Выступление на педагогическом совете школы Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС.

  • Педсоветы
  • docx
  • 27.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. Дело в том, что школа пока не готова предоставить ученику образование соответствующее динамичным изменениям в обществе, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Современность диктует новые требования как к человеку, так и к образованию. Лозунг «Образование на всю жизнь» остался в прошлом. «Образование в течение жизни» - вот девиз сегодняшнего дня.
Иконка файла материала педсовет.docx
Выступление на педагогическом совете школы Учитель Сафонова Лариса Петровна Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС. Чем отличается идеология, структура,  требования, содержание  ФГОС  от стандартов 2004 года,   каким   будет   портрет   выпускника   школы?   Большие   надежды   на   кардинальные изменения   в   образовательном   процессе   возлагаются   на   стандарты   второго   поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».    сегодня   в   нашей     стране   социокультурные     Происходящие      изменения неопровержимо показывают, что      существующее           образование        не удовлетворяет актуальным   запросам   общества.   Оно   не   в   полной   мере   готовит   молодое   поколение   к успешной, качественной  жизни. Дело в  том,  что  школа   пока   не  готова  предоставить   ученику     образование   соответствующее   динамичным   изменениям   в   обществе,  возросшему   объему   информации,   стремительному   развитию   новых   информационных технологий. Современность диктует новые требования как к человеку, так и к образованию.  Лозунг   «Образование  на  всю  жизнь» остался в  прошлом. «Образование  в  течение жизни» ­ вот девиз сегодняшнего дня. Для этого образование должно выйти за пределы решения  стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы. Сегодня   основным    фактором,  преобразующим     нашу   жизнь  является информация.    Темпы    получения,    накопления   и   передачи   информации обеспечены    развитием   и  широким        внедрением      во   все   сферы      жизни   информационно­коммуникационных технологий (ИКТ). Поэтому образование в течение всей жизни приобретает ключевое значение. По данным ЮНЕСКО,  уже   сегодня  в России   ежегодно  получают    новые  знания   20%  взрослого населения   (в Европе –   48%). Понятно, что   основа такого «образовательного поведения» может быть заложена только в школе. Именно   это   «образовательное   поведение»   лежит   в   основе   социальных   запросов, отраженных   в   ФГОСах   второго   поколения.   Они   определяют   цели   образования   как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую   компетенцию   образования,   как   «научить   учиться»,   а   не   только   освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков  в   рамках  отдельных дисциплин. Из     задач,   которые      общество      ставит   перед     школой,      вытекают   требования   к  современному  уроку. Эти  требования  можно  разделить  на   4 группы: ­ воспитательные; ­ дидактические; ­ психологические; ­ гигиенические.Вот характеристика каждой группы требований : 1. Воспитательные требования к уроку : ­ формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия; ­ формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью; ­ формирование активного отношения к жизни; ­ формирование высокой гражданственности. 2. Дидактические  требования к уроку : ­ четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты; ­ правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока; ­ эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования; ­ каждый элемент /структуры /урока ­ это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи; ­ структура /урока /должна связываться с его  методикой, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока; ­ обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное сочетание словесно­наглядных, практических методов с проблемными; ­ связь данного урока с предыдущим; ­ вооружение учащихся новыми способами выполнения действий; ­ формирования на их основе навыков и умений; 3. Психологические требования к уроку : ­ учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли; ­ психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке; ­ на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы,  формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе; ­ все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью; ­ учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям. 4. Гигиенические требования к уроку : ­ соблюдение температурного режима, норм освещения; ­ учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически,ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами. Таковы общие требования к современному уроку. Для построения  урока   в   рамках  ФГОС 2 поколения важно понять, какими должны быть критерии результативности  урока. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели  урока ) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На  уроке  задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно­оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8.   Учитель   стремиться   оценивать   реальное   продвижение   каждого   ученика,   поощряет   и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи  урока . 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11.   Стиль,   тон   отношений,  задаваемый   на   уроке  ,   создают   атмосферу   сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На  уроке  осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Думаю, что авторы государственных образовательных   стандартов, безусловно, в первую очередь, думали над тем, каким должен быть учитель, способный воспитать достойного гражданина России. Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно   самосовершенствоваться,   искать   новые   знания.   Он   должен   быть   человеком, который   способен   проектировать   образовательную   среду   ребенка,   класса,   школы.   Не говоря   уж   о   том,   что   он   должен   быть   ­   активным   пользователем   информационно   ­ компьютерных технологий. Сегодня   педагоги ведут   активные      поиски     такой   формы      организации      процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый   уровень    развития у  ученика  компетенции «научить учиться». Все  известные ранее у плюсы традиционного урока  не  потеряли  своей актуальности и сейчас. Однако   при   обучении     в   современной   информационно­образовательной     среде традиционный   урок   приобрел   совершенно   новые   черты.   В   соответствии   с   новыми  стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных отжизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Требования к современному уроку: •    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. •      учитель   должен   спланировать   свою   деятельность   и   деятельность   учащихся,   четко сформулировать тему, цель, задачи урока; •      урок   должен   быть   проблемным   и   развивающим:   учитель   сам   нацеливается   на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; •        учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; •    вывод делают сами учащиеся; •    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; •    времясбережение и здоровьесбережение; •    в центре внимания урока ­ дети; •    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; •     умение демонстрировать методическое искусство учителя; •    планирование обратной связи; •     урок должен быть добрым.