Математика
Тема: Однозначные числа.
Урок № 29. Число и цифра 7.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цели: планируется, что к концу урока учащиеся будут составлять числовые равенства с числом 7, правильно писать цифру 7.
Задачи:
ü формировать умение считать предметы до 7, определять место числа 7 в числовом ряду, решать примеры и задачи с числом 7.
ü содействовать развитию наблюдательности, зрительной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, математической речи.
ü способствовать воспитанию интереса к предмету, самостоятельности, умению работать в коллективе.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие «Математика, 1 класс, 1 часть» (авторы Г. Л. Муравьёва, М. А. Урбан), ТСО, раздаточный материал, образец написания цифры 7, книги со сказками, необходимые к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
- Долгожданный дан звонок, начинается урок. Посмотрите на своего соседа по парте и подарите улыбку друг другу. Сегодня, ребята, я предлагая вам заглянуть в сказочную страну и попутешествовать со сказочными героями, которых мы видим на экране. «За холмом у реки жили гномы: Пышка и Крошка. Пышка был высокий и толстенький, а Крошка – маленький, умный, на все руки мастер. Пышка хотел быть таким же смышлённым и сообразительным, как Крошка, поэтому всё у него и спрашивал. Однажды он попросил научить его считать до 10…».
- А вы, дети, умеете? Поможем ему?
II. Актуализация знаний и умений учащихся
ü Счёт до 10 и обратно.
ü Назовите число, которое находится между 4 и 6, 2 и 4.
ü Назовите соседей чисел 3 и 5. Сравните эти числа.
ü Назовите все числа, которые меньше 6.
ü Что вы можете сказать про число 6? Как его можно получить?
III. Целемотивационный этап
«...Гномы очень любили ходить к ручейку. Но однажды после сильной бури ручеёк завалило большими камнями...»
- Поможем Пышке и Крошке очистить ручеек от камней? Для этого нужно найти все примеры с ответом 6: 2+4 5+1 6+1 3+3 4+2 5+1
- Почему вы не назвали пример 6+1? (В этом примере ответ равен 7.)
- Число и цифра 7 – это тема нашего сегодняшнего урока. На уроке мы с вами будем считать в пределах 7, определим место числа 7 в числовом ряду, научимся писать цифру 7 в тетрадях, а также будем решать примеры и составлять задачи.
IV. Изучение новой темы
- Давайте еще раз прочитаем пример, который у нас остался (6+1).
- Сколько получилось? (7 )
- Что можно сказать о числе 7? (Число 7 обозначается цифрой 7, однозначное, нечётное, соседи 6 и 8.)
Работа по учебному пособию (с. 58 № 1, № 2).
Вот семерка-кочерга.
У неё одна нога. (Учитель показывает цифру 7.)
- Чего бывает по 7? (7 дней в неделе, 7 цветов радуги.)
- Давайте вспомним сказки, где встречается 7 героев? (Волк и семеро козлят. Белоснежка и семь гномов. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.)
- Я думаю, что очень скоро вы все научитесь хорошо читать и сами прочитаете эти сказки. (Учитель показывает книги со сказками.)
- В русском и белорусском языках есть много пословиц и поговорок, где встречается число 7. Может из вас кто знает? (Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. На седьмом небе от счастья.)
Работа по учебному пособию (с.58 № 3, с.59 № 4).
- Какое интересное число! Давайте поучимся красиво писать его в тетрадях. А для того, чтобы цифры получились красивыми, разомнём свои пальчики.
Физкультминутка.
Письмо цифры 7. (Учитель объясняет написание цифры.)
Письмо в воздухе.
- А теперь попробуем красиво прописать цифру 7 в своих тетрадях. Писать будем через клетку. Задание в рабочей тетраде (с.32 № 1, № 2).
- Пока вы писали цифру 7 и решали примеры, Крошка и Пышка рассказали о ваших успехах своим братьям, которые хотят с вами познакомиться.
- Ребята, давайте зайдём к гномам в гости. А чтобы веселее было идти, потанцуем с вами под музыку.
Физкультминутка (с музыкальным сопровождением).
V. Проверка понимания изученного
- Вот мы оказались в гостях у гномов. Сколько их? (5)
- Изюмка, Том, Тим, Гром, Петя. А где же Крошка и Пышка? Видимо по лесу гуляют.
- Да вот и они. Сколько сейчас стало гномов? Как вы узнали? Давайте составим задачу. (Работа в парах.)
- Весело живут гномы. Не унывают. Задачки решают. Вот одна из них.
У Пышки в кармане конфеты в бумажке.
Он дал по конфете Изюмке и Пете,
И Тиму, и Тому, и Крошке, и Гному.
И сам съел конфетку, а больше и нету.
- Сколько было конфет? (7) А сколько было гномов? (7)
- Что можно сказать о количестве конфет и гномов? (Равное количество.)
- А теперь покажем гномам, как мы умеем составлять задачи. Работа по учебному пособию (с. 59, № 5).
VI. Закрепление изученного
Работа в группах
1 группа. Решить задачи № 2, № 3 [1, с.15].
2 группа. Сравнить неравенства № 4 [2, с.17].
3 группа. Разгадать шифровку [3, с.6].
VII. Обобщение и систематизация изученного
Работа в рабочей тетраде (с.32 № 2).
VIII. Контроль знаний и умений
Самостоятельная работа (разноуровневые задания).
IX. Подведение итогов
- Ребята, вы очень хорошо работали на уроке. Самое время отдохнуть и попрощаться с гномами. Давайте скатимся с ними с математической горы.
- Дружно саночки возьмём и на горку мы пойдём. Эх, ух! Эх, ух! Прям захватывает дух! 1, 2, 3, 4, 5, 6, стоп!
- С какой цифрой мы познакомились сегодня на уроке?
- Расскажите всё, что вы узнали о числе 7?
- Какие задания вам понравились больше?
X. Рефлексия
Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Я понял, что…
- Мне было легко справиться с …
- А теперь я оценю вашу сегодняшнюю работу. На доске буквы, расположите их в том порядке, как показано цифрой под ними. Какое слово получилось? (Молодцы.)
- Спасибо всем за урок.
Литература
1. Михед, Е. Н. Я учусь решать. 1 класс / Е. Н. Михед. – Минск: Аверсев, 2017. – 15 с.: ил. – (Урок в начальной школе).
2. Михед, Е. Н. Я учусь считать. 1 класс / Е. Н. Михед. – Минск: Аверсев, 2013. – 17 с.: ил. – (Урок в начальной школе).
3. Агейчик, Н. Н. Математические шифровки. 1 класс / Н. Н. Агейчик. –Минск: Аверсев, 2015. – 6 с.: ил. – (Учимся играя).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.