Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».
Оценка 4.6

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
классное руководство
10 кл—11 кл
11.03.2017
Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, в том числе и психогимнастика как метод практической психокоррекции. В основе психогимнастики лежит игра, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Термин «психогимнастика» появился в 1970-х гг. благодаря чешскому психологу Г. Юновой, которая разработала систему приемов на основе психодрамы, где речь шла о невербальных упражнениях. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Известный российский психиатр Б. Д. Карвасарский в «Психотерапевтической энциклопедии» дает следующее определение психогимнастике: Психогимнастика - один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. То есть ее смысл заключается в выражении переживаний, проблем, эмоций посредством движений, мимики и жестовДоклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».
Доклад на тему.docx
Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей». В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные  виды психотренингов, в том числе и психогимнастика как метод практической  психокоррекции. В основе психогимнастики  лежит игра, которая, как известно,   является ведущим видом деятельности детей  дошкольного возраста. Термин «психогимнастика» появился в 1970­х гг. благодаря  чешскому  психологу Г.  Юновой, которая разработала  систему приемов на основе  психодрамы, где речь шла о  невербальных упражнениях. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и  игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики  ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально­личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого­педагогическим и  психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение  психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Известный российский психиатр Б. Д. Карвасарский в «Психотерапевтической  энциклопедии» дает следующее определение психогимнастике: Психогимнастика ­  один из невербальных методов групповой  психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной  экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. То есть ее  смысл заключается в выражении переживаний, проблем, эмоций  посредством движений, мимики и жестов. Основные достоинства психогимнастики: игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей  сохранение эмоционального благополучия детей; опора на воображение; возможность использовать групповые формы работы.  дошкольного возраста);    Цели психогимнастики:    благополучия ребенка;   эмоциональному осознанию ребенком себя). опора на естественные механизмы в развитии ребенка; преодоление барьеров в общении, понимании себя и других; снятие психического напряжения и сохранение эмоционального  создание возможности для самовыражения; развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к  В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное  качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные  различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер  произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать  воспитанников). Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве,  напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе.         Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у  педагога эмпатии (сопереживания), любви к детям, умения верить в их  природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя  возможность познавать мир в деятельности (игровой, познавательно­ практической и изобразительной) и т.д. Любовь – катализатор  чуткости, сердечности, человечности воспитанников. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, вторжение в мотивационное пространство ребенка нарушают  его психическое равновесие. Педагоги дошкольных учреждений должны решать следующие задачи по  развитию эмоциональной сферы:  ощущения;  (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);  эмоции по заданному образцу;   проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);  товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам  общения). Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в  обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –  ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно  организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных  состояний. Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир,  но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими  эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно  пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не  заставлять. Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие: улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния; сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно  отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние движений; эмоций; общения; поведения.     Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства  (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно  воздействовать на каждый элемент триады.  Занятие по психогимнастике должно начинаться с общей разминки. Ее задача –  сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять  мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить  детей на активную работу и контакт друг с другом. Упражнения и игры на  внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания  также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их  одежда, эмоции, контакты и т.п. Например: «Что изменилось в этой комнате?»  «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми  глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех  пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шероховатый?»,  «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный)?». Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть  интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения,  контакты. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой­либо  образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым  объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и  внутреннее внимание детей.  Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно. Оно  должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и  эмоциональной сфер, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить  следующие задания:  подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);  тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих  ощущениях, научить различать и сравнивать их;  различными мышечными ощущениями;  воображения и чувств. тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых  дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем  тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу В коммуникативной части занятия происходит тренировка общих способностей  словесного и несловесного воздействия детей друг на друга. Это могут быть эмоциональные проявления и контакты –пантомимы. В  упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В  этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения –  умением сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности,  готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению. В заключительную часть занятия желательно включать упражнения и игры на  закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего  психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в  состояние эмоционального равновесия. Желательно, чтобы после занятий у детей  была возможность самостоятельной свободной игры, в которой могут спонтанно  продолжиться понравившийся сюжет и упражнения. Занятия желательно проводить раз в неделю. Проводя с детьми игры, игровые  упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:     живой интерес;    отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;  попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Ниже приведен комплекс коррекционно­развивающих упражнений с  использованием психогимнастики в старшей логопедической группе «Гвоздика». относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно; каждого ребенка принимать таким, какой он есть; не допускать упреков и порицаний за неуспех; занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей  давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка; развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы; создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе  постепенность развивающе­коррекционного процесса, не предпринимается  Занятие № 1 Возраст: 5­6 лет (групповая работа) Программное содержание: Снятие барьеров в общении Оборудование: коробка с фотографиями людей, находящихся в различных  эмоциональных состояниях либо демонстрационный материал «Эмоции и  чувства», аудиозапись «Шум моря», небольшой мяч. Интеграция образовательных областей:  Физическое развитие: двигательная активность детей в ходе выполнения  упражнений и игр. Социально­коммуникативное развитие: побуждение ребенка к самооценке и  оценке своих действий, вербальное и невербальное общение со сверстниками,  развитие умения формулировать свою точку зрения. Ход занятия: (вводная часть) «Знакомство» Дети садятся в круг, психолог по  очереди бросает детям мяч и предлагает  назвать своё имя,  рассказать о себе в трех словах (например: «Меня зовут Маша,  я веселая, добрая и ласковая»). (основная часть) Игра «Школа улыбок» Вводная беседа: ­ Когда люди улыбаются? ­ Какие бывают улыбки? ­ Попробуйте их показать. Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...  ­ Улыбающийся человек, какой он?  Игра  «Заводные игрушки»  Психолог превращает детей в игрушки: «Вокруг себя повернись в куклу Машу  (медвежонка, зайчонка, Петрушку и др.) превратись». Дети изображают игрушку.  Психолог произносит: «Игрушка сломалась». Дети замирают в определенной  позе. Им предлагается почувствовать напряжение, показать, как они умеют  расслабляться: уронить голову, правую руку, левую руку, туловище. Детям очень  жалко сломанную куклу (показать огорчение). Мастер (один из детей) починил  игрушку, предложить детям изобразит радость. Игра «Угадай настроение» Дети садятся в круг. У психолога в руках коробка с фотографиями. Они лежат  так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый  ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и  отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у  человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение?  Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?» Упражнение «На берегу»  Педагог: «Представим себя на берегу моря. Закройте глаза, положите  расслабленные руки на колени. Вспомните, какого цвета море, какое у него  бывает настроение, какой берег, кто обитает в море. Прислушайтесь, как  «разговаривают» песок, волны, ветер». Можно использовать аудиозапись шума моря. (заключительная часть) Психолог благодарит детей за работу, интересуется их мнением и пожеланиями. Занятие № 2 Возраст: 5­6 лет (групповая работа) Программное содержание: снять эмоциональное напряжение, дать детям  возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению  внимания с одного образа на другой; развивать один из механизмов  проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание.  Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения  партнера. Оборудование: мяч (право голоса), платок. Интеграция образовательных областей:  Физическое развитие: двигательная активность детей в ходе выполнения  упражнений и игр. Социально­коммуникативное развитие: побуждение ребенка к самооценке и  оценке своих действий, вербальное и невербальное общение со сверстниками,  развитие умения формулировать свою точку зрения. Ход занятия: (вводная часть) «Знакомство» Дети садятся в круг, психолог по  очереди бросает детям мяч и предлагает  поближе познакомиться, рассказать о себе, о своих увлечениях. Говорит только  тот, у кого в руках мяч. (основная часть) Упражнение «Комплименты» Детям предлагается обменяться комплиментами,  вежливыми словами. Педагог  предварительно проводит беседу о том, что же такое комплимент. Поощряются  комплименты относительно характера, внутреннего мира ребенка. Игра «Овощи»  Воспитатель превращает детей в семена овощей. (Дети присаживаются). «Теплое  солнышко грело семена, дождик поливал их. Семена росли, росли и стали  красивыми растениями (дети постепенно поднимаются, встают и поднимают  вверх руки). Растения тянутся к солнышку, почувствуйте напряжение. Сильно  припекло солнышко, завяли растения». Предложить детям расслабиться, уронить  голову, руки, опустить плечи и туловище, опуститься на пол. «Полил дождь,  ожили растения, снова потянулись к солнцу». Дети повторяют упражнение.  Воспитатель предлагает детям изобразить овощи – «толстячки» и овощи –  «худышки». Игра «Театр» Психолог: «Представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и  зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Сейчас каждый из вас побудет актером и зрителем. Внимание актерам: у меня платок, попробуйте с  помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица)  изобразить: бабочку; принцессу; волшебника; бабушку; фокусника; человека, у которого болит зуб; морскую волну; лису. После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие  вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет  попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»  Игра «Зеркало настроения» Игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало.  Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики,  жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера. Релаксация «Сонный котенок»  Предложить дошкольникам сесть на пол и изобразить сонного котенка. Пусть  потянутся, зевнут, поморгают глазками, склонят набок голову и закроют глазки  на несколько секунд  (заключительная часть) Психолог благодарит детей за работу, интересуется их мнением и пожеланиями. Занятие № 3 Возраст: 5­6 лет (групповая работа) Программное содержание: развитие выразительности движений, пластики,  воображения, развитие у детей способности к отождествлению себя с кем­то или  с чем­то, способности сопереживать, сострадать, развитие эмоционального  состояния радости, удивления, злости, страха, тренировка различных интонаций  голоса. Оборудование: мяч, мимические эталоны. Интеграция образовательных областей:  Физическое развитие: двигательная активность детей в ходе выполнения  упражнений и игр. Социально­коммуникативное развитие: побуждение ребенка к самооценке и  оценке своих действий, вербальное и невербальное общение со сверстниками,  развитие умения формулировать свою точку зрения. Ход занятия: (вводная часть) «Знакомство» Дети садятся в круг, психолог предлагает детям необычный способ  поздороваться, не только руками, но и другими частями тела (спинами,  животами, коленями и др.) (основная часть) Игра «Дожди»  Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию педагога изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой,  грустным, бесконечно моросящим и т.п. Игра «Говорящие предметы» В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние,  причины действий, систему отношений с действительностью. Начинает первый ребенок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я  был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы  меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу».  Продолжает следующий ребенок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!» Педагог предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п.  Дети также предлагают свои варианты. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением» Дети садятся в круг. Психолог предлагает взять по одной карточке, на обратной  стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева,  удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через  интонацию, т.е. что у него изображено на карточке. Игровое упражнение «Посочувствуй другому» Упражнения выполняются в парах. Педагог задает разнообразные ситуации. Девочка упала, поранила руку, ей больно (один ребенок с помощью мимики,  позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает  помощь). Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание  показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).       Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок,  как поможет малышу). Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку,  обняла, как еще можно утешить девочку?). Девочки подобрали котенка, пожалели его, попоили молоком. Друг угощает конфетами (у одного ребенка воображаемый пакет с  конфетами. Он протягивает его другому. Ребенок берет конфету, благодарит,  разворачивает обертку, кушает конфету. На лице – удовольствие). Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают  выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями. Релаксация “Волшебный сон” (Дети ложатся на ковер. Психолог включает тихую, спокойную музыку и  произносит): Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дышится легко… ровно… глубоко… Наши руки отдыхают. Ноги тоже отдыхают. Отдыхают…. Засыпают… (2 раза) Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются… Всё чудесно расслабляется… Дышится легко… ровно… глубоко… Напряженье улетело… И расслаблено все тело… Греет солнышко сейчас, Руки теплые у нас… Жарче солнышко сейчас,  Ноги теплые у нас… Дышится легко… ровно… глубоко… Губы теплые и вялые, Но нисколько не усталые… Губы чуть приоткрываются… Всё чудесно расслабляется… Нам понятно, что такое Состояние покоя… Долгая пауза до конца музыки. По окончании музыки психолог продолжает: Мы спокойно отдыхали,  Сном волшебным засыпали… Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепко кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!  (заключительная часть) Психолог благодарит детей за работу, интересуется их мнением и пожеланиями. Психолог: «Наше занятие подходит к концу, какое сейчас у вас настроение?  Покажите это эмоционально». Вы, сегодня молодцы! Поиграли от души. Все артисты – высший класс!  А теперь сюрприз для вас. (Психолог раздает детям подарки – радостные цветы из бумаги). – До свидания, ребята! До скорой встречи!

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».

Доклад на тему: «Психогимнастика как метод сохранения и укрепления психологического здоровья детей».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2017