Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Оценка 5
Лекции
docx
математика
Взрослым
17.12.2018
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция с разбором задач.
Дисциплина "Математика".
Тема "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность".
Курс 1 (СПО).
Семестр 1.
Предназначена для самостоятельного изучения дисциплины в рамках дистанционного курса "Комбинаторика. Теория вероятности. Статистика" студентами первых курсов колледжей и других учреждений СПО.
Преподаватель: Добрынина Надежда Владимировна.
Образовательное учреждение: ГАПОУ МО ПК "Энергия".
Дистанционный курс по математике для студентов 1 курса
Преподаватель: Добрынина Н.В.
Лекция № 4
Тема: Классическая вероятность. Геометрическая вероятность.
Статистическая вероятность.
Цели лекции:
Ввести определения классической,
геометрической и
статистической вероятности;
Формировать навыки нахождения классической, геометрической
и статистической вероятности.
Если результат опыта сводится к схеме случаев (шансов), то отношение числа
благоприятных случаев данному событию к числу всех случаев называется
вероятностью события.
Р – вероятность.
А – событие.
Р(А) – вероятность события А.
Такое понятие вероятности будем называть классической вероятностью.
Формула классической вероятности имеет вид:
Р(А) =
m
n ,
где m – число благоприятных случаев, а n – число всех случаев.
Рассмотрим задачи:
Задача 1. Найти вероятность выпадения решки при 1 подбрасывании 1
математической монеты.
Решение:
Е – 1 подбрасывание 1 математической монеты.
А – появление решки.
Р(А) = ½ = 0,5. Ответ: 0,5.
Задача 2: найти вероятность появление более 3 очков при одном
подбрасывании 1 игральной кости.
Решение:
Е – 1 подбрасывание 1 игральной кости.
А – появление более 3 очков.
Р(А) = 3/6 = 0,5.
Ответ: 0,5.
Задача 3: найти вероятность появление орла и решки при одном
подбрасывании 2 математических монет.
Решение:
Е – одно подбрасывание 2 математических монет.
А – выпадение орла и решки.
Р(А) = 2/4= 0,5.
Ответ: 0,5.
Если вероятность события А Р(А)=0, то событие А называют невозможным.
Если вероятность события А Р(А)=1, то событие А называют достоверным.
Значение вероятности всегда принадлежит отрезку от 0 до 1.
0≤Р(А)≤1
Пусть произведено n опытов, в которых событие А появилось ровно m раз.
Тогда отношение
m
n называется частотой появления события А и
обозначается Р*(А) =
m
n .
Число, возле которого колеблется частота появления события А при
неограниченном увеличении числа опытов и сохранении тех же условий,
называется статистической вероятностью события А.
Рассмотрим задачу. Задача 4: произведено исследование 100 деталей, среди которых обнаружено
5 бракованных. Какова частота появления бракованной детали?
Решение:
Е – исследование 100 деталей.
А – появление бракованной детали.
Р*(А) = 5/100 = 0,05
Ответ: 0,05.
Отличие от классической вероятности состоит в том, что в статистической
вероятности расчет производится после опыта, а в классической теоретически
перед опытом.
Рассмотрим несколько задач.
5. В урне находится 15 белых, 5 красных и 10 чёрных шаров. Наугад
извлекается 1 шар, найти вероятность того, что он будет: а) белым, б)
красным, в) чёрным.
Решение:
Е – извлечение 1 шара из урны.
А – шар белый.
В – шар красный.
С – шар черный.
Важнейшей предпосылкой для использования классического
определения вероятности является возможность подсчёта общего
количества исходов.
Всего в урне: 15 + 5 + 10 = 30 шаров, и, очевидно, справедливы
следующие факты:
возможно (равно
извлечение любого шара одинаково
этом
возможность исходов),
при
исходы элементарны и образуют полную группу событий (т.е. в
результате испытания обязательно будет извлечён какойто один из
30ти шаров).
Таким образом, общее число исходов: 30. Рассмотрим событие: А – из урны будет извлечён белый шар.
Данному событию благоприятствуют 15 элементарных исходов,
определению:
поэтому
Р(А) = 15/30 = 0,5 вероятность того, то из урны будет извлечён белый
классическому
по
шар.
С другими пунктами аналогично, рассмотрим следующие события:
Событию В благоприятствует 5 элементарных исходов,
событию С – 10 элементарных исходов.
а
Таким образом,
соответствующие вероятности:
Р (В) = 5/30 =
1
6 – из урны будет извлечён красный шар;
Р(С) = 10/30 =
1
3 – из урны будет извлечён чёрный шар.
Ответ: 0,5;
1
6
;1
3
.
6. В магазин поступило 30 холодильников, пять из которых имеют
заводской дефект. Случайным образом выбирают один холодильник.
Какова вероятность того, что он будет без дефекта?
Решение:
Е – выбор одного холодильника.
А – выбранный холодильник без дефекта.
Количество всех исходов в задаче равно 30. Благоприятные исходы
можно найти 30 – 5 = 25. Получим вероятность события А:
Р (А) = 25/30=
5
6
Ответ:
5
6
. 7. Набирая номер телефона, абонент забыл две последние цифры, но
помнит, что одна из них – ноль, а другая – нечётная. Найти
вероятность того, что он наберёт правильный номер.
Решение:
Е – набор номера.
А – номер набран правильно.
Примечание: ноль – это чётное число (делится на 2 без остатка)
Сначала найдём общее количество исходов. По условию, абонент
помнит, что одна из цифр – ноль, а другая цифра – нечётная.
01, 03, 05, 07, 09
10, 30, 50, 70, 90
Подсчитываем их – всего: 10 исходов.
Благоприятствующий исход один: верный номер. По классическому
определению:
Р(А) = 1/10 = 0,1 – вероятность того, что абонент наберёт правильный
номер.
Ответ: 0,1.
8. Абонент забыл пин – код к своей симкарте, однако помнит, что он
содержит три «пятёрки», а одна из цифр – то ли «семёрка», то ли
«восьмёрка». Какова вероятность успешной авторизации с первой
попытки?
Решение:
Е – набор пинкода.
А – пинкод набран верно.
Количество всех исходов равно 8.
5557
5558
5575
5585 5755
5855
7555
8555
Благоприятных исход 1 – верный пинкод.
По классическому определению вероятности имеем:
Р(А) = 1/8 = 0,125.
Ответ: 0,125.
9. Найти вероятность того, что при бросании двух игральных костей в
сумме выпадет:
а) пять очков;
б) не более четырёх очков;
в) от 3х до 9 очков включительно.
Решение:
Е – подбрасывание 2 игральных костей.
А – сумма очков равна 5.
В – сумма очков не более 4.
С – сумма очков от 3 до 9.
Найдём общее количество исходов: 6 способами может выпасть грань
1го кубика и 6 способами может выпасть грань 2го кубика;
по правилу умножения комбинаций, всего: 6*6 = 36 возможных
комбинаций.
может
Иными
составить упорядоченную пару с каждой гранью 2го кубика.
словами, каждая грань
кубика
1го
Например:
– на первом кубике выпало 3 очка, на втором – 5 очков, сумма очков:
3 + 5 = 8;
– на первом кубике выпало 6 очков, на втором – 1 очко, сумма
очков: 6 + 1 = 7; – на обеих костях выпало 2 очка, сумма: 2 + 2 = 4.
Очевидно, что наименьшую сумму даёт пара 1+1 , а наибольшую – две
«шестёрки».
а) Рассмотрим событие: А – при бросании двух игральных костей
выпадет 5 очков. Запишем и подсчитаем количество исходов,
которые благоприятствуют данному событию:
1+4, 4+1, 3+2, 2+3
Итого: 4 благоприятствующих исхода.
По классическому
определению:
Р(А) = 4/36=
1
9 – искомая вероятность.
б) Рассмотрим событие: В – выпадет не более 4х очков. То есть, либо
2, либо 3, либо 4 очка.
1+1, 1+2, 2+1, 2+2, 1+3, 3+1
Итого: 6 благоприятствующих комбинаций. Таким образом, Р(В) =
6/36 =
1
6 – вероятность того, что выпадет не более 4х очков.
в) Рассмотрим событие: С – выпадет от 3х до 9 очков включительно.
Можно исключить выпадение 2, 10, 11, 12 очков.
1+1, 4+6, 6+4, 5+5, 6+5, 5+6, 6+6. Итого: 7 неблагоприятных исходов.
Т.е. благоприятных исходов 36 – 7 = 29. По классическому
определению: Р(С) = 29/36 =
29
36 – вероятность того, что выпадет
от трёх или до 9ти очков.
Ответ:
1
9
,1
6
,
29
36
.
10.Найти вероятность того, что при броске двух игральных костей
произведение очков: а) будет равно семи;
б) окажется не менее 20ти;
в) будет чётным.
Решение:
Е – подбрасывание двух игральных костей.
А – произведение очков равно 7.
В – произведение очков не менее 20.
С – произведение очков четно.
Р(А) = 0
Р(В) = 7/35 = 0,5
Р(С) = 26/30 =
Ответ: 0; 0,5;
13
15
13
15
.
11.В лифт 20этажного дома на первом этаже зашли 3 человека. И
поехали. Найти вероятность того, что:
а) они выйдут на разных этажах;
б) двое выйдут на одном этаже;
в) все выйдут на одном этаже.
Решение:
Е – выход пассажиров из лифта.
А – все выйдут на разных остановках.
В – двое выйдут на одном этаже.
С – все выйдут на 1 этаже.
Вычислим общее количество исходов: 19 способами может выйти из
лифта 1й пассажир и 19 способами – 2й пассажир и 19 способами –
третий пассажир. По правилу умножения комбинаций: 19*19*19=
6859 возможных исходов. То есть, каждый этаж выхода 1го человека может комбинироваться с каждым этажом выхода 2го человека и с
каждым этажом выхода 3го человека.
а) Рассмотрим событие: А – пассажиры выйдут на разных этажах.
исходов:
Вычислим
благоприятствующих
количество
17*18*19 = 5814 способами могут выйти 3 пассажира на разных
этажах. По классическому определению:
Р(А) = 5814/6859= 0,8476….
в) Рассмотрим событие: С – пассажиры выйдут на одном этаже.
Данному событию благоприятствуют 19 исходов и по классическому
определению, соответствующая вероятность: Р(С) = 19/6859=0,0028..
б) Рассмотрим событие: В – два человека выйдут на одном этаже (и,
соответственно, третий – на другом). Благоприятных исходов 6859 –
19 = 6840. В результате, искомая вероятность: Р(В) = 6840/6859 =
0,1496…
Ответ: 0,8476; 0, 1496; 0,0028.
Когда получаются большие дроби, то хорошим тоном будет указать
их приближенные десятичные значения. Обычно округляют до 234х
знаков после запятой. Иногда по причине погрешности округлений может
получиться 0,9999 либо 1,0001, в этом случае одно из приближенных
значений следуют «подогнать» так, чтобы в сумме нарисовалась «чистая»
единица.
Заметим, что число исходов может быть бесконечным, тогда
случайное событие удобнее рассматривать как произвольную точку и
говорить о появлении этой точки в некоторой области.
Если возможность случайного появления точки в некоторой области
не зависит от положения этой области в пространстве, а зависит лишь от
размеров этой области (длина, площадь, объем), то вероятность появления
точки определяется как отношение размера этой области к размеру всей
области , в которой может появиться данная точка. Р(А) =
размерА
размерВ геометрическое определение вероятности.
Рассмотрим примеры.
Задача 12. Абонент ждет телефонного вызова с 2 до 3 часов, то
какова вероятность того, что этот вызов пройдет с 2ч 30мин до 2ч 40мин.?
Решение:
Е – ожидание вызова.
D – вызов произошел в течение 10мин после половины третьего.
Изобразим все исходы испытания в виде отрезка ОА на прямой Ох:
О
С
В
А
Событие D произойдет, если точка (вызов) окажется на отрезке СВ.
Следовательно, Р(D) = СВ
/ОА= 10/60 =
1
6
Ответ:
1
6
Задача 13.
На бесконечную шахматную доску со стороной
квадрата А наудачу бросается монета радиуса r меньше а/2. Найти
вероятности следующих событий: А = «монета попадет целиком внутрь
одного квадрата», В = «монета пересечет не более одной стороны квадрата».
Решение. Пусть (Х, у) — координаты
центра упавшей монеты (рис. 3.3). В
силу бесконечности шахматной доски
можно считать, что элементарные
эксперимента
исходы данного
полностью определяются положением
центра упавшей монеты относительно
вершин квадрата, содержащего этот
центр.
Помещая начало координат в
одну из вершин указанного квадрата можно записать множество элементарных
исходов в виде 0≤х≤а,0≤у≤а .
соответствующее
Множество,
событию А: х ≥r , y ≤a−r , т. е. является квадратом со стороной a – 2r.
Следовательно, S = (a2r)2; Sa2; P(A)=(a2r)2/a2 .
Ответ: (a2r)2/a2 . Список литературы и Интернетресурсов:
1. Новоселов О.В. Комбинаторика и вероятность: учебн. пособие для
слушателей подготовит. курсов / О. В. Новоселов, Л.П. Скиба. СибГАУ,
Красноярск, 2009. – 78 с.
2. Филимонова Л.В., Быкова Е.А. Математика и информатика. Учебное
пособие (для студентов гуманитарных факультетов ВУЗов). – 2е изд.
Дополненное и переработанное – Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001, 110
с.
3. https://egestudy.ru/ru/ege/materialy/matematika/teoriyaveroyatnostejna
egepomatematike/
4. https://www.matburo.ru/tv_book.php
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Лекция по теме "Классическая, геометрическая и статистическая вероятность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.