доклад на тему «Классификация музыкального слуха»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 19.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Представляю Вашему вниманию доклад, посвященный развитию музыкального слуха у учащихся детских музыкальных школ и школ искусств.Мелодический слух – один из важнейших компонентов музыкальных способностей. В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство. Ладовое чувство является составной частью мелодического слуха, оно взаимодействует и с другими сторонами музыкального слуха . Основу мелодического слуха составляет интонационная сторона.доклад по развитию музыкального слуха
Иконка файла материала Классификация музыкального слуха.docx
Тема: «Классификация музыкального слуха» Подготовила: преподаватель теоретических Губанихина Р.М. Музыкальный   слух   давно   осмысляется   специалистами   разных   наук.В научной и музыкальной литературе существует множество определений слуха. Слух   ­   функция   организма   человека   и   животных,   которая   обеспечивает восприятие звуковых колебаний  [1].  Педагоги,   психологи   и   ученые   из   многогранного   понятия   «слух» выделяют   специальное   определение   «музыкальный   слух».   Островский   А. считает, что музыкальный слух это «способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления» [2].  По характеру восприятия высоты звуков музыкальный слух разделяется на относительный (компонентный) и абсолютный.  Компонентные виды слуха являются составными элементами основных видов   слуха   и   делятся   на   обязательные   (относительные)   и   необязательные (абсолютный).   К   обязательным   (компонентным)   мы   относим   ритмический, мелодический,   интервальный,   аналитический,   гармонический,   ладовый, тональный,   звуковысотный,   интонационный,   тембровый,   динамический, полифонический.К необязательным компонентным видам музыкального слуха относятся  абсолютный и синестезический (цветной).  Абсолютный слух­это способность узнавать и воспроизводить высоту звуков   без   сравнения   с   каким­либо   исходным   звуком.   Б.Теплов   отмечает: «Способность   эта   проявляется   в   узнавании   и   воспроизведении   высоты отдельных звуков, без соотнесения их с другими звуками, высота которых известна».   [3].     По   его   наблюдениям   лишь   у   7%   музыкантов   из   250 обследованных имеется абсолютный слух.  Существует   еще   один   тип   абсолютного   слуха,   обусловленный цветовыми ассоциациями – это синопсический тип абсолютного слуха. Его относят   к   разновидности   цветного   слуха.   В   ярких   формах   синопсия встречается   у   людей   артистического   мира:   художников,   композиторов, писателей, поэтов.  К   относительному   слуху   можно   отнести   все   виды   обязательного   Звуковысотный   слух   обычно   проверяется   в компонентного   слуха.способности ощутить различие в двух разных по высоте звука. Так, по мнению Н.А.Римского­Корсакова     звуковысотный   слух   определяет   «способность, посредством   которой   ухо   отличает   интервалы   музыкальные   от   интервалов неупотребительных   в   музыке,   то   есть   стройность,   иль   настройку,   от нестройности, иль расстроенности» [4]).  Мелодический   слух  –  один   из   важнейших  компонентов   музыкальных способностей.   Так,   Теплов   считает,   что   «мелодический   слух   есть качественное   своеобразие   восприятия   мелодии,   проявляющееся   в особенностях самого восприятия, в узнавании и воспроизведении мелодий и в чувствительностик точности интонации». [3]. В основе мелодического слуха лежит   ладовое   чувство.   Ладовое   чувство   является   составной   частью мелодического   слуха,   оно   взаимодействует   и   с   другими   сторонами музыкального   слуха   [5].   Основу   мелодического   слуха   составляет интонационная сторона. Свойство слуха, нацеленное на восприятие эмоционально – смысловых аспектов   музыки,   называется   интонационным   слухом.     С   точки   зрения Д.К.Кирнарской   «интонационный   слух,   нацеленный   на   распознавание первичных,   наиболее   «грубых»   свойств   звука,   прежде   всего   распознает коммуникативный   архетип   через   интонационный   профиль,   общий   характер движения,   через   его   пространственные   и   энергийные   качества»   [6]. Интонационный слух не может отличить звук «ре» от звука «соль», зато он отличает смысловое наполнение мелодии.  Аналитический   слух   «происходит   из   интонационного   слуха, детализируя и уточняя нарисованную им картину звуковысотного движения» [6].   По   определению   Д.К.Кирнарской   «аналитический   слух   тонкий звукоразличительный   инструмент,   выражающий   музыкальную   мысль:   он дифференцирует   звуковой   поток,   разлагает   его   на   микрочастицы   –   звуки, собирая их в осмысленное целое» [6].  Интервальный слух – это ощущение расстояния между двумя звуками (двумя   точками)   на   целостной   мелодической   линии.     Появление   чувства интервала означает новый шаг в формировании аналитического слуха.  Важное   свойство   музыкального   слуха   –   это   внутренний   слух.   Как справедливо отмечает Старчеус «Внутренним слухом называют способность представлять   музыку   в   сознании,   реально   не   слыша   и   не   исполняя   ее. Внутренний   слух   –   собирательное   название   способности   человека воспроизводить   образы   музыки   вне   реального   звучания»   [7].Элементарное проявление   внутреннего   слуха   можно   наблюдать   при   чтении   нот   с   листа,когда внутренний слух как – бы забегает вперед, предчувствуя то звучание, которое потом логически последует за звучащей в данный момент музыкой или звуком.  Тембровый слух основан на способности различать тембр определенного инструмента   или   голоса.   Принято   считать,   что   развивать   способность различать   тембры   –   это   удел   урока   музыкальной   литературы,   где   обычно педагоги   знакомят   детей   с   тембрами   инструментов,   видами   оркестров, голосов.    Гармонический   слухпроявляется   прежде   всего   в   способности воспринимать   многоголосие.Гармонический   слух   ­   способность   слышать гармонические   созвучия   ­   аккордовые   сочетания   звуков   и   их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре. Полифонический   слух   –   это   музыкальный   слух,   образованный   как минимум двумя голосами. Воспитание полифонического слуха, или, другими словами, способности расчлененно воспринимать (слышать) и воспроизводить в музыкально – исполнительском действии несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий, ­ один из важнейших и сложных разделов музыкального воспитания. Ладовый   (тональный)   слух развивается с самого начала занятий.   Развитие ладового слуха происходит при   формировании   представлений   о   тонике,   тоническом   трезвучии, устойчивых   и   неустойчивых   ступенях,   ладовой   интонации,   разновидностях лада,звуков, и их организацией в ладу.  Метроритмический слух. Ритм – это соразмерное чередование различных длительностей звуков. Такое определение ритму дают многие музыковеды. Слушая мелодию можно уловить равномерно пульсирующие удары, которые называются   долями.   Доля   –   это   счетная   временная   единица   в   музыке. Равномерное   чередование   долей   называется   метром.   Тяжелая   доля   метра образует метрический акцент, который появляется периодично. Уже  с первых  уроков ритмические   задания  и  упражнения  превалируют  на уроках.  Сегодня в музыкальной педагогике отсутствует единая классификация музыкального слуха. Я считаю, что музыкальный слух можно разделить на внешний   и   внутренний,   мелодический   и   гармонический,   абсолютный   иотносительный. Занятия по сольфеджио должны быть направлены на развитие мелодического, гармонического и полифонического слуха.  Список использованной литературы 1. Котляревская – Крафт М., Москалькова И. Батхан Л. – Сольфеджио. Л. «Музыка» 1984 г. 2. Островский А. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. – Л.Музгиз 1954 г. 3. Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий  М.Музыка 4. Давыдова  Е. Методика преподавания сольфеджио. – М. Музыка, 1986 г. 5. ТепловБ.   Психология   музыкальных   способностей.   –   М.Академия педагогических наук РСФСР, 1961 г. 6. Кирнарская Д. Музыкальные способности. М.,Таланта – 21 век, 2004 г. 7. Старчеус В. Слух музыканта. – М. Москва 2004 г.