Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»
Оценка 4.8

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Оценка 4.8
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
06.01.2019
Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Каждое речевое высказывание или восприятия речи многосторонне обусловлено. Имеется целый ряд факторов, влияющих на то, какое содержание будет выражено в высказывании. Это факторы, прежде всего психологические. Но есть множество факторов, обусловливающих то, как определенное содержание будет реализовано в речи (сюда относятся, кроме психологических, факторы собственно лингвистические, стилистические, социологические и др.).
5.ДПиП 838В_1 курс Суразакова И.В. Психология РК2.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ШАКАРИМА ГОРОДА СЕМЕЙ Историко­педагогический факультет название факультета Кафедра «Психология» Доклад на тему     «  Психологические проблемы речевой деятельности  »   (тема доклада) Выполнил:  Студент 1 курса  группы ДПиП838В Проверил:  Руководитель  старший  преподаватель кафедры психологии Суразакова И.В.___________ (имя, фамилия студента) Нурмухамбетова К.М. _________ (Ф.И.О. руководителя) 0 Семей­2018 Содержание Введение…………………………………………………………  1. Функции языка и речи……………………………………….. 2. Проблема языка и сознания…………………………………. 3. Психологические проблемы речевой деятельности………… 2 3 6 9 Заключение……………………………………………………… 12 Список используемой литературы…………………………… 13 1 Введение.  Важнейшим   достижением   человека,   позволившим   ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это   язык   в   действии.   Язык   —   система   знаков,   включающая   слова   с   их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово   является   разновидностью   знака,   поскольку   последние   присутствуют   в различного рода формализованных языках. Каждое   речевое   высказывание   или   восприятия   речи   многосторонне обусловлено. Имеется целый ряд факторов, влияющих на то, какое содержание будет выражено в высказывании. Это факторы, прежде всего психологические. Но   есть   множество   факторов,   обусловливающих   то,   как   определенное содержание будет реализовано в речи (сюда относятся, кроме психологических, факторы собственно лингвистические, стилистические, социологические и др.).  Речевое высказывание или речевая деятельность ­ это языковой процесс. Впервые заговорил об этом А.Н. Леонтьев. Но, что касается первых упоминаний о  речевой  деятельности, то впервые  упоминания о  речевой  деятельности  мы находим у Л.С. Выготского. Только   в   60­ых   годах   прошлого   столетия   речевая   деятельность   начала глубоко   изучаться   психологической   наукой.   В   60­ые   годы   формируются основные   научные   позиции   теории   речевой   деятельности   ­   основоположник Алексей Алексеевич Леонтьев. 2 1. Функции языка и речи.  Объективным   свойством   словесного   знака,   обусловливающим   нашу теоретическую   деятельность,   является   значение   слова,   которое   представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности   объекту   независимо   от   того,   как   он   представлен   в индивидуальном сознании. Выделяют следующие основные функции языка:  1)   средство   существования,   передачи   и   усвоения   общественно­ исторического опыта (кодирования информации);  2) средство общения, коммуникации (воздействие на собеседника – прямое или косвенное);  3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения, орудия интеллектуальной деятельности). Речь имеет три функции: Сигнификативная   функция  (обозначения)   отличает   речь   человека   от коммуникации   животных.   У   человека   со   словом   связано   представление   о предмете или явлении. Функция   обобщения  связана   с   тем,   что   слово   обозначает   не   только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Функция   коммуникации,  т.е.   передачи   информации.   Если   первые   две функции   речи   могут   быть   рассмотрены   как   внутренняя   психическая деятельность,   то   коммуникативная   функция   выступает   как   внешнее   речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. 3 В   коммуникативной   функции   речи   выделяют   три   стороны: Информационная сторона  проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать   чувства   и   отношения   говорящего   к   предмету   сообщения. Волеизлиятельная   сторона   направлена   на   то,   чтобы   подчинить   слушателя замыслу говорящего. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения   со   всеми   психическими   процессами;   но   основным   и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением   существует   единство.   Но   это   единство,   а   не   тожество.   Равно неправомерны   как   установление  тожества   между  речью  и  мышлением,  так  и представление о речи, как только внешней форме мысли. В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя   речь  включает   устную   (диалогическую   и   монологическую)   и письменную. Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Разновидностью  диалогического общения  является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая   речь  —   длительное,   последовательное,   связное изложение   системы   мыслей,   знаний   одним   лицом.   Она   также   развивается   в процессе   общения,  но   характер   общения   здесь   иной:   монолог   не   прерываем, поэтому активное, экспрессивно­мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. Письменная   речь  представляет   собой   разновидность   монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем,   что   письменная   речь   предполагает   отсутствие   обратной   связи   с 4 собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств   воздействия   на   воспринимающего,   кроме   самих   слов,   их   порядка   и организующих предложение знаков препинания. Внутренняя речь  — это особый вид речевой деятельности, качественно отличающейся   от   внешней   речи,   которая   направлена,   прежде   всего,   на переработку  воспринятой   речи  и подготовку   высказываний. Внутренняя  речь выступает   как   фаза   планирования   в   практической   и   теоретической деятельности.   Поэтому   для   внутренней   речи,   с   одной   стороны,   характерна фрагментарность,   отрывочность.   С   другой   стороны,   здесь   исключаются недоразумения   при   восприятии   ситуации,   в   связи,   с   чем   внутренняя   речь чрезвычайно ситуативна — в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Внешняя   сторона   речи  (овладение   языком   как   средством   общения) развивается у ребенка от одного слова к сцеплению двух­трех слов, затем к простой   фразе   и   сцеплению   фраз,   еще   позже   к   связной   речи,   состоящей   из развернутого ряда предложений.  Структура   внутренней   речи   иная,   чем   внешней,   поэтому   и   возникают определенные   трудности,  когда   человек   пытается   свои   мысли   из   внутренней речи перевести во внешнюю форму звуковой речи, понятной для других людей. Содержательность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению. Понятность  речи зависит от ее смыслового содержания, от ее языковых особенностей   и   от   соотношения   между   ее   сложностью,   с   одной   стороны,   и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей — с другой. Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и   отчетливость   произношения,   правильную   интонацию,   умение   пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения. 5 2. Проблема языка и сознания. Одним   из   психических   познавательных   процессов,   наряду   с  ощущением, восприятием, представлением, памятью, вниманием, мышлением, воображением, является речь (см. рис. 1). Психика человека Психические  состояния Психические  образования Психические свойства:  направленность  (потребности, мотивы,  цели), темперамент,  характер, способности Психические процессы: познавательные: ощущения, восприятия,  представления, память, внимание, мышление, речь,  воображение. эмоциональные: эмоции, чувства. волевые: механизмы волевых действий, волевые  качества. 6 Рис. 1. Структура психики человека В   психологической   науке  речь  понимается   как  система   используемых человеком   звуковых   сигналов,   письменных   знаков   и   символов   для   передачи информации; процесс материализации мысли. Важно отличать речь от языка. Их основное   различие   заключается   в  следующем.  Язык  ­   это   система   условных символов,   с   помощью   которых   передаются   сочетания   звуков,   имеющих   для людей определенные значение и смысл. Если язык – объективная, исторически сложившаяся   система   кодов,   предмет   специальной   науки   –   языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым «психолингвистикой». Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности   людей,   для   которых   данные   особенности   речи   характерны.   Язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не   только   ныне   живущих   людей,   но   и   всех   других,   которые   жили   раньше   и говорили на данном языке. Речь   без   усвоения   языка   невозможна,   в   то   время   как   язык   может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. 7 Выделяются следующие признаки языка и речи: речи Речь Признаки  Выражает  психологические  особенности  Наиболее  отдельно взятого  совершенная,  человека. присущая  человеку  деятельность,  передающая  мысли и чувства. языка Язы кПризнаки  Исторически  сложившиеся  средство  Развивается  общения. относительно  независимо от  человека, по  Отражает  законам, не  психологию  связанным ни с  Система  народа. его психологией,  условных  ни с его  знаков, с  поведением. помощью  которой  передаются  сочетания  звуков, имеющие  для людей  определенные  значения и  смысл. Рис. 2. Признаки языка и речи Речь   также   понимается   как   совокупность   произносимых   или воспринимаемых   звуков,   имеющих   тот   же   смысл   и   то   же   звучание,   что   и соответствующая им система письменных знаков.  Знак  ­ символ или объект, служащий заменителем другого объекта. В этой связи, термин «вербальный» (от лат.  vеrbalis   ­словесный,   устный)   в   психологии   служит   для   обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой (в отличие   от   невербальной   информации,  например,   образной),   а  вербализация сознания  ­   процесс   преобразования   бессознательного   психического,   а   также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно­ логические формы. 8 Речь   является   основным   средством   человеческого   общения.   Без   нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такое, которое несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные   понятия,  непосредственно   не  воспринимаемые   явления,  законы, правила   и   т.   п.).   Без   письменной   речи   человек   был   бы   лишен   возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.  Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо   большей   степени,   чем   это   может   позволить   наблюдение   и   другие процессы   неречевого,   непосредственного   познания,   осуществляемого   через органы чувств. 3. Психологические проблемы речевой деятельности Специфика   речевой   деятельности   (или,   вернее,   речевого   поведения) человека   обусловливается   исключительно   организацией   внешних   проявлений речевого поведения, условно­рефлекторным объединением реакций организма на   речевые   стимулы.   А   это   значит,   что   такой   специфики   нет,   ибо   различие речевого поведения человека и близких к нему видов поведения у животных 9 чисто количественное, но ничуть не качественное. Между тем на самом деле речевая   деятельность   может   обеспечиваться   разными,   принципиально различными   механизмами;   это   зависит   от   конкретного   содержания   и целенаправленности того или иного речевого акта.  Под   речевой   деятельностью   следует   понимать   деятельность   (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой   деятельностью   следует   понимать   такую   деятельность,   в   которой языковый знак выступает в качестве «стимула­средства» (Л.С. Выготский), т.е. такую  деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели. Говоря   о   самой   речи,   можно   выделить,   по   крайней   мере,   четыре психологически   различных   типа   речи.   Во­первых,  аффективная   речь.  Под аффективной речью имеются в виду восклицания, междометия или привычные речения.   Вторая   форма   ­  устная   диалогическая   речь.  В   ней   «исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него   (а   не   из   внутреннего   замысла)   исходит   ответ   второго   собеседника». Следующий вид речи ­ это устная монологическая речь, наиболее типичная, о которой говорят психолингвисты, забывая о существовании других видов устной речи. И, наконец, четвертый вид ­ это  письменная монологическая речь. Она также имеет свою психологическую специфику, ибо, во­первых, максимально адиалогична,   во­вторых,   максимально   осознана   и   допускает   определенную работу   над   высказыванием,   постепенное   нащупывание   адекватной   формы выражения.  Проблема   развития   устной   и   письменной   речи   –   одно   из   стержневых направлений   в   методике   преподавания.   Обогащение   словарного   запаса   на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее 10 выразительности – таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов. Большой вклад в разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов, М.А. Рыбникова, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов, Л.С. Троицкий, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, А.А. Липаев, современные ученые К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина и другие. Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные   мысли   в   свободной   творческой   интерпретации   в   устной   и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку. Ни один специалист, чем бы он ни занимался в профессиональном плане, не может обойтись без самосовершенствования речи, устной   и   письменной,  т.к.   от   этого   зависит   его   взаимопонимание   с   другими людьми, а значит и успех собственной деятельности.  Психологический взгляд на проблему речевой деятельности и опыт лучших педагогов наталкивают на вывод: всё зависит от качества школьного обучения. В школьной практике очень мало времени уделяется на организацию и отработку практических   действий   по   овладению   речью   как   реальной   деятельностью общения. Учащиеся просто заучивают на какое­то время правила грамматики, а практического опыта их творческого применения при свободном составлении собственных текстов у них очень мало. Результат – плохое владение письменной речью:   ошибки   в   правописании,   неумелое   построение   текста,   неправильная стилистика   и   в   целом   неумение   формулировать   и   выражать   на   бумаге   в свободном изложении собственные мысли. В школе язык изучается сам по себе, как таковой. Знание законов и правил языковых   форм   изучается   в   полном   отрыве   от   речевой   деятельности,   для которой   усвоенный   язык   должен   служить   средством.   Выполнение   всяческих 11 упражнений   на   готовых   текстах,   пусть   даже   самых   талантливых   писателей, вовсе не является речевой деятельностью, ибо такие тексты не плод творчества самих пишущих или говорящих учеников. Речевая  деятельность  ­ устная  или  письменная  – только  тогда  является деятельностью,   когда   она   вызвана   реальной   потребностью   говорящего (пишущего), мотивирована ее желанием передать мысль, мнение, информацию, идею с целью к чему­то подвигнуть собеседника (читателя), когда средством ее является   авторский   язык   самого   говорящего   (пишущего),   пусть   не   очень грамотный на первых порах, но зато свой собственный, выбранный именно для удовлетворения данной потребности, данного мотива и достижения этой цели. Вот что будет речевой деятельностью, а не переписывание или пересказ чужих мыслей, пусть даже самых умных и оригинальных. Словом, в школе изучают язык, а не речь. Таким образом, мы видим, что здесь проблема не только речевого развития, а всего преподавания языка, которое нуждается в основательной перестройке и радикальном   улучшении.   Что   же   можно   сделать   в   наших   условиях непосредственно по проблеме развития речи? В   учебном   плане   нет   специального   предмета,   предполагающего практическое обучение устной и письменной речи, но учить правильно говорить и литературно изъясняться вслух, уметь выражать свое мнение – всему этому нужно учить каждого школьника, причем на всех школьных уроках, а не только на уроках языка и литературы. Каждый учитель – предметник должен ставить перед собой эту цель и помогать решать эту общую проблему. Заключение.  12 Таким   образом,   человеческая   деятельность   невозможна   без   речи,   без взаимного   обмена   мыслями,   чувствами,   желаниями.   Речь   позволяет   каждому человеку   сообщать   свои   мысли   и   настроения,   намерения   и   чувства   другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. Развитие словаря как основы речи, его расширение и уточнение выполняют развивающую функцию для   формирования   познавательной   деятельности,   овладения   речевыми умениями и навыками. Поэтому   современный   школьный   учитель   должен   уметь   мотивировать деятельность   ученика   (заинтересовать   его),   продумывать   до   мельчайших деталей   структуру   урока,   владеть   всеми   технологическими   приемами   и контрольно­оценочными   умениями   для   развития   у   школьников   речевой деятельности на любых уроках.  Учеба – это нелегкий труд, а весьма напряженный, тяжелый умственный труд учащихся. Задача состоит в том, чтобы самый сложный, трудный материал сделать для учащихся доступным, посильным, создать на уроке благоприятную обучающую, воспитывающую, развивающую обстановку, среду. Добиться того, чтобы учиться было интересно и легко. А это требует от учителя большого педагогического   мастерства,   проблемно,   чтобы   ярко,   красочно, исследовательски,   разнообразными   методами   вести   учебно­воспитательную работу.   И   на   каждом   уроке   любого   предмета   ребенок   должен   говорить, объяснять,   задавать   вопросы,   комментировать,   сравнивать,   придумывать, творить. 13 Список используемой литературы: 1. Б.Ц.   Бадмаев,   А.А.   Малышев.   Психология   обучения   речевому мастерству. Москва, 1999 г. 2. Гальперин,   П.Я.   Проблемы   формирования   знаний   и   умений   у младших школьников / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец // Вопросы психологии. – 1983г. №5. 3. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец.вузов. —2­е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк.,1987. 4. Электронный ресурс:  Пер. с англ.и фр. / Пиаже Жан. ­ СПб.: Питер, 2003 (Психология классика) ISBN 5­94723­096­8. 14

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»

Доклад на тему «Психологические проблемы речевой деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2019