Доклад на тему: "Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеурочное время".
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
математика +1
Взрослым
16.12.2018
Доклад был рассмотрен на педагогическом совете. Я думаю, что если использовать на уроках адаптированный краеведческий материал, то повысится динамика индивидуальных образовательных достижений обучающихся. В докладе даны задания, которые можно использовать на уроках математике и русского языка. Материал очень интересен для учителей начальной школы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
«Ты мира не
узнаешь , не зная края своего».
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. И когда
задаёшь школьнику вопрос, связанный с историей Дагестана, то выясняется, что у
него очень скудные знания в этой области. Просто спросите у ученика «А откуда
родом твои родители?», я уверенно могу сказать, что 70% школьников не смогут
ответить на этот вопрос конкретно. С уверенностью можно сказать, что большинство
школьников, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной
культурой. Многие не знают, как жили люди, как работали, как отдыхали, что их
радовало, что тревожило, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чём
мечтали. Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён,
вернуть утраченные ценности. Необходимо донести до сознания своих учеников, что
они являются носителями дагестанской культуры, воспитывать ребят в
национальных традициях.
патриотизма.
Неслучайно в последнее время в российском образовании заметно проявляется
интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития
личности каждого ребенка. В отечественном образовании краеведение традиционно
считалось и считается важным средством воспитания нравственности,
гражданственности,
Трудно переоценить значимость для
познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее
природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий
достойных и уважаемых земляков. «Где родился, там и пригодился», – гласит
пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого учили
любить ее с детства и, конечно же, невозможно любить то, чего не знаешь. «Чувство
Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет
корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение
перекатиполе», – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение –
самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие
ученые, и школьники».
Начальная школа – начало всех начал, первоначальный этап становления
познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему
миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как
губки, и я должна прививать своим ученикам сознательное отношение к родному
краю с первого класса, прививать через изучение краеведения на уроках и вне уроков. Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический
характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная
направленность на развитие духовно нравственной сферы ребенка. Включение
краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у
детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время
позволяет учителю четче конкретизировать учебный план. Современный мир
существенно раздвигает рамки образовательного пространства. Традиционный урок
перестает быть для ребенка основным и единственным источником информации.
Вместе с тем изучение родного края дает учителю надежный инструмент для
реализации государственного образовательного стандарта. Изучение краеведения
должно быть обусловлено познавательными возможностями детей с учетом их
возраста. Главная задача краеведческой работы в начальной школе – формирование у
детей общеучебных навыков, обеспечение познания особенностей региона, места
проживания и создание условий для успешной адаптации в микросреде. Важно
начинать заниматься изучением истории родного края с младших классов. С 2017
года я начинаю проводить в своем первом классе интегрированные уроки.
Интеграция краеведения в изучение предметов общеобразовательного цикла –
важный фактор воспитания сознательного гражданина и патриота. Выбирая формы,
методы и способы проведения интегрированных занятий, я пришла к выводу о
необходимости поэтапной работы в процессе изучения краеведения в соответствии с
возрастными и познавательными особенностями развития младших школьников.
Первый этап репродуктивный.
Второй этап посвящается развитию творческих способностей учеников.
На третьем этапе (продуктивном) развиваются исследовательские навыки детей.
Четвертый этап является эвристическим.
I этап
«Введение в краеведение».
«Моя малая родина». Первоначальные
сведения о родном крае.
1 – 2
классы
«Мы – жители города Махачкала».
«Что я знаю о Дагестане».
3 класс
Русский язык, литературное
чтение, математика,
окружающий мир
Математика, русский язык,
окружающий мир, литературное
чтение.
II этап
Развитие творческих
способностей через
различные творческие работы
(минисочинения, сообщения,
рисунки и др.).
III этап
Развитие исследовательских
«Достопримечательности нашего
города». «Улицы нашего города»
34 классы Окружающий мир, математика,
русский язык, литературное навыков.
IV этап
Создание исследовательских
и творческих проектов.
«Водоемы» «Растительность»
«Животный мир» «Моя семья»
«Город, в котором я живу». Выпуск
журналов, создание тестов, карточек и
т.д.
чтение.
4 класс
Междисциплинарные проекты
Приложение.
Урок математики.
30 октября в с.Ахты отмечают праздник «День Ахтынских яблок». Далее идее
задача. Одна бригада в день собирает 37 кг яблок, а вторая – на 15 кг больше.
Сколько всего кг яблок за день собирают две бригады.
Урок русского языка. (фрагмент)
1.Словарная работа.
Отгадайте загадку.
Стоит на площади
Герой.
Он мускулистый,
Молодой.
Стоит в жару.
Стоит в мороз.
Он к месту
Накрепко
Прирос.
(Памятник)
Объясните значение этого слова.
ПАМЯТНИК, а, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память когоче
гон. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный
п.П.обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п.
Памятники письменности (древние рукописи). * Памятник природы природный
объект, охраняемый государством (напр., уникальное дерево, водопад, гейзер).
Это наше новое словарное слово. Как вы думаете, какую букву надо писать Е или
Я? Где мы можем найти такую информацию?
Откройте словарь в учебнике, найдите написание данного слова и запишите его себе
в тетрадь, выделите орфограмму и запомните написание слова.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Памятники г. Махачкала)
Составьте предложение используя слово ПАМЯТНИК.
(В нашем городе очень много исторических памятников.)
Запишем это предложение.
Укажите все изученные части речи.
Дайте характеристику предложению. (повествовательное, невосклицательное,
простое, распространённое)
2.Использование на уроке дагестанских пословиц и поговорок.
3.Тексты краеведческой направленности для проверочного списывания,
изложений. Я думаю, что если использовать на уроках адаптированный краеведческий материал,
то повысится динамика индивидуальных образовательных достижений обучающихся.
Доклад на тему: "Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеурочное время".
Доклад на тему: "Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеурочное время".
Доклад на тему: "Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеурочное время".
Доклад на тему: "Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеурочное время".
Доклад на тему: "Использование краеведческого материала в начальной школе на уроках и во внеурочное время".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.