Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя" (начальная школа)
Оценка 4.9

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя" (начальная школа)

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
04.03.2018
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя" (начальная школа)
В данном материале описывается воспитательная работа в классе во внеурочное время. Даны рекомендации по духовно-нравственному воспитанию детей из опыта работы классного руководителя в начальных классах . Прочитав данную публикацию, можно узнать, посредством каких мероприятий, бесед, классных часов можно реализовать духовно-нравственное воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вязовская средняя школа»

Еланского муниципального района Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

 

«Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель

начальных классов

Иванцова Т. И.

 

 

 

2018

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и благовоспитанным. Но, к сожалению, в современном обществе зачастую дети растут капризными, жадными, драчливыми и непослушными. Что же делать? Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о взаимопонимании, любви, милосердии, доброте, культуре общения, можно потерять себя, не найти свое призвание.

Конечно же, общее образование детям даёт школа, но развитию личности, раскрытию его способностей и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность. Нравственные знания, которые дети приобретают на внеурочных занятиях, классных часах  информируют их о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, формируют терпимость и учат взаимопониманию.

В своей работе использую коммуникативные, исследовательские и игровые технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, через проявление творческих способностей помогаю учащимся познать себя и окружающий мир. Учу их ценить труд людей, свободу свою и чужую, любить всё живое, терпимо относиться к окружающим.              

Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.

  Убедиться в этом может помочь  занятие на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики  могут провести исследовательскую работу, результатом которой  может стать проект «Чему нас учат сказки».  Для учеников это всегда увлекательно и интересно. 

Часто использую  психологические тренинги. Например, такой как  «Расскажи мне обо мне» - позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.  

Занятие «Мы в ответе за тех, кого приручили» формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье  животных, живущих в доме. Чтобы занятие не стало формально проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, я использовала рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь». Цель этих рассказов - обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы.

Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия «Я – гражданин России». Решая нравственные задачи, ребята развивают в себе способность к общепринятому поведению в обществе, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества. Таким образом, воспитание активных граждан начинается с начальной школы, примером тому могут служить классные часы: «Государственные символы России»,  «Моя малая родина», «Права ребенка – ваши права», «Мир – высшая ценность» и др.

Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Провели занятие «Природа родного края», где дети получили много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет  тот или иной вид растения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игры. Получая новые знания о природе родного края, они начинают понимать значение природоохранительной деятельности человека.

На внеурочных занятиях, посвящённых работе с портфолио, одним из разделов была тема «Моя Родина – Россия». Все обучающиеся были включены в работу (сделали мини - проект). В ходе проекта дети изучили государственные символы, познакомились более подробно со столицей, с основными достопримечательностями Москвы. Итогом проекта стал классный час «Мы – граждане России». Дальше работа была продолжена по исследованию своей малой родины, по изучению прав и обязанностей школьников. Были проведены заочные экскурсии, посвящённые «Дню матери», мероприятия «День защитника Отечества», «День Победы» и др. В ходе этой работы у ребят воспитывалось уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, желание делать добрые и полезные дела.

Был проведён классный час, посвященный Дню семьи «Дом моей мечты». Семья - это источник нравственности. Упор был сделан на жизненный опыт учеников. Тема им близка и понятна, и как следствие, интересна. В рамках этого классного часа были сформированы следующие духовно-нравственные качества семейной культуры: положительное отношение к семье, как основе российского общества; уважительное отношение к родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим; представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним.

 Реализуя интеллектуальное направление, стремлюсь не только к усвоению программного материала, но и расширению общего кругозора, формированию и развитию духовно-нравственных ценностей. Занятия кружка «Эрудит» способствуют развитию и совершенствованию таких качеств личности школьников как  любознательность, инициативность, трудолюбие, воли, настойчивость, познавательный интерес. Дети с удовольствием проверяют свою эрудицию на интерактивных тренажёрах, учатся работать с компьютером. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.

Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.  К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо проводить родительские лектории, на которых давать рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.

И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя  лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. 

         

   


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вязовская средняя школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вязовская средняя школа»

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем

Убедиться в этом может помочь занятие на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок

Убедиться в этом может помочь занятие на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок

Были проведены заочные экскурсии, посвящённые «Дню матери», мероприятия «День защитника

Были проведены заочные экскурсии, посвящённые «Дню матери», мероприятия «День защитника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018