Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"
Оценка 4.7
Семинары
doc
дефектология
Взрослым
07.08.2018
В современных условиях дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: телевидения, Интернета, компьютерных программ. Поэтому, на сегодняшний день использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.
0002e252-995c3802.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Актуальность: новое время ставит перед школой новые задачи. В современных условиях
дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды:
телевидения, Интернета, компьютерных программ.
Поэтому, на сегодняшний день
использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации
познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы,
развитие мышления, восприятия, памяти.
В преподавании географии использование мультимедийных возможностей компьютера
качественно изменяет восприятие информации, так как дети с особыми образовательными
потребностями более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные
экскурсии, путешествия по Земному шару. ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в
яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические
объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что
способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.
Программа географии в коррекционной школе включает относительно сложный для
учащихся теоретический материал, изучение которого недостаточно результативно без
применения особых методов и приемов.
Их эффективность в основном объясняется тем, что при чувственном восприятии
(прежде всего зрительном) образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше
сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.
Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на
уроках:
1. Организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и
физиологическими особенностями детей.
2. Реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации
обучения.
3. Расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного
образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение
действий по образцу, коррекция психологических функций.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только
облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития
творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует
познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка;
формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
На своих уроках использую разнообразные ИКТ. Специальных пособий для
коррекционных школ пока не выпускают, поэтому приходится приспосабливать те, которые
предназначены для других школ и учебных заведений, а также в большом количестве
изготавливать самому. Эти наглядные пособия должны отвечать как общим требованиям,
предъявляемым к ним в общеобразовательной школе, так и специфическим, характерным для
коррекционной школы.
Информационнокомпьютерные технологии можно применять на любом этапе занятия: 1. На этапе организационного момента применение ИКТ повышает мотивацию к уроку и
организует детей на предстоящую деятельность.
2. При проверке домашнего задания выявляется уровень усвоения материала на
предыдущем уроке и уровень самостоятельности учащегося при подготовке домашнего
задания.
3. При изложении нового материала: происходит визуализация знаний посредством
демонстрации видеороликов, презентаций.
4. На этапе закрепления изученного материала осуществляется закрепление ЗУН на основе
программ–тренажеров.
5. При контроле и проверке изученного происходит контроль и проверка ЗУН учащихся
посредством программ для тестирования и контроля.
6. На этапе подведения итога происходит визуализация деятельности учащихся на основных
этапах урока посредством демонстрации презентации.
На уроках географии наиболее популярны следующие виды компьютерных технологий:
компьютерные игры; тренажеры; тесты; компьютерные презентации.
Компьютерные игры используются в процессе развития и коррекции познавательных
психических процессов, выработке учебных знаний, умений и навыков. При использовании
компьютерных игр происходит не только усвоение знаний, но ещѐ коррекция и развитие
внимания, зрительномоторной координации, познавательной активности. Происходит и
развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою
деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные
порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.
Тренажеры применяются для отработки определения природных зон, морей, островов,
полуостровов и т.п.
Тесты незаменимы для проверки и контроля усвоения материала и диагностики уровня
знаний, умений, навыков.
Основным видом применения ИКТ в моей практике являются электронные презентации,
которые позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и
наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях
При использовании ИКТ структура урока принципиально не изменяется.
Использование презентаций
способствует развитию нагляднообразного мышления, внимания;
содействует созданию положительной мотивации за счет использования средств
привлечения внимания;
способствует обеспечению методической и дидактической поддержки различных этапов
урока;
даёт возможность оптимально использовать время на уроке;
позволяет видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию;
позволяет учителю проводить показ в режиме диалога — обсуждая с классом;
каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя
самостоятельную дидактическую единицу.
При разработке презентаций есть определенные правила, которые необходимо помнить
олигофренопедагогам, составляющим презентацию.
1. Титульный лист. На нем должно размещаться: направление презентации, предмет,
заглавие темы и т. д. Тема, если она короткого содержания и, направление, должны
постоянно находиться на следующих слайдах. Ведь мы пишем тему на доске, и ученик её
видит весь урок. Эта же цель преследуется и при построении слайдов. 2. При разработке презентации почти все учителя запамятовали о диафильмах, которые в
прошлые времена, помогали сделать урок более наглядным. Сейчас применять
диафильмы при разработке презентаций либо подготовки к уроку можно с таковым же
успехом, как и ранее. Большим успехом у обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья пользуются программы «Школа Кирилла и Мефодия».
3. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при
выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с
оптимальной для него нагрузкой, так как чувствует влияния окружающих. При работе на
компьютере он может обдумывать столько времени, сколько ему необходимо.
4.
Задача освоения детьми элементарных пользовательских навыков работы с компьютером
решается не изолированно, а в рамках организации содержательной учебной
деятельности, актуальной для детей данного возраста. Освоение пользовательских
навыков может происходить на разных этапах урока и индивидуальных занятиях.
Пользовательский навык формируется первоначально в процессе решения учебных задач
в той или иной содержательной области, как правило, осуществляется с простейших
компьютерных тренажеров, программ. В процессе работы с такими программными
средствами учащиеся отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана,
работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы.
В нашей школе были проведены исследования, касающиеся использование компьютерных
технологий.
1. Был проведен мониторинг роста качества обучения на уроках географии после
использования ИКТ на уроке:
Как мы видим, наблюдается позитивная динамика роста качества обучения. Достигнут
обучающий эффект в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки.
2. Было проведено анкетирование по эффективности использования ИКТ на уроке в 89
классах: Анкетирование проводилось среди учащихся 8,9А,9Б класса, всего 27 учащихся, 17
мальчиков и 10 девочек, были розданы карточки с утверждениями и учащиеся по инструкции
отметили более подходящие пункты. Как видно в диаграмме наибольший процент (79%)
учащихся выбрали пункт 3 – любят работать самостоятельно, т.е. по индивидуальному
обучению. Пункты 1 и 4 выбрали почти 75 % учащихся, которым нравится работать в группе с
готовыми электронными мультимедийными материалами, что показывает наибольший интерес
к включению в образовательную программу мультимедийные средства компьютерной
технологии. Наиболее интересным фактом становится пункт 2 46% учащихся выбрали
мышление, т.е. заинтересованность в развитии мышления, это хороший динамичный процент
для наших детей.
Исходя из вышеизложенного, мы делаем следующий вывод: для детей с ограниченными
возможностями здоровья ИКТ помощник в освоении нового, один из способов повышения
мотивации обучения и социализации ребенка.
Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных
заданий и управления процессом их выполнения, позволяет качественно изменять контроль
деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Благодаря использованию ИКТ у школьников наблюдается концентрация внимания;
включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала.
Таким образом, системное и периодичное использование компьютерных технологий в
коррекционной школе на разных этапах занятия позволяет создать оптимальные условия для
повышения эффективности преподавания, организации и проведения уроков, внеклассных
занятий, а также способствует росту профессионализма и самообразованию учителей.
Список использованной литературы
1. Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной
географии. М.: Издательский дом «Генжер», 2004. 80 с.
2. Геращенко О.А., Іванов О.В. Освітнє середовище «Один учень – один
комп’ютер». – Луганськ: СПД Рєзніков В.С., 2010. – 112 с.
3. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной
(коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика. – М.: 2009. №4(34)
4. Новенко Д. В. Новые информационные технологии в обучении. Научно
методический журнал «География в школе». М.:Школапресс, № 5, 2004. с. 48.
5. Пороцкая Т. И. Обучение географии во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2002. – 159с.
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"
Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.