Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".
Оценка 4.8

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
администрации
Взрослым
31.03.2017
Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
refleksiya (1).doc
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.  В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося   способности   к   рефлексивному   контролю   своей   деятельности   как источника   мотива   и   умения   учиться,   познавательных   интересов   и   готовности   к успешному обучению. Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным   этапом   урока.   В   ФГОС   особый   упор   делается   на   рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Для чего нужна рефлексия? Если   ребенок   понимает   ради   чего   он   изучает   данную   тему,   как   она   ему пригодится   в   будущем;какие   цели   должны   быть   достигнуты   именно   на   этом уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. Развитие   ребенка   предполагается   в   ходе   обучения.   Процессы   развития включают   в   себя   самообразование   (овладение   способами   добывания   знаний)   и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.   Осуществлять   рефлексию   можно   по­разному:   это   элементы   рефлексии   на отдельных   этапах   урока;   рефлексия   в   конце   каждого   урока,   темы   курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.   Рефлексия  способствует  развитию трёх важных качеств человека, которые   предприимчивость,   самостоятельность, потребуются   ему   в   XXI конкурентоспособность.   в.:   Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.   Предприимчивость.   Ученик   осознаёт,   что   он   может   предпринять   здесь   и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность.   Умеет   делать   что­то   лучше   других,   действует   в любых ситуациях более эффективно.  Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных   людей  путь   от  первых   трудностей   до   первых   успехов   значительно короче. Учителя,   которые   только   начинают   свой   профессиональный   путь,   часто   не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.  Но   с   опытом   приходит   понимание,   что   рефлексия   помогает   учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку.   Не   стоит   забывать   и   о   том,   что   рефлексия   —   это   то   новое,   к   чему стремится   современная   педагогика:   учить   не   науке,   а   учить   учиться.   Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку,   систематизировать   полученный   опыт,   сравнить   свои   успехи   с   успехами других учеников.ОПРЕДЕЛЕНИЯ Рефлексия   (от   лат.   reflexio   ­   обращение   назад)   –   мыслительный   процесс, направленный   на   самопознание,   анализ   своих   эмоций   и   чувств,   состояний, способностей,   способность   человека   взглянуть   на   себя   со стороны.Термин появился первоначально  в философии, затем стал популярным  в других областях знаний, в том числе в психологии.   поведения, Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на основании   трактовки   Джона   Локка   рефлексии   как   особого   источника   знаний.   В общем   психологическом   контексте   рефлексия   обладает   способностью   изменять структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем   школьном   возрасте,   а   в   подростковом   становится   основным   фактором регуляции   поведения   и   саморазвития   (так,   главная   проблема   отрочества,   по   Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»). В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия   на   уроке   –   это   совместная   деятельность   учащихся   и   учителей, позволяющая   совершенствовать   учебный   процесс,   ориентированный   на   личность каждого ученика. ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ Существует   несколько   классификаций   рефлексии.   Зная   классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока. I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная. Символическая   —   когда   ученик   просто   выставляет   оценку   с   помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно   высказывать   свои   мысли   и   описывать   свои   эмоции.   Письменная   —   самая сложная   и   занимает   больше   всего   времени.   Последняя   уместна   на   завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы. II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Именно   в   таком   порядке   удобнее   приучать   детей   к   данному   виду   работы. Сначала   —   всем   классом,   потом   —   в   отдельных   группах,   затем   —   выборочно опрашивать   учащихся.   Это   подготовит   учащихся   к   самостоятельной   работе   над собой. Выделяют   разные   виды   рефлексии:   языковую   (направленную   на   анализ человеком   особенностей   своей   речи),   личностную   (ее   цель   –   познание   свойств   и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека   о   его   интеллектуальных   способностях),   эмоциональную   (познание   и изучение человеком собственной эмоциональной сферы). Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с ситуацией   в   настоящем,   анализом   личности   сопутствующих   реакций. Ретроспективная   –   это   оценка   событий   и   действий,   связанных   с   прошлым. Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность. При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: 1) 2) 3) физическую (успел – не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно ­ дискомфортно); интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); 4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Таким образом, рефлексия может:  1) выступать   формой   теоретической   деятельности,   способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия); 2) 3) отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия); быть средством самопознания. Следует также различать виды рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния,  рефлексия содержания учебного материала,  рефлексия содержания и результатов учебной деятельности, Проведение  рефлексии   настроения   и   эмоционального   состояния целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально­художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Например,   на   общем   большом   листе   группой   или   всем   классом   можно нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течении 1 минуты). Чтобы   определить   настроение   по   цвету   можно   применить   характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет  – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность. Рефлексия содержания учебного материала  используется для выявления уровня   осознания   содержания   пройденного.   Эффективен   прием   незаконченного предложения   (Мне   было   легче   всего   …   Мне   лучше   всего   запомнилось…   Я столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …, прием   тезиса,   подбора   афоризма,   рефлексия   достижения   цели   с   использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не   знал… ­   Теперь   я   знаю…);   прием   анализа   субъективного   опыта   и   достаточно известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Научившись   оценивать   свое   эмоциональное   состояние   и   содержание изучаемого   материала,   ученику   гораздо   легче   удается   перейти   к   оцениванию содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с более легких приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти к   более   сложным:   «Аргумент»,   «Точка   зрения»,   «Пятистишие»,   «Разговор   на бумаге», «Карта активности» и др.  Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они зависят   от   её   содержания,   позволяет   научить   школьника   планировать   свою дальнейшую   деятельность,   выстраивать   программу   саморазвития   и   становится залогом успеха. Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием «лестницы   успеха».   Эффективность   решения   поставленной   учебной   задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных   достижений   достаточно   широко   известны:   «Оценочная   лесенка», «Диаграмма   успешности»,   «Эссе»,   различные   виды   Портфолио,   «Письмо   самому себе», «Лист достижений».  Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как работали   на   уроке.  Каждый   оценивает   свой   вклад   в   достижение   выставленных   в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и полезность   выбранных   форм   урока.   Ученики   по   очереди   высказываются   одним предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно .., я смог …, меня удивило …           Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюс­минус­ интересно».   Ученикам   предлагается   таблица,   в   которой   необходимо   ответить   на вопросы, используя «плюс­минус»:          ­  Понравилась вам такая форма работы?          ­  Довольны вы результатом своей работы?          ­   Насколько урок оказался полезным?            В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку. Например: I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке: 1. Я понял цели урока: А) да; б) нет; в) частично. 2. Что было сложным на уроке? А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ. 3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок? А) анализ текста; б) составление таблицы. II. Вы довольны своей работой на уроке? А)да; б) нет. III. Если довольны, то почему?       Если недовольны своей работой, то возможно: 1.       Вы волновались. Почему? 2.        Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках. 3.        Плохое самочувствие. 4.       Не понял объяснений учителя. 5.        Мешали одноклассники.       Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на уроке можно предложить условно отметить свои ответы: ! – интересно и понятно; ? – нужно задуматься над своими поступками и поведением; !! – доволен своей работой.       Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур: ­  Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»; ­ Квадрат – «хорошо»; ­ Круг – «плохо»; ­  Треугольник – «совсем плохо»    Концепция   развивающего   обучения   предполагает   научить   школьников работать   в   разных   направлениях:   индивидуально,   в   группах,   коллективно.   Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:     1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания? 2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе? 3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы? 4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе? Таким   образом,   рефлексивно­оценочная   деятельность   на   уроке   позволяет: зафиксировать   новое   содержание,   изученное   на   уроке;   оценить   собственную деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности.   Позволяет   педагогу   проводить   анализ   и   оценку   деятельности учащихся,   своей   деятельности,   определять   новые   подходы   в   организации эффективного   взаимодействия   на   учебных   занятиях   с   целью   включения   самих учащихся в активную деятельность.

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".

Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017