Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вязовская средняя школа»
Еланского муниципального района Волгоградской области
Доклад на тему
«Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителя»
Подготовила: учитель
начальных классов
Иванцова Т. И.
2018
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное воспитание учащихся. Оно помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей. А в дальнейшем поможет нашим детям найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Все родители хотят, чтобы их ребенок был добрым, умным, порядочным и благовоспитанным. Но, к сожалению, в современном обществе зачастую дети растут капризными, жадными, драчливыми и непослушными. Что же делать? Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о взаимопонимании, любви, милосердии, доброте, культуре общения, можно потерять себя, не найти свое призвание.
Конечно же, общее образование детям даёт школа, но развитию личности, раскрытию его способностей и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность. Нравственные знания, которые дети приобретают на внеурочных занятиях, классных часах информируют их о нормах поведения в современном обществе, дают представление о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, формируют терпимость и учат взаимопониманию.
В своей работе использую коммуникативные, исследовательские и игровые технологии. На внеурочных занятиях через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, через проявление творческих способностей помогаю учащимся познать себя и окружающий мир. Учу их ценить труд людей, свободу свою и чужую, любить всё живое, терпимо относиться к окружающим.
Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.
Убедиться в этом может помочь занятие на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики могут провести исследовательскую работу, результатом которой может стать проект «Чему нас учат сказки». Для учеников это всегда увлекательно и интересно.
Часто использую психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» - позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.
Занятие «Мы в ответе за тех, кого приручили» формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Чтобы занятие не стало формально проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, я использовала рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь». Цель этих рассказов - обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы.
Огромные возможности для реализации духовно – нравственного воспитания дают занятия «Я – гражданин России». Решая нравственные задачи, ребята развивают в себе способность к общепринятому поведению в обществе, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества. Таким образом, воспитание активных граждан начинается с начальной школы, примером тому могут служить классные часы: «Государственные символы России», «Моя малая родина», «Права ребенка – ваши права», «Мир – высшая ценность» и др.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Провели занятие «Природа родного края», где дети получили много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет тот или иной вид растения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игры. Получая новые знания о природе родного края, они начинают понимать значение природоохранительной деятельности человека.
На внеурочных занятиях, посвящённых работе с портфолио, одним из разделов была тема «Моя Родина – Россия». Все обучающиеся были включены в работу (сделали мини - проект). В ходе проекта дети изучили государственные символы, познакомились более подробно со столицей, с основными достопримечательностями Москвы. Итогом проекта стал классный час «Мы – граждане России». Дальше работа была продолжена по исследованию своей малой родины, по изучению прав и обязанностей школьников. Были проведены заочные экскурсии, посвящённые «Дню матери», мероприятия «День защитника Отечества», «День Победы» и др. В ходе этой работы у ребят воспитывалось уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, желание делать добрые и полезные дела.
Был проведён классный час, посвященный Дню семьи «Дом моей мечты». Семья - это источник нравственности. Упор был сделан на жизненный опыт учеников. Тема им близка и понятна, и как следствие, интересна. В рамках этого классного часа были сформированы следующие духовно-нравственные качества семейной культуры: положительное отношение к семье, как основе российского общества; уважительное отношение к родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим; представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним.
Реализуя интеллектуальное направление, стремлюсь не только к усвоению программного материала, но и расширению общего кругозора, формированию и развитию духовно-нравственных ценностей. Занятия кружка «Эрудит» способствуют развитию и совершенствованию таких качеств личности школьников как любознательность, инициативность, трудолюбие, воли, настойчивость, познавательный интерес. Дети с удовольствием проверяют свою эрудицию на интерактивных тренажёрах, учатся работать с компьютером. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо проводить родительские лектории, на которых давать рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.
И еще хочется сказать о воспитании духовно-нравственной личности. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.