. Выбирается  почтальон. Он берет письма, телеграммы, открытки. Затем выбирает себе  любую корреспонденцию и решает задание, предложенное в ней. Определив  ответ, он несет оставшиеся письма и открытки на ту парту, где номер дома  тот же, что и ответ его задания. Ученик с этой парты становится почтальоном. 11. «Кто быстрее?» Содержание игры: Напротив каждого ряда на доске изображения самолета,  катера, машины. На них написаны примеры. Дети, решившие пример, быстро  выходят к доске и пишут ответ. Быстрее доедет тот вид транспорта, где  примеры будут решены быстрее. Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на серьёзную работу. 12. Игра «Точки» Цель: Развивать объём внимания. Описание игры: Заранее подготовить и дать каждому ребёнку пустой квадрат, поделенный на девять одинаковых частей. Учитель показывает учащимся  квадрат, в котором определенным образом расставлены точки в течение 1­2­х  секунд. Дети должны внимательно посмотреть на образец и постараться точно также расставить точки в своих карточках. Даю всего 6­7 заданий. В течение урока. 13. Игра «Найди нужную фигуру» Цель: Развивать способности к переключению внимания, концентрации  внимания, логического мышления. Описание игры: Заполнить пустые клетки в таблице, поставив в них нужную  карточку с фигурой. Для этого необходимо установить закономерность, по  которой расположены фигуры в данной таблице. У всех детей  индивидуальные карточки с разными заданиями. На одном уроке дети  выполняют 1­2 задания. В конце урока. 14. Игра «Цепочка» Цель: Развивать распределение внимания, объём внимания и  кратковременную память. Описание игры: У каждого ученика карточка, на которой нарисованы пустые  кружочки, соединённые стрелками в цепочку. В кружочки нужно вписать  числа. Они могут быть любыми, могут даже повторяться. Но строго должно  выполняться одно правило: стрелка идёт от меньшего числа к большему.  Задания также у всех разные. 15. Также наши дети выполняют графические диктанты. Придумываю  диктанты сама, придавая конечному результату определённую форму. Затем  прошу детей внимательно посмотреть на полученную фигуру: «На что это  похоже, как можно её назвать?» У нас получались: «Золотая рыбка»,  «Теремок», «Самолёт», «Кенгуру», «Квадрат» и т. д. Здесь чувство  благополучия, успеха испытывают дети, которые в первое время  затрудняются выполнять арифметические операции сложения и вычитания. 16. Данная игра может быть проведена вместо физкультминутки, если в  классе немного учеников. Материал игры: карточки с числами и математическими знаками. Содержание игры: Вариант 1. К доске выходят четыре ученика. Каждому вручается карточка с  цифрами или с математическими знаками. Ученики должны, держа в руках  цифры или знаки, встать так, чтобы получился математический пример.  Учащиеся решают пример, и тот, кто это сделал раньше всех, выходит к доске и с ответом со знаком равенства. Остальные проверяют. 17. «Лишнее слово», «третий лишний». • Найдите «лишнее слово». Обоснуйте свой ответ. • Сумма, вычитаемое, слагаемое • Грамм, километр, тонна • Десять, два, пятнадцать, семьдесят, декабрь, восемь. 18. «Назовите, одним словом». • Четыре,    двадцать,   один,   пятьдесят • Треугольник,  квадрат, круг, овал • Умножение, разность, сумма, деление • Условие, вопрос, решение, ответ 19. Тестовое задание. 1. Какое число состоит из 8 единиц второго класса? а) 800                      б) 8 000                        в) 8 2. Между какими числами при счете стоит число 12 300? а) 12 301 и 12 303       б)12 299 и 12 301        в)12 298 и 12 399 3.Сколько всего сотен в числе 91 834? а) 9 183               б) 8                     в) 918 4.В каких сравнениях допущена ошибка? а) 608 000< 680 000     б)351 001>350 001           в) 834 – 1 < 833 5.При умножении числа на 100 а) к числу прибавляем нули б) к числу справа дописываем 2 нуля в) «отбрасываем» 2 последние цифры  и другие вопросы по нумерации. Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на  деятельность учащихся. Игровой мотив является для них действенным  подкреплением познавательному мотиву, способствует активности  мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания,  настойчивость, работоспособность. Таким игровым элементом является  кроссворд, ребус, загадки, задачи в стихах, тесты, перфокарты и т.д. 20. Кроссворды.  Кроссворд 1. Юный математик (5 класс) По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная  10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на  ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой  числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи  числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а. По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения  (а + в) с = ас + вс.5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра  равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное.14. Третий разряд любого класса. Ответы: По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11.  Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный. По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни. 21. Бегущие минутки Участники по очереди отвечают на вопросы учителя. Сколько букв в русском алфавите? (33) Сколько букв в слове «школа»? (5) Сколько слогов в слове «Буратино»? (4 ) Сколько дней в неделе? ( 7 ) Сколько сторон у квадрата? ( 4 ) Сколько десятков в числе 18? ( 1 0 Как назвать число, в котором 10 десятков? ( 100 ) Как называется результат при сложении? ( Сумма ) Сколько сантиметров в дециметре? ( 20 ) Сколько гласных букв в русском алфавите? ( 10 ) Сколько месяцев в году? ( 12 ) Самое большое двузначное число? ( 99 ) Самое маленькое трехзначное число? ( 100 ) Сколько сантиметров в 1 метре? ( 100 ) 22. Веселые тесты, 1 Какие числа употребляются при счете?        А) природные;      б) естественные;      в) натуральные.        2.   Какими бывают современные фотоаппараты?        А) цифровые;       б) числовые;              в) дробные.        3. Что выкидывает человек, совершая какой­нибудь странный, смешной  поступок?        А) цифру;              б) число;                    в) номер.        4.  Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?        А) сложение;         в) умножение;        Б) вычитание;        г) деление.        5. Как называется расстояние между двумя отметками на измерительной  шкале?        А) умножение;      в) деление;         Б) сложение;         г) вычитание.         6. Что получается при делении чисел?         А) личное;            б) частное;                  в) общественное. 7. Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и  порядочных людей?         А) задачу;             б) пример;                   в) уравнение.         8. Какой результат арифметического действия является сладким на  вкус?         А) разность;         б) сумма;                     в) остаток ( «остатки сладки»­  выражение).         9. Что иногда производят с персоналом предприятия?         А) упрощение;     б) сокращение;           в) приведение подобных членов.         10. Как называется эта известная пословица: «Ясно, как …»?         А) дважды два;    б) трижды три;            в) пятью пять.         11. Что появляется под глазами у очень усталого человека?         А) углы;                б) круги;                      в) овалы.         12. Назовите «математические» растения. ( Столетник, тысячелистник,  золототысячник.)          13. В какие «цифры» люди одевают? ( В костюмы « двойку» и «тройку».)          14. Какие цифры «пишут» летчики в небе? ( «Восьмерки».)          15. Как называется цифра в классном журнале? (Отметка.)          16. В каком слове можно найти целый метр букв О? (В слове метрО.)          17. Какая дуга вошла в историю ХХ века? (Курская дуга.)          18. Ученики шли парами. Аня насчитала 7 пар впереди себя и 5 пар  после себя. Сколько учеников шли парами?           А) 12;                   б) 24;                             в) 26. Задача учителя организовать процесс обучения таким образом, чтобы       каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития  познавательных способностей учащихся, формирование у них таких основных  приёмов умственной деятельности, как: анализ, синтез, абстрагирование,  обобщение, сравнение. Считаю, что учитель должен восхищаться красотой и  мощью математических методов и заражать этим своих учеников. Помнить,  что встречаясь даже с одарёнными учениками, он готовит из него не  математика, а прежде всего, всесторонне развитую личность, ведь в процессе  обучения в школе формируется человеческое сознание, взгляд,  мировоззрение,  убеждения, творческие способности. И закончить хочется словами великого русского писателя Л. Н.  Толстого: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни  он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые   бы  научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих  сведений».

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"

Доклад на тему "Дидактические игры на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017