Доклад на тему “Преемственность обучения в 5 классе”.
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
классное руководство
5 кл
13.08.2018
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы.Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков
Доклад Преемственность обучения в 5 классе.docx
Доклад на тему
5
классе
“ Преемственность обучения в
”.
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из
наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5м классе –
одним из труднейших периодов школьного обучения.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной
жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы.Именно этот факт
во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с
детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых
обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных
умений и навыков.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный
стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается
при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам
сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности).
Ктото быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает
подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с
трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают
материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие
предпочитают словесное объяснение и т.д.К четвертому классу у большинства
школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное
отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально
типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой
познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки
информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе
к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных
умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что
школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые
знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в
значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно
необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более
сложным станет и ее содержание.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы.
За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему
проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при
переходе из 4го в 5й класс.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети
переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя
предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к
новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством
учителей и учеников друг другом.
В 5м классе количество предметов увеличивается до 812, но самое главное –
учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут
вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них
руководит посвоему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же
чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к
пятиклассникам. Особое внимание учителей следует обратить на выставление отметок.
Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать
возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае
необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить
пробел в знаниях.
Таким образом следует продолжать начатую в начальной школе работу по
формированию контрольнооценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной
адаптации в 5м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с
требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.
Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Дети решают совершенно
определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с
педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно
большой. Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться
самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять.
Новые учителя предлагают формы работы, доселе не освоенные, и на осмысление тоже нужно
время. Классным руководителям первые полгода большую часть времени следует уделить именно
этим проблемам, а к целенаправленному формированию детского коллектива переходить
позже, когда решены основные учебные проблемы.
Одна из актуальных задач переходного периода – объективный контроль знаний,
умений и навыков учащихся на соответствие требованиям государственных
образовательных стандартов. Актуальным также остается процесс оценивания знаний
учащихся. Оценка качества знаний помогает учителю выявить пробелы и недостатки в
организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности.
Для разностороннего анализа качества знаний по математике учащихся,
оканчивающих начальную школу, могут быть использованы следующие виды контроля:
кратковременные самостоятельные работы по проверке базовых знаний, тестовые
задания открытой и закрытой формы, традиционные контрольные работы. Все задания
представлены в нескольких вариантах. К каждому виду измерителя определены цели
работы, предлагаются инструкции для учителя и учащихся. Из данного пакета
измерителей учитель вправе выбрать наиболее приемлемые для его класса виды
контроля, но желательно использовать несколько видов, например: кратковременные
самостоятельные работы и традиционная итоговая контрольная работа, или тестовые
задания и традиционная итоговая контрольная работа, или все виды контроля в
соответствии с примерным графиком.
Общие рекомендации учителям начальных классов:
1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в
выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на
выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком.
2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика
активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.
3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать
готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам.
4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и
взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.
5. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми
объективными трудностями, которые испытывают учителя.Но разрешима лишь в том
случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом
тесном сотрудничестве.
Доклад на тему “Преемственность обучения в 5 классе”.
Доклад на тему “Преемственность обучения в 5 классе”.
Доклад на тему “Преемственность обучения в 5 классе”.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.