Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".
Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
администрации
Взрослым
31.03.2017
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
refleksiya (1).doc
Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие
личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у
учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как
источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к
успешному обучению.
Ученик активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое
его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания
развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является
обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию
деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель
играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Для чего нужна рефлексия?
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему
пригодится в будущем;какие цели должны быть достигнуты именно на этом
уроке;какой вклад в общее дело он может внести;может ли он адекватно оценивать
свой труд и работу своих одноклассников,то процесс обучения становится намного
интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития
включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и
саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Осуществлять рефлексию можно поразному: это элементы рефлексии на
отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса;
постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые
предприимчивость,
самостоятельность,
потребуются ему в XXI
конкурентоспособность.
в.:
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя,
осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру
активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и
сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает
ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и
успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать чтото лучше других, действует в
любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него
хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У
рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно
короче.
Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не
придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия.
Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю
контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на
доработку. Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему
стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия
помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую
цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами
других учеников.ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Рефлексия (от лат. reflexio обращение назад) – мыслительный процесс,
направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний,
способностей,
способность человека взглянуть на себя со
стороны.Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в
других областях знаний, в том числе в психологии.
поведения,
Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на
основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний. В
общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять
структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в
младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором
регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э.
Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности
и её результатов.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителей,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность
каждого ученика.
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
Существует несколько классификаций рефлексии. Зная классификацию,
учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план
урока.
I. По содержанию рефлексия может быть: символическая, устная и письменная. Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью
символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка
связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая
сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем
этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности рефлексия: коллективная, групповая, фронтальная,
индивидуальная.
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы.
Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно
опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над
собой.
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ
человеком особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и
специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений
человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и
изучение человеком собственной эмоциональной сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают
ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии. Первый вид связан с
ситуацией в настоящем,
анализом личности сопутствующих реакций.
Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым.
Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости
от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре
сферы человеческой сущности:
1)
2)
3)
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал);
4)
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как
индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно,
индивидуально и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может:
1)
выступать формой теоретической деятельности, способом
мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной
деятельности (интеллектуальная рефлексия);
2)
3)
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
быть средством самопознания. Следует также различать виды рефлексии:
рефлексия настроения и эмоционального состояния,
рефлексия содержания учебного материала,
рефлексия содержания и результатов учебной деятельности,
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния
целесообразно осуществлять в начале урока с целью установления эмоционального
контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением
лиц, цветовое изображение настроения, эмоциональнохудожественное оформление
(картина, музыкальный фрагмент).
Например, на общем большом листе группой или всем классом можно
нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка
(в течении 1 минуты).
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику
цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное
настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние,
агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления
уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного
предложения (Мне было легче всего … Мне лучше всего запомнилось… Я
столкнулся с проблемой …Мне было трудно выполнить …Я на уроке понял, что …,
прием тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием
«дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я
не знал… Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно
известный прием пятистишия, который помогает выяснить отношение к изучаемой
проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Научившись оценивать свое эмоциональное состояние и содержание
изучаемого материала, ученику гораздо легче удается перейти к оцениванию
содержания своей деятельности. При этом важно научить ребенка понимать, какие
виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать. Формирование рефлексивных умений на этом этапе можно начать с более легких
приемов – «Полянка», «Украсим торт», «Графическая рефлексия» – и затем перейти
к более сложным: «Аргумент», «Точка зрения», «Пятистишие», «Разговор на
бумаге», «Карта активности» и др.
Умение оценить результаты учебной деятельности и определить, насколько они
зависят от её содержания, позволяет научить школьника планировать свою
дальнейшую деятельность, выстраивать программу саморазвития и становится
залогом успеха.
Рефлексия учебной деятельности дает возможность осмысления способов и
приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид
рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите
проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность
оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, прием
«лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи
(проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья
кость».
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных
учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка»,
«Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому
себе», «Лист достижений».
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали, как
работали на уроке. Каждый оценивает свой вклад в достижение выставленных в
начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлечённость и
полезность выбранных форм урока. Ученики по очереди высказываются одним
предложением, выбирая начало фразы: было интересно …, было сложно .., я смог …,
меня удивило …
Для подведения итогов урока можно использовать упражнение «Плюсминус
интересно». Ученикам предлагается таблица, в которой необходимо ответить на
вопросы, используя «плюсминус»:
Понравилась вам такая форма работы?
Довольны вы результатом своей работы?
Насколько урок оказался полезным?
В конце урока можно предложить ученикам небольшую анкету, которая
поможет осуществить самоанализ, дать оценку уроку.
Например:
I Проанализируйте результаты вашей работы на уроке:
1. Я понял цели урока:
А) да; б) нет; в) частично. 2. Что было сложным на уроке?
А) составлять таблицу; б) найти нужный термин; в) другой ответ.
3. В каком задании допустили наибольшее количество ошибок?
А) анализ текста; б) составление таблицы.
II. Вы довольны своей работой на уроке?
А)да; б) нет.
III. Если довольны, то почему?
Если недовольны своей работой, то возможно:
1. Вы волновались. Почему?
2. Не хватило знаний по темам, которые изучали на предыдущих уроках.
3. Плохое самочувствие.
4. Не понял объяснений учителя.
5. Мешали одноклассники.
Для оценивания учениками своей деятельности и качества своей работы на
уроке можно предложить условно отметить свои ответы:
! – интересно и понятно;
? – нужно задуматься над своими поступками и поведением;
!! – доволен своей работой.
Можно использовать условные обозначения в виде геометрических фигур:
Зачёркнутый крестиком квадрат – «отлично»;
Квадрат – «хорошо»;
Круг – «плохо»;
Треугольник – «совсем плохо»
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников
работать в разных направлениях: индивидуально, в группах, коллективно. Чтобы
показать ученикам, как они работали в группе, анализируется не только результат, а
и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
1. Как взаимоотношения в ходе работы влияли на выполнение задания?
2. Какой стиль взаимоотношений преобладал в работе?
3. Сохранилась ли общность группы в ходе работы?
4. Кто или что играло решающую роль в том, что произошло в группе?
Таким образом, рефлексивнооценочная деятельность на уроке позволяет:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную
деятельность на уроке; установить затруднения как направления будущей учебной
деятельности. Позволяет педагогу проводить анализ и оценку деятельности
учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в организации
эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих
учащихся в активную деятельность.
Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".
Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".
Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".
Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".
Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".
Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".
Доклад на тему "Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.