Доклад на тему "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
история +1
6 кл—8 кл
17.09.2017
История и обществознание – сложные образовательные дисциплины. Ученикам, как показывает опыт, трудно понять функции и роль этих дисциплин, поэтому главная задача учителя сформулировать вопросы перед учениками и вместе с ними искать ответы, организуя педагогический процесс методом взаимодействия.
Обучение и учение взаимообусловлены, поэтому субъективные позиции учителя и ученика оказываются тесно связанные между собой: один пришел, чтобы научиться, а другой – чтобы поделиться своими знаниями и сделать этот процесс интересным. Самое главное заключается в том, что учитель и ученик ощущают себя носителями активного начала, организаторами и преобразователями процесса совместного познания. В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения
ДОКЛАД ИНТЕРАКТИВ.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
«Средняя общеобразовательная школа с.Невежкино»
учреждение
Лысогорского района
Саратовской области
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Подготовила:
учитель истории
и обществознания
МБОУ «СОШ
с. Невежкино»
Чанаева
Любовь Борисовна 2017 год
Учение без размышления бесполезно,
Но и размышление без учения опасно.
Конфуций
В XXI веке идет активный процесс формирования информационного общества, в
котором выпускник школы должен обладать высокой информационной культурой
поведения. Сегодня дисциплины активно переходят на ФГОС. Учителю, который
осуществляет деятельность по внедрению ФГОС, необходимо ориентироваться в
широком спектре современных инновационных технологий и направлений. Чтобы при
обучении обществознанию, внедрение новых стандартов прошло успешно, работа с
классом должна строится на применении инновационных образовательных технологий:
проектной, критического мышления, информационнокоммуникативной и многие
другие. Хочется подробнее остановиться на методе интерактивного обучения, так как
он приобретает в наше время особое значение. Внедрение в учебный процесс
инновационных методик и новых педагогических технологий позволят обеспечить
индивидуализацию обучения и развивать самостоятельность в обучении.
Интерактивные методы сполна отвечают этим требованиям.
История и обществознание – сложные образовательные дисциплины. Ученикам,
как показывает опыт, трудно понять функции и роль этих дисциплин, поэтому главная
задача учителя сформулировать вопросы перед учениками и вместе с ними искать
ответы, организуя педагогический процесс методом взаимодействия.
Обучение и учение взаимообусловлены, поэтому субъективные позиции учителя и
ученика оказываются тесно связанные между собой: один пришел, чтобы научиться, а
другой – чтобы поделиться своими знаниями и сделать этот процесс интересным.
Самое главное заключается в том, что учитель и ученик ощущают себя носителями
активного начала, организаторами и преобразователями процесса совместного
познания. В педагогике существуют многочисленные классификации методов
обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе
обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
1) пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые
должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем
источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.
2) активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют
творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику
3) интерактивные: от англ. (inter “между”; act – “действие”), таким образом,
дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится
взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на
взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее
соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают со
обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог
являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли
организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы
учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии
учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство
интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только
учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и
учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только
слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым. Умелое сочетание
данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.
Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует
повышению познавательной активности и мотивации учащихся, формированию и
развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и
повышению успеваемости.
Исследования, проведенные в 80х ггг. Национальным тренинговым центром
(США, штат Мэриленд), показали, что интерактивное обучение позволяет резко
увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице,
получившей название “пирамида обучения”, из которой видно, что наименьший процент
усвоения имеют пассивные методики (лекция 5%, чтение 10%), а наибольший
интерактивные (дискуссионные группы 50%, практика через действие 75%, обучение других, или немедленное применение 90%). Здесь уместно привести китайскую
пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне
сделать это, и это станет моим навсегда”.
Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя:
информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся,
их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В
процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается
самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и
находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему
знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в
коммуникационной. Такие методы обучения очень эффективны, поскольку они
способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности
преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации
учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают
знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно
интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои
способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно
воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей.
Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться
с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
Интерактивное обучение в сравнении с другими методами меняет процесс
взаимодействия: активность учителя уступает место активности учащихся, задача
учителя – создавать условия для их инициативы. Учитель не дает готовых знаний, а
побуждает к самостоятельному поиску. Именно такой подход в работе с детьми всегда
интересен.
Далее я приведу некоторые примеры из своей практики:
интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для
сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить,
закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке;
взаимопроверка, например, знания исторических дат (устный опрос или
письменный), затем учащиеся оценивают друг друга;
при проверке самостоятельного поиска новой информации, изучении нового
материла (небольшого пункта параграфа) использую прием «горячий стул»,
когда ученики, читая материал, готовят 23 вопроса, пожелавший ученик садится
на «горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников, затем
ученики его оценивают, он выбирает самый интересный для него вопрос при
этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог
привлекает внимание, заставляет включиться в работу), особенно удачно этот
прием проходит в 56 классах
Роль учителя в процессе интерактивного обучения постоянно
меняется. В позиции лектора – эксперта, излагает новый материал,
демонстрирует наглядность, отвечает на вопросы и т.д. В позиции
организатора, налаживает взаимодействие участников с
социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы,
координация выполнения задания, подготовка мини презентаций и т. д. В позиции помощника – консультанта учитель обращается к
социальному опыту участников, побуждает их самостоятельно
собирать новые данные, искать решения уже поставленных задач,
самостоятельно ставить новые и т.д. Таким образом, организуя
интерактивное обучение, необходимо моделировать педагогическую
ситуацию путем изменения направления информационного потока,
что заметно расширяет возможности обучения.
Каким же образом строить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно
интересен, значим и для педагога и для учащихся? В русле этих поисков, примерно
десять лет назад, в пространстве педагогики начало разрабатываться новое направление
– учебный диалог. Сегодня это уже не новый подход, мы называем его интерактивным
обучением.
Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивное
обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса,
но видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, то есть основанные на
взаимопонимании и взаимодействии.
Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения
происходит в совместной деятельности.
Использование интерактивного подхода в обучении – это вариант далеко
необлегченной педагогики. Результаты такого обучения проявляются не сразу, они
зависят от решения основных задач организации групповой формы обучения.
При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит
от благоприятного психологического климата микрогруппы. Формирование групповой
общности можно начинать со своеобразной разминки. Можно предложить учащимся
два – три упражнения на концентрацию внимания. Например, «Что тебе известно по
этой теме?» «Подберите эпиграф к уроку»; историческая разминка в форме блиц –
вопросов, исторического лото и т.д. Следующий этап интерактивного обучения –
организация учебной деятельности учащихся в группе.
Он включает несколько ступеней:
усвоение учебной задачи;
процесс поиска лучшего решения;
суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
презентация группового решения
Опыт показывает, та учебная задача, которую ставит перед группами педагог, по
разному воспринимается учащимися. Это обусловлено индивидуальными
особенностями восприятия школьников. Содержание учебного задания должно
отличаться нестандартной постановкой проблемы, вынуждающей школьников искать
помощи друг у друга, обмениваться точками зрения. Задание может быть следующим:
выбрать из предложенного множества качеств те, которые, по общему мнению,
наиболее полно характеризуют предмет, явление, историческое лицо т.д.
В процессе поиска решения задачи происходит столкновение различных точек
зрения учащихся, поэтому очень важно научить различать личность одноклассника и ту
роль, которую он исполняет в процессе групповой работы (инициатор, контролер,
критик, оппонент). Учебное сотрудничество и взаимодействие можно организовать в двух формах
кооперации: «Учитель учащийся» и «учащийся – учащийся».
Обеспечение сотрудничества и взаимопонимания в процессе обучения основано на ряде
педагогических техник: «Мозговой штурм», «Мозаика», «Аквариум», «Опорный
конспект», «Хоровод», создающих условия для эффективного общения между всеми
участниками учебного процесса по поводу изучаемого материала.
Особое внимание необходимо уделять организации учебного пространства, так
как взаимодействие предполагает, что собеседники обращены лицом к лицу. В
зависимости от количества групп нужно определить оптимальные расстановки
учебных мест. Изменение привычной организации учебного пространства дает
возможность решать поставленные вопросы сообща, подготавливает учащихся к
нетрадиционным формам обучения, таким образом, внутренняя готовность позволяет
сокращать время, необходимое для настройки на форму и содержание интерактивного
обучения.
Для того, чтобы организовать работу групп из четырех, пяти или шести учеников,
можно предложить четыре последовательных этапа деятельности, в технике
«Мозаика» и «Опорный конспект».
I этап: Индивидуальная работа.
На этом этапе предлагается задание: изучить тему и составить конспект, продумать
вопросы для обсуждения темы. На подготовку и выполнение этого задания дается 20
минут (это может быть и домашнее задание).
Важно, чтобы к концу контрольного времени, каждый член группы имел свой вариант
выполненного задания.
II этап: Работа в парах по горизонтальным связям.
Каждому участнику предлагается выбрать себе партнера. Задание по содержанию
остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения
между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух
участников. Время для обсуждения – 10 минут.
III этап: Работа в парах по вертикальным связям.
Парам предлагается поменяться. Содержание работы остается прежним. Новые
партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы.
Время для обсуждения – 10 минут.
Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение
другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное
решение.
IV этап: Принятие группового решения.
Группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах
решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом
большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи
(группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, таблицы,
презентации и т.д.).
В результате такой работы ученики накапливают опыт общения, отрабатывая умения и
навыки организации конструктивного диалога.
Однако педагогика взаимодействия методом интерактивного обучения является только
одним из средств обучения в системе работы, основой которой является доверительный, эмоциональноположительный фон и атмосфера взаимосотрудничества
между учителем и учениками.
Использование в работе вышеперечисленных методов, приемов и средств
обучения позволяет добиваться стабильных результатов в процессе обучения.
В процессе освоения технологий интерактивного обучения у учащихся вырабатываются
определенные правила взаимодействия. Успех и результативность занятия
обусловлены:
правильной постановкой учебной задачи;
организацией учебного пространства для поиска решения этой задачи;
подготовительной работой (сбор материала, своевременное оповещение и т.д.);
Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в
известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки. Вот некоторые правила,
которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках
обществознания:
1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.
2. Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки,
постоянные поощрение учеников за активное участие в работе.
3. Количество учащихся не должно быть не много (не более 25). Ведь важно, чтобы
каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность
участия в решении по проблеме.
4. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам
интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
5. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и
постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том,
что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения.
6. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности.
Применение в практике преподавания обществознания интерактивных методов
обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся,
следовательно, и эффективности урока. Пассивные обучающиеся включаются в
активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков
оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Кроме того,
формируется все ключевые компетенции:
умение брать на себя ответственность при принятии решений,
толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми
других культур, религий, языков,
умение работать с различными видами информации,
способность постоянно повышать свое образование и т.д.
Ученикам очень нравятся активные и интерактивные формы работы. В своих
отзывах об уроках они пишут: «На таких уроках повышается настроение», «Нет обычного урока, где мы только слушаем учителя и быстробыстро записываем за ним»,
«Эти уроки похожи на игры. А на самом деле нас учат получать информацию не только
по предметам, но и из своего опыта», «Диалог положительно влияет не только на
знания но и на всю обстановку в классе»….
В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания
истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению
интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока.
Доклад на тему "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Доклад на тему "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Доклад на тему "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Доклад на тему "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Доклад на тему "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Доклад на тему "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Доклад на тему "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Доклад на тему "ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.