Доклад на тему: Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира. (методическое объединение)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Доклад на тему: Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира. (методическое объединение)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
16.01.2017
Приведу примеры заданий, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной школе. I. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира. 1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи? 2. Рассмотри фотографии птиц. Какая из птиц обитающая на территории Самарской области, вероятнее всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ. 3. У Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили рассаду, высадили рассаду в положенные сроки на грядки в саду. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели, что они очень отличаются друг от друга в своём развитии. (детям предлагается рассмотреть фотографии) Возможно, Оля и Лена по-разному ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два примера.Чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо: вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы; затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать её, как это делать; научиться сознательно формулировать проблемы; в завершении, проконтролировать его.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Формирование универсальных учебных действий школьника на уроках окружающего мира.docx
МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Доклад на тему: Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего  школьника на уроках окружающего мира. Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного начального  образования. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание на предметном содержании  образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен освоить  ученик. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Однако  становится очевидным, что требования к уровню подготовки ученика по конкретным предметам не  означают его успешной социализации после окончания школы. Конкурентоспособность личности  определяется не только предметными знаниями, а и надпредметными умениями к самостоятельной  организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется,  ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные  учебные действия. Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается  совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной  работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и  компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию  и самосовершенствованию [2, с. 27]. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет  нам определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию,  обеспечивающую у учащихся «умение учиться». Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию,  как личностно­осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт, имеющую личностный смысл систему  знаний, умений, навыков, которая имеет универсальное значение, т.е. может быть использована в  различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем [1]. Универсальные учебные действия разработчиками федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные,  личностные и коммуникативные действия. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание,  принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов, позволяют им сориентироваться в нравственных  нормах, правилах. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности посредством  постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают: общеучебные, логические действия, а также постановку и  решение проблемы. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной  информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять  тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;  осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов  деятельности; ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные учебные действия обеспечивают сотрудничество – умение слушать и понимать  друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли,  взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию. Сегодня подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно  рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л. Г.  Петерсон. МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Остановлюсь более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях. Например, чтобы научить ребёнка ставить и формулировать проблемы, надо: вначале сформировать у него опыт, умение видеть проблемы; затем он должен узнать, что такое проблема, почему важно самому уметь ставить и формулировать  её, как это делать; научиться сознательно формулировать проблемы;          в завершении, проконтролировать его. Достижение ожидаемого результата ­ умения ставить и формулировать проблему дело не одного урока.  Только планомерное систематическое использование деятельностного метода обучения, проблемно­ диалогического метода на уроках, на наш взгляд, позволит сформировать это познавательное  универсальное учебное действие у учащихся. А. И. Савенков в книге «Методика исследовательского  обучения младших школьников» определяет проблему, как затруднение, неопределённость. Чтобы  устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего того, что связано с  данной проблемной ситуацией [4, с. 12]. В книге предлагаются задания для развития умений видеть  проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы. Учителю, очень  важно продумывать задания, вопросы, упражнения к уроку. Приведу примеры заданий, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные УУД на  уроках окружающего мира в начальной школе. I  . Задания, которые позволяют учащимся овладевать   синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­ следственных связей на уроках окружающего мира. 1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они  различаются? Чем похожи?     логическими действиями сравнения, анализа,  2. Рассмотри фотографии птиц. Какая из птиц обитающая на территории Самарской области, вероятнее  всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ. 3. У Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю в одинаковые  горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили рассаду, высадили рассаду в положенные  сроки на грядки в саду. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели, что они очень  отличаются друг от друга в своём развитии. (детям предлагается рассмотреть фотографии) Возможно,  Оля и Лена по­разному ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два  примера. II   . Использование знаково­символических средств представления информации для создания моделей  изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 1) Расскажи по схеме  «Какой бывает транспорт?». 2) Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные  натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы. III   . Фрагмент урока   овощей и фруктов? ». ­ Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики  здорового человека. ­ А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек?  (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)   окружающего мира в первом классе по теме «Питание. Почему надо есть много МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. ­ Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми,  надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь. Анализ ситуации 1.   гостях у Кролика. Что с ним приключилось и почему? (Он много съел в гостях, не смог выйти через  дверь наружу.)   Вспомните одного из любимых сказочных героев ­ Винни­Пуха, когда он был в  ­ Какой совет дадите Винни­Пуху? (Не переедать.) Анализ ситуации 2.     А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил­был один сказочный  король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». ­ Какая случилась беда  с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? (Принцесса ела много сладкого,  у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной.) ­ Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании? (Питание должно  быть разнообразным. Не нужно переедать.) ­ Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас  узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…» ­ Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку, капусту…) Как это всё назовём? (Овощи.) ­ Какие овощи ещё вы знаете? (Лук, чеснок…)­ Как отличить овощи от фруктов? (Они растут на  грядках.) ­ Откройте учебник на странице 38 (2 часть). Самостоятельно соедините название овоща с  рисунком.Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте. ­ Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.) ­ Как отличить фрукты от овощей? (Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме лимона.) ­ Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если  есть ошибки, исправьте. ­ Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным. ­ Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких  краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны.)  Чем полезны ? Если учащиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение. Вполне возможно, что кто­то из детей может дать ответ, что в овощах и фруктах содержатся витамины. ­ Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на  группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся? Как правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить овощи и  фрукты на группы. ­ С чем встретились? (С затруднением.) Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей следующие познавательные  УУД: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности. ­ Какое задание выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и овощи. Пытались ответить на вопрос:  почему надо есть много овощей и фруктов? Какие витамины содержатся в овощах и фруктах?) ­ Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, для  чего эти витамины нужны человеку.) На этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у детей познавательные УУД: умение  структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно  строить речевое высказывание. МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. ­ Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны овощи и фрукты.). ­ Сформулируйте тему нашего урока. ­ Что нужно делать, если чего­то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно  подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.) ­ Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике,  энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя? Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать  самостоятельно. ­ Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы. 1. Узнать, что такое витамины.2. Узнать,  какие бывают витамины.3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости от витаминов,  которые в них находятся. (Составить эталон.) На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у детей познавательные  УУД : общеучебные: знаково­символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов  решение задач в зависимости от конкретных условий. Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира,  необходимо вводить индуктивным путём, через наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков,  выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Индуктивный и проблемный  подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию  познавательных универсальных учебных действий. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного  восприятия, эмоционально положительного отношения к миру природы и культуры,  воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России,  способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.     Знакомство с началами  естественных и социально гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику  ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении,  прогнозировать направление своих личных интересов.При  изучении курса «Окружающий   мир» развиваются следующие УУД:  способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание  окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в  сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.  умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные  особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события  культуры, истории общества.          Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения  школьники овладевают практико­ ориентированными знаниями для развития их  экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций:  ­умения использовать разные методы познания,  ­соблюдать правила поведения в природе и обществе,  ­способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает  формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира,  отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего  места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и  формирования российской гражданской идентичности личности. В сфере личностных  универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование  когнитивного, эмоционально­ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности: умения различать государственную символику Российской Федерации и своего  региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями  некоторых зарубежных стран; ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД МОУ­лицей №21 31  формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое,  настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и  ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в  информационной среде элементы истории семьи, своего региона; формирование основ  экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм  адекватного природосообразного поведения; развитие морально­этического сознания — норм и  правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами. В  сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию  обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни  в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья. Изучение  предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных  учебных действий: овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая  умения поиска и работы с информацией; формированию действий замещения и моделирования  (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и  создания моделей); формированию логических действий сравнения, подведения под понятия,  аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или  известных характерных свойств; установления причинно­ следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. «Окружающий мир». В сфере личностных универсальных действий изучение предмета  «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально­ценностного и  деятельностного компонентов гражданской идентичности, способствует пониманию  необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и  психологического здоровья способствует формированию общепознавательных универсальных  учебных действий
скачать по прямой ссылке