Доклад на тему: «Мониторинг познавательной активности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности».
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
30.06.2017
Доклад на тему:
«Мониторинг познавательной активности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности».
Правильно спланированных и правильно построенных внеурочных занятий дети достигают определенного уровня сформированности УУД.Для развития познавательной активности школьников главным является создание творческой среды.
Развивающая игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствовании школьнозначимых психических и психофизических функций. И хотя игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, мощнейшим потенциалом оптимизации процесса образования школьников, но на сегодняшний день используется не весь потенциал возможностей развивающих игр.Доклад прочитан на заседании районной проблемной группы
Учителем начальных классов
МКОУ «СОШ№6»
Рязанцевой Т.А
мое выступление.docx
Отдел образования администрации
Благодарненского муниципального района
Доклад на тему:
«Мониторинг познавательной
активности обучающихся на занятиях
по внеурочной деятельности».
Прочитан на заседании районной
проблемной группы
Учителем начальных классов
МКОУ «СОШ№6»
Рязанцевой Т.А Значительной составляющей образовательного процесса современной
школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй
половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность».
ФГОС НОО определило основные направления внеурочной деятельности
(слайд2)
Цель внеурочной деятельности создание условий для достижения
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий
для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от
учёбы время.
В результате правильно спланированных и правильно построенных внеурочных
занятий дети достигают определенного уровня сформированности УУД. (слайд 3)
Для развития познавательной активности школьников главным является создание
творческой среды.
Развивающая игра может стать одним из инструментов активизации познавательных
способностей учащихся, воспитания устойчивого интереса и потребности в
интеллектуальной деятельности, совершенствовании школьнозначимых психических
и психофизических функций. И хотя игра является важнейшим источником
развития сознания ребенка, произвольности его поведения, мощнейшим
потенциалом оптимизации процесса образования школьников, но на сегодняшний
день используется не весь потенциал возможностей развивающих игр.
Рассматривая вклад игры в познавательное развитие детей, современные ученые
педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом
получения новой информации, сколько «механизмом» перевода знаний с уровня
поверхностного ознакомления на уровень опыта ребенка. При условии правильной
методической инструментовки игра является тем средством воздействия, которое
побуждает у учеников усилие мысли, стимулирует их к познанию мира.
Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе,
преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее
важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию
самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает
равные условия деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между
взрослыми и детьми.
Результатом внеурочной деятельности становится формирование творческой
(креативной) личности.
И, как следствие, выявляются особенности:
1) инструментальные, к которым относятся такие параметры: • специфические стратегии деятельности (быстрое усвоение информации, высокая
успешность действий, выдвижение новых целей активности, изобретение новых
способов деятельности);
• индивидуальный стиль деятельности;
• самодовлеющая система саморегуляции субъекта;
• высокая структурированность информации
2) мотивационные, что включают такие параметры, как:
• повышенная избирательность, чувствительность;
• увлечение определенным делом;
• познавательная потребность;
• заинтересованность парадоксальной информацией;
• непринятие стандартных задач и готовых ответов;
• высокая критичность;
• стремление к совершенству.
Таким образов, главной задачей учителя является такое построение внеурочной
деятельности, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить
тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда.
Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить внеурочную
деятельность к жизни, сделать процесс более эмоциональным и интересным. Это
позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому,
желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей,
помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.
Контроль результативности и эффективности организации внеурочной
деятельности в школе осуществляется путем проведения мониторинговых
исследований, диагностики обучающихся, родителей.
(слайд 4) Цель мониторинга эффективности внеурочной деятельности
выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими и развивающими те виды
внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
(слайд 5)Так же определяется объект исследования
В качестве показателей продуктивности внеурочной деятельности взяты:
1) Уровень достижения ожидаемых результатов, в том числе:
рост социальной активности обучающихся;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как
сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей,
креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и
нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к
окружающему миру (уровень воспитанности);
2) Достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности.
3) Рост мотивации к активной познавательной деятельности.
С целью выявления степени удовлетворенности организацией внеурочной
деятельности и ее результатами применялись такие диагностические приемы и методы, как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование учащихся и их
родителей.
Вопросы анкет представлены на слайдах (слайд 6, 7,8)
Анкета для родителей
«Удовлетворённость организацией
и результатами внеурочной деятельности»
1. Какие кружки, другие дополнительные занятия (исследования, практикумы, экскурсии,
диспуты, соревнования, общественнополезная практика) регулярно посещает ваш ребёнок в
школе в течение учебного года?
2. Какие кружки ещё были бы важны и полезны для вашего ребёнка?
3. Охотно ли он делится своими впечатлениями о занятиях: чем занимался, что было интересного,
что нового узнал?
4. Показывает ли свои поделки, другие результаты деятельности?
5. В каком настроении приходит ребёнок после занятий?
6. Чему научился ваш ребёнок, какие знания, навыки приобрёл на занятиях?
7. Оцените по 10бальной шкале:
Преимущественное настроение ребёнка после занятий 1_2_3_4_5_6_7_8_9_10
Достижения ребёнка во внеурочной деятельности за год 1_2_3_4_5_6_7_8_9_10
Закончите предложения:
Когда мой сын (моя дочь) возвращается из школы после занятия кружка или другого
внеурочного занятия, то он (она)…..
Определение эмоционального отношения
ребёнка к внеурочным занятиям
Ребёнку предлагаются цветные карточки (жёлтого, красного, синего, зелёного, фиолетового,
коричневого, чёрного, серого цветов) на чистом листе бумаги А4 в произвольном порядке и задаются
вопросы:
1. Посмотри внимательно и скажи, на какой из этих цветов больше всего похоже твоё настроение,
когда ты занимаешься на кружке? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем.
2. Посмотри внимательно и скажи, на какой из этих цветов больше всего похоже твоё настроение в
школе в тот день, когда будет занятие кружка, другое внеурочное мероприятие?
3. Посмотри внимательно и скажи, на какой из этих цветов больше всего похоже твоё настроение в
школе, когда не бывает внеурочных занятий?
При выборе синего, зелёного, красного, жёлтого цветов отмечаются положительное отношение,
установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.
При выборе чёрного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие
того, что происходит, преобладание плохого настроения.
При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное
неприятие, равнодушие, опустошённость, ощущение ненужности.
При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх,
неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.)
При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок,
безот1ветственность, сохранение «позиции ребёнка».
Задачи анкетирования:
выяснить, интересно ли ребенку посещать занятия, сумел ли ребенок узнать новое и
важное для себя, хорошее ли у него настроение во время занятий деятельностью во
внеурочное время. понять, как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка, что они
ожидают от участия своего ребенка во внеурочной деятельности, как они оценивают
достижения своего ребенка.
Внеурочная деятельность прежде всего призвана работать на повышение
интереса обучающихся по различным образовательным темам, повышать мотивацию к
изучению различных предметов и областей.
Одним из средств повышения познавательной активности учащихся является её
мониторинг.
Пользуюсь тестами психолога по диагностике познавательных процессов
учащихся. Приведу пример сотрудничества с психологом на базе одного из классов.
Проводила тестирование по разным критериям познавательных процессов: на
память (зрительную, слуховую, логическую), на точность внимания, объём
внимания и т. д. По данным психолога составлена диаграмма.
Приведу пример одной диаграммы.
Память слов на слух . (слайд 8)
Средние показатели памяти (70%), низкий показатель (7%),высокий показатель
(23%)
Из такой диаграммы можно сделать вывод, что большинство учащихся с трудом
запоминают на слух, т. е. работа по чтению и восприятию информации на слух
затруднена.
Для определения уровня познавательной активности можно использовать
НАПРИМЕР: (слайд9)
Методика оценки уровня познавательной активности по Спилбергу
(данный метод диагностики основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направлен
на изучение уровней познавательной активности.)
Данный вариант дополнен новыми вопросами
Показатели
Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» ее в текст,
с движением от главной мысли
Умеет моделировать ход суждений, твердо удерживая внутренний план
действия
Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа,
установления закономерностей
обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной
информации
№
1
2
3
4 5
6
7
8
9
Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого
явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы
Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний
Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения
проявляя глубокий интерес к научным открытиям
Содержательно высказывает свою мысль, идею
Легко генерирует идеи
10 Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи
11 В ходе работы пытается получить подробные выводы и варианты
решения
12 Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией,
но не базируется на выводах, заключении.
13 Может охватить большой объем информации владеет умениями
систематизации и классификации материала, а также изложения в
форме тезисов и конспективной форме
14 Владеет умениями систематизации и классификации материала, а
также изложения в форме тезисов и конспективной форме
15 Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового
знания, но она заканчивается в основном неудачей
16 Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком
излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения
ученик не испытывает трудности
17 Видит пути совершенствования
18 Может проявить собственное отношение к фактам 19 Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в
другую
Оценку познавательной активности дает учитель по пятибалльной
шкале, путем вывода среднего балла по всем показателям и заносит в
таблицу
Обработка результатов
Высокий - творческий 4-5 баллов
Средний уровень - интерпретирующий : 3-3,9 балла
Низкий уровень - воспроизводящая активность 2,5-2,9 балла
Интерпретация результатов диагностики по опроснику
Ч.Д.Спилберга
Высокий уровень
творческий
Средний уровень
интерпретирующий
45 баллов
33,9 балла
Характеризуется
интересом и стремлением не
только проникнуть глубоко в
сущность явлений и их
взаимосвязей, но и найти для
этой цели новый способ.
Данный уровень активности
обеспечивается возбуждением
высокой степени
рассогласования между тем,
что учащий знал, что уже
встречалось в его опыте и
новой информацией, новым
явлением. Активность как
качество деятельности
личности, является
неотъемлемым условием и
показателем реализации
любого принципа обучения.
Характеризуется
стремлением учащегося к
выявлению смысла изучаемого
содержания, стремлением
познать связи между
явлениями и процессами,
овладеть способами
применения знаний в
измененных условиях.
Характерный показатель:
большая устойчивость
волевых усилий, которая
проявляется в том, что
учащийся стремится довести
начатое дело до конца, при
затруднении не отказывается
от выполнения задания, а
ищет пути решения.
Низкий уровень
воспроизводящая
активность
2,52,9 балла
Характеризуется
стремлением учащегося,
понять запомнить и
воспроизвести знания,
овладеть способом его
применения по образцу.
Этот уровень отличается
неустойчивостью волевых
усилий школьника,
отсутствием у учащегося
интереса к углублению
знаний, отсутствие вопросов
типа: почему?
Для исследования познавательной активности можно также использовать
различные методики психологов, в данной работе очень важно такое
сотрудничество.
Вот некоторые методики для использования в работе (слайд 10,11) При исследовании и формировании познавательной активности
обучающихся очень важна профессиональная позиция самого педагога, насколько
он заинтересован в эффективности внеурочной деятельности и ее влиянии на
развитие познавательной активности. (слайд12)
Проблема диагностики познавательных процессов учащихся чрезвычайно
актуальна и значима, т. к. создаёт основу для выявления затруднений в процессе
воспитания, развития и обучения, способствует осознанию и поиску оптимальных
путей их преодоления.
Доклад на тему: «Мониторинг познавательной активности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности».
Доклад на тему: «Мониторинг познавательной активности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности».
Доклад на тему: «Мониторинг познавательной активности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности».
Доклад на тему: «Мониторинг познавательной активности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности».
Доклад на тему: «Мониторинг познавательной активности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности».
Доклад на тему: «Мониторинг познавательной активности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности».
Доклад на тему: «Мониторинг познавательной активности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности».
Доклад на тему: «Мониторинг познавательной активности обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.