Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»
Оценка 4.9

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
математика
Взрослым
10.12.2018
Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»
В данной разработке представлен доклад на актуальнейшую на современном этапе развития мира тему, как правильно (с помощью каких методических правильных педагогических средств) развивать счетную деятельность у старших дошкольников, чтобы подготовит к учебной деятельности их в школе, чтобы наши дети были успешные в школе.
доклад ФЭМП, Вилачева.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж» Доклад   на   тему:  «Счетная   деятельность,   как   средство   формирования   элементарных математических представлений у детей 5­6 лет» Работу выполнила: Вилачева Мария,  Студентка 3 ДО группы Руководитель: Шаркова Е.В. Камышлов, 2018 Содержание: I  . Объектная область: 1.1 Определение ФЭМП, счет и счетная деятельность 1.2. Целевые ориентиры и планируемый результат из ОП ОП «От рождения до школы» 1.3. Актуальность темы  1.4. Ученые о счетной деятельности 1.5.   Обучение   счету   и   счетной   деятельности   в   детском   саду   у   детей   старшего дошкольного возраста 1.6. Формирование у дошкольников 5 – 6 лет понятия «счетная деятельность» II   . Предметная область: 2.1.  Дидактическая игра как средство формирования счетной деятельности у детей 5 – 6 лет.  Серия дидактических игр, направленных на развитие счетной деятельности детей старшего дошкольного возраста. 2.2. Диагностирование знаний по ФЭМП в старшей группе на тему «Счет».  Методика обследования. Заключение Список литературы I  . Объектная область: 1.1 Определение ФЭМП, счет и счетная деятельность      Формирование   элементарных   математических   представлений    ­   это целенаправленный   и   организованный   процесс   передачи   и   усвоения   знаний,   приемов, способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.   количественном сравнении конечных множеств.          Счетная деятельность  ­ деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметом и числительными.  Счет  ­   это   первая   и   основная   математическая   деятельность,   основанная   на       1.2. Целевые ориентиры и планируемый результат из ОП ОП «От рождения до школы» Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в      Из ОП ОП «О рождения до школы» дети должны знать и уметь:   пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).   Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств;   получать   равенство   из   неравенства   (неравенство   из   равенства),   добавляя   к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).   Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и задан­ ному числу (в пределах 10).   Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).    «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.  Продолжать   формировать   представление   о   равенстве:   определять   равное количество   в  группах,  состоящих  из  разных  предметов;  правильно  обобщать  числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин — всех игрушек поровну — по 5).   Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния   между   предметами,   формы,   их   расположения,   а   также   направления   счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).   конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.  Познакомить с цифрами от 0 до 9.  Познакомить   с   порядковым   счетом   в   пределах   10,   учить   различать   вопросы Познакомить   с   количественным   составом   числа   из   единиц   в   пределах   5   на  Планируемый   результат:  считают   в   пределах   10,  образуют   каждое   число   в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивают рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; понимают отношение рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывают предметы из большого количества по образцу и заданному   числу   (в   пределах   10).   Умеют   считать   в   прямом   и   обратном   порядке   (в пределах 10). Считают предметы на ощупь, считают и воспроизводят количество звуков, движений   по   образцу   и   заданному   числу   (в   пределах   10).   Имеют   представление   о равенстве. 1.3. Актуальность темы         Данная   тема   является   на   сегодняшний   день   довольно   актуальной,   так   как формирование счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является для многих воспитателей трудным разделом в работе, требующей большой настойчивости, четкой системы и последовательности.  В  старшем   дошкольном  возрасте  происходит  интенсивное   развитие  интеллектуальных, моральных, волевых и эмоциональных сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется   появлением   новых   навыков   и   потребностей:   расширение   знаний   о предметах   и   явлениях,   что   ребенок   не   наблюдается   непосредственно.   Дети заинтересованы в соединениях между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в этих отношениях во многом определяет ее развитие.  В старшей группе у детей, происходят изменения психологического положения: они впервые начинают чувствовать себя самым старшим среди других детей в детском саду. Наставник помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает детям чувство "зрелости" и на этой основе дает им желание встретиться новые, более сложные задачи знаний, общения и действия. Работа по развитию счетной деятельности у старших дошкольников является особенно трудоемкая и важная работа, которая требует большого внимания, так как является основой для дальнейшего обучения в школе. 1.4. Ученые о счетной деятельности         Выдающиеся   мыслители   прошлого   (Я.А.   Коменский,   И.Г.   Песталоцци,   К.   Д. Ушинский, Л.Н. Толстой), видные деятели в области дошкольного воспитания за рубежом (Ф. Фребель, М. Монтессори, В.А. Лай) и в России (Е.И. Тихеева, А.М Леушина, Л.С. Метлина,   А.   Белошистая,   Т.И.   Ерофеева   и   др.)   успешно   совмещали   и   совмещают непосредственную  работу  с  детьми  с    теоретическим  пониманием  ормирования  счтной деятельности  детей старшего дошкольного возраста.     Навыки счета являются необходимым критерием математического развития детей в дошкольном детстве. Ученые педагоги, такие как Л.С. Метлина, Т.И. Ерофеева, Е.В. Соловьева,  Л.А. Венгер и многие   другие,   занимались   практическим   решением   проблемы   формирования   счетной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.     Огромное   значение   в   формировании   счётной   деятельности   у   детей   старшего дошкольного возраста играет внедрение мультимедийных технологий в процесс обучения дошкольников.   Интеграцией   мультимедийных   технологий   в   дошкольное   образование занимались   такие   педагоги   как   Е.В.   Зворыгина,   Л.А.   Леонова,   С.Л.   Новосёлова,   Е.И. Щербакова и другие. 1.5. Обучение счету и счетной деятельности в детском саду у детей старшего дошкольного возраста Современные дети рано знакомятся с числами и получают огромное удовольствие от ритмического счета: раз­два­три­четыре­пять. Но… довольно часто это умение считать лишь внешнее, а сам счет механический. практическое   установление   поэлементного   соответствия, Как   помочь   ребенку   научиться   считать   осмысленно,   в   каких   математических   играх хорошо развиваются первые счетные умения? До трех лет совершенно не обязательно знакомить малыша с числами и цифрами. Гораздо важнее   развивать   ощущение   количества   (чувство   величины,   цвета,   формы   и   прочие математические понятия), и тем самым подвести к восприятию абстрактного числа. Вот   почему   полезнее   не   заучивать   числа   назубок,   а   в   самых   обычных   жизненных ситуациях действовать со знакомыми предметами, узнавая: чего много, а чего мало или по одному, чего больше, а чего меньше или столько же. В   математике   важным   является   не   качество   предметов,   а   их   количество.   Операции собственно с числами пока трудны и не совсем понятны малышу. Тем не менее, вы можете учить ребенка счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом». Например, по пути в детский сад вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы. В   период   дочислового   обучения   детей   математическим   представлениям   формируется чувственная   основа   дальнейшего   овладения   счетом:   расчлененное   восприятие совокупности,   общая количественная   оценка,   что   стимулирует   потребность   в   определении   некоторого количества   предметов   конкретным   числом.   Многие   дети   еще   до   систематического обучения счету пользуются числами при определении небольших совокупностей. Наибольшую сложность для детей представляет достижение результата счета, т.е. итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один, два,   столько   же,   ровно,   больше,   чем…   ускоряет   процесс   осмысления   детьми   знания итогового числа при счете. В   ходе   освоения   счета   у   детей   возникают   трудности   в   согласовании   числительных   с существительным в роде, числе, падеже (в процессе счета, при подведении итога). Эти ошибки   закономерны.   Исправлению   их   способствует   использование   педагогом   таких приемов,   как   пояснение,   правильный   подбор   наглядного   материала,   постоянное варьирование его на одном и том же занятии, внимание и контроль счетной деятельности детей.   В   случае   ошибки   полезно   предложить   ребенку   назвать   один   из   перечисленных предметов и выбрать нужное слово; один, одна или одно, а также подумать, как он скажет о двух предметах: два или две. К шести годам у детей, как правило, уже складываются счетные навыки. Упражняясь в счете,   дошкольники   должны   понимать,   что   на   результат   оказывают   влияние   любые неточности и ошибки. Вот   почему   надо   стремиться   не   пропустить   предмет   и   не   сосчитать   один   предмет несколько раз, запоминать, с какого предмета начинался пересчет, согласовывать слова­ числительные с существительными при пересчете. Дети   усваивают   последовательность   в   назывании   числительных,   достаточно   точно соотносят числительное с каждым предметом группы (элементом множества), усваивают значение  итогового   числа.   В  процессе  дальнейшего   обучения  продолжается   работа  над развитием счетных навыков. Таким  образом, в результате развития  счетной  деятельности  дети начинают  понимать количественное значение числа (число служит показателем количества) и осознавать, что оно   не   зависит   от   пространственно­качественных   особенностей   множества   (групп предметов). 1.6. Формирование у дошкольников 5 – 6 лет понятия «счетная деятельность» Счет ­ это деятельность с конечными множествами.  Счет включает в себя структурные компоненты: ∙ цель (выразить количество предметов числом),  ∙ средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности),  ∙   результат   (итоговое   число):   сложность   представляется   для   детей   в   достижении результата   счета,   то   есть   итог,   обобщение.   Выработка   умения   отвечать   на   вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете. Представление о числах, их   последовательности,   отношениях,   месте   в   натуральном   ряду   формируется   у   детей дошкольного возраста под влиянием счета ­ длительного и сложного процесса. Истоки счетной   деятельности   усматриваются   в   манипуляциях   детей   раннего   возраста   с предметами.  Счет как деятельность формируется поэтапно:  этап ­ 1,5­2 года.  Детей  привлекают  разнородные  виды  множественности:  предметов, звуков, движений. Все движения с предметами сопровождаются повторением одного и того же слова: «вот», «вот» ...,«вот».., или «еще...», «еще...», или «на ... на ...на». Важно, что   каждое   слово   соотносится   с   одним   предметом   или   с   одним   движением.   Слово помогает   выделять   элементы   из   множественности   однородных   предметов,   движений, более   четко   обособлять   один   элемент   от   другого.   Этот   прием   ребенок   использует стихийно, он служит известной подготовкой ребенка к счетной деятельности в будущем.  этап ­ 2­3 года. Появляется интерес к сравнению множеств (наложение, приложение). Все эти факты свидетельствуют о стремлении детей определить численность той или иной совокупности или размеров предметов ­ больше, меньше, поровну. Это первые попытки познать число путем сравнения.  этап ­ 4 года. В развитие счетной деятельности при сопоставлении элементов множеств начинает   включаться   последовательное   название   слов   ­   числительных.   Дети   через обучение осваивают операции счета до пяти, соотносят числительные с предметами. В это время   дети   часто   допускают   ошибки   пропускают   элементы   множеств   или   наоборот, соотносят   одно   числительное   с   несколькими   объектами,   и   как   правило,   не   умеют обобщать все перечисленное множество.  этап ­ 5 лет.  Дети уже четко усваивают последовательность в названии числительных, более точно соотносят числительное с каждым элементом множества, осваивают закон натурального   ряда   чисел   п   +,   ­   1,   т.е.   усваивают   взаимообратные   отношения   между смежными числами.  этап ­ 6­7 лет.  Дети осваивают счет с различным основанием единицы, считают уже не отдельные предметы, а группы, состоящие из нескольких предметов. Дети усваивают, что единицей счета может быть целая группа, а не только отдельный предмет.  этап ­ школа, развитие счетной деятельности в первом классе. Процесс счета состоит из   двух   компонентов:   двигательного   и   речевого.   Двигательный   компонент:   ребенок передвигает предметы; прикасается к ним; указывает предметы на расстоянии; выделяет каждый предмет лишь глазами.  Речевой компонент:      Обучение количественному счету должно помочь детям понять цель счета и овладеть средствами   (правилами   счета).   Постепенно   детей   обучают   порядковому   счету.   Чтобы дети   усвоили   закономерность   образования   чисел,   добавляется   окончание   к количественному числительному пять ­ пятый.  громко произносит слова числительные вслух в процессе счетной деятельности;  считает шепотом;  считает, лишь шевеля губами; считает про себя. Наглядный   материал   берется   такой,   где   каждая   единица   чем­то   выделена. Детей следует научить различать вопросы: «Сколько?», «Какой?», «Который?» ­ и правильно отвечать на них.   Обучение детей приему счета предметов идет в следующей последовательности:   отсчет по образцу;   отсчет по названному числу;   на основе счета установление равенства (неравенства) групп предметов в ситуации, когда предметы расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.  Из   теории   арифметики   известно,   что  счет  ­   это   установление   взаимно   однозначного соответствия элементов между двумя сравниваемыми множествами.  Программа   старшей   группы  направлена   на   расширение,   углубление   и   обобщение   у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета.   Детей   учат   считать   в   пределах   10,   продолжают   знакомить   с   цифрами   первого десятка.   На   основе   действий   с   множествами   и   измерения   с   помощью   условной   меры продолжается формирование представлений о числах до десяти. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 дается по методике, используемой в средней группе, на основе сравнения двух групп предметов путем попарного соотнесения элементов одной группы с элементами другой детям показывают принцип образования числа.  Например, на счетной линейке раскладываются две группы предметов в ряд: на верхней полоске пять ромашек, на нижней ­ пять васильков. Сравнивая эти две группы предметов, дети убеждаются, что их поровну. Затем им предлагают пересчитать предметы на верхней и нижней полосках. Добавляется еще одна ромашка. Дети выясняют, что ромашек стало больше, а васильков меньше. Воспитатель обращает внимание на то, что образовалось новое число ­ шесть. Оно больше пяти. Число шесть получилось, когда к пяти добавили один. На основе этих знаний и умений у детей развивают глазомер. В ходе упражнений по количественному сравнению групп предметов педагог показывает детям разные способы обозначения   какого­либо   количества.   Для   этого   справа   от   группы   предметов выкладывают   такое   же   количество   палочек,   вывешивают   счетную   карточку,   числовую фигуру и т. д. затем показывается графический способ обозначения числа ­ цифра. В дальнейшем   необходимо   предоставить   детям   возможность   выбрать   нужную   цифру, воспроизвести,   нарисовать   количество   предметов,   указанное   цифрой.   Параллельно   с показом   образования   числа   детей   продолжают   знакомить   с   цифрами.   Соотнося определенную   цифру   с   числом,   образованным   тем   или   иным   количеством   предметов, воспитатель   рассматривает   изображенные   цифры,   анализируя   его,   сопоставляет   с   уже знакомыми цифрами, дети производят образные сравнения (единица, как солдатик, восемь похожа на снеговика и т. д.).  Особого внимания заслуживает число 10, так как оно записывается двумя цифрами: 0 и 1.   Поэтому,   прежде   необходимо   познакомить   детей   с   нулем.   Понятие   о   нуле   дети получают,   выполняя   задание   отсчитывать   предметы   по   одному.   Например,   у   детей   9 игрушек,   они   по   одной   убирают   и   пересчитывают,   остается   8,   7,   6,   5,   4,   3,   2,   1. Воспитатель просит убрать и последнюю игрушку. Объясняет детям, что не осталось ни одной игрушки. Или по­другому как говорят математики ноль игрушек. Ноль игрушек обозначается цифрой 0. Воспитатель предлагает отыскать место нуля в числовом ряду. Дети самостоятельно или с помощью педагога решают, что ноль должен стоять перед единицей, так как он меньше единицы на один. Возвращаем игрушки по одной пока не получится   опять   9.   Воспитатель   добавляет   еще   одну   игрушку,   получает   число10   и показывает, что оно записывается двумя цифрами: 0 и 1. В течение всего учебного года дети упражняются в счете в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают   из   большего   количества   предметов   меньшее,   отсчитывают   предметы   по заданному   числу,   по   цифре,   по   образцу.   Образец   может   быть   дан   в   виде   числовой карточки   с   определенным   количеством   игрушек,   предметов,   геометрических   фигур,   в виде   звуков,   движений.   При   выполнении   этих   упражнений   важно   научить   детей внимательно слушать задания воспитателя, запоминать их, а затем выполнять. Важной   задачей   в   старшей   группе  остается   установление   связей   между   смежными числами, понимание их отношений в пределах 10. Какое число следует за каким, какое из смежных чисел больше или меньше и как их сделать равными. Для этого все изучаемые детьми числа сравниваются на конкретном материале. Например, два мяча меньше, чем три квадрата. Знания закрепляются на разных группах предметах, чтобы дети убедились в постоянстве отношений между числами.  Продолжая работу, начатую в средней группе, педагог должен уточнить представления детей о том, что число не зависит от величины предметов, от расстояния между ними, от направления счета. Решение этой программной задачи позволит сформировать у детей представление   об   отвлеченности   числа,   покажет   независимость   числа   от   направления счета. Детей необходимо учить считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении, при этом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды. Детей учат различать порядковый и количественный счет. Считая предметы по порядку, необходимо условиться с какой стороны надо считать. Так как именно от этого зависит результат счета. Например,  если   дети   пересчитывают   10   игрушек   слева   направо,   то   матрешка   будет третья,   а   если   считать   справа   налево,   то   матрешка   будет   восьмая.   Порядковый   счет используется   при   определении   того,   которым,   каким   по   счету   стоит   предмет.   Детей знакомят с количественным составом числа из единиц в пределах 10, например, число 3: «Одна   кукла,   да   еще   одна   матрешка,   да   еще   одна   рыбка.   Всего   три   предмета». Обязательно на занятиях следует использовать разнообразный наглядный материал. На протяжении всего учебного года повторяется эта задача.  В старшей группе у детей формируется понятия о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько частей: на две, на четыре. Например, яблоко. Здесь обязательно нужно   обратить   внимание   детей   на   то,   что   части   меньше   целого,   показать   это   на наглядном примере. Начинать деление предметов на равные части путем сгибания листа бумаги пополам (на 2 части), еще раз пополам (на 4 части). Когда ребята хорошо усвоят деление   предметов   путем   сгибания,   используются   другие   приемы:   разрезание   ножом, ножницами разрывание. или     2.1. Дидактическая игра как средство формирования счетной деятельности II   . Предметная область у детей 5 – 6 лет Дидактические   игры  ­   это   разновидность   игр   с   правилами,   специально   создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактических   игры   не   случайно   заняли   прочное   место   среди   методов   обучения   и  Основная   особенность   дидактических   игр   определена   их воспитания   детей. названием:   это   игры   обучающие.   В   процессе   игр   дети   учатся   решать   познавательные задачи.   Любая   дидактическая   игра   ставит   своей   целью   обогатить   чувственный   опыт ребенка,   Отличительной   особенностью   развить   его   умственные   способности. дидактических   игр   является   возможность   обучать   детей   посредством   активной   и интересной для них де ятельности. Основные   требования   к   планированию   дидактических   игр:  выбирая   игру,   педагог должен   учитывать   и   содержание   и   степень   сложности   и   новизны   для   детей.   Учет возрастных   возможностей   требует   более   широкого   использования   в   младшем   возрасте дидактических   игр   с   игрушками   и   предметами   для   развития   у   детей   сенсорных   и умственных способностей; в старшем возрасте увеличивается значение настольно­печатных и словесных игр. Чтобы избежать однообразия, в плане указывают изменения, которые вносятся в различные варианты одной и той же игры. В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития, поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться при   выборе   задания,   постановке   вопроса   с   индивидуальными   особенностями   каждого ребенка. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает   преодолеть   ему   застенчивость,   ободряет   его,   хвалит   за   малейшую   удачу, старается его чаще вызывать, чтобы выступать перед коллективом. Д.В. Менджерицкая выделила следующие требования к дидактическим играм (13, 118):  Каждая   дидактическая   игра   должна   давать   упражнения,   полезные   для   умственного развития детей и их воспитания.  В   дидактической   игре   обязательно   наличие   увлекательной   задачи,   решение   которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и ко всякой другой, относятся слова А.С. Макаренко: "Игра без усилий, игра без активной деятельности ­ всегда плохая игра".  Дидактизм в игре  должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.  Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.   Как   долго   может   интересовать   ребенка   игра,   если   ее   правила   и   содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Какое   же   значение   имеет   игра?  В   процессе   игры   у   детей   вырабатывается   привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных   ситуациях,   пополняют   запас   представлений,   понятий,   развивают   фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В   игре   ребенок   приобретает   новые   знания,   умения,   навыки.   Игры,   способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность,   которая   выполняется   ради   самой   себя,   посторонних   целей   и   задач   не преследует. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба,   игра   для   них   –   труд,   игра   для   них   ­   серьезная   форма   воспитания.   Игра   для дошкольников   –   способ   познания   окружающего   мира.   Игра   будет   являться   средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель ­ в самой игре, то для взрослого, организующего игру,   есть   и   другая   цель   ­  развитие   детей,   усвоение   ими   определенных   знаний, формирование   умений,   выработка   тех   или   иных   качеств   личности.  В   этом,   между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания:  с одной стороны  ­ отсутствие цели в игре, а с  другой ­ игра  есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения   этого   противоречия   и   определяет   воспитательную   ценность   игры:   если достижение   дидактической   цели   будет   осуществлено   в   игре   как   деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной. Игра   ценна   только   в   том   случае,   когда   она   содействует   лучшему   пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний  Дидактические   игры   и   игровые   упражнения  стимулируют   общение, учащихся. поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем,   ребенком   и   педагогом   начинают   носить   более   непринуждённый   и эмоциональный характер. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой   игровой   роли.   Смысл   игровых   действий   должен   совпадать   со   смыслом   и содержанием   поведения   в   реальных   ситуациях   с   тем,   чтобы   основной   смысл   игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми   в   обществе   нормами   нравственности,   основанными   на   гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших. Таким образом, дидактическая игра ­ это целенаправленная творческая деятельность, в процессе   которой   обучаемые   глубже   и   ярче   постигают   явления   окружающей действительности и познают мир. «Подбери игрушку» Цель: упражнять   в   счете   предметов   по   названному   числу   и   запоминании   его   учить находить равное количество игрушек. Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли   выполнено   задание,   а   для   этого   сосчитать   игрушки,   например:   «Сережа,   принеси   3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате   на   одном   столе   оказывается   2   игрушки,   на   втором­3,   на   третьем­4,   на четвертом­5.   Затем   детям   предлагается   отсчитать   определенное   число   игрушек   и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание. «Назови и сосчитай» Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число. Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2­3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1­3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться,   количество   ударов   увеличивается.   Далее,   предлагается   воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2­5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек «Собери фигуру» Цель: учить вести счет предметов, образующих какую­либо фигуру. Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз   пересчитывают   палочки.   Выясняют,   сколько   палочек   пошло   на   каждую   фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по­разному, но их поровну ­ по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой. «Посчитай птичек» Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7. Содержание. Педагог   выставляет   на   наборном   полотне   в   один   ряд   2   группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда,   одну   под   другой.   Выясняет,   что   птиц   поровну,   по   5.   В.   добавляет   синичку   и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по  6. (Подчеркивает, если  одну птицу  убрать, то  тоже  станет  поровну по  5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет   по   1   птичке   в   каждом   ряду   и   предлагает   всем   детям   сосчитать   птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7. «Прогулка в сад» Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8. Материал. Наборное   полотно,   цветные   изображения   8   больших,   8   маленьких   яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета. Содержание. На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются   цветные   изображения   6   больших   яблок,   7   маленьких   яблок.   В.   задает вопросы:   «Что   можно   сказать   о   величине   яблок?   Каких   яблок   больше   (меньше)?   Как проверить?»   Один   ребенок   считает   большие.   Другой   маленькие   яблоки.   Что   нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6. Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. ­ По 7. Далее педагог показывает   детям   способ   образования   числа   8,   используя   те   же   приемы,   что   и   при образовании числа 6 и 7. 2.2. Диагностирование знаний по ФЭМП в старшей группе на тему «Счет» Методика обследования. Количество и счет. Методика обследования. 1. Счет до 10 (прямой), Обратный счет от 10 до 1. 2. Сравнение двух групп предметов, разной величины расположенных в ряд, по кругу; в ответах использовать слова больше, меньше, поровну. Уметь отсчитывать количество на одну единицу больше, меньше. 3.   Д/   упр.   «Назови   пропущенное   число».   В   некотором   промежутке   чисел,   который   я называю, пропускается число, которое ребенок должен назвать. Материал для обследования: дидактический материал в картинках. Заключение     Работа по формированию счетной деятельности у дошкольников  старшей групп  проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания. Основы  всестороннего развития личности ребенка закладываются впервые годы его жизни, в  дошкольном детстве. Психолого­педагогические исследования, проводимые  неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные  формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и  обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их  взаимозависимостей. Математика   представляет   собой   сложную   науку,   которая   может   вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. Навыки   счета   являются   необходимым   критерием   математического   развития   детей   в дошкольном детстве. Проблемой   формирования   навыков   счета   у   детей   старшего   дошкольного   возраста занимались многие ученые педагоги и методисты, такие как Л.С. Метлина, Т.И. Ерофеева, Е.В. Соловьева, Л.А. Венгер и многие другие. Комплекс   задач,   направленных   на   формирование   у   ребенка   элементарными математическими   представлениями   включает   в   себя   обучение   детей   счету,   развитие представлений   о   количестве   и   числе   в   пределах   первого   десятка,   формирование геометрических, пространственных и временных представлений и множество других, не менее значимых для ребенка знаний и умений. Задача, стоящая перед воспитателями в процессе обучения детей счету, весьма серьезна. Важно не просто научить ребенка правильно пересчитывать предметы и узнавать цифры, а дать ему понимание того, что такое число, для чего оно нужно, какая сторона вещей за ним «спрятались». И родители, и педагоги знают, что математика ­ это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное ­ это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Исходя   из   опыта   работы   в   дошкольном   учреждении,   нужно   подчеркнуть,   что формирование навыков счета должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста.     В каждой программе по обучению и воспитанию в детском саду определены задачи по формированию   у   детей   количественных   представлений.   Работа   должна   проходить   в системе,  последовательно, учитывая  возрастные особенности детей. Основной формой реализации   программных   требований   являются   занятия   в   детском   саду.   Также   для закрепления знаний и усовершенствования навыков и умений, полученных на занятиях по счету, необходимо включать упражнения по развитию количественных представлений в различные виды деятельности.     Анализируя   вышесказанное,   можно   сделать   вывод,   что   если   планомерно   и систематически использовать дидактическую игру, то это приведёт к более успешному формированию математических представлений у детей.      Подводя итог исследованию, можно заключить, что мы реализовали его задачи, т.е. изучили   литературу   по   данной   тематике,   определили   уровень   развития   счетной деятельности у детей, подобрали и провели игры и занятие в соответствии с уровнем развития   счетной   деятельности   детей   экспериментальной   группы,   определили эффективность   использования   дидактических   игр   в   работе   с   детьми,   а   также дидактической   игры   в   целом   как   средства   развития   счетной   деятельности   у   детей дошкольного возраста..         Мы   считаем,   что,   несмотря   на   дидактическую   направленность,   обучающие   игры остаются играми, детей увлекает игровое действие. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры. Дидактическая игра, на наш взгляд, выполняет две основные функции. Первая функция заключается в том, что в процессе игр совершенствуются и закрепляются знания, которые были усвоены детьми в процессе обучения на занятиях. Вторая   функция   состоит   в   том,   что   дети   в   игровой   форме   усваивают   новые   знания. Усвоение   детьми   новых,   более   сложных   знаний   требует   специальной   организации способов познавательной деятельности. На наш взгляд, сам материал дидактической игры, от   которого   зависит   развёртывание   игрового   действия,   может   быть   разработан   таким образом,   что   он   направит   ребёнка   на   овладение   новыми   способами   познавательной деятельности.         Работа   по   развитию   счетной   деятельности   у   дошкольников   является   особенно трудоемкой   и   требует   большого   внимания.   Она   является   основой   для   дальнейшего обучения в школе.       Мы   рекомендуем   применять   дидактические   игры   в   воспитательно­образовательной работе с детьми как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям, потому что в обучении детей должны принимать участие и дошкольное учреждение, и семья.         Результаты   окажутся   успешными   в   том   случае,   если   взрослые   будут   соблюдать принципы   организации   игр,   учитывать   особенности   методики   педагогического руководства ими и творчески относиться к процессу обучения детей математике. Список литературы:       на  ­  na   ­  temu      ­  femp   материалы  .  ru   /  diagnosticheskie  ­  materiali   Диагностические    ://   infourok тему    ­3065851.   «ФЭМП».  URL:  html  (дата   обращения: Удальцова   Е.И.  Дидактические  игры  в  воспитании   и  обучении  дошкольников.  ­ ОП ОП «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Леушина   A.M.   Формирование   элементарных   математических   представлений   у 1. https   27.11.2018) 2. детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. ­ 368 с. 3. М. А. Васильевой 4. Минск.: Нар. асвета, 1963. – 128 с. 5. 6. http  7. Мирзоян   Е.Г.:   ДИДАКТИЧЕСКАЯ   ИГРА   КАК   СРЕДСТВО   РАЗВИТИЯ СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА URL: https://multiurok.ru/files/didaktichieskaia­igra­kak­sriedstvo­razvitiia­schietnoi­dieiatiel­nosti­ dietiei­starshiego­doshkol­nogo­vozrasta.html (дата обращения: 27.11.2018) Усвоение   счетной   деятельности   детей   старшего   дошкольного   возраста  URL: 8. https://studbooks.net/1834300/pedagogika/usvoenie_schetnoy_deyatelnosti_detey_starshego_d oshkolnogo_vozrasta (дата обращения: 27.11.2018) Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Гардарики, 1976. – 96 с. Формирование   счетной   деятельности   у   детей   дошкольного   возраста.  ://   refleader  .  ru   /  jgeqasujgujgaty  .  html (дата обращения: 27.11.2018)      URL: Обучение   счету   детей   старшего   дошкольного   возраста 9. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00324789_0.html (дата обращения: 27.11.2018) 10. Характеристика   этапов   развития   счетной   деятельности   у   дошкольников; формирование   у   детей   математических   представлений.   Сравнительный   анализ   задач альтернативных программ по разделам Количество и счёт, методика обучения счёту в средней, старшей группах. URL: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=­19474 (дата обращения: 27.11.2018)  URL   :

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»

Доклад на тему: «Счетная деятельность, как средство формирования элементарных математических представлений у детей 5-6 лет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018