Доклад на тему: «Формирование чувства патриотизма у младших школьников»
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
классное руководство
4 кл
14.11.2018
В докладе разъясняется смысл патриотического воспитания младших школьников, его актуальность и значение. Определяются показатели «портрета выпускника начальной школы» согласно Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Для решения проблем патриотического воспитания даны основные направления работы в учебной, внеурочной, внеклассной деятельности и в работе с родителями.Этот документ можно использовать для выступления на педсовете в школе.
ДОКЛАД ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Поворино
Доклад на тему:
«Формирование чувства патриотизма у
младших школьников»
Подготовила
учитель начальных классов
Фетисова Лидия Карловна
2018 г.
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая
гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное
отношение к ее истории. Патриотизм всегда был величайшей национальной
0 ценностью – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная
привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям,
культуре, всему укладу жизни.
Патриотическое воспитание младших школьников попрежнему
сохраняет свою актуальность. Это связано, прежде всего, с тем, что в сетях
массовой информации содержатся огромное количество негатива,
подрывающего врождённую веру и любовь к своему народу. Поэтому всё
острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.
Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования второго поколения ориентирован на
становление личностных характеристик выпускника,
выделяет в
«портрете выпускника начальной школы» следующие показатели:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс
длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную
Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего
поколения нельзя вырастить достойных граждан.
Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране,
стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим
1 прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю
своей малой родины, людей, отстоявших свободу, историю своей семьи.
Поэтому задача школы, особенно классных руководителей, учителей
начальных классов состоит в необходимости искать новые формы по
воспитанию патриотических чувств.
Для решения проблем патриотического воспитания я выделила
основные направления работы:
1. Учебная деятельность
2. Внеурочная деятельность
3. Внеклассная деятельность
4. Работа с родителями
Учебная деятельность
Рассмотрим возможности учебных предметов.
Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе.
В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку,
математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать
патриотов нашей страны. Начиная с первого класса, в свою работу я включаю
задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и
окружающего мира. Уже в «Азбуке» под редакцией Горецкого В.Г. у нас есть
вопросы и задания по изучению истории родного края, своей страны. Мы
знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей.
Узнаём историю возникновения государственных символов.
В учебнике Плешакова А. А. по окружающему миру, изучая тему
«Полезные ископаемые», мы гордимся тем, что наша страна богата полезными
ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей
страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! В
учебнике для 2–го класса изучаем темы «Достопримечательности города
Москвы и
Санкт Петербурга», «История Московского Кремля».
В разделе «Путешествие по городам и странам» в 3ем классе есть тема
«Золотое кольцо России». Материал урока вызывает гордость за Россию, за
прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не
только россияне, но и иностранные туристы. Также на уроках знакомимся с
важными историческими событиями в ходе становления нашего государства, с
выдающимися российскими государственными
деятелями, с великими
путешественниками, с природой России, родного края.
2 Для воспитания патриота можно использовать материал любого
учебника. Так, в учебнике по литературному чтению
Климановой и
Горецкого много произведений известных русских писателей, стихотворений
о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. На
произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу,
гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и
трепетно относиться к близким и окружающим людям. Эмоциональный
настрой
усиливается, если сопровождается через прослушивание
музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни,
сказки) через использование на занятиях стихотворений, пословиц и
поговорок. В образах могучих богатырей, в первую очередь, Ильи Муромца,
Добрыни Никитича, Алеши Поповича, воспеты и прославлены в веках
мужественные защитники родной земли, беззаветные борцы за ее
независимость, спокойствие и свободу.
На уроках русского языка учащиеся учатся осознавать язык, как средство
общения, нормам устной и письменной речи , принципам речевого этикета,
выполняют задания творческого и исследовательского характера.
Это хорошая почва, чтобы взрастить семена патриотизма, посеянные на
уроках в душах наших детишек.
настойчивость,
как бережливость,
На уроках математики воспитываются такие личностные качества
гражданина,
целеустремленность,
стремление познать истину. Формированию гражданских качеств младших
школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и
решение задач, содержащих материал о Родине, о растительном и животном
мире и т. д. Учебник математики содержит рубрику «Путешествие в
прошлое», где дети, решая старинные задачи, знакомятся с жизнью наших
предков, их развитием, с великими учеными, великими открытиями.
Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность
создавать композиции,
пейзажи
индивидуальные и групповые на тематику: «Мой край», «Моя улица», «Мой
дом», «Символ святой Руси» и др. позволяют учащимся выразить все свои
чувства, эмоции и взгляды на мир.
объемные поделки,
аппликации,
Неоценима роль уроков ОРКСЭ в формировании порядочного,
честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.
Рассматриваются такие понятия, как: мораль нравов, ценность рода и семьи,
3 обычаи нравственной культуры, многонациональность, духовный мир людей,
родного города и т. д.
Дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».
На уроках физической культуры разучиваем русские народные игры.
Внеурочная и внеклассная деятельность
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для
воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.
В моей внеклассной работе можно выделить несколько направлений по
патриотическому воспитанию:
Гражданскопатриотическое
Социальнопатриотическое
Военнопатриотическое
Спортивнопатриотическое
Историкокраеведческое
Я провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на
патриотическое воспитание. Цель проведения таких мероприятий состоит в
том, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников,
осмыслить значимость определённых событий для истории России: час
размышления «Отечественная война 1812 года», «День народного единства»,
«Моя семья – мое богатство», «Тепло родного очага», «День пожилых
людей», «День матери», Дни именинников и др.
Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско
патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки
Мужества и Славы: «Я гражданин России», Всемирный урок мира, «Я человек
и гражданин», «Защитникам Сталинграда посвящается…» «Никто не забыт,
ничто не забыто», «День Победы с сединою на висках» и др.
Работа с родителями
Духовнонравственное развитие и воспитание личности начинается в
семье. Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия,
как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя
семья и род», «мой дом». Поэтому работа классного руководителя по
гражданскопатриотическому воспитанию невозможна без участия родителей.
Мы часто осуществляем совместную подготовку к различным праздникам.
Ведь праздник в начальной школе – неотъемлемая часть учебно
воспитательного процесса. Их проведение сплачивают детей и родителей,
учат их общению, взаимопониманию, взаимопомощи.
4 Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный,
требующий настойчивости, последовательности и большого терпения.
Решить эту задачу за период обучения в начальной школе не представляется
возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает
учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».
Патриотизм – великое слово!
К нему обращаемся снова и снова.
Важнее слова сейчас не найдёшь,
К нему призываем свою молодёжь.
И сегодня наш долг педагога
Поддержать, повести за собой
Молодые и хрупкие души,
Что находятся рядом с тобой.
Таким образом, благодаря ведению патриотического воспитания у
младших школьников формируется правильное отношение к родной стране,
уважение к важным событиям прошлого и нынешним достижениям наших
сограждан, объяснение понятий добродетели и зла, формируется
представление о значимости России и ценности нашей страны. Все эти
мероприятия помогут вырастить молодое поколение, способное совершить
подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны.
Литература
1. Я гражданин России.//Классные часы по гражданскому и
патриотическому воспитанию: 14 классы.М.: ВАКО, 2006. 160 с. –
(Педагогика. Психология. Управление.)
2. Военнопатриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к
празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим
патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров,
литературномузыкальных композиций, классных часов, военноспортивных
игр. Авторсоставитель М.В. Видякин. Волгоград: «Учитель», 2006.
3. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы,
мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. 288 с. –
(Сердце отдаю детям).
5 4. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование,
конспекты уроков, разработки занятий. Авторсоставитель И.А. Пашкович.
Волгоград: «Учитель», 2006.
6
Доклад на тему: «Формирование чувства патриотизма у младших школьников»
Доклад на тему: «Формирование чувства патриотизма у младших школьников»
Доклад на тему: «Формирование чувства патриотизма у младших школьников»
Доклад на тему: «Формирование чувства патриотизма у младших школьников»
Доклад на тему: «Формирование чувства патриотизма у младших школьников»
Доклад на тему: «Формирование чувства патриотизма у младших школьников»
Доклад на тему: «Формирование чувства патриотизма у младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.