Доклад на тему: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.9
Документация
doc
администрации
Взрослым
19.02.2017
Данный доклад о системно- деятельностном подходе, который можно использовать как алгоритм при подготовке к урокам по разным учебным предметам, особенно полезна будет информация для начинающих молодых педагогов, так как здесь описано с чего можно начать свой урок, его структура, основные этапы, что необходимо соблюдать работая в рамках ФГОС.
доклад.doc
Доклад на тему:
Построение урока на основе системно деятельностного подхода
в соответствии с требованиями ФГОС
Новый стандарт устанавливает новые требования к
результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Они
отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004
году. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года
речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов
действий, прежде всего учебноуправленческих и учебноинформационных.
ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников
метапредметных результатов – универсальных учебных действий
(личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые
должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями,
«составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чемто абсолютно новым для
практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и
неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал
бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из
предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие
методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации
деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем
отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы
с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт
учитель, реализующий ФГОС НОО.
Технологический процесс подготовки урока современного типа по
прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это:
определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор
методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности
учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся;
определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке
для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения
итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически
относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов
организации деятельности учащихся, так как главная особенность
заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на
уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том,
что учитель должен четко спланировать содержание педагогического
взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика.
Причем деятельность обучающегося представлена в
трех аспектах:
познавательной, коммуникативной и регулятивной.
Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований
новых ФГОС ? Первое:
четко определить и сформулировать для себя тему урока;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок
обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет
использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через
призму перспективы своей деятельности.
Второе.
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся
целевую установку урока зачем он вообще нужен?
Как же определяется цель урока в логике системнодеятельностного
подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в
достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм),
метапредметных
навыков
самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному
предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к
цели: что нужно сделать для достижения результата.
Третье.
деятельности,
(освоение
способов
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от
простого к сложному".
4.Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
Четвертое.
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент
необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие
универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При
правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на
этапе объявления темы урока
познавательные, общеучебные,
коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач –
регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.
Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на
каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты. Планирование Планирование учащимися способов
Требования
к уроку
Объявление
темы урока
Сообщение
целей и задач
Практическая
деятельность
учащихся
Осуществление
контроля
Осуществление
коррекции
Оценивание
учащихся
Итог урока
Формулируют сами учащиеся (учитель
подводит учащихся к осознанию темы)
Формулируют сами учащиеся, определив
границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию
целей и задач)
достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Учащиеся осуществляют учебные
действия по намеченному плану
(применяется
групповой,
индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Учащиеся осуществляют контроль
(применяются формы самоконтроля,
взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
Учащиеся формулируют затруднения и
осуществляют
коррекцию
самостоятельно
(учитель консультирует,
помогает)
Учащиеся дают оценку деятельности по
её
(самооценивание,
оценивание результатов деятельности
товарищей)
(учитель консультирует)
Проводится рефлексия
результатам
советует,
Таблица формирования универсальных учебных действий
на каждом этапе урока
Урок
современного типа
Универсальные
учебные действия
Познавательные
общеучебные,
коммуникативные
Регулятивные
целеполагания,
коммуникативные
Регулятивные
планирования
Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
Регулятивные контроля
(самоконтроля),
коммуникативные
Коммуникативные,
регулятивные
коррекции
Регулятивные
оценивания
(самооценивания),
коммуникативные
Регулятивные
саморегуляции,
коммуникативные Домашнее
задание
Учащиеся могут выбирать задание из
предложенных учителем с учётом
индивидуальных возможностей
Познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
Пятое.
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать чтото,
что вызовет удивление, изумление, восторг учеников одним словом, то, что
они будут помнить, когда все забудут.
Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового
материала имеет следующие этапы:
Шестое.
мотивационноцелевой;
процессуальный;
рефлексивнооценочный
Седьмое.
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися
хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего
подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им
найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это
необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по
данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по
теме? и т.п.»
Восьмое.
Разработать
домашнее задание,
ориентированное на создание
учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные
приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию
предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока:
оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися
по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и
представления результатов.
Девятое.
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых
учебнонаглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски,
чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся
универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и
пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для
начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС
НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий
заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом
результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно
изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника,
разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Системнодеятельностный подход, лежащий в основе стандарта,
предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит
овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель,
используя возможности традиционного урока, также может успешно
формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для
этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения
методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности
учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми
педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Подготовила учитель географии
МБОУ «СОШ№5» г. Красноперекопска
Республики Крым
Бучко Наталия Васильевна
Доклад на тему: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС
Доклад на тему: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС
Доклад на тему: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС
Доклад на тему: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС
Доклад на тему: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.