Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Нижегородский строительный техникум
ДОКЛАД
«ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА И
СТУДЕНТОВ»
Автор: преподаватель спецдисциплин Князева Екатерина Сергеевна
г.Нижний Новгород
2014г. СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ……………………………………….4
3. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ……………………………6
4. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ…………..……………..7
5. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ В ОБЩЕНИИ………………………………….9
6. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ………………………….10
7. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ…………………………..11
8. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ……………………………………..……….14
9. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В СПО………………………………..…15
10. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ……………….………….18
11. ОПТИМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ………………………………..18
12. ВЫВОД……………………………………..…………………………….21
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить вам доклад
1. ВВЕДЕНИЕ
на тему : «Общение педагога и студентов».
НСТ
Страница 2 Мне кажется что эта тема наиболее ярко выражает суть психологического
взаимодействия между преподавателем и студентами на лекции. Эта тема для
меня очень актуальна на сегодняшний день, поскольку я нахожусь в самом
начале «педагогического пути», назовем это так.
Поскольку общие чтения сегодня состоятся на тему « Профессионализм
педагога – залог качественного образования», я решила начать с определения
«Профессионализм». Если отдать предпочтение источнику «Википедия», то
этот термин можно трактовать как – некая степень овладения человеком
психологической структурой профессиональной деятельности, которая
соответствует существующим в обществе стандартам и объективным
требованиям. Если говорить проще, то как мне кажется это некие ступени , по
которым вверх поднимается человек. Каждая ступень играет роль
определенного опыта и чем больше я смогу его получить, тем более
профессиональней я буду.
Профессионализм человека – система его устремлений, ценностных
ориентаций, смысл труда для самого человека.
Так вот, профессионализм педагога отчасти заключается и в его общении и
взаимоотношениях как в коллективе, так и со своими студентами, хотя
вторые так же являются частью коллектива, где мы работаем.
Я в 12 году закончила университет, в моей памяти еще свежо
восприятие преподавания с точки зрения студента. Поэтому считаю
необходимым владеть легкой подачей изучаемого материала, это должно быть
интересно.
Восхищение педагогом всегда вызывало умение так преподнести
материал, что бы на следующую лекцию хотелось идти. Умение заинтриговать
студента, заставить его работать, желание быть примером для обучающихся.
Как достичь этой степени профессионализма?
Я основывалась на учебном пособии «Педагогика и психология».
НСТ
Страница 3 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Конечно в основе лежит педагогическая коммуникация, раскрывающая
сущность и генезис педагогического общения. (Генезис – от греч.
происхождение, возникновение).
Педагогическое общение специфическая форма общения, имеющая свои
особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим
закономерностям. А так же это совокупность средств и методов,
обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и
определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Исследования в области педагогической психологии показывают, что
значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько
недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько
деформацией сферы профессиональнопедагогического общения.
Анализ первых профессиональных шагов педагога обнаруживает
явление, которое можно было бы назвать педагогическим импринтингом
(мгновенным запечатлением), т.е. результаты самых первых контактов с
учащимися определяют выбор направления, по которому пойдет дальнейшая
эволюция профессиональнопедагогического общения.
Основой педагогического общения является гуманизация обучения.
Взаимодействие между людьми наряду с предметнопрактической
деятельностью главные факторы развития человека. Человеческие
взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на
субъектсубъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как
личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении
этого условия устанавливается не межролевой контакт "преподаватель
студент", а межличностный контакт, в результате которого и возникает
диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к
НСТ
Страница 4 воздействиям одного участника общения на другого. Создается
оптимальная база для позитивных изменений в познавательной,
эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения.
Таким образом, замена межролевого общения общением межличностным
способствует отходу от формализма и догматизма в обучении. Но переход
от директивноимперативного к демократическому, равноправному способу
общения, от монологического к диалогическому общению никогда не
произойдет, если к нему не готовы обе участвующие стороны. Чтобы такой
необходима сформированность
вид общения стал реальностью,
гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности
как у педагога, так и у студента. В содержание понятия "коммуникативное
ядро личности" входят все психологические свойства, которые успели
развиться у данной личности и которые проявляются в общении. Эти
свойства отражают опыт общения личности с разными категориями людей,
как положительный, так и отрицательный. Необходимо каждому участнику
общения прививать культуру общения и формировать положительный опыт,
вырабатывать умение видеть в человеке высшую ценность, а в собеседнике,
участнике общения личность, столь же значимую, как и он сам.
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от
уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для
установления положительных взаимоотношений со студентами
преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к
каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и
поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.
Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное "я",
проявляют формализм в отношении к учащимся, авторитарность,
подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы
поведения. У педагогов с центрацией на "другом" проявляется неосознанное
НСТ
Страница 5 подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения, крайне
пассивное инициирование их активности.
У педагогов с центрацией "ядругой" выявлено устойчивое стремление
строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме.
Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений
"преподавательстудент" и всего обучения в целом.
Изучив статьи про модели и стили общения педагога со студентами,
опять же на просторах интернета, я подобрала наиболее емкие их варианты.
Что самое интересное, до того как я стала изучать необходимую литературу
для моего доклада, я даже не подразумевала, что существуют такие
термины и понятия для педагогов.
3. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
И сейчас я расскажу вам про существующие стили и модели общения,
которые каждый из нас применяет на практике. Известный психолог В.
А. КанКалик выделял следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок
педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких
говорят: "За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!" Причем
интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными
интересами, особенно на профилирующих предметах.
2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает
увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего
товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом
следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых
педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
НСТ
Страница 6 3. Общениедистанция относится к самым распространенным типам
педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно
прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на
авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный
опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения учительученики. Но
это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как
сверстника.
4. Общениеустрашение негативная форма общения, антигуманная,
вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему
преподавателя.
5. Общениезаигрывание, характерное для молодых преподавателей,
стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный,.
дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в
той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
4. МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Что касается моделей, из числа разработанных в последние годы за
рубежом классификаций педагогического общения интересной
представляется типология профессиональных позиций педагогов,
предложенная М. Таленом.
Модель I "Сократ". Это педагог с репутацией любителя споров и
дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны
индивидуализм, несистематичность в учебном процессе, учащиеся
усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
НСТ
Страница 7 Модель II "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно
воспитательном процессе считает достижение согласия и установление
сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для
которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель III "Мастер".
Учитель выступает как образец для
подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не
столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель IV "Генерал". Избегает всякой двусмысленности,
подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как
считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец,
должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным
автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые,
в педагогической практике.
Модель V "Менеджер". Стиль, получивший распространение в
радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой
эффективной деятельности группы, поощрением их инициативы и
самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым учащимся
смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного
результата.
Модель VI "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом
корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной
команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но
все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя
групповых усилий, для которого главное конечный результат, блестящий
успех, победа.
НСТ
Страница 8 Модель VII "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии.
Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее,
как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую
откровенно скучен.
М. Тален специально указывает на основание, заложенное в
типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных
потребностей, а не потребностей учащихся.
5. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
Еще раз напомню, что существует два вида отношений. В первом случае
субъектобъектные отношения, где объектом являются студент, группа.
Во втором субъектсубъектные отношения, при которых педагог
взаимодействует с обучаемым или с обучаемыми на основе партнерских
отношений, в союзе с ним или с ними. Это отличие и составляет сущность
педагогического сотрудничества,
когда в своей деятельности
преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где
один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие
учиться и развиваться под его руководством. Каковы же условия
плодотворного педагогического общения на основе педагогического
сотрудничества?
1. Педагогическое сотрудничество двусторонний процесс, основанный
на взаимодействии преподаватель студент, успешность которого зависит
от деятельности и личности педагога и деятельности обучаемого.
2.
Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным
возможностям личности обучаемого, способствуя их максимальному
проявлению.
НСТ
Страница 9 3. Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает
творческий поиск преподавателем оптимальных педагогических решений.
Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект
субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое
осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации
обучения.
6. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБЩЕНИЯ
Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях
общения. Будь то лекция, семинар, экзамен, зачет, защита курсового
проекта или реферата, преподаватель общается с потоком, группой,
подгруппой, личностью.
Содержание общения составляет обмен информацией. Но этим общение
не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление
запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в
другого через совместную деятельность. Это уже личностное общение.
Общающиеся люди стремятся поделиться чемто с другими, обсудить
какието события, волнующие обе стороны. Это личностное
взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента, и в
этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения
учебновоспитательных задач. Без организации продуктивного общения
преподавателя и студенческого коллектива невозможно плодотворно
реализовать дидактические и собственно воспитательные задачи педагога.
Общение выступает в трех аспектах:
• вопервых, как средство решения учебных задач;
НСТ
Страница 10 • вовторых, как система социальнопсихологического обеспечения
воспитательного процесса;
• втретьих, как способ организации взаимоотношений преподавателей
и студентов, в котором сочетаются обучение и воспитание, и как
процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.
Итак, преподаватель предстает как инициатор и руководитель
процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки
взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием
которого являются обмен информацией,
учебновоспитательное
воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности
педагога обучаемым.
Многочисленные исследования ученых и практика показывают, что
молодые педагоги, начинающие свою педагогическую деятельность,
испытывают трудности в налаживании педагогического общения,
взаимоотношений со студентами в сфере личностных контактов, а именно
к ней студенты предъявляют значительные требования.
7. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Чтобы овладеть основами профессиональнопедагогического общения со
студентами, необходимо знать его содержательные и процессуальные
характеристики.
Педагогическое взаимодействие процесс творческий независимо от
того, какой аспект общения имеется в виду: решение учебно
воспитательных задач или организация взаимоотношений. Творческий
характер носит и решение педагогических задач, и процесс воплощения
этого решения в общении со студентами.
НСТ
Страница 11 От того, какая информация отобрана, как она выстроена, как
сочетаются в ней общее и частное и как это доносится до аудитории,
обсуждается, проверяется, понимается и оценивается студентами, зависят
успех лекции, качество знаний, взаимный контакт.
Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают
возможность выделить следующую структуру педагогического общения,
органично связанную с творческой работой преподавателя.
Этапы педагогического общения включают:
1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с
группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2. Начальный период общения: организация непосредственного
общения с аудиторией, группой.
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование
общения в предстоящей деятельности.
Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных
творческих этапов общения.
Первый этап. В процессе моделирования общения осуществляется
планирование коммуникативной структуры будущей деятельности
соответственно:
а) педагогическим целям и задачам;
б) общей педагогической и нравственнопсихологической ситуации в
аудитории;
НСТ
Страница 12 в) творческой индивидуальности самого педагога;
г) индивидуальным особенностям студентов;
д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую
стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо
продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна
повлиять на возникновение эмоционального единства, создание
атмосферы общения. "Учение это не механическая передача знаний. Это
сложнейшие человеческие взаимоотношения", отмечал В. А.
Сухомлинский.
Второй этап.
Это начальный период общения,
организация
непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во
многом определяющего успешность
дальнейшего развития
содержательного и социальнопсихологического аспекта педагогической
деятельности.
Важнейшими элементами этого этапа являются:
а) конкретизация спланированной модели общения;
б) уточнение условий и структуры предстоящего общения;
в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение
аудитории и возможности работы с помощью избранных на
предварительном этапе методов работы.
НСТ
Страница 13 Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует
переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации
непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он
настроить аудиторию, создать ауру притягательности, ощутить незримые
флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском
на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную
систему общения.
Третий этап управление развивающимся педагогическим процессом.
Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только
тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и студентов.
8. СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ЛЕКЦИИ
Следовательно, кроме дидактических и методических требований к
лекции, существует ряд социальнопсихологических требований к ней:
1. Становление психологического контакта с группой для передачи
информации и ее личностного восприятия студентами.
2. Разработка психологически обоснованной партитуры лекции, т.е.
использование элементов беседы, риторических вопросов, ситуаций
размышления и т.п., наличие определенной логики в чередовании фактов и
обобщений, ярких примеров и теоретического материала. Оптимальное
сочетание таких приемов обеспечивает психологический контакт, а
следовательно, реальное включение студентов в процесс познания.
3. Создание через систему психологических средств обстановки
коллективного поиска и совместных раздумий, что особенно важно для
НСТ
Страница 14 реализации всех видов проблемного обучения, которому необходимы как
никакому другому коммуникативные компоненты.
4. Управление познавательной деятельностью студентов. Стиль общения
снимает психологический барьер возраста и опыта, способствует
организации взаимоотношений на основе увлеченности совместной
творческой деятельностью.
5. Единство делового и личностного аспектов, обеспечивающее не только
информационный строй лекции, но и самовыражение личности педагога.
Оно придает лекции мировоззренческую направленность, повышает
эффективность любого вида учебной работы.
6. Целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений
педагога и студентов, которая обеспечивает настрой студентов на общение
с педагогом и вызывает интерес к преподаваемой дисциплине, повышает
мотивацию обучения за счет социальнопсихологических резервов. Таким
образом, целесообразно организованное педагогическое общение выполняет
не только функции устойчивой коммуникации, но и способствует
формированию прогрессивной направленности и мировоззренческих
позиций.
Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им
систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в
данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым
прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе
цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
Если говорить о общении преподавателей и обучающихся в общих
чертах, то это пожалуй все. А сейчас мне хотелось бы поговорить с вами,
уважаемые коллеги на тему общения у нас, в СПО.
НСТ
Страница 15 9. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В СПО
СПО отличается от школы содержанием обучения и воспитания,
изменением их форм. Основная функция СПО формирование личности
специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей
и студентов. Система СПО педагогического общения в звене
"преподавательстудент" отличается самим фактом их приобщенности к
общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию
возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.
В системе СПО педагогического общения сочетаются два фактора:
1) взаимоотношения ведомыйведущий;
2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.
Именно этот социальнопсихологический стержень придает
взаимоотношениям в СПО особую эмоциональную продуктивность. Без
осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в
самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать
Наиболее
профессиональную направленность личности в целом.
плодотворный процесс воспитания в СПО и обучения обеспечивается
именно надежно выстроенной системой взаимоотношений.
Основные требования к отношениям "преподавательстудент", "студент
студент" можно сформулировать следующим образом:
• взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации
воспитательного процесса;
формирование
•
профессиональной общности с педагогами;
духа
корпоративности,
коллегиальности,
НСТ
Страница 16 • ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с
развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного
воспитательного воздействия;
• использование профессионального интереса студентов как фактора
управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и
воспитательной работы.
Такой стиль формируется под влиянием двух важнейших факторов:
• увлеченности наукой, предметом;
• стремления превратить область научного поиска в материал
педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.
Формирование подобного стиля связано с преодолением типичного для
СПО противоречия: наука и преподавание тянут в разные стороны. А они из
центробежных должны превратиться в центростремительные силы.
Усиленное сочетание научной и педагогической деятельности
является основополагающим в социальнопсихологической структуре
педагогического общения. Дружеское расположение, не переходящее в
панибратство, общая увлеченность профессиональными задачами
составляют тот эмоциональный фон, на котором происходит обучение.
Этикопсихологические основы взаимоотношений преподавателя и
студентов складываются постепенно. Они зависят от многих причин.
От жизненного, учебного, общественного опыта учащихся, традиций
техникума, отделения, от педагогической направленности личности
педагога СПО.
НСТ
Страница 17 Исследования по педагогике высшей школы подтверждают, что молодой
человек, поступив в СПО, не сразу становится студентом по своим
психологическим характеристикам. Вначале идет процесс адаптации к
новым формам учебной деятельности, контроля, социальному статусу,
сказывается оторванность от семьи, новые бытовые условия. Чрезвычайно
важно сформулировать правильную систему взаимоотношений студентов
первокурсников и преподавательского состава.
Неправомерный перенос школьных отношений между учителем и
учениками в СПО серьезно мешает дальнейшему процессу развертывания
отношений студентов и преподавателей, а порой и деформирует структуру
педагогического общения.
Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому
климату отделения (строительного, архитектурного), СПО в целом,
реализуемому в повседневном педагогическом общении. Формирование
собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с
развитием творческой индивидуальности преподавателей.
10.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
Важной задачей начинающего педагога СПО является поиск
оптимального для целей воспитания собственного индивидуального
стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие
приемы:
включение студентов в начальные формы исследовательской
деятельности;
работа;
совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы
о
книгах;
НСТ
научноисследовательская
профессии,
совместная
Страница 18
науке,
искусстве, участие профессорскопреподавательского состава в студенческом
досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, "круглые столы").
Педагогическое воздействие должно быть систематическим и
непрерывным, переходя от учебноориентированного к научнопоисковому,
от официальнорегламентированного к неофициальнодоверительному
общению. Особые требования предъявляются к этикопсихологической
основе взаимодействия ученогопедагога и студентов. В этом плане важную
роль играют индивидуальнотипологические характеристики или стиль
общения.
11.ОПТИМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
Оптимальный стиль общения это общение, основывающееся на
увлеченности преподавателя и студентов совместной творческой
деятельностью, отражающее саму специфику формирования личности
специалиста в СПО и воплощающее в себе взаимодействие социально
этических установок педагога и навыков профессионально
педагогического общения.
Студенческий поток или группа есть та среда, которая формирует
преподавателя. Вне этой среды не произойдет становления личности
педагога. С целью формирования собственного стиля, навыков и
умений оптимального педагогического общения в процессе подготовки
может быть использован коммуникативный тренинг, решающий две
тесно связанные между собой задачи:
• изучение, осмысление и освоение природы, структуры и
закономерностей педагогического общения;
НСТ
Страница 19 • овладение процедурой и "технологией" педагогической
коммуникации,
способностей,
формирование умений и навыков профессиональнопедагогического
общения.
коммуникативных
развитие
В педагогике высшей школы разработана система тренинга
педагогического общения, включающая в себя упражнения, направленные
на:
а) практическое овладение процедурой и "технологией" педагогической
коммуникации на основе отработки важнейших ее элементов;
б) целостное действие общение в заданной педагогической ситуации на
основе всей структуры деятельности педагога. Первый цикл состоит из
упражнений на формирование умений последовательно действовать в
аудитории СПО, снимать мышечное напряжение во время педагогической
работы, на развитие навыков пристального внимания, наблюдательности и
сосредоточения. К ним относится специальная группа упражнений по
технике и культуре речи с использованием магнитофонной записи,
задания, обеспечивающие развитие мимики и пантомимики, успешно
протекающие при применении аудиовизуальной техники.
Второй цикл педагогический тренинг, включающий в себя обучение
общению в типичных ситуациях сообразно с конкретными условиями
педагогической деятельности в данном коллективе,
педагогического воображения,
развитие
навыков импровизации,
интуиции,
постановки и решения коммуникативных задач. В него входят
многообразные задания на действие в типичных ситуациях (зачет, экзамен,
семинар), включая специально инсценированные педагогические задачи.
НСТ
Страница 20 Социальные и политические процессы в нашем обществе пробудили
стремление к самовыражению, обусловили раннюю социализацию
личности. Это не могло не отразиться на жизни СПО. Органы
студенческого самоуправления контролируют бытовые условия, учебную
деятельность, общественную и социальную жизнь студенчества.
прекрасно
Повысился правовой уровень культуры студентов,
осведомленных о своих правах, норме семестровой и недельной учебной
нагрузки, самостоятельной работы, контроля. Все это должно
учитываться преподавателем при разработке коммуникативного аспекта
педагогической деятельности, в котором явно просматривается тенденция
к демократизации общения СПО. В этой ситуации педагог должен
избегать двух крайностей менторства и панибратства.
Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство,
но и прививать студентам культуру общения. Педагогу нужны как знание
их психологии, так и постоянный учет социологических данных,
касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций
современной молодежи. Молодым педагогам небесполезно знать, что у
так называемых "неформалов" 80х гг., из которых вышли многие
общественнополитические лидеры 90х гг., в ряду личностных
предпочтений общение со взрослыми находилось на 24м месте,
общение с родителями на 19м. Социологи также отмечают
возрастающие темпы смены поколений. Сегодня смена поколений
(социализация, ценностные ориентации) происходит каждые пять лет.
И в этом плане студентыпервокурсники и выпускники представляют
разные поколения, их взгляды кардинально отличаются друг от
друга, что обусловлено динамикой социальных и экономических
НСТ
Страница 21 преобразований в нашей стране и темпами развития мирового
сообщества в целом.
В связи с вышеперечисленным особую роль в наши дни в
педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или,
наоборот, на успех, играет личность педагога.
20. ВЫВОД
Для меня эта тема очень актуальна на данный момент. Преподаватель
это человек который вызывает или не вызывает у студентов желание
учиться. Для меня в свое время обучения в нашем техникуме
существовали педагоги которые буквально открыли во мне эту
способность учится, было очень тяжело, но я настолько им благодарна.
Просто не хватает слов, что бы выразить свое уважение например к
Звягину Константину Константиновичу, очень жалко что он не находится
здесь с нами. Знаете в университете как ни странно тоже всегда тянет к
преподавателям, которые уже такие в преклонном возрасте, они обладают
невероятной энергетикой и знаниями. Например Чекмарев Николай
Дмитриевич, по каф.архитектуры, тоже преподаватель от Бога. Вообщем
внутри теплится надежда когданибудь стать таким же преподавателем,
через многомного лет. А пока НЕОБХОДИМО изучать более тщательно
предметы которые мы ведем, быть ассом своего предмета, всей душой его
полюбить и стараться грамотно передавать свои знания нашему будущему,
если так можно сказать.
И в конце еще добавлю, что преподаватели учебного заведения, это
его репутация, рейтинг так сказать на рынке образования. Я хочу
пожелать нам всем, чтобы мы стремились поднять свой опыт, свой
рейтинг и получать только положительные отзывы.
НСТ
Страница 22
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Доклад на тему: "Общение педагога и студентов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.