ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ».
Оценка 5

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ».

Оценка 5
Особые потребности
docx
математика +1
Взрослым
27.11.2018
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ».
В материале показаны основные подходы при обучении одаренных детей в школе развития "Академическая одаренность". Если дети обладают определенными отличительными особенностями в развитии личности, характера, способа восприятия информиции, то и подход в обучении должен быть особенным. В статье описаны принципы организации содержания обучения для одаренных школьников. Важно правильно составить программу обучения, используя индивидуальные траектории детей.
Статья школа развития Сахарова Н.В..docx
Н.В.Сахарова МБОУ СОШ №19, г. Муром ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ». Создание школы развития «Академическая одаренность» ­ закономерный отклик   системы   образования   города   Муром     на   социальный   заказ, обусловленный   особенностями   изменений,   происходящими   в   современном обществе.  Остро  проблема   развития  детей  с  высокими  интеллектуальными   и творческими   способностями   проявляется   в   школе,   так   как   запросы   и возможности   одаренных детей отличаются от тех, на которые ориентировано обучение в общеобразовательной школе. Понятие   «одаренный»   происходит   от   слова   «дар»   и   означает   особо благоприятные внутренние предпосылки для развития.   В   «Рабочей   концепции   одаренности»   (под   ред.   Д.Б.Богоявленской   и В.Д.Шадрикова)     авторы   отмечают,   что    одаренный   ребенок  ­  это   ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде   деятельности.  «Одаренность  – результат   сочетания   трех   характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости», ­Дж.Рензулли, американский психолог. Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства   педагогов.  Российский   психолог   А.И.   Савенков,   занимающийся проблемой   детской   одарённости   в   сфере   исследовательской   деятельности, предлагает диагностическую модель  одарённости, опирающуюся на принципы комплексного   оценивания;  использование   тренинговых   методов;   учёта потенциальных   возможностей   ребенка;   участия   детей   в   оценке   собственной одарённости.   В   выявлении   способностей,   которые   находятся   в   основе одаренности,   должны   участвовать   не   только   педагоги   и   психологи,   но   и родители ребенка.       В  школе  развития  занимаются   школьники  в  возрасте  11­12 лет, имеющие индивидуально   психологические   особенности:   высокий   уровень   мотивации   к изучению   математики,   относительно   быстрое,   легкое   овладение   знаниями, умениями и навыками в области предмета. Учащиеся       быстро понимают и прочно запоминают  объяснение учителя, обладают высокой степенью развития способности   к   обобщению,   анализу   и   синтезу   математического   материала, способностью к выдвижению нестандартных идей и новых способов решений; находчивы и сообразительны, самостоятельность мышления и способов действия – стремление все сделать по­своему,  пониженная утомляемость при занятиях математикой.           Сравнивая   различные   взгляды   на математические   способности, можно выделить несколько    признаков математических способностей : способность к обобщению; логичность и формализованность мышления; гибкость и глубину, систематичность,   рациональность   и   аргументированность   рассуждений; «сильную» память.            Школьники, имеющие академическую одаренность, прежде всего, умеют блестяще   усваивать,  то   есть   учиться.  Особенности   их   познавательной   сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. У этих детей часто проявляется выраженная избирательность  устремлений в относительно узкой области, что создает свои проблемы в школе и семье.          Выделяя наиболее характерные общие особенности, необходимо помнить  о широком спектре индивидуальных различий.               Из  такого   понимания   одаренности,  подразумевающего   потенциальную возможность   достижения   детьми   более   высоких   результатов,   фактически следует, что одаренных детей необходимо учить по­другому, по программам, отличным   от   традиционных,   применяя   методы   обучения,   которые   могут обеспечить раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Если одаренные дети характеризуются   особыми   потребностями,   склонностями,   поведением   и возможностями, отличающимися от других сверстников, то это означает, что при   составлении   программы   следует   учитывать   признаки   одаренности, принципы построения содержания обучения и задачи, которые должны решать обучение   одаренных   детей.   Эти   задачи   не   являются   специфическими   по отношению   к   обучению   детей   с   академической   одаренностью,   а   являются актуальными   для   всех   детей:   создание   условий   для   раскрытия   способностей ребенка,   развитие   системного   мышления,   целостного   миропонимания     и духовно­нравственных   основ   личности.   Принципы   организации   содержания обучения для одаренных школьников можно разбить на группы:  1. Гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов. 2. Изучение широких основополагающих тем и проблем. 3. Междисциплинарный подход к изучению содержания. 4. Интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным   путем   установления   внутренних   взаимосвязей областям   знаний, содержательного характера. 5. Насыщенность содержания обучения. 6. Проблемный характер обучения. Программы для одаренных детей должны:   предоставлять   возможность   для   углубленного   изучения   тем,   выбираемых учащимися;  обеспечивать самостоятельность в учении;  развивать методы и навыки исследовательской  деятельности;  развивать творческое, критическое и абстрактно­логическое мышление;  поощрять и стимулировать выдвижение новых идей;  поощрять создание работ с использованием различных материалов, способов и форм;  способствовать   развитию   самопознания,   осознанию   собственных способностей и пониманию индивидуальных особенностей других людей;  учить   детей   оценивать   результаты   работы   с   помощью   разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими учащимися. Программы обучения можно разделить на три категории (табл. №1)    Таблица №1          ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ Образовательные ускоренное обучение обогащенное обучение Образовательно­ развивающие Развивающие личность  мышление        Ускоренное обучение дает возможность одаренным детям продвигаться в том темпе, который соответствует их индивидуальным возможностям, помогает им избежать скуки. Но при ускоренном обучении может не хватить времени для тщательного обдумывания, творчества, рефлексии.            Обогащенное обучение позволяет ребенку достигнуть высокого уровня компетентности в одной или  нескольких областях научного знания, тем самым позволяет   учесть   яркий,   избирательный   интерес   к   определенным   сторонам действительности,   повышенную   потребность   в   умственной   нагрузке, насыщенность содержания. При всех достоинствах существуют недостатки: у детей с академической одаренностью, легкость в изучении предмета которых может   не   совпадать   с   реальными   склонностями,   развитию   творческих возможностей ребенка специального внимания не уделяется.      К первому виду развивающих программ относятся программы, нацеленные, прежде всего на развитие мыслительных процессов: творческого, критического, логического   мышления,   умения   решать   проблемы.   Они   поощряют   и стимулируют   выдвижение   новых   идей,   развивают   методы   и   навыки исследовательской   работы,   учат   ребят   оценивать   результаты   своей   работы   с помощью различных критериев.      Ко второму виду развивающих программ можно отнести те, которые ставят своей   задачей   развитие   эмоционально­личностной   сферы.   Часто   у   детей, имеющих   академическую   одаренность,   возникают   проблемы   в   эмоционально­ личностном   развитии:   заниженная   самооценка,   тревожность,   неуверенность   в себе. Эти проблемы могут полностью блокировать творческое развитие.        В категорию образовательно­развивающих программ можно отнести такие, которые ставят задачи усвоения знаний и развития творческой личности ребенка как   равноправные.   На   практике   это   осуществляется   за   счет   внедрения различных   методик   обучения,   обеспечивающих   развитие   мышления   и эмоционально­личностной   сферы   ребенка   в   процессе   усвоения   учебного содержания.                   Формированию     и   совершенствованию   логики   мысли,  рассуждений, смекалки   способствует   систематическое   решение   нестандартных,   творческих задач.   Нестандартные   задачи   –   благодатный   материал   для   развития математической   одаренности.   Развивать   математические   способности школьников целесообразно на основе овладения ими эвристическими методами и приемами творческих задач.       Занятия в школе развития «Академическая одаренность» ориентированы на раскрытие   индивидуальности   ребенка,   его   интеллектуального   и   творческого потенциала,   предусматривают   высокий   уровень   мыслительных   процессов   и самостоятельной   работы   в   процессе   обучения,   способствуют   развитию самопознания. Программа предполагает максимальную гибкость содержания и способов обучения, обогащенное содержание повышенного уровня сложности. Библиографический список 1 Крутецкий   В.А.   Психология   математических   способностей   школьников.­ М.:Просвещение ,1968 2 3 4 Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – М, 2003 Родионов М.А., Швычкова И.Н. ­ Работа с одаренными детьми по математике в школе//Известия ПГПУ им. В.Г.Белинского.2011.№24 Савенков   А.И.   Диагностика   детской   одаренности   как   педагогическая проблема //Педагогика. 2000. №10.  Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М., 2000.  5 6 Шумакова   Н.Б.   Обучение   и   развитие   одаренных   детей.­М.:Издательство Московского   психолого­социального   института;   Воронеж:   Издательство   НПО   «МОДЭК», 2004. 7 Юркевич В.С. Одаренный ребенок.­М.: Просвещение, 1996

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ».

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ».

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ».

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ».

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ».

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ».

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ».

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018