Доклад на тему: «Формирования УУД в условиях реализации ООП НОО»
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
классное руководство +1
Взрослым
31.03.2019
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:
Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Перед началом решения составляется совместный план действий.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Брыжина И.В.пед. совет.docx
Учитель начальных классов Брыжина И.В.
Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО
Действия учителя позволяющие сформировать универсальные учебные
действия.
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:
Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или
недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также
решения возникающих проблем.
Перед началом решения составляется совместный план действий.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,
для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с
информацией пересказу, составлению плана, способам эффективного
запоминания, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска
информации. В ходе учебной деятельности развивается память и мышления
детей.
Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает,
как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я
стараюсь включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное
сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В совместной
деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем
исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах,
анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка
по сравнению с его вчерашними достижениями
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора,
отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка,
учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать
критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и
свою работу.
Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам
дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов
организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые
возможности для формирования определенных УУД. Например:
На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД
Предмет обеспечивает освоение идейнонравственного содержания
художественной литературы,
развитие эстетического восприятия,
прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев
литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание
судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения
и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ
гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать
причинноследственные связи, умение строить план)
Математика является основой развития у учащихся познавательных
систематизации и структурирования,
выработки
действий,
моделирования,
вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.
планирования,
формирования системного мышления,
На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные,
коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование
логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в
структуре языка и усвоение правил, моделирование.
Приемы и задания, используемые для формирования УУД.
Личностные УУД:
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок
принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С
каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста.
(Дети поднимают карточку "настроение" в виде смайлика )
2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели. 3.Первоклассникам очень нравятся соревнования, поэтому на этапе
самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно
выполненное задание ученик получает какойто символ, знак. Регулятивные УУД.
1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы
подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся
должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию,
формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного
диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения
учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по
теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в
предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили …
(полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях,
выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как
верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю
вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты?
(«Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что изза того, что
чегото ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким
знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?»
обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего
нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание
проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся
сформулировали тему и цель урока.
2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с
первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу
рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по
критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет,
понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при
оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать
положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате
организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать
говорящего, объективно оценивать его ответ.
3. Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных
работ. Непременным условием организации такой работы должны стать
оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет
особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный
диктант одноклассника.
4. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует
формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою,
одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема
урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего
отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями
справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти
всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с
заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне
требуется помощь!»
Познавательные УУД:
1.Проблемное обучение.
Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие
птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:
Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют
летать.)
Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка,
воробей, курица.)
Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
Умение летать будет отличительным признаком птиц?
Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос
возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)
Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить
на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику.
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.
Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового
материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать
выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению
самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
2. Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного
обучения. Характерной особенностью проектной технологии является
наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует
интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной
деятельности. Роль учителя это роль куратора, советника, наставника, но не
исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в
процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное
сознание.
Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам ИКН,
окружающего мира, литературного чтения.
3. Педагогические игры
Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор
ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного
вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость.
Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать,
сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания,
наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.
Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть
слово, отличающееся от остальных по своему составу.
«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов.
Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив
лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три
поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам
помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах,
по своему составу Каждой группе достается свой поезд, прежде чем принять
решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который
будет выражать общее мнение.
Поезд № 1. забег, заплыв, закон, запуск.
Поезд № 2. чайник, кофейник, молочник, веник.
Поезд № 3. посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда.
Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся
было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого
им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по
составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся
от остальных слов по составу. У школьников формируется умение доказывать
свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе
обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно
лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.
4.На уроках математики использую схемыопоры для решения различных
видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой
записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим
учеником. Использование данных схем приносит результаты.
5. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы,
таблицы, алгоритмы.
Например, у нас есть таблицы, в которых зашифрованы изучаемые
орфограммы.
1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
2. Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими
согласными
3. Непроизносимые согласные в корне слова.
4. Разделительный Ь и далее.
При проверке, например, диктантов ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над
ошибкой.
Коммуникативные УУД:
1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на
уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При
такой форме работы
возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся;
возрастает сплочённость класса;
ученик более точно оценивает свои возможности;
дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
ответственность, такт и так далее;
формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать
собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие
и тревожные дети преодолевают страх.
2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения:
дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий,
формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства
верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы
решения учебной задачи.
3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»
4. Творческие пересказы текста от лица разных героевперсонажей.
5.Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на
развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить
необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют
списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики
задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно
отвечать на вопросы друг друга.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если
описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не
значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что
они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех
этапах урока.
Доклад на тему: «Формирования УУД в условиях реализации ООП НОО»
Доклад на тему: «Формирования УУД в условиях реализации ООП НОО»
Доклад на тему: «Формирования УУД в условиях реализации ООП НОО»
Доклад на тему: «Формирования УУД в условиях реализации ООП НОО»
Доклад на тему: «Формирования УУД в условиях реализации ООП НОО»
Доклад на тему: «Формирования УУД в условиях реализации ООП НОО»
Доклад на тему: «Формирования УУД в условиях реализации ООП НОО»
Доклад на тему: «Формирования УУД в условиях реализации ООП НОО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.