Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Оценка 4.9

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
классное руководство +1
Взрослым
24.04.2018
Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его. Значит, чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Поскольку одним из важнейших источников получения ребенком представлений о мире является исследовательское поведение, то, хотя и не столь новой, но достаточно востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся.
Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников..docx
ГАОУ СПО НСО «Новосибирского педагогического колледжа №2» Доклад Тема: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников. 2014 План доклада: 1.Тема 2.О детях и их деятельности. 3.Исследовательское обучение и исследовательская деятельность младших школьников. 4.Уровни исследовательского обучения. 5.Классификация исследования. 6.Выбор темы исследования. 7.Этапы выполнения исследовательской работы.                                                        У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается  огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.     Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно  сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить  его. Значит, чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое  руководство взрослых. Поскольку одним из важнейших источников получения ребенком  представлений о мире является исследовательское поведение, то, хотя и не столь новой, но достаточно востребованной в обучении является научно­исследовательская деятельность  учащихся.     В педагогике и психологии ­ «исследовательским обучением» именуется подход к  обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному  изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения ­ формирование способности самостоятельно,  творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере  человеческой культуры.     Исследовательская деятельность младших школьников ­ это творческая деятельность,  направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и  способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного,  интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации,  формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и  общие умения.    В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию  исследовательских умений учащихся как построение гипотез, планирование, организация  наблюдений, сбор и обработка информации, самостоятельное постижение вновь  появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого  объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую  личность. При работе на этом возрастном этапе чаще всего используются учебные и факультативные  занятия, групповые и коллективные формы работы. Три уровня в организации исследовательского обучения: •первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение  предстоит найти ученику; •второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение  ученику предстоит найти самостоятельно; •третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само  решение. Исследования можно классифицировать по­разному: по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные); по месту проведения (урочные и внеурочные); по времени (кратковременные и долговременные); по теме (предметные или свободные), по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала  изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу). Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста  учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской  деятельности, как правило, проходит в несколько этапов. Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения  исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся  представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять  предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов,  создание проблемных ситуаций, чтение­рассматривание, коллективное моделирование; во  внеурочной деятельности – игры­занятия, совместное с ребенком определение его  собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из  различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать,  формулировать выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. Включение младших школьников в учебно­исследовательскую деятельность  осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно­ исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном  этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и  учителя, мини­исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем,  мини­доклады, ролевые игры, эксперименты.    Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается  расширением выполняемых операционных действий при решении учебно­ исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством  учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно­исследовательскую деятельность должно быть гибким,  дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального  исследовательского опыта детей. Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение  исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об  исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования  и развитие исследовательских умений. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы  деятельности школьников: мини­исследования, уроки­исследования, коллективное  выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского  опыта школьников на основе индивидуальных достижений.     В процессе включения младших школьников в учебно­исследовательскую деятельность  перед учителем встает проблема организации решения единых учебно­исследовательских  задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы  работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный  исследовательский опыт. Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках по предмету  «Окружающий мир», поскольку этому способствует сам изучаемый материал.     Прекрасной формой приобщения младших школьников к элементарной  исследовательской деятельности являются экскурсии в природу, тематические прогулки,  которые могут быть проведены как на уроках, так и во внеурочное время. Основным методом познания при проведении экскурсии, тематической прогулки является  метод наблюдения. На практике чаще всего этот метод подменяется рассказом учителя,  беседой с учащимися. Перед нами  встает вопрос: как провести экскурсию на основе наблюдений самих  учащихся? Для решения проблемы следует хорошо определить, благодаря чему решается  поставленная исследовательская задача. От учителя, в первую очередь, требуется мастерство так организовать познавательную  деятельность детей, чтобы они как можно больше увидели и открыли сами, пережили  чувства удивления, восхищения, радости от самостоятельной работы, собственных  открытий. Исходный момент в проектировании исследовательской деятельности младших  школьников на тематической прогулке  ­   формулировка проблемы и исследовательской  задачи. Проблема для детей – это сложный вопрос, на который нельзя ответить сразу,  поэтому нужно специально прийти к ответу, разыскать неизвестное. Исследование – это и  есть поиск неизвестного. При формулировании проблемы, а на ее основе – исследовательской задачи,  основополагающую роль играют вопросы. Их нужно выбирать в соответствии с  конкретными условиями и возможностями наблюдения тех или иных объектов. Примеры. Игра «Следопыт» («Зоркий глаз», «С какой ветки эти детки?»). Учащимся (парам, группам) предлагается по одному листу или плоду (орешек липы,  крылатку ясеня, клёна и т.п.) деревьев или кустарников, встречающихся в месте  проведения экскурсии. Эти растения и нужно найти. По ходу экскурсии дети находят  объект и называют его. Что делать, если дети не знают названия того или иного растения? Нужно ли подбирать для игры плоды только  хорошо знакомых растений? В этом нет необходимости. Главное, чтобы ребята смогли самостоятельно точно  установить сходство плодов, обосновать выбор растения, а, чтобы узнать название,  необходимо умение обратиться за помощью.   В данном случае это могут быть другие  учащиеся, учитель или предложенные им источники. (Учебник, заготовленные заранее  карточки с рисунками плодов и растений, записью их названий, журналы и т.д.) После этого выясняется, по каким признакам можно отличить данный объект от подобных  ему. Для этого обращается внимание на форму кроны деревьев; толщину и расположение  ветвей; цвет, размер, форму, характер поверхности и краёв листьев, их расположение на  ветке; форму, размер, поверхность, цвет плодов. Наблюдательность детей активизирует игра «Загадочная картинка». Учитель описывает  картинку (соответственно наблюдаемому пейзажу), а учащиеся с помощью наблюдения  окружающих объектов узнают, какие из них описаны учителем.  Например: Тинькает, чирикает и каркает. Кто это? (синица, воробей, ворона). Одни голые стоят, вторые угощения птицам приготовили, третьи еще золотыми монетами  украшены (липа, рябина, берёза более поздней осенью). Для активизации наблюдения детей, поиска и опознания природных объектов используются так же загадки. Целесообразно использование загадок­описаний с ошибками. Так, описывая березу, намеренно допускаем ошибки: мои знакомые учащиеся описали  березу следующим образом: листья крупные (небольшие), округлые (по форме напоминают  ромб), с зубчиками, плоды­орешки собраны в сережки. Согласны ли вы с таким описанием? Одним из приёмов, позволяющих школьникам установить характерные особенности  природного объекта и включить их в поиск, является сравнение. Сравниваются подобные  объекты и объекты, отличающиеся по основному признаку.   Организовать исследовательскую деятельность учащихся представляется возможным и на других уроках: русский язык, математика, литературное чтение, трудовое обучение и т.д. Так на уроках литературного чтения организация исследовательской деятельности уместна при необходимости сравнительного анализа художественных произведений, например,  народных сказок, или при сравнительном анализе жанровых особенностей, например,  научно­познавательной статьи и художественного рассказа. Интересно проводить  исследования на уроках трудового обучения. Темы могут быть такими: свойства бумаги,  свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов  помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для  творческих работ. Рассмотренные методы и формы организации  исследовательской деятельности главным  образом используются в урочное время, поэтому по своей продолжительности они  кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Все  исследования носят предметный характер и направлены, в большинстве своем, как на  освоение программного материала, так и на более глубокое его изучение. Кроме урочной учебно­исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные  внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.  Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по  собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были  обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ,  выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том,  как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и  поддержка исследовательской активности ребенка. Таким образом учащиеся приобретают определенные исследовательские умения, что  готовит их в конечном итоге к  написанию исследовательских работ. Кроме того,  применение всех вышеуказанных методов стимулирует активность учащихся в этом деле.  Так учащимися моего выпускного класса в течение двух лет было представлено на  школьный конкурс исследовательских работ четыре работы. Две были написаны на третьем году обучения, две – на четвертом. Но к написанию исследовательской работы нужно привлекатьне всех учащихся класса, а  только единицы. Поэтому наиболее приемлема индивидуальная форма, но, возможна и  групповая. Интересен тот факт, что, будучи третьеклассниками, учащиеся класса в большинстве  случаев отдают предпочтение индивидуальной форме, а в  четвертом классе – групповой. При организации процесса выполнения исследовательской работы придерживаюсь  следующих этапов: •Формулирование темы •Формулирование цели и задач •Теоретические исследования •Экспериментальные исследования •Анализ и оформление научных исследований •Внедрение и эффективность научных исследований •Публичное представление работ. При выборе тем для исследования руководствуюсь еще одним правилом: тема должна  исходить из интересов и желания самого ребенка. Проследим, как была выбрана тема учеником моего класса Давыдовым Егором. На экране отображена тема его работы: «Выкармливание птенца галки в домашних  условиях». А далее следует обоснование его выбора, данное самим учащимся. Из этого следует, что исследование носит свободный характер, рассматриваются вопросы,  не касающиеся учебной программы. Заключение Я считаю, что важно знать формы и методы организации исследовательской работы с  младшими школьниками. Уметь правильно поставить вопрос и создать тему для работы.  Исследовательские работы важны в начальной школе. ЛИТЕРАТУРА  1. Богоявленская А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический  журнал для учителя и администрации школы.­2006.­№1. ­ С.26­31. 2. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской  деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. ­ №3. ­  С.21­26. 3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников  [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). ­ 2006. ­ №10. ­ С.8 4. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г.  Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.­ С.13. 5. Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. ­ Томск: Изд­во ТГПУ,  2003.­С. 180­182. 6. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия  наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. 7. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь,  противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45. 8. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших ьшкольников…Такое  возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом  «Агни»: Самара, 2007. – 88 с. 9. Разагатова Н.А. Организация учебно­исследовательской деятельности младших  школьников по русскому языку и литературному чтению Н.Разагатова //Четвертые  Ознобишенские чтения: Сборник материалов Всероссийской научно­практической конференции (19­21 мая 2006 года) / под ред. О.М.Буранка, В.Н. Шкунова. – Инза­Самара:  Изд­во «НТЦ», 2006. – 186 с. 10. Разагатова Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для  учащихся 1­ 7 классов). Информационный бюллетень[Текст] / Н.Разагатова. ­ Самара: Изд­ во МГПУ, 2003. – 76 с. 11. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как  здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое  здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ  «Региональный социологический центр», 2006. ­ 128 с. ­ С. ­ 39­44. 12. Разагатова Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной  школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007.­ № 6. – С. 116­123. 13. Разагатова Н.А. История и тенденции развития учебно­исследовательской деятельности школьников [Текст] /Н.А.Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской  академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований», 2006. ­Том 1. ­ С 32­40.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.

Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018