Здравствуйте, уважаемые педагоги! Представляю Вашему вниманию доклад, посвященный развитию музыкального слуха у учащихся детских музыкальных школ и школ искусств.Мелодический слух – один из важнейших компонентов музыкальных способностей. В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство. Ладовое чувство является составной частью мелодического слуха, оно взаимодействует и с другими сторонами музыкального слуха . Основу мелодического слуха составляет интонационная сторона.доклад по развитию музыкального слуха
Тема: «Классификация музыкального слуха»
Подготовила:
преподаватель теоретических
Губанихина Р.М.
Музыкальный слух давно осмысляется специалистами разных наук.В
научной и музыкальной литературе существует множество определений слуха.
Слух функция организма человека и животных, которая обеспечивает
восприятие звуковых колебаний [1].
Педагоги, психологи и ученые из многогранного понятия «слух»
выделяют специальное определение «музыкальный слух». Островский А.
считает, что музыкальный слух это «способность воспринимать, представлять
и осмысливать музыкальные впечатления» [2].
По характеру восприятия высоты звуков музыкальный слух разделяется
на относительный (компонентный) и абсолютный.
Компонентные виды слуха являются составными элементами основных
видов слуха и делятся на обязательные (относительные) и необязательные
(абсолютный). К обязательным (компонентным) мы относим ритмический,
мелодический, интервальный, аналитический, гармонический, ладовый,
тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический,
полифонический.К необязательным компонентным видам музыкального слуха
относятся абсолютный и синестезический (цветной).
Абсолютный слухэто способность узнавать и воспроизводить высоту
звуков без сравнения с какимлибо исходным звуком. Б.Теплов отмечает:
«Способность эта проявляется в узнавании и воспроизведении высоты
отдельных звуков, без соотнесения их с другими звуками, высота которых
известна». [3]. По его наблюдениям лишь у 7% музыкантов из 250
обследованных имеется абсолютный слух.
Существует еще один тип абсолютного слуха, обусловленный
цветовыми ассоциациями – это синопсический тип абсолютного слуха. Его
относят к разновидности цветного слуха. В ярких формах синопсия
встречается у людей артистического мира: художников, композиторов,
писателей, поэтов.
К относительному слуху можно отнести все виды обязательного
Звуковысотный слух обычно проверяется в
компонентного слуха.способности ощутить различие в двух разных по высоте звука. Так, по мнению
Н.А.РимскогоКорсакова звуковысотный слух определяет «способность,
посредством которой ухо отличает интервалы музыкальные от интервалов
неупотребительных в музыке, то есть стройность, иль настройку, от
нестройности, иль расстроенности» [4]).
Мелодический слух – один из важнейших компонентов музыкальных
способностей. Так, Теплов считает, что «мелодический слух есть
качественное своеобразие восприятия мелодии,
проявляющееся в
особенностях самого восприятия, в узнавании и воспроизведении мелодий и в
чувствительностик точности интонации». [3]. В основе мелодического слуха
лежит ладовое чувство. Ладовое чувство является составной частью
мелодического слуха, оно взаимодействует и с другими сторонами
музыкального слуха [5]. Основу мелодического слуха составляет
интонационная сторона.
Свойство слуха, нацеленное на восприятие эмоционально – смысловых
аспектов музыки, называется интонационным слухом. С точки зрения
Д.К.Кирнарской «интонационный слух, нацеленный на распознавание
первичных, наиболее «грубых» свойств звука, прежде всего распознает
коммуникативный архетип через интонационный профиль, общий характер
движения, через его пространственные и энергийные качества» [6].
Интонационный слух не может отличить звук «ре» от звука «соль», зато он
отличает смысловое наполнение мелодии.
Аналитический слух «происходит из интонационного слуха,
детализируя и уточняя нарисованную им картину звуковысотного движения»
[6]. По определению Д.К.Кирнарской «аналитический слух тонкий
звукоразличительный инструмент, выражающий музыкальную мысль: он
дифференцирует звуковой поток, разлагает его на микрочастицы – звуки,
собирая их в осмысленное целое» [6].
Интервальный слух – это ощущение расстояния между двумя звуками
(двумя точками) на целостной мелодической линии. Появление чувства
интервала означает новый шаг в формировании аналитического слуха.
Важное свойство музыкального слуха – это внутренний слух. Как
справедливо отмечает Старчеус «Внутренним слухом называют способность
представлять музыку в сознании, реально не слыша и не исполняя ее.
Внутренний слух – собирательное название способности человека
воспроизводить образы музыки вне реального звучания» [7].Элементарное
проявление внутреннего слуха можно наблюдать при чтении нот с листа,когда внутренний слух как – бы забегает вперед, предчувствуя то звучание,
которое потом логически последует за звучащей в данный момент музыкой
или звуком.
Тембровый слух основан на способности различать тембр определенного
инструмента или голоса. Принято считать, что развивать способность
различать тембры – это удел урока музыкальной литературы, где обычно
педагоги знакомят детей с тембрами инструментов, видами оркестров,
голосов.
Гармонический слухпроявляется прежде всего в способности
воспринимать многоголосие.Гармонический слух способность слышать
гармонические созвучия аккордовые сочетания звуков и их
последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на
музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в
подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в
многоголосном хоре.
Полифонический слух – это музыкальный слух, образованный как
минимум двумя голосами. Воспитание полифонического слуха, или, другими
словами, способности расчлененно воспринимать (слышать) и воспроизводить
в музыкально – исполнительском действии несколько сочетающихся друг с
другом в одновременном развитии звуковых линий, один из важнейших и
сложных разделов музыкального воспитания. Ладовый (тональный) слух
развивается с самого начала занятий. Развитие ладового слуха происходит
при формировании представлений о тонике, тоническом трезвучии,
устойчивых и неустойчивых ступенях, ладовой интонации, разновидностях
лада,звуков, и их организацией в ладу.
Метроритмический слух. Ритм – это соразмерное чередование различных
длительностей звуков. Такое определение ритму дают многие музыковеды.
Слушая мелодию можно уловить равномерно пульсирующие удары, которые
называются долями. Доля – это счетная временная единица в музыке.
Равномерное чередование долей называется метром. Тяжелая доля метра
образует метрический акцент, который появляется периодично.
Уже с первых уроков ритмические задания и упражнения превалируют на
уроках.
Сегодня в музыкальной педагогике отсутствует единая классификация
музыкального слуха. Я считаю, что музыкальный слух можно разделить на
внешний и внутренний, мелодический и гармонический, абсолютный иотносительный. Занятия по сольфеджио должны быть направлены на развитие
мелодического, гармонического и полифонического слуха.
Список использованной литературы
1. Котляревская – Крафт М., Москалькова И. Батхан Л. – Сольфеджио. Л.
«Музыка» 1984 г.
2. Островский А. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. –
Л.Музгиз 1954 г.
3. Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий М.Музыка
4. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М. Музыка, 1986
г.
5. ТепловБ. Психология музыкальных способностей. – М.Академия
педагогических наук РСФСР, 1961 г.
6. Кирнарская Д. Музыкальные способности. М.,Таланта – 21 век, 2004 г.
7. Старчеус В. Слух музыканта. – М. Москва 2004 г.