Доклад на тему «Особенности речевого развития детей с особыми образовательными потребностями»
Оценка 4.9
Особые потребности
docx
дефектология
Детсад—2 кл
26.02.2018
Речевое развитие детей с особыми образовательными потребностями отличаются недостаточной сформированностью грамматического строя, наблюдаются ошибки в употреблении предлогов, преобладают пропуски и перестановки слогов.Связная речь своеобразная, бессвязная. Детям с ООП трудно сформулировать граммотно речь. В данной статье отражена характеристика речевого развития детей с особыми образовательными потребностями и методы и приемы коррекции речи.
Малкина Т.docx
Малкина Т.С.
«Особенности речевого развития детей с особыми образовательными потребностями»
Современный этап развития образования характеризуется усилением
внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодоления школьной
дезадаптации, проявляющейся в низкой успеваемости, в отклонениях от норм
поведения, в трудностях межличностного взаимодействия у значительной части
учащихся, в количественном росте детей с особыми образовательными
потребностями.
Психологопедагогические исследования выявили характерные для детей с
ООП особенности высшей нервной деятельности, познавательных процессов,
эмоциональноволевой сферы, специфические трудности в усвоении учебных
предметов, что позволило разработать основные принципы и содержание обучения,
воспитания и коррекции недостатков психического развития (В.И.Лубовский,
Т.В.Егорова,
Н.А.Цыпина,
С.Г.Шевченко и др.). Дети с особыми образовательными потребностями имеют
следующие особенности: недостаточный запас знаний и представлений об
окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп
формирования высших психических функций, слабая регуляция произвольной
деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения
различных сторон речи.
Г.М.Капустина,
Н.А.Никашина,
Р.Д.Тригер,
Большую роль в структуре дефекта детей с особыми образовательными
играют речевые нарушения, которые характеризуются
потребностями
определёнными чертами.
В речи детей с ООП в основном преобладают существительные и глаголы,
причём предметный и глагольный словарный запас низкий и неточный. Дети не
знают многих слов не только абстрактного значения, но и слова употребляемые в
собственной речи. Заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым
связано слово, испытывают трудности в подборе словантонимов и особенно слов
синонимов.
Из прилагательных в основном используют качественные
прилагательные обозначающие воспринимаемые признаки.
Многие исследователи отмечают недостаточно сформированный
грамматический строй речи: нарушение порядка слов в предложении, пропуск
отдельных его членов, это обусловлено недостаточностью грамматического
программирования. Часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены,
пропуски), а также ошибки в употреблении предложнопадежных конструкций,
отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов и
приставок.
Связная речь детей с особыми образовательными потребностями
своеобразна. Пересказ произведений (особенно повествовательного характера)
сложен для них; дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии
картин; многим детям не удаётся выполнить задание на составление творческого рассказа, рассказаописания. Дети затрудняются давать развёрнутые ответы на
вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними
мыслями и суждениями.
У детей с особыми образовательными потребностями недостаточно
сформированы регулирующая и планирующая функция речи.
Эти особенности речевого развития характерны для детей дошкольного и
младшего школьного возраста. У школьников эти особенности проявляются и в
письменной речи.
Характеристика речи детей с особыми образовательными
потребностями (ООП)
Речь детей с особыми образовательными потребностями удовлетворяет
потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и
грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их
отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь
таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них
недостаточно развит фонематический слух. А ведь ещё К.Д.Ушинский писал:
“Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое
ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания”. Из чего
следует, что для грамотного письма необходимы, по крайней мере, два условия:
правильное, бездефектное произношение всех звуков и способность различать их на
слух. Фонематическая недостаточность порождает ошибки на замену согласных,
сходных по артикуляционному и акустическому признакам: бп, вф, гк, дт, зс, ж
ш, а также чщ, цс, цч, мн, рл.
Общий педагогический подход к обучению детей с ООП
В новых условиях, в условиях интегрированного обучения, когда дети с
особыми образовательными потребностями обучаются не в специальных
коррекционных школах, а в обычных массовых школах вместе с их нормально
развивающимися сверстниками, необходим качественно новый подход к их обучению.
Во время работы с неуспевающими в массовой школе учителя обычно осуществляют
индивидуальный подход. Они стараются выявить пробелы в учебных знаниях ребёнка
и восполнить их путём повторения и объяснения нового материала, дают
дополнительные упражнения, чаще используют наглядные пособия и разнообразные
карточки и т.д. Такие меры на отдельных этапах обучения, безусловно, дают
положительные результаты. Однако если ребёнок не успевает вследствие нарушений
развития, то достигнутые таким путём успехи в большинстве случаев оказываются
лишь временными; в дальнейшем у детей неизбежно накапливается всё больше и
больше пробелов.
Это выдвигает необходимость при обучении детей с ООП
применять особые
воздействия,
сочетающиеся с лечебнооздоровительными мероприятиями. При этом
коррекционнопедагогические дозами;
ребёнка
затруднений.
Учебный материал
его усложнение
нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для
каждого
должен
преподноситься небольшими
следует
осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее
усвоенными знаниями. Известно, что дети с ООП быстрее утомляются. В связи с
этим их целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой.
Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы
интересом и
предлагаемая
эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках
красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно
говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его
за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к
детям с особыми образовательными потребностями.
осуществлялась с
деятельность
Учитывая особенности речевого развития детей с
особыми
образовательными потребностями, работу с ними нужно вести в нескольких
направлениях:
работа над звукопроизношением;
работа над развитием фонематического слуха;
работа по обогащению словарного запаса детей;
работа над развитием лексикограмматического строя речи;
работа над предложением и связной речью.
Доклад на тему «Особенности речевого развития детей с особыми образовательными потребностями»
Доклад на тему «Особенности речевого развития детей с особыми образовательными потребностями»
Доклад на тему «Особенности речевого развития детей с особыми образовательными потребностями»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.