Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Оценка 4.9
Научные работы
docx
классное руководство +1
Взрослым
24.04.2018
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его. Значит, чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Поскольку одним из важнейших источников получения ребенком представлений о мире является исследовательское поведение, то, хотя и не столь новой, но достаточно востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся.
Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников..docx
ГАОУ СПО НСО «Новосибирского педагогического колледжа №2»
Доклад
Тема: Формы и методы организации исследовательской деятельности
младших школьников.
2014 План доклада:
1.Тема
2.О детях и их деятельности.
3.Исследовательское обучение и исследовательская деятельность младших школьников.
4.Уровни исследовательского обучения.
5.Классификация исследования.
6.Выбор темы исследования.
7.Этапы выполнения исследовательской работы.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны
желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается
огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Исследовательский интерес – качество личности, свойственное ребенку в особенно
сильной степени. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить
его. Значит, чтобы дети могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое
руководство взрослых. Поскольку одним из важнейших источников получения ребенком
представлений о мире является исследовательское поведение, то, хотя и не столь новой, но
достаточно востребованной в обучении является научноисследовательская деятельность
учащихся.
В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к
обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному
изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения формирование способности самостоятельно,
творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере
человеческой культуры.
Исследовательская деятельность младших школьников это творческая деятельность,
направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и
способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного,
интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации,
формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и
общие умения.
В рамках начальной школы при организации обучения уделяется внимание развитию
исследовательских умений учащихся как построение гипотез, планирование, организация
наблюдений, сбор и обработка информации, самостоятельное постижение вновь
появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого
объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую
личность.
При работе на этом возрастном этапе чаще всего используются учебные и факультативные
занятия, групповые и коллективные формы работы.
Три уровня в организации исследовательского обучения:
•первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение
предстоит найти ученику; •второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение
ученику предстоит найти самостоятельно;
•третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само
решение.
Исследования можно классифицировать поразному:
по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
по месту проведения (урочные и внеурочные);
по времени (кратковременные и долговременные);
по теме (предметные или свободные),
по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала
изученного на уроке; вопросы не входящие в учебную программу).
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста
учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской
деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения
исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся
представлений;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять
предметные модели;
формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:
в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов,
создание проблемных ситуаций, чтениерассматривание, коллективное моделирование; во
внеурочной деятельности – игрызанятия, совместное с ребенком определение его
собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из
различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать,
формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебноисследовательскую деятельность
осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно
исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном
этапе используются следующие методы и способы деятельности:
в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и
учителя, миниисследования;
во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем,
минидоклады, ролевые игры, эксперименты.
Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается
расширением выполняемых операционных действий при решении учебно
исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством
учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебноисследовательскую деятельность должно быть гибким,
дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального
исследовательского опыта детей.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение
исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об
исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования
и развитие исследовательских умений.
С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы
деятельности школьников: миниисследования, урокиисследования, коллективное
выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и
другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского
опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
В процессе включения младших школьников в учебноисследовательскую деятельность
перед учителем встает проблема организации решения единых учебноисследовательских
задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой
проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы
работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный
исследовательский опыт.
Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках по предмету
«Окружающий мир», поскольку этому способствует сам изучаемый материал.
Прекрасной формой приобщения младших школьников к элементарной
исследовательской деятельности являются экскурсии в природу, тематические прогулки,
которые могут быть проведены как на уроках, так и во внеурочное время.
Основным методом познания при проведении экскурсии, тематической прогулки является
метод наблюдения. На практике чаще всего этот метод подменяется рассказом учителя,
беседой с учащимися.
Перед нами встает вопрос: как провести экскурсию на основе наблюдений самих
учащихся?
Для решения проблемы следует хорошо определить, благодаря чему решается
поставленная исследовательская задача.
От учителя, в первую очередь, требуется мастерство так организовать познавательную
деятельность детей, чтобы они как можно больше увидели и открыли сами, пережили
чувства удивления, восхищения, радости от самостоятельной работы, собственных
открытий.
Исходный момент в проектировании исследовательской деятельности младших
школьников на тематической прогулке формулировка проблемы и исследовательской
задачи. Проблема для детей – это сложный вопрос, на который нельзя ответить сразу,
поэтому нужно специально прийти к ответу, разыскать неизвестное. Исследование – это и
есть поиск неизвестного. При формулировании проблемы, а на ее основе – исследовательской задачи,
основополагающую роль играют вопросы. Их нужно выбирать в соответствии с
конкретными условиями и возможностями наблюдения тех или иных объектов.
Примеры.
Игра «Следопыт» («Зоркий глаз», «С какой ветки эти детки?»).
Учащимся (парам, группам) предлагается по одному листу или плоду (орешек липы,
крылатку ясеня, клёна и т.п.) деревьев или кустарников, встречающихся в месте
проведения экскурсии. Эти растения и нужно найти. По ходу экскурсии дети находят
объект и называют его.
Что делать, если дети не знают названия того или иного растения?
Нужно ли подбирать для игры плоды только хорошо знакомых растений?
В этом нет необходимости. Главное, чтобы ребята смогли самостоятельно точно
установить сходство плодов, обосновать выбор растения, а, чтобы узнать название,
необходимо умение обратиться за помощью. В данном случае это могут быть другие
учащиеся, учитель или предложенные им источники. (Учебник, заготовленные заранее
карточки с рисунками плодов и растений, записью их названий, журналы и т.д.)
После этого выясняется, по каким признакам можно отличить данный объект от подобных
ему. Для этого обращается внимание на форму кроны деревьев; толщину и расположение
ветвей; цвет, размер, форму, характер поверхности и краёв листьев, их расположение на
ветке; форму, размер, поверхность, цвет плодов.
Наблюдательность детей активизирует игра «Загадочная картинка». Учитель описывает
картинку (соответственно наблюдаемому пейзажу), а учащиеся с помощью наблюдения
окружающих объектов узнают, какие из них описаны учителем.
Например:
Тинькает, чирикает и каркает. Кто это? (синица, воробей, ворона).
Одни голые стоят, вторые угощения птицам приготовили, третьи еще золотыми монетами
украшены (липа, рябина, берёза более поздней осенью).
Для активизации наблюдения детей, поиска и опознания природных объектов используются
так же загадки. Целесообразно использование загадокописаний с ошибками.
Так, описывая березу, намеренно допускаем ошибки: мои знакомые учащиеся описали
березу следующим образом: листья крупные (небольшие), округлые (по форме напоминают
ромб), с зубчиками, плодыорешки собраны в сережки. Согласны ли вы с таким описанием?
Одним из приёмов, позволяющих школьникам установить характерные особенности
природного объекта и включить их в поиск, является сравнение. Сравниваются подобные
объекты и объекты, отличающиеся по основному признаку.
Организовать исследовательскую деятельность учащихся представляется возможным и на
других уроках: русский язык, математика, литературное чтение, трудовое обучение и т.д. Так на уроках литературного чтения организация исследовательской деятельности уместна
при необходимости сравнительного анализа художественных произведений, например,
народных сказок, или при сравнительном анализе жанровых особенностей, например,
научнопознавательной статьи и художественного рассказа. Интересно проводить
исследования на уроках трудового обучения. Темы могут быть такими: свойства бумаги,
свойства разных тканей, сравнение свойств бумаги и тканей. Знание свойств материалов
помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для
творческих работ.
Рассмотренные методы и формы организации исследовательской деятельности главным
образом используются в урочное время, поэтому по своей продолжительности они
кратковременны, по форме это в основном коллективные и групповые исследования. Все
исследования носят предметный характер и направлены, в большинстве своем, как на
освоение программного материала, так и на более глубокое его изучение.
Кроме урочной учебноисследовательской деятельности необходимо активно использовать
и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные
внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.
Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по
собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были
обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ,
выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том,
как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ,
отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и
поддержка исследовательской активности ребенка.
Таким образом учащиеся приобретают определенные исследовательские умения, что
готовит их в конечном итоге к написанию исследовательских работ. Кроме того,
применение всех вышеуказанных методов стимулирует активность учащихся в этом деле.
Так учащимися моего выпускного класса в течение двух лет было представлено на
школьный конкурс исследовательских работ четыре работы. Две были написаны на третьем
году обучения, две – на четвертом.
Но к написанию исследовательской работы нужно привлекатьне всех учащихся класса, а
только единицы. Поэтому наиболее приемлема индивидуальная форма, но, возможна и
групповая.
Интересен тот факт, что, будучи третьеклассниками, учащиеся класса в большинстве
случаев отдают предпочтение индивидуальной форме, а в четвертом классе – групповой.
При организации процесса выполнения исследовательской работы придерживаюсь
следующих этапов:
•Формулирование темы
•Формулирование цели и задач
•Теоретические исследования
•Экспериментальные исследования
•Анализ и оформление научных исследований
•Внедрение и эффективность научных исследований
•Публичное представление работ. При выборе тем для исследования руководствуюсь еще одним правилом: тема должна
исходить из интересов и желания самого ребенка.
Проследим, как была выбрана тема учеником моего класса Давыдовым Егором.
На экране отображена тема его работы: «Выкармливание птенца галки в домашних
условиях».
А далее следует обоснование его выбора, данное самим учащимся.
Из этого следует, что исследование носит свободный характер, рассматриваются вопросы,
не касающиеся учебной программы.
Заключение
Я считаю, что важно знать формы и методы организации исследовательской работы с
младшими школьниками. Уметь правильно поставить вопрос и создать тему для работы.
Исследовательские работы важны в начальной школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская А. В науку идут малыши [Текст] / А.Богоявленская // Практический
журнал для учителя и администрации школы.2006.№1. С.2631.
2. Гафитулин М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательской
деятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. №3.
С.2126.
3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников
[Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). 2006. №10. С.8
4. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С.13.
5. Материалы конференции: В 5 т. Т.3: Педагогика и психология. Томск: Издво ТГПУ,
2003.С. 180182.
6. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия
наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь,
противодействие, конфликт [Текст] / А. Н. Поддъяков. – М.:Просвещение, 2000. – С.45.
8. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших ьшкольников…Такое
возможно? [Текст] /Н.А.Разагатова// В школу вместе. Издание для родителей. Изд. дом
«Агни»: Самара, 2007. – 88 с.
9. Разагатова Н.А. Организация учебноисследовательской деятельности младших
школьников по русскому языку и литературному чтению Н.Разагатова //Четвертые
Ознобишенские чтения: Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции (1921 мая 2006 года) / под ред. О.М.Буранка, В.Н. Шкунова. – ИнзаСамара:
Издво «НТЦ», 2006. – 186 с.
10. Разагатова Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для
учащихся 1 7 классов). Информационный бюллетень[Текст] / Н.Разагатова. Самара: Изд
во МГПУ, 2003. – 76 с.
11. Разагатова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников как
здоровьесберегающая технология [Текст] /Н.Разагатова// Образование и психологическое
здоровье. Сб. науч. тр. / Под ред. Т.Н. Клюевой. – Самара: Издательская группа ГОУ
«Региональный социологический центр», 2006. 128 с. С. 3944.
12. Разагатова Н.А. Исследовательский метод обучения и его применение в начальной
школе [Текст] /Н.А.Разагатова//Аспирантский вестник ОГПУ, 2007. № 6. – С. 116123.
13. Разагатова Н.А. История и тенденции развития учебноисследовательской деятельности
школьников [Текст] /Н.А.Разагатова // Известия Самарского научного центра Российской
академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных исследований»,
2006. Том 1. С 3240.
Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Доклад на тему: Формы и методы организации исследовательской деятельности младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.