Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"
Оценка 4.7

Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
классное руководство
5 кл
22.02.2017
Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"
С введением в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», родители, выбравшие для изучения детьми модуль « Основы православной культуры», знакомятся с базовыми положениями вероучения, культурообразующими элементами Православия, историей, искусством России. Ребята стали больше задумываться над своими поступками, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и родителями. Благодаря этим занятиям, дети не только узнают новое, но и развивают свои способности, у них формируется понятие целостной картины мира. Совместно с родителями, дети пробуют ориентироваться в духовных вопросах, следовательно, зарождаются в семьях новые традиции, основой которых является вера, надежда, любовь
Православные традиции.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Доклад на тему:  « Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся» Классный руководитель 5 класса Гутара И. Н. 2014­2015 учебный год Роль православных ценностей в формировании семейных традиций. Сегодня   мы   с   тревогой   следим   за   теми   негативными   процессами   духовно­   нравственного характера,   которые   происходят   в   нашем   обществе.   Такое   быстротечное   падение нравственности,   культуры,   распространение   насилия,   агрессии,   ведет   к   деградации   нашего народа.  Какими  вырастут  наши  дети?  Каким  будет  наше общество?  Как  передать  детям  то ценное в русской духовной культуре, что созидалось нашими предками, в течение столетий созидавших Святую Русь? Актуальность этих вопросов очевидна. Происшедшие за последнее время перемены существенно повлияли на систему образования и воспитания подрастающего поколения.   Личность   человека   не   развивается   «   из   самой   себя»,   а   система   воспитания, построенная   на   ценностях   советского   государства,   дискредитировала   себя.   В   постсоветское время все больше внимания стало уделяться новинкам, пришедшим к нам из стран Запада, и в первую   очередь,   Америки.   Под  натиском   этих  перемен  традиционная   система   воспитания   в общеобразовательных учреждениях распалась. В условиях духовного кризиса, охватившего все сферы общественной жизни россиян, возрождение духовно­ нравственных ценностей российской нации выступает как жизненная необходимость, связанная с дальнейшим существованием страны как   самостоятельного   государства.   Эти   ценности,   прежде   всего,   должны   быть   воспитаны   у ребенка   родителями.   В   Конституции   РФ   провозглашено,   что   в   России   признаются   и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам   международного   права:   «   Материнство   и   детство,   семья   находятся   под   защитой государства»   (ст.   38).   В   соответствии   с   Конституцией   было   принято   несколько   сотен нормативных актов, как общего, так и специального характера, обеспечивающих права семьи и детей,   направленных   на   физическое   и   духовное   здоровье   народа   в   Российской   Федерации. Значение семьи в общественной жизни трудно переоценить. Именно в семье закладываются и передаются   от   поколения   к   поколению   материальные   и   духовные   ценности,   формируются потребности и совместное потребление материальных и культурных благ. Семья заинтересована в   наилучшем   выполнении   этих   функций   и   повышении   качества   жизни.   Здоровая   семья,   что духовно   богатая   семья   –   это   основа   государства,   это   основа   сохранения   национальных   и культурных   традиций.   Что   же   такое   семья?   Это   первый,   естественный   и   в   то   же   время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе. Человек учится в семье первым совестным движениям сердца и поднимается к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству.          Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую сам не создавал – это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его   мир.   Он   получает   эту   семью   как   некий   дар   судьбы.   Брак   по   самому   существу   своему вытекает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать как бы образуют ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю. И эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить – ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дарования, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, если нравственно­психологические   факторы, расцветут, то, как именно, ­ определяется в раннем детстве. К сожалению, надо признать, что существуют семьи, в которых отношения между родными и близкими   людьми можно назвать большим   штормом.   Они   не   понимают   друг   друга,   потому   что   не   знают   куда   плывут. Складывается впечатление, что все, будучи на одном корабле, плывут в разные стороны. Это свидетельствует о потере в семье четких нравственных ориентиров, как будто духовный компас попал под воздействие сильных «магнитных аномалий» ­ семейный корабль сбился с пути и вертится на одном месте… вырваться из этой пропасти духовного кризиса возможно только путем   духовного   возрождения.   Необходимо   понять,   что   исторически   именно   Церковь   стала первым учителем и воспитателем русского народа. Согласно христианскому вероучению, семья –  это  малая  церковь,  основанная  на  вере   в  Бога,  взаимной   любви,  единодушии,   терпении  и взаимопомощи. Вступление в брак – ответственный шаг; он совершается единственный раз и на всю   жизнь.   Господь   благословляет   супругов   в   таинстве   венчания   и   в   дальнейшем   помогает обрести   и   сохранить   семейное   взаимопонимание   и   единство.   Основой   всех   православных ценностей   является   любовь.   «   Возлюби   ближнего   твоего,   как   самого   себя».   (   Лк.10:25­28; Мф.22:35­39)   –   одна   из   главных   заповедей   Иисуса   Христа   и,   если   эта   заповедь   будет соблюдаться всеми членами семьи, то не посмеет любящий человек приносить вред, зло другому. Любовь является основой для добродетелей, на которых строятся взаимоотношения  в семье, а из взаимоотношений формируются семейные традиции. Семейные традиции не появляются в одночасье, по команде. Это долгий путь духовного воспитания людей. Возможно, потребуется не одно  поколение,   чтобы  нравственные   ценности   перешли   из   храма  в  семью,  и  стали  основой семейных   традиций.   Как   известно,   на   взаимоотношения   в   семье   влияют   социальные, экономические,   а   так   же   уклад   семьи, конфессиональная   принадлежность.   Поэтому   семейные   традиции   индивидуальны.   После проведения опроса учащихся и родителей нашей школы, выяснилось, что большинство семей живут   в   разумном   ритме   жизни   с   определенными   правилами   и   традициями,   они   просты, обыденны и выполняются как бы автоматически. Такими традициями являются семейные советы по выходным дням, празднование дня рождения, годовщины свадьбы, именин, встречи Нового года,   Рождества   Христова,   Пасхи   и   других   праздников,   как   государственных,   так   и православных. В одной семье любят совместные походы в  выходной день; в другой – всем видам отдыха   предпочитают   путешествие   по   памятным   местам;   в   третьей   –   все   свободное   время отдают   домашним   увлечениям;   в   четвертой   –   по   вечерам,   уложив   детей   спать,   обязательно отправляются   гулять,   и   нарушить   эту   традиция   не   удается   ни   дождю,   ни   стуже.   С   особым чувством   ребята   рассказывали   о   таких   праздниках,   как   День   Победы   и   День   Защитника Отечества. В этот день дети и родители вспоминают своих родных, смотрят фотографии, отцы­ участники военных событий последних лет рассказывают о своих боевых товарищах. Все ребята отмечают, что в эти дни по телевидению транслируются самые лучшие передачи и фильмы. Эта семейная традиция продолжается и в школе.   На классные часы приглашаются ветераны ВОВ, ребята   готовят   поздравления   и   памятные   сувениры.   Возможно   это   крупицы   добродетелей мужества,   сочувствия,   милосердия,   любви   и   уважения   к   старшим,   но   как   совершенно справедливо   воскликнул   классик:   «Душа   обязана   трудиться!»   Медики   отмечают,   что   орган, который не работает, не тренируется, не функционирует,­ отмирает.   Как было сказано выше, духовность невозможно развить никакими волевыми установками. Она может рождаться, как в момент   индивидуального   творчества,   так   и   при   соприкосновении   с   прекрасным   в   момент общения с духовно и душевно богатыми людьми. Только при соприкосновении сердец взрослого и ребенка, возрождаются духовные ценности. Стало традицией для многих семей нашего города, в летний период совершать паломнические поездки по святым местам,  а многие ребята летом отдыхают и  трудятся в православных лагерях, где постигают нравственные законы и принципы, которыми   им   предстоит   руководствоваться   в   жизни.     Ребята   и   родители   оказывали своевременную и действенную помощь семьям, в которых дети  нуждаются в особой заботе. Эти семьи общаются между собой, поддерживают друг друга. А если общаются родители, то и дети не   остаются   безучастными   к   «ближнему»,   рассказывая   об   этом   другим   ребятам.     Это подтверждает   то,   что   в   семьях   добродетели   сострадания,   великодушия,   добросердечности, щедрости не угасают, а наоборот, становятся необходимостью в жизни, а значит, традицией. Одними из православных ценностей являются трудолюбие, смирение, терпение. Придерживаясь этих ценностей, мамы, не смотря на свою загруженность на производстве, помогают детям в оформлении выставок рисунков, декоративно­прикладного творчества, а ребята, в почитание родителям, готовят концерт, делают сувениры своими руками.     Так формируется традиция празднования   Дня  Матери,   Дня  Семьи   не   только   в  школе,   но  и   в   семье.       Таким   образом, традиции семьи и школы переплетаются, благодаря православным ценностям.   Смысл традиции в том, что через нее осуществляется  связь прошлого и будущего с настоящим, связь нашей временной жизни с вечными ценностями. За этот­то смысл, а не за привычки надо держаться. Никто не сможет отнять у нас традиционные ценности. Опора на эти ценности обеспечит нам возрождение   традиционности   жизни,   но   не   в   смысле   реанимации   традиций   прошлого,   а   как обретение живой связи с вечными ценностями.                Мы   хотим,   чтобы   наши   дети   выросли   добрыми,   отзывчивыми,   но,   ни   доброта,   ни отзывчивость   не   развивается   по   приказу.   Можно  стараться   вызвать   способность   сочувствия, привлекая детей к заботе о животных, к приготовлению подарков, к   помощи больному или старому   члену   семьи.   И   это   будет   искренне,   только   если   мы   будем   предоставлять   детям самостоятельность, если мы дадим им самим обдумать, самим решить, что они хотят сделать. Надо, чтобы они видели вокруг себя пример заботы о других, сочувствия другим, и в то же время нужно вовлекать детей в обдумывание и обсуждение того, что они хотят сделать. Вот почему нам надо уделять и время, и внимание разговорам с детьми, всегда помня, что разговор – это диалог, а не монолог. Надо уметь слушать наших детей, а не просто читать им нотации. Надо вызывать   их   на   мысль,   на   «суждение:   «А   как   ты   думаешь?»,   «   Да,   но   ведь   можно   тоже сказать…», « А может быть, это не совсем так?».       С введением в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», родители,   выбравшие   для   изучения   детьми   модуль   «   Основы   православной   культуры», знакомятся   с   базовыми   положениями   вероучения,   культурообразующими   элементами Православия,   историей,   искусством   России.   Ребята   стали   больше   задумываться   над   своими поступками, поведением, взаимоотношениями со сверстниками и родителями.  Благодаря этим занятиям, дети не только узнают новое, но и развивают свои способности, у них формируется понятие целостной картины мира. Совместно с родителями, дети пробуют ориентироваться в духовных вопросах, следовательно, зарождаются в семьях новые традиции, основой которых является вера, надежда, любовь.  Мероприятия, которые были проведены в 5 классе в течение 1 и 2 четверти: Классный час «Символика России» «Недописанный тезис» – диагностика ценностной ориентации ребенка. «Умею ли я общаться?» ­ диагностика воспитанности учеников класса «Ваше отношение к нравственным ноткам поведения» ­ практикум с приглашением  психолога. Посещение спектаклей, просмотр кинофильмов. Круглый   стол   совместно   с   родителями   «Духовная   культура   в   сфере   нравственной активности школьников» Праздник «Мисс осени» Родительское собрание «Духовный мир подростка» «Что зависит от моих обязанностей в семье?»­ анкетирование «Какие мы родители?» ­ анкетирование родителей. «Здоровье ребенка – залог будущего успеха тематическое родительское собрание.

Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"

Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"

Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"

Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"

Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"

Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"

Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"

Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"

Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"

Доклад на тему: "Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017