ДОКЛАД НА ТЕМУ «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Оценка 5

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Оценка 5
Педсоветы
doc
математика
1 кл—4 кл
26.03.2019
ДОКЛАД НА ТЕМУ  «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В контексте системы требований ФГОС перед педагогом стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ученик вырос не только воспитанным, образованным и здоровым, но и обязательно – инициативным, думающим, способным на креативный подход в любом деле, в том числе в исследовательской деятельности. Развитию таких качеств способствует решение задач. А также умение решать задачи, текстовые в том числе, является одним из основных показателей глубины усвоения учащимися учебного материала и уровня математического развития.
МОЙ ДОКЛАД.doc
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 3 г. Благовещенска ДОКЛАД НА ТЕМУ «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Подготовила: учитель начальных классов МОБУ ООШ №3 г. Благовещенска Ибатулллина З. З. 1 2018 г.      СЛАЙД 1.     Этапы обучения решению задач в начальной школе СЛАЙД 2.  В контексте системы требований ФГОС перед педагогом стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ученик вырос не только воспитанным, образованным и здоровым, но и обязательно – инициативным, думающим, способным на креативный подход в любом деле, в том   числе   в   исследовательской   деятельности.   Развитию   таких   качеств способствует решение задач. А также умение решать задачи, текстовые в том числе, является одним из основных показателей глубины усвоения учащимися учебного материала и уровня математического развития. Поспешное и поверхностное отношение детей к обдумыванию решения задачи начинает складываться ещё в 1 классе. Я из своей практики знаю, что сразу же после ознакомления с содержанием задачи, ребёнок спешит назвать ответ и только по требованию учителя сообщает решение задачи (3 + 2 = 5). Ошибки   при   этом   маловероятны,   потому   что   сюжеты   задач   близки жизненному   опыту   детей,   числа   в   условии   небольшие   и,   следовательно, нужное   арифметическое   действие   и   число­ответ   можно   найти   даже   по представлению,   не   прибегая   к   вычислениям.   Решение   задач   кажется первокласснику совсем не сложным. Зарождается стремление и постепенно формируется прочная привычка сводить всю работу над задачей к простой вычислительной   деятельности.   Но,   как   известно,   процесс   решения   любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов. СЛАЙД 3.       I. Этапы решения текстовой задачи Последовательность   этапов   обусловлена   логикой   условия   задачи. Между тем, следует отметить, что единого взгляда на количество этапов и их названия в методике до сих пор нет.  Предлагаю   посмотреть   этапы   решения   задач  М.А.Бантовой, Л.М.Фридман, А.В.Тихоненко, Царевой  С. Е.  2 Таблица 1          Таблица 2 Проанализировав   предложенные   таблицы,   хотелось   бы   остановиться   на следующих этапах решения текстовых задач. СЛАЙД 4.       1 этап.  Подготовка к решению задачи. Чтение задачи. Ознакомится с содержанием задачи – значит прочитать ее, представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче. Читают задачу, как правило, дети. Учитель читает задачу лишь в тех случаях, когда у детей нет текста задачи или когда они еще не умеют читать. Очень важно научить детей правильно читать  задачу:  делать  ударение  на  числовых  данных  и на  словах,  которые определяют выбор действий, таких как «было», «убрали», «осталось», «стало поровну» и т. п., выделять интонацией вопрос задачи. Если в тексте задачи встретятся   непонятные   слова,   их   надо   пояснить   или   показать   рисунки предметов, о которых говорится в задаче. Задачу дети читают один – два, а иногда и большее число раз, но постепенно их надо приучать к запоминанию задачи с одного чтения, так как в этом случае они будут читать задачу более сосредоточенно. Читая   задачу,   дети   должны   представлять   ту   жизненную   ситуацию, которая отражена в задаче. С этой целью полезно после чтения предлагать им представить   себе   то,   о   чем   говорится   в   задаче,   и   рассказать,   как   они представили. СЛАЙД 5.       2 этап.  Поиск решения задачи. После ознакомления с содержанием задачи нужно приступить к поиску ее решения: ученики должны выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые   числа,   установить   связи   между   данными   и   искомыми   и   на   этой основе выбрать соответствующие арифметические действия. При введении задач нового вида поиском решения руководит учитель, а затем учащиеся выполняют это самостоятельно. В   том   и   другом   случае   используются   специальные   приемы,   которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить 3 связи   между   ними.   К   таким   приемам   относятся   иллюстрация   задачи, повторение задачи, разбор и составление плана решения задачи. СЛАЙД 6.           3 этап.  Составления плана решения задачи. На данном этапе дети должны объяснить, что они узнают, выполнив то или   иное   действие.   Рассуждение   можно   построить   от   данных   условия   к вопросу и от вопроса задачи к данным числам. При   этом   обязательны   пояснения,   что   находим,   выполняя   каждое действие.   Важно   научить   детей   правильно   и   кратко   давать   пояснения   к выполняемым действиям. СЛАЙД 7.            4 этап. Решение задачи. В начальных классах могут быть использованы такие основные формы записи решения: а) по действиям; б) выражением; в) уравнением. СЛАЙД 8.         5 этап. Проверка решения задачи.   Обучение   проверке   решения   задач   представляет   собой   полноценный этап   в   обучении   детей   решению   задач.   Оно   должно   быть   специально организовано,   проводиться   целенаправленно   и   систематически.   Причем   на первых  этапах  обучения решению  задач, когда у детей еще  не достаточно сформированы   навыки   контроля   и   самоконтроля,   имеет   смысл   предлагать учащимся после решения задачи проверить, правильно ли она решена. Проверить решение задачи можно разными способами: а) Составить и решить обратную задачу, задачи. б) Решить задачу другим способом. в) Сопоставить полученный результат и данные задачи. СЛАЙД 9.   6 этап. Последующая и творческая работа над задачами. 4 При организации деятельности учащихся над задачей после ее решения можно использовать следующие творческие задания:  элементарное исследование решения задачи (при каких условиях задача имеет одно или несколько решений и не имеет решения; как будет изменяться ответ задачи, если изменять данные и т.д.); т.д.;     сюжетом;  сравнить решения обратных задач, пронаблюдать зависимости и изменить требование задачи так, чтобы задача решалась иначе; составить другую задачу по вопросу данной; составить аналогичную задачу, но с другими числами и другим изменить   требование   задачи,   но   решение   задачи   осталось   бы неизменным;  составить все возможные требования, которые можно поставить к данному условию и т.д.                                  Вывод:   Таким   образом,   на   основе   моих   наблюдений   за   детьми   в   процессе решения задач, я пришла к выводу, что при правильной организации работы над   задачей   у   учащихся   пробуждается   интерес   к   самому   процессу   поиска решения, при достижении цели дети получают моральное удовлетворение.  СЛАЙД 10. При решении задач дети разных возрастов получают новые знания,  обобщают   и   систематизируют   полученные   ранее.  В   соответствии   с действующей программой в начальной школе   все арифметические действия вводятся   именно   в   задачах,   т.е.   формирование   конкретного   смысла арифметических   действий   (понятие   сложения,   вычитания,   умножения, деления) происходит именно в процессе решения задач.  СЛАЙД   11.  Решение   задач     также       повышает     вычислительную культуру   учащихся.   В   процессе   решения   текстовых   задач   у   учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений, перевода на математический язык реальных жизненных ситуаций. 5 Закончить   свое   выступление   мне   хочется   словами   Бернарда   Шоу «Умение   мыслить   математически   ­   одна   из   благороднейших   способностей человека». Это умение мы, учителя, и должны развивать в своих учениках. 6

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ  «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ  «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ  «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ  «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ  «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ДОКЛАД НА ТЕМУ  «ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019