Диагностика в работе классного руководителя. |
|
Психолог обеспечивает классного
руководителя психологической информацией, необходимой для обеспечения индивидуального
подхода к студентам. Это обеспечение производится через групповую и индивидуальную
психодиагностику студентов, беседы и консультации с классными руководителями,
преподавателями и родителями.
Отбор методик для выполнения диагностического
минимума производится исходя из возрастной периодизации. На 1-2 курсы
приходится возраст ранней юности. (Д.Б.Эльконин, 1989).
Уже в сентябре психологом была проведена диагностика индивидуальных особенностей студентов, что позволило осуществить личностно-ориентированный подход в воспитании. В результате диагностики выявили: эмоциональную устойчивость, направленность, тип темперамента и лидерские качества каждого студента. Была дана психологическая характеристика группы и отдельного студента, а также рекомендации по влиянию на каждого студента. Оказалось 14 студентов – холерического типа темперамента – деятельные, активные, эмоциональные, способные сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, но при длительной работе не всегда хватает выдержки и усидчивости. Цикличность подъема и спада настроения и энергичности может объяснить неровность поведения, самочувствия и конфликтов студентов этой категории студентов.
Особого внимания к себе требуют студенты меланхолического типа темперамента. Их в моей группе – 8. В отношении них недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон или ирония. Их следует вовремя хвалить за проявленные успехи. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Они отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большой выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале.
Сангвиников в моей группе - 4. Перед сангвиниками следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать их в активную деятельность и систематически поощрять их усилия, в противном случае - потеря интереса, и нулевой результат. Данные характеристики я обязательно использую в процессе воспитания коллектива моей группы. Известно, что смысл истинного педагогического воздействия не наказание, а преследует две цели - остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место, и повлиять на выбор студентом более приемлемого поведения в будущем.
Ставя воспитательные задачи в работе с группой, мы обязательно отмечаем формирование нравственности и ценностной сферы. Ибо это является основой личности человека. Выбор поведения и поступка каждый человек делает сообразно тому, что для него является ценным. В октябре месяце психолог провела диагностику ЛР, выявив отношение к 13 общечеловеческим ценностям, в том числе – к семье, отечеству, знаниям, к Человеку в трех ипостасях, и к себе. Данная диагностика позволяет увидеть на какие направления работы стоит обратить особое внимание, включить в план воспитательной работы определенные темы мероприятий и бесед.
Анализируя индивидуальную диаграмму ЛР, видим траекторию развития каждого студента, и отношение к каждой ценности. Можно отметить сформированное положительное отношение к семье, земле, труду, к близким людям. Но есть тревожные моменты – у некоторых в группе отрицательное отношение к знаниям (4 человека), стоит работать над толерантностью, т.к. отношение к человеку иной культуры, веры у 2 студенток – ситуативно - негативное. Устойчиво отрицательное отношение к основным ценностям не отмечено ни у кого. Особую тревогу вызывает отношение к внутреннему миру - у 10 студентов отрицательное отношение к себе, им хочется быть лучше, краше, успешнее. Для себя я ставлю задачи по работе над формированием положительного отношения к внутреннему миру, устойчиво положительного отношения к человеку иному, к труду. У некоторых студентов нужно повысить отношение к человеку иному, миру, культуре, знаниям, к отечеству, человеку такому, к своему телесному Я.
В результате исследования нравственных отношений студентов выяснилось, что они сформиваны у 80% студентов, у 15% прослеживается тенденция к их формированию. Безнравственных нет. В целом группа имеет хороший уровень воспитанности, но нужно вести индивидуальную работу с теми, у кого низкий уровень воспитанности.
Затем исследовалась степень адаптации студентов 1 курса к условиям обучения в нашем техникуме. Общая удовлетворённость условиями обучения в техникуме – высокая у большинства студентов. Высокий уровень тревожности у двоих. Большинство студентов с низким и средним уровнем напряжённости и тревожности. У 52% студентов отмечен высокий уровень адаптации, у 42% студентов - средний уровень адаптации, у 5% –низкий уровень. В связи с этим со студнткой проводится индивидуальная работа по поводу адаптации к обучению в нашем техникуме. Она у нас на постоянном контроле ( провожу индивидуальные беседы с ней, с родителями, она приглашалась на индивидуальные беседы к зав.отделением, к зам.директора по ВР, к психологу.)
Кроме того проводилась диагностика мотивации к обучению студентов гр.15-28БУХ. Выяснилось, что 79% студентов имеют высокую мотивацию к обучению, 16% имеют среднюю мотивацию и 5% - низкую. Низкую мотивацию нужно повышать, используя индивидуальные методы работы.
Планирую провести тестирование родителей (анкета «Воспитательная работа в группе глазами родителей»). Такое анкетирование помогает классному руководителю взглянуть на процесс воспитания студентов в группе по-новому, позволит глубже и серьезнее проанализировать свою реальную деятельность, да и у родителей такие опросы вызывают и заинтересованность и ответственность.
Таким образом, диагностика позволяет увидеть результаты воспитательного процесса, недостатки воспитания и скорректировать работу классного руководителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.