Доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» (методическое объединение)
Оценка 4.8

Доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» (методическое объединение)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
16.01.2017
Доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» (методическое объединение)
В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей. Цель обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка. Задача обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.«Подлинное познание каждого элемента, - пишет Л.В. Занков, - все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания соответствующего целого вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих классах».
Система развивающего обучения Л.В. Занкова.docx
.доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» Система обучения Л.В. Занкова возникла в ходе междисциплинарного исследования  соотношения обучения и развития. Междисциплинарный характер выразился, во­первых, в  интеграции достижений нескольких наук, занимающихся изучением ребенка: физиологов,  дефектологов, психологов и педагогов, во­вторых, в интеграции эксперимента, теории и  практики. Впервые результаты научного исследования через психолого­педагогический  эксперимент обрели вид целостной педагогической системы и, таким образом, были  доведены до практической их реализации. Вывод по проблеме исследования: развитие происходит как сложный процесс  взаимодействия внешних и внутренних факторов, то есть индивидуальных, глубинных  качеств ребенка. Такому пониманию соотношения обучения и развития соответствует  особый тип обучения, при котором, с одной стороны, уделяется исключительное внимание  построению обучения, его содержанию, принципам, методам и проч. как отражающим  социальный опыт, социальный заказ, с другой ­ столь же исключительное внимание  уделяется внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям,  его потребностям и интересам. Общее развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое  новообразование возникает в результате взаимодействия его ума, воли, чувств. При этом  особое значение придается нравственному, эстетическому развитию. Речь идет о единстве  и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и  нравственного. В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения:  умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий,  индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах.  Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная  временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова,  которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей. Цель обучения ­ оптимальное общее развитие каждого ребенка. Задача обучения ­ представить учащимся целостную широкую картину мира средствами  науки, литературы, искусства и непосредственного познания. Дидактические принципы ­ обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры  трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп  прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и  слабого. Типические свойства методической системы ­ многогранность, процессуальность,  коллизии, вариантность. Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно  только в том случае, если, по известному высказыванию Л.С. Выготского, обучение будет  забегать вперед развития ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего  развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне. Это базовое для современной  школы психологическое положение осмыслено Л.В. Занковым как дидактический принцип: «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Обязательным  условием его правильной реализации является знание особенностей воспитанников, знание  актуального уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления  в школу, позволяет достаточно точно обозначить предельный для каждого ученика уровень трудности предлагаемого содержания и методов его усвоения. Новые знания о личности обучаемого и переосмысление уже известных и явились той  научной базой, на основе которой было создано следующее поколение учебных курсов для начальных классов, которые рекомендованы к использованию в школе Министерством  образования и науки. Ниже остановимся на некоторых существенных особенностях современных младших  школьников, которые учитывались при разработке учебных программ. Через эти  особенности раскроем смысл дидактической системы Л.В. Занкова. В единстве интеллектуального и эмоционального у ребенка младшего школьного возраста  акцент делается на эмоциональное, которое и дает толчок интеллектуальному,  нравственному, творческому началу (методическое свойство многогранности). Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда: ­ ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности  для решения поставленной проблемы; ­ он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.; ­ он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к  простому: от какой­то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под  руководством учителя) к ее разрешению. Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с  соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера  трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до  прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью,  которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса. Младшим школьникам свойствен синкретизм (слитность, нерасчлененность) мышления,  достаточно низкий уровень развития анализа и синтеза. Мы исходим из общего  представления о развитии как процессе перехода от низких стадий, для которых  характерны слитные, синкретичные формы, к все более расчлененным и упорядоченным  формам, которые характерны высоким уровням. Психологи называют такой переход  законом дифференциации. Ему подчиняется психическое развитие в целом и умственное  развитие в частности. Следовательно, на начальном этапе обучения следует предоставлять  ребенку широкую целостную картину мира, которую создают интегрированные курсы. Так  выстроенные курсы в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям  младших школьников и особенностям современного информационного потока, который не  членится на отдельные области знания. В соответствии с этими особенностями все учебные курсы построены на интегрированной  основе. В курсе «Окружающий мир» активизируются связи между знаниями о Земле, ее  природе и общественно­культурной жизнью человека, которая происходит в определенное  историческое время, в определенных природных условиях. Сами за себя говорят  подзаголовки курсов по технологии «Твори, выдумывай, пробуй!» и «Ручное творчество».  «Литературное чтение» органично сочетает работу по восприятию произведений  литературы, музыки и изобразительного искусства. На основе широкой внутрипредметной  интеграции построен курс русского языка, в котором во взаимосвязях представлены  система языка, речевая деятельность и история языка; на такой же интеграции построен  курс математики, в котором органично сочетается содержание арифметики, геометрии,  начал алгебры, истории математики. В курсе музыки музыкальная деятельность учеников  организуется как единство исполнения, слушания и импровизации. В ходе этой  деятельности знания о музыке, ее истории, о композиторах интегрируются со знаниями по  литературе, изобразительному искусству, фольклору. Л.В. Занков решительно отказался от практики, когда каждый отрезок учебного курса  рассматривается как самостоятельная и законченная единица, когда можно переходить к  новому отрезку лишь после того, как будет «основательно» усвоен предыдущий. «Подлинное познание каждого элемента, ­ пишет Л.В. Занков, ­ все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания  соответствующего целого вплоть до всего учебного курса и его продолжения в следующих  классах». Так обеспечивается действенность дидактического принципа «быстрый темп  прохождения учебного материала». Этот принцип требует постоянного движения вперед.  Непрерывное обогащение ума школьника разносторонним содержанием создает  благоприятные условия для все более его глубокого осмысления, поскольку оно  включается в широко развернутую систему. Таким образом, освоение основного, базового содержания, обозначенного в  Государственных стандартах, осуществляется системно: 1) пропедевтическое изучение будущего программного материала, сущностно связанного с  актуальным содержанием для данного года обучения; 2) его изучение при актуализации объективно существующих связей с прежде изученным  материалом; 3) включение этого материала в новые связи при изучении новой темы. Новизна содержания или учебной ситуации является обязательным условием организации  процесса развивающего обучения. Поэтому ни в одном из учебников, как и в прежних  изданиях, нет разделов «Повторение пройденного». Пройденное органично включается в  изучение нового. Так создаются условия для многократного оперирования одним и тем же  содержанием в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в  разнообразных связях и функциях, и в результате приводит к прочности усвоения  материала (новый уровень реализации методического свойства процессуальности и  вариантности). Следующая особенность обучающихся в начальных классах прямо связана с предыдущими: мыслительные операции младших школьников (анализ, синтез, обобщение) наиболее  продуктивно осуществляются на наглядно­действенном, наглядно­образном и в какой­то  мере словесно­образном уровнях. Назовем важные особенности учебно­методического комплекта, в основе которого  современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника.  Комплект обеспечивает: ­ понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря  интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного  уровня обобщения (надпредметного, меж­ и внутрипредметного), а также в сочетании его  теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной  насыщенности; ­ владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования; ­ актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося; ­ условия для решения воспитательных задач, социально­личностного, интеллектуального,  эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных  (общеучебных) умений; ­ активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение,  опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.; ­ проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры; ­ индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов  деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной  деятельности, эмоционально­коммуникативным особенностям, по гендерным признакам.  Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания:  базовому, расширенному и углубленному. В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и  внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями  учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников. Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе  УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения  школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует  позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только  результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл  не выставляется. Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает  условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных,  гимназиях, лицеях).

Доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» (методическое объединение)

Доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» (методическое объединение)

Доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» (методическое объединение)

Доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» (методическое объединение)

Доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» (методическое объединение)

Доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» (методическое объединение)

Доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» (методическое объединение)

Доклад на тему: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» (методическое объединение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017
Посмотрите также: