Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников
Оценка 4.9

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Оценка 4.9
Лекции
docx
дефектология
Детсад
29.09.2019
Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников
Доклад на тему: Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников Для полноценного речевого общения необходимо правильное звукопроизношение. Понятие «произносительная сторона речи» или «произношение» охватывает фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами соблюдения норм орфоэпии. В данном докладе раскрыты все разделы по коррекции звукопроизношения у дошкольников.
Доклад на тему Содержание логопедической работы.docx
2 Доклад на тему: Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников Для   полноценного   речевого   общения   необходимо   правильное звукопроизношение.   Понятие   «произносительная   сторона   речи»   или   «произношение» охватывает   фонетическое   оформление   речи   и   одновременно   комплекс речедвигательных   навыков,   которыми   оно   определяется.   Сюда   относятся   навыки речевого   дыхания,   голосообразования,   воспроизведения   звуков   и   их   сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами соблюдения норм орфоэпии. Профессиональная   деятельность   учителя­логопеда   ДОУ   в   свете   требований Федеральных   Государственных   Образовательных   Стандартов   направлена   на   оказание своевременной   коррекционно­педагогической   помощи   детям   с   различными   видами речевых нарушений. При   нарушении   произносительной   стороны   речи   возникают   дефекты фонетического оформления речи. Самым распространённым дефектом произношения считается дислалия. При дислалии некоторые звуки или совсем не произносятся, или искажаются, или заменяются другими. Недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими,   может   вызвать   другие   дефекты   речи,   влияет   на   личность   ребёнка. Поэтому важно своевременно исправлять различные нарушения звукопроизношения. Своевременное   и   правильное   развитие   речи   детей     дошкольного     возраста является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка. Коррекция нарушений речи проводится с учётом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности, которая становится   средством   развития   аналитико­синтетической   деятельности,   моторики, сенсорной   сферы,   обогащения   словаря,   усвоения   языковых   закономерностей, формирования личности ребёнка. Логопедическое   воздействие   представляет   собой   целенаправленный,   сложно организованный   процесс,   в   котором   выделяются   различные   этапы.   Каждый   из   них характеризуется   своими   целями,   задачами,   методами,   приёмами   коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому. 3 Основные     логопедической   работы     по     коррекции     нарушения звукопроизношения.   Исправление   звуков   проводится   поэтапно.   Обычно   различают   этапы   четыре основных этапа:  подготовительный,  постановка звука,  автоматизация звука  и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,  этап дифференциации. Этапы логопедического воздействия Подготовительный   этап.   Основная   цель   его   —   включить   ребенка   в целенаправленный   логопедический   процесс.   Для   этого   необходимо   решить   ряд общепедагогических и специальных логопедических задач. Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на   занятия:   логопед   должен   установить   с   ребенком   доверительные   отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми взрослыми. От логопеда требуется особая тактичность, доброжелательность; общение с ребенком должно осуществляться без официальности и излишней строгости. Еще не менее важной целью этого этапа является ­ подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идёт по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков. Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки   подвижности   и   переключаемости   органов,   отработки   определённых положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и   для   каждого   звука   той   или   иной   группы.   Упражнения   должны   быть целенаправленными:   важны   не   их   количество,   а   правильный   подбор   и   качество выполнения. 4 Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. Каждому   упражнению  в  соответствии   с  выполняемым  действием  подбирается картинка­образ (образ ­ наглядное представление о чём­либо)  Педагог приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно её исполнять,  запоминать  последовательность  действий.   Картинка­образ  даётся   ребёнку для того, чтобы он знал, какое упражнение и как он должен выполнять. При таком выполнении  упражнений  у  ребёнка   развиваются  внимание,  память,  самоконтроль;  он становится активным участником учебного процесса, заинтересованным в достижении положительного конечного результата.  Произнесение   большинства   звуков   требует   направленной   воздушной   струи. Правильное   речевое   дыхание   обеспечивает   нормальное   звукообразование,   создает условия   для   поддержания   нормальной   громкости   речи,   четкого   соблюдения   пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Дышим правильно – говорим легко. Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох и четкая артикуляция.  Речевой вдох  осуществляется  через  рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении логически завершенного отрезка высказывания.  Малыши,   имеющие   ослабленный   вдох   и   выдох,   как   правило,   говорят   тихо   и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто   такие   дети   не   договаривают   слова   и   нередко   в   конце   фразы   произносят   их шепотом. Чтобы заинтересовать дошкольников, мы в своей работе используем много различных игровых пособий . Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук. Под   выражением «мелкая   моторика» понимается   подвижность   и   ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Давно   известно   о   важности развития   мелкой   моторики и   координации   движения пальцев   рук.   Известный   исследователь   детской   речи   Марионилла     Максимовна Кольцова   отмечала,   что   кисть   руки   надо   рассматривать   как   орган   речи. 5 Если развитие движений   пальцев   рук   соответствует   возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы.   то   и К   сожалению,   о   проблемах   с   координацией   движений   и   мелкой   моторикой большинство   родителей   узнают   только   перед   школой.   Это   оборачивается   большой нагрузкой   на   ребенка:   кроме   усвоения   новой   информации,   приходится   еще   учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации   движений   руки   должна   стать   важной   частью   подготовки   к   школе,   в частности, к письму. Существует   множество   различных   способов,   которые   можно   использовать для развития мелкой моторики у дошкольников на логопедических занятиях: кинетический песок, счетные палочки, крупы, бусы, пластилин, масса для лепки, шнуровки, цветные счетные палочки Кюизенера, пальчиковый театр и др.  Количество   игр   с   различными   пособиями   —   безгранично.   На логопедических занятиях пособия   не   только   помогают развивать   мелкую   моторику,   но   и   закреплять поставленные   звуки, развивать  связную  речь,  обогащать  словарь,   а  так  же   внимание, мышление, сообразительность.  А при наличии огромного выбора дидактического материала сделать такие занятия увлекательными и запоминающимися не составит труда!  Развитие фонематического слуха – это еще один из основных видов работы на подготовительном этапе.  Фонематический   слух —   это   способность   к   слуховому   восприятию   звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. В результате специальной работы по ознакомлению со словом у ребенка начинает формироваться представление о том, что слово имеет смысловую и звуковую стороны. Оно всегда обозначает какой­то предмет, явление, качество и состоит из звуков, звучит. 6 Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по   звучанию,   выделять   в   них   определенные   звуки,   воспринимать   фонематические качества звука (например, на твердость­мягкость согласного) и его положение в слове. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по развитию фонематического   восприятия.  (Об   этом   более   подробно   расскажет   следующий докладчик.) Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных   звуков    ­   сходных   с   нарушенными   по   артикуляции   (месту   и   способу образования), но произносимых ребёнком правильно.  Отрабатывая опорные звуки, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их чёткого произношения в слогах, в словах, фразах. В дальнейшем это поможет ребенку произнести нарушенный   звук   уже   на   подготовительном   этапе,   пропустив   этап постановки.   Что,   в   свою   очередь,   способствует   быстрой   и   успешной   автоматизации нарушенного звука.   К   следующему   этапу   ­   постановке   звука   ­   можно   переходить,   когда   ребёнок научится  легко, быстро,  правильно воспроизводить  основные движения и  положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, чётко отличать правильное звучание от искажённого.  Постановка звуков.  Цель этого этапа ­ добиться правильного звучания изолированного звука. Содержание   работы:   объединение   отработанных   на   подготовительном   этапе движений   и   положений   органов   артикуляционного   аппарата   и   создание артикуляционной   базы   данного   звука,   добавление   воздушной   струи   и   голоса   (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука. Различают три основных способа постановки звука. Первый   способ   ­   по   подражанию,   когда   внимание   ребёнка   фиксируют   на движениях,   положениях   органов   артикуляционного   аппарата   (при   этом   используют зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Дополнительно используются   тактильно­вибрационные   ощущения,   например,   тыльной   стороной   руки 7 проверяется   толчкообразная   струя   воздуха   при   произнесении   звука   ч   или   вибрация голосовых связок при звонких звуках. Второй   способ   ­   с   механической   помощью.   Он   используется,   когда   ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно­вибрационного контроля. В этом   случае   приходится   помогать   органам   артикуляционного   аппарата   принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение используя постановочные зонды или зондозаменители. Третий способ ­ смешанный, когда используются все возможные способы для достижения   конечной   цели   ­   постановки   правильного   произношения   изолированного звука.  К   следующему   этапу   ­   автоматизации   звука   ­   переходят   только   тогда,   когда ребёнок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.  Конечная цель всего этапа автоматизации ­ добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Содержание   работы   составляет   постепенное,   последовательное   введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка.  Работу   на   этом   этапе   следует   рассматривать   как   затормаживание   старых, динамических   стереотипов   и   выработку   нового   навыка,   требующая   длительной систематической тренировки, которая, в том числе, способствует активизации словаря ребёнка, развитию фонематического слуха, формированию навыков звукового анализа и синтеза. Не следует забывать, что у детей дошкольного возраста ведущая деятельность – игра и поэтому этап автоматизации пройдет интереснее и эффективнее с применением различных игровых ситуаций. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности.  В   дальнейшем   можно   перейти   к   заучиванию   стихотворений,   логоритмик, пальчиковых гимнастик и скороговорок, с использованием пиктограмм текст которых насыщен упражняемым звуком. Дифференциация звуков. Цель   данного  этапа  ­  учить  детей  различать  смешиваемые   звуки   и  правильно употреблять их в собственной речи. Дифференциация   звуков   так   же   один   из   значимых   этапов   в   работе   по профилактике нарушений письменной речи. Специальные исследования показали, что 8 существует   связь   между   различением   звуков   и   запоминанием   их   графического обозначения.   Недостаточное   различение   акустически   сходных   звуков   приводят   к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении как графем. Содержание этапа дифференциации: постепенное, последовательное различение смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.  Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведётся и словарная работа.  Дифференцированный     подход   к     детям   в     логопедической     работе   по коррекции  звукопроизношения  у  дошкольников.   Для   успешной   коррекции   нарушений   звукопроизношения   у   дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает: ­ учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; ­ этиологию, механизм, структуру речевого дефекта; ­   использование   методов   обучения,   выбор   которых   зависит   от   этапа логопедической работы. Повышение активности ребенка посредством включения его в игровую ситуацию, формирование   игровой   мотивации,   способствующей   развитию   самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации.  Своевременное   использование   в   практической   деятельности   разных   средств формирования   правильного   звукопроизношения   –   артикуляционной   гимнастики, логопедических   игр,   упражнений   и   т.д.   способствует   эффективному   устранению дефектов произношения речи не только у детей с дислалией но и с ОНР.  Известно,   что   детский   возраст   является   наиболее   благоприятным   для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление   являются   обязательным   разделом   всего   комплекса   работы   по   развитию речи. 9

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников

Доклад на тему Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2019