Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"
Оценка 4.7

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"

Оценка 4.7
Семинары
doc
дефектология
Взрослым
07.08.2018
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"
В современных условиях дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: телевидения, Интернета, компьютерных программ. Поэтому, на сегодняшний день использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.
0002e252-995c3802.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО­КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ Актуальность: новое время ставит перед школой новые задачи. В современных условиях дети   с   самого   раннего   возраста   развиваются   в   условиях   новой   информационной   среды: телевидения,   Интернета,   компьютерных   программ.  Поэтому,   на   сегодняшний   день использование   ИКТ   в   учебном   процессе   очень   актуально.   Это   способствует   активизации познавательной   деятельности   учащихся,   стимулирует   и   развивает   психические   процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.             В преподавании географии использование мультимедийных возможностей компьютера качественно изменяет восприятие информации, так как дети с особыми образовательными потребностями  более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, путешествия по Земному шару. ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой,   интересной   форме   рассматривать   понятия   и   определения,   видеть   географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Программа   географии   в   коррекционной   школе     включает   относительно   сложный   для учащихся   теоретический   материал,   изучение   которого   недостаточно   результативно   без применения особых методов и приемов.    Их   эффективность   в   основном   объясняется     тем,   что   при   чувственном   восприятии (прежде  всего  зрительном)  образы изучаемого  материала  быстрее  формируются  и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения  компьютера на уроках:  1. Организация   процесса   обучения   в   соответствии   с   психоэмоциональными   и физиологическими особенностями  детей. 2. Реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения. 3. Расширяется   возможность   соблюдения   основных   принципов   коррекционного образования:   от   сохранного   к   нарушенному,   многократность   повторений,   выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.  Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную   деятельность;   развивает   мышление   и   творческие   способности   ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.    На   своих   уроках   использую   разнообразные   ИКТ.   Специальных   пособий   для коррекционных  школ пока не выпускают, поэтому приходится приспосабливать те, которые предназначены   для   других   школ   и   учебных   заведений,   а   также   в   большом   количестве изготавливать  самому.  Эти  наглядные  пособия  должны   отвечать  как  общим  требованиям, предъявляемым к ним в общеобразовательной школе, так и специфическим, характерным для коррекционной школы. Информационно­компьютерные технологии можно применять на любом этапе занятия: 1. На этапе  организационного момента  применение ИКТ повышает мотивацию к уроку и организует детей на предстоящую деятельность. 2. При  проверке   домашнего   задания  выявляется   уровень   усвоения   материала   на предыдущем уроке и уровень самостоятельности учащегося при подготовке домашнего задания. 3. При   изложении  нового   материала:   происходит   визуализация   знаний   посредством демонстрации видеороликов, презентаций. 4. На этапе закрепления изученного материала осуществляется закрепление ЗУН на основе программ–тренажеров. 5. При контроле и проверке изученного  происходит контроль и проверка ЗУН учащихся посредством программ для тестирования и контроля. 6. На этапе подведения итога происходит визуализация деятельности учащихся на основных этапах урока посредством демонстрации презентации. На уроках географии наиболее  популярны следующие виды компьютерных технологий: компьютерные игры; тренажеры; тесты; компьютерные презентации. Компьютерные   игры  используются   в   процессе   развития   и   коррекции   познавательных психических процессов, выработке учебных знаний, умений и навыков. При использовании компьютерных   игр   происходит   не   только   усвоение   знаний,   но   ещѐ   коррекция   и   развитие внимания,   зрительно­моторной   координации,   познавательной   активности.   Происходит   и развитие   произвольной   регуляции   деятельности   учащихся:   умений   подчинить   свою деятельность   заданным   правилам   и   требованиям,   умений   сдерживать   свои   эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков. Тренажеры  применяются   для   отработки   определения   природных   зон,   морей,   островов, полуостровов и т.п. Тесты  незаменимы для проверки и контроля усвоения материала и диагностики уровня знаний, умений, навыков. Основным видом применения ИКТ в моей  практике являются электронные презентации, которые   позволяют   сделать   подачу   дидактического   материала   максимально   удобной   и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях При использовании ИКТ структура урока принципиально не изменяется. Использование презентаций ­ способствует развитию наглядно­образного мышления, внимания; ­   содействует   созданию   положительной   мотивации   за   счет   использования   средств привлечения внимания; ­   способствует   обеспечению   методической   и   дидактической   поддержки   различных   этапов урока; ­ даёт возможность оптимально использовать время на уроке; ­ позволяет видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию; ­ позволяет учителю проводить показ в режиме диалога — обсуждая с классом; ­   каждый   слайд   презентации   представляет   собой   учебный   эпизод,   включающий   в   себя самостоятельную дидактическую единицу. При   разработке   презентаций   есть  определенные   правила,  которые  необходимо  помнить олигофренопедагогам, составляющим презентацию.  1. Титульный   лист.   На   нем   должно   размещаться:   направление   презентации,   предмет, заглавие   темы   и   т.   д.   Тема,   если   она   короткого   содержания   и,   направление,   должны постоянно находиться на следующих слайдах. Ведь мы пишем тему на доске, и ученик её видит весь урок. Эта же цель преследуется и при построении слайдов. 2. При разработке презентации почти все учителя запамятовали о диафильмах, которые в прошлые   времена,   помогали   сделать   урок   более   наглядным.   Сейчас   применять диафильмы при разработке презентаций либо подготовки к уроку можно с таковым же успехом, как и ранее. Большим успехом у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пользуются программы «Школа Кирилла и Мефодия». 3. Индивидуальная   работа   ученика   за   компьютером   создает   условия   комфортности   при выполнении   заданий,   предусмотренных   программой:   каждый   ребенок   работает   с оптимальной для него нагрузкой, так как чувствует влияния окружающих. При работе на компьютере он может обдумывать столько времени, сколько ему необходимо. 4.  Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером решается   не   изолированно,   а   в   рамках   организации   содержательной   учебной деятельности,   актуальной   для   детей   данного   возраста.   Освоение   пользовательских навыков   может   происходить   на   разных   этапах   урока   и   индивидуальных   занятиях. Пользовательский навык формируется первоначально в процессе решения учебных задач в   той   или   иной   содержательной   области,   как   правило,   осуществляется   с   простейших компьютерных   тренажеров,   программ.   В   процессе   работы   с   такими   программными средствами учащиеся отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы. В нашей школе были проведены исследования, касающиеся использование компьютерных технологий. 1. Был   проведен   мониторинг   роста   качества   обучения   на   уроках   географии   после использования ИКТ на уроке: Как мы видим,  наблюдается позитивная  динамика роста качества обучения. Достигнут обучающий эффект в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки. 2. Было проведено анкетирование по эффективности использования ИКТ на уроке в 8­9 классах: Анкетирование   проводилось   среди   учащихся   8,9­А,9­Б   класса,   всего   27   учащихся,   17 мальчиков и 10 девочек, были розданы карточки с утверждениями и учащиеся по инструкции отметили   более   подходящие   пункты.   Как   видно   в   диаграмме   наибольший   процент   (79%) учащихся   выбрали   пункт   3   –   любят   работать   самостоятельно,   т.е.   по   индивидуальному обучению. Пункты 1 и 4 выбрали почти 75 % учащихся, которым нравится работать в группе с готовыми электронными мультимедийными материалами, что показывает наибольший интерес к   включению   в   образовательную   программу   мультимедийные   средства   компьютерной технологии.   Наиболее   интересным   фактом   становится   пункт   2   ­   46%   учащихся   выбрали мышление, т.е. заинтересованность в развитии мышления, это хороший динамичный процент для наших детей. Исходя из вышеизложенного, мы делаем следующий  вывод: для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ ­ помощник в освоении нового, один из способов повышения мотивации обучения и социализации ребенка. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения, позволяет качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Благодаря   использованию   ИКТ   у   школьников   наблюдается   концентрация   внимания; включение   всех   видов   памяти:   зрительной,   слуховой,   моторной,   ассоциативной; осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала. Таким   образом,   системное   и   периодичное   использование   компьютерных   технологий   в коррекционной  школе на разных этапах занятия позволяет создать оптимальные условия для повышения   эффективности   преподавания,   организации   и   проведения   уроков,   внеклассных занятий, а также способствует росту профессионализма и самообразованию учителей. Список использованной литературы 1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной  географии. ­  М.: Издательский дом «Генжер», 2004. ­  80 с. 2. Геращенко   О.А.,   Іванов   О.В.   Освітнє   середовище   «Один   учень   –   один комп’ютер». – Луганськ: СПД Рєзніков В.С., 2010. – 112 с. 3. Князева   Е.В.   Применение   информационных   технологий   в  специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика. – М.: 2009.­ №4(34) 4. Новенко   Д.   В.   Новые   информационные   технологии   в   обучении.   Научно­ методический журнал «География в школе». ­ М.:Школа­пресс, № 5, 2004. ­ с. 48. 5. Пороцкая Т. И. Обучение географии во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2002. – 159с.

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2018