Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"
Оценка 4.7

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Оценка 4.7
Лекции
docx
дефектология
Взрослым
07.08.2018
Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"
Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Поэтому в педагогике появилось направление – педагогические технологии.
доклад.docx
Современные образовательные технологии обучения в коррекционной школе Одним   из   приоритетов   современной   государственной   политики   по   праву считается   социальная   реабилитация   людей   с   ограниченными   возможностями здоровья.   Она   направлена   на   максимально   возможную   интеграцию   лиц   с ограничением жизнедеятельности в обществе, опирается на гарантии их прав и предполагает   их   социальную   защиту,   восстановление   и   компенсацию нарушенных функций организма и утраченных связей с социальным окружением. В   этих   условиях   проблемы   существования   системы   специального образования,   неопределенности   судеб   увеличивающегося   числа   детей   с различными отклонениями приобретают чрезвычайную актуальность и получают большой социальный резонанс.  При отсутствии должного специального образования, требующего особого внимания  к  их  физическим  или  психическим  недостаткам   и дополнительных расходов,   могут   прибавиться   еще   и   социальные   отклонения. Современное   общество   характеризуется   стремительным   изменением   темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и   социальной   деятельности.   Задача   педагогов   специальной   (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе   которой   у   каждого   обучающегося   появился   механизм   компенсации имеющегося   дефекта,   на   основе   чего   станет   возможной   его   интеграция   в современное   общество.  Поэтому   в   педагогике   появилось   направление   – педагогические   технологии.   Так   что   же   такое   современные   образовательные технологии? Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и   ­   учение.   Поэтому   термин   «педагогическая   технология»   в   буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.   Педагогическая   технология   –   это   систематический   метод   планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения образования. Технология   обучения   включает   целостный   процесс   постановки   целей, постоянное   обновление   учебных   планов   и   программ,   тестирование альтернативных  стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной информация об эффективности системы. (С.Сполдинг). эффективной формы более       Исходя   из   этого,   можно   выделить   современные   технологии,   элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе: 1.технология уровневой дифференциации обучения 2.коррекционно ­ развивающие технологии 3.технология проблемного обучения 4.метод проектов 5.личностно­ориентированное обучение 6.игровые технологии 7.информационно­коммуникационные технологии 8.нравственная технология 9.здоровьесберегающие технологии Технология уровневой дифференциации обучения    . Технология уровневой дифференциации обучения – это целенаправленное отношение   учителя   к   учащимся   с   учетом   их   типологических   особенностей, проявляющееся   в   дифференциации   заданий   на   различных   этапах   урока. Особенно актуальна она в специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель   данной   технологии   состоит   в   том,   чтобы   все   школьники   овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.   Работа   по   данной   методике   дает   возможность   развивать индивидуальные   способности   учащихся,   более   осознанно   подходить   к профессиональному и социальному самоопределению. Если не учитывать индивидуальные особенности учащихся, не осуществлять дифференцированную   работу   с   ними   на   уроках,   не   оказывать   необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что неизбежно приведёт к снижению успеваемости.     уроке каждом Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся. Данный вид обучения может просматриваться на этапах.  Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение,   а   так   же   при   повторении   пройденного.   Дифференцированно   в обучении   можно   подходить   на   любом   этапе   и   типе   урока. Эффективная   форма   индивидуализации   обучения,   позволяет   раскрыться   и реализоваться потенциалу каждого ребенка, а также способствует обучению и развитию социально­ориентированной личности. всех на его     и       Учитывая   разные   возможности   школьников   с   нарушением   интеллекта   в усвоении   программного осуществлять дифференцированный   подход   в   обучении.   В   основе   дифференцированного подхода   в   специальной   (коррекционной)   школе   лежат   разные   возможности школьников в овладении программным материалом.    материала, необходимо     Условно   выделяют   четыре   группы   учащихся   (В.В.Воронкова,   П.Г.Тишин, В.В.Эк,   Е.А.   Ковалева   и   др.).  Первую   группу   составляют   ученики,   успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального объяснения учителя.   Все   задания   они   выполняют,   как   правильно   самостоятельно, программный материал усваивают достаточно сознательно. Доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения могут применять на практике. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная помощь взрослого. Во   вторую   группу   вошли   ученики,   успешно   обучающиеся   в   классе,   но испытывают   большие   трудности,   чем   учащиеся   1   группы.   Они   в   основном понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но   затрудняются   сделать   элементарные   выводы   и   обобщения.   Их   отличает меньшая   самостоятельность   в   выполнении   всех   видов   работ,   низкий   темп работоспособности, допускают много ошибок, которые исправляют с помощью педагога. К   третьей   группе   относятся   ученики,   которые   с   трудом   усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи со стороны учителя. Успешность усвоения знаний зависит от понимания того, что детям сообщают, недостаточно осознают вновь сообщаемый материал. Затрудняются в установлении   логических   связей   между   частями.   Они   нуждаются   в дополнительном   объяснении.   Их   отличает   низкая   самостоятельность.   Темп усвоения   материала   у   них   низкий,   их   действия   необходимо   постоянно корректировать.  Четвертую группу составляют ученики, которые овладевают программным материалом на самом низком уровне. Такие учащиеся больше всего нуждаются в индивидуальном   подходе.   Знания   усваиваются   ими   механически,   быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные школьники. Учащиеся не видят в собственных работах ошибок, каждое последующее задание выполняют как новое. Существуют   специфические   трудности   затруднения   обучения   у   детей   с нарушением интеллекта: 1. Речевые нарушения – дети с трудом овладевают звуковым анализатором, что затрудняет обучение чтению и письму.  2. Двигательные   нарушения   –   плохой   подчерк,   неровные   буквы,   сильный нажим или с трудом держат ручку.  3. Нарушение зрительного восприятия – зеркальное написание букв и цифр, не дописывание элементов букв, путают сходные по написанию буквы. 4. Нарушение работоспособности – баланс торможения, и возбуждения   у таких детей нарушен, они расторможены, часто отвлекаются на внешние раздражители, у них неустойчивое внимание. Исходя   из   выше   сказанного,   перед   учителем   встаёт   проблема.   Где   взять готовый   разноуровневый   практический   и   дидактический   материал? Существующие учебники для специальных (коррекционных) школ по биологии и географии   ориентированы   на   их   использование   в   рамках   традиционного обучения   учащихся   с   интеллектуальной   недостаточностью   без   учета   групп дифференцированного обучения. В них изучаемый материал строится по одному шаблону: общий теоретический материал и его применение на практике в виде фронтальных заданий. Правда, в последнее время стали всё чаще появляться такого   рода   различные   дидактические   разработки   (рабочие   тетради   по предметам). Без   учета   индивидуальных   особенностей   этой   категории   учащихся,   без осуществления дифференцированной работы с ними на уроках, нельзя добиться интереса   к   изучению   биологии   и   географии,   что   приведет   к   снижению успеваемости.  Обучение детей с нарушением интеллекта опирается на процессы памяти, которые   обеспечивают   им   приобретение   новых   сведений,   дают   возможность овладеть   различными   областями   знаний.   Объем   запоминания   у   детей   с нарушением   интеллекта   учебного   материала   меньше,   чем   у   детей   с   нормой интеллекта.   Точность   и   прочность   запоминания   словесного   и   наглядного материала   низкая.   Воспроизводя   его,   они   многое   пропускают,   переставляют местами элементы, составляющие единое целое. Дети с проблемами в развитии запоминают   то,   что   привлекает   их   внимание   и   кажется   интересным. Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся зависят от характера выполняемой ими работы. Если их деятельность носит активный характер, то результаты будут высокие. Для   осуществления   индивидуального   дифференцированного   подхода   в обучении   на   уроках   биологии   и   географии,   мною   было   разработано разноуровневое   календарное   планирования   по   группам   обучения,   адекватных возможностям и способностям обучающихся. Учащиеся   с   проблемами   интеллектуального   развития   не   всегда   владеют речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление   знаний   только   через   устную   речь   нельзя   признать   полным   и объективным.   Учитывая   эти   особенности   детей   с   проблемами интеллектуального   развития,   необходимо   организовать   различные   виды проверочных работ. Опыт   работы   с   учащимися   с   проблемами   интеллектуального   развития   в специальной   (коррекционной)   школе     приводит   к   выводу   о   возможности успешного применения дифференцированного обучения на уроках географии и биологии,   осуществляется   преподавание   через   такие   методы,   как   тестовые задания, работа со зрительными опорами­схемами, работа по картинкам. 1. Тестовые задания. Использование на уроке географии тестовых заданий помогает   учителю   обеспечивать   активную   деятельность   учеников,   постоянно следить   за   усвоением   знаний,  своевременно   оказывать   необходимую   помощь, учитывать   индивидуальные   особенности   учащихся   с   проблемами интеллектуального развития, а так же позволяет прослеживать путь развития учащихся. Тестовые   задания   подводят   учащихся   к   развитию   самоконтроля, формированию   адекватной   самооценки   своей   учебной   деятельности   и адекватного   отношения   к   оценке   со   стороны   учителя.   Тестовые   задания выполняют   коррекционную   функцию,   так   как   способствует   коррекции психических процессов, эмоционально­волевой сфере. 2.   Работа   по   схемам.  Схемы   разнообразны:   это   схемы­опоры,   схемы­ инструкции,   динамические   схемы,   схемы­рисунки.   Именно   схемы   помогают выделить из всех признаков предмета существенные, демонстрируют структуру формируемого   понятия,   открывают   основные   взаимосвязи   и   отношения   в изучаемых   объектах,   направление   и   результат   природных   объектов. Использование   схем   позволяет   на   разных   этапах   урока   учителю   руководить мыслительной деятельностью учащихся в зависимости от поставленных целей и задач. Работа по схемам идёт в двух вариантах: ­ предъявляется уже в готовом виде и по ней идёт объяснение нового материала; ­ составляется по ходу всего урока, а на этапе итогового контроля используется для   фронтального   и   индивидуального   закрепления   и   оценивания   качества полученных знаний. Схемы помогают детям сосредоточить внимание на главном, глубже усвоить логическую   сущность   понятия,   облегчают   усвоение,   запоминание   и воспроизведение   программного   материала.   Работа   со   схемами   развивает познавательную   активность   учащихся,  т.к.   опираясь   на   них,  дети   становятся более уверенными в своих знаниях, учатся самостоятельно составлять связный рассказ на заданную тему. Игровые технологии  В   своей   работе   я   широко   использую   игровые   технологии.   Практика показывает,   что   уроки   с   использованием   игровых   ситуаций,   делают увлекательным   учебный   процесс,   способствуют   появлению   активного познавательного   интереса   школьников.   Игровую   технологию   можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие. Дидактические   игры   на   закрепление,   повторение   и   обобщение   материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.  Таким образом, дидактическая игра на уроках   пополняет,   углубляет   и   расширяет   знания,   является     средством всестороннего   развития   ребёнка,   его   умственных,   интеллектуальных   и творческих   способностей,   вызывать   положительные   эмоции,   наполнять   жизнь коллектива   способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.    учащихся   интересным   содержанием, Внедрение   ИКТ  в   специальных   (коррекционных)   школах,   прежде   всего, даёт   возможность   улучшить   качество   обучения,   повысить   мотивацию   к получению   и   усвоению   новых   знаний   учащимися   с   ограниченными возможностями   здоровья,   т.к.   у   них   помимо   системного   недоразвития   всех компонентов   языковой   системы   имеется   дефицит   развития   познавательной деятельности,   мышления,   вербальной   памяти,   внимания,   бедный   словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Самый распространенный вид ­ мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Создание   уроков–презентаций   даёт   возможность   учителю   использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от   учителя   специальной   подготовительной   работы.   Уроки   становятся интереснее,   эмоциональнее,   они   позволяют   учащимся   в   процессе   восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый   материал.   Мультимедийная   презентация   даёт   возможность   подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.  Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов   компьютерных   программ   (демонстрационные,   контролирующие, моделирующие,   справочные   и   программы­тренажеры)   и   целый   ряд   функций. Учебный   материал,   представленный   в   виде   разнообразных   носителей информации:   тексты,   иллюстрации,   географические   карты,   видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация,   как   показывает   опыт   работы,   способствует   активизации   учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету. Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её   демонстрации   за   короткий   промежуток   времени   передается   такой   объем сведений,   который   невозможно   представить   при   словесном   изложении   с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя. Мультимедийная   презентация   при   объяснении   учителя   выполняет иллюстративную   функцию.   Использование   крупных,   красочных   изображений, географических карт, фрагментов учебных кино­видеофильмов и телепередач, адаптированных   с   учетом   познавательных   особенностей   умственно   отсталых детей,   окажет   положительное   влияние   на   формирование   более   четких представлений об изучаемых географических и естествоведческих объектах или явлениях. Презентация   может   использоваться   в   различных   учебных   ситуациях:   в процессе   рассказа   учителя   и   учащихся,   при   обобщении   и   закреплении материала.   Желательно,   чтобы   демонстрация   мультимедийного   пособия сочеталась   с   работой   по   карте,   глобусу,   по   тексту   учебника,   выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п. Управление сменой слайдов мультимедийной  презентации  осуществляется учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии   с   возможностями   умственно   отсталых   детей.   Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала. Включение   в   презентацию   заданий,   тестов,   вопросов,   дидактических   игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить   и   обобщить   полученные   в   ходе   урока   сведения,   осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть   возможность   неоднократного   возвращения   к   нужному   слайду,   для уточнения,   получения   подсказки   в   виде   разъяснения   или   выбора   варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки. Использование   электронного   пособия   с   текстовым   материалом   позволяет отработать с детьми основные географические и естествоведческие понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем   придумать   с   ними   словосочетания   или   предложения.   Усваивая   и запоминая   специальную   терминологию,   умственно   отсталые   школьники пополняют свой словарный запас. При   объяснении   нового   материала,   учитель   может   не   выводить   на   экран текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации   или   её   фрагментов   предложить   учащимся   самим   составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом. Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после её просмотра: описание по памяти понравившегося кадра; составление   вопросов   к   отдельным   кадрам   или   видеофрагментам;   ответы   на вопросы,   поставленные   учителем   до,   во   время   или   после   просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок и т.п. Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена   активная   роль,   которая   не   сводится   только   к   прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных географических или естествоведческих объектов и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя должны учиться сравнивать,   анализировать,   выделять   главное,   делать   обобщения.   Таким образом,   учитель   сможет   организовать   единый   процесс   развития   образного восприятия и мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся. Применение   мультимедийной   презентации   на   уроках   географии   и естествознания целесообразно в тех случаях, когда необходимо: познакомить учащихся   с   природными   объектами,   процессами,   явлениями,   которые невозможно   наблюдать   непосредственно   (океаны,   моря,   горы,   айсберги, растительный и животный мир зарубежных стран, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.); продемонстрировать опыты, связанные с угрозой здоровью ребенка (работа со спиртовкой «Состав почвы», «Кислород и его свойства» «Водные растворы» и др.) или трудоемкостью («Круговорот воды в природе», «Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении», «Обнаружение в почве минеральных солей» и пр.); показать   школьникам   скрытые   процессы   и   явления   (питание   и   дыхание растений, движение крови в организме, влияние курения на внутренние органы и др.); продемонстрировать   очень   медленно   или   очень   быстро   протекающие процессы или явления (замерзание водоемов, образование плодов и семян и др.); познакомить с микро или макрообъектами (планета, материк, клетка и пр.); организовать тестовую проверку; провести   дидактическую   игру   (коллективное   разгадывание   кроссвордов, ребусов и др.) Использование   компьютерных   технологий   в   специальной   (коррекционной) школе позволяет создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания   географии   и   естествознания,   организации   и   проведения внеклассных мероприятий природоведческого характера, а также  способствует росту профессионализма и самообразованию учителей. На своих уроках использую элементы  здоровьесберегающих технологий, цель   которых   ­   обеспечить   школьнику   возможность   сохранения   здоровья. Важная   составная   часть   здоровьесберегающей   работы   учителя   –   это рациональная организация урока.  Для   повышения   умственной   работоспособности   детей,   предупреждения преждевременного   наступления   утомления   и   снятия   у   них   мышечного статического   напряжения,   провожу   физкультпаузы,  эмоциональную   разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения   в   коррекционной   школе   позволяет   без   каких­либо   особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Зная,   что   активность   работы   головного   мозга   во   второй   половине   урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в VII классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого   материка,   используются   шаблоны   рисунки   растений   и   животных, которые получают ученики, подбегая по очереди к столику, а затем к настенной карте «Природные зоны мира» и крепят шаблон. Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой. Физкультминутка во время урока может быть полезной и для здоровья, и для ума, если в нее вкладывается географический смысл.  Примеры упражнений 1. «Указатель» . Дети выходят из­за парт и складывают впереди себя вытянутые руки в виде указателя. Учитель задает вопросы: — В каком направлении находится Луганск? — Покажите, в какой стороне от нас Африка? — Куда течет река Волга? — Где находится северный полюс? и т.п. Ученики должны сориентироваться относительно сторон горизонта и  повернуться, как указатель, в направлении искомого объекта. За минуту,  стремясь выполнить задание как можно быстрее, дети поворачиваются 5—6 раз,  что вполне достаточно для снятия усталости. Попутно отрабатываются навыки  ориентирования, знание географической номенклатуры, умение представлять  карту, как образ пространства. 2. «Флюгер» Ученики поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как  флюгарка. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер  называется по той стороне горизонта, откуда дует: — Ветер дует с севера. — Ветер юго—восточный. — Штиль. — Ветер переменных направлений и т.п. 3. «Географический театр» Учащимся предлагается представить те или иные процессы и явления в  динамике, как пантомиму: «Цунами» , «Ураган», «Шторм», «Айсберг»,  «Ветровые волны», «Смерч», «Тропический ливень», «Землетрясение»,  «Извержение Вулкана», «Снежная лавина» и т. д. Каждый старается изображать, как можно артистичнее, в движение вовлекается все тело. Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей  происходит: ­ улучшение памяти, внимания, мышления; ­ повышение способности к произвольному контролю; ­ улучшение общего эмоционального состояния; ­ повышается работоспособность, уверенность в себе; ­ стимулируются двигательные функции; ­ снижает утомляемость; ­ улучшаются пространственные представления;  ­ развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; ­ стимулируется речевая функция. Личностно­ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов.   «Личностно­ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла  ставится  личность  ребенка, ее  самобытность,  самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». Личностно   ориентированный   подход   –   это   система   взаимосвязанных понятий,   идей,   способов   действий   обеспечивать   и   поддерживать   процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его   неповторимой   индивидуальности.   А   правильно   построенная   система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала. Основная   задача   личностно   ­   ориентированного   обучения,   считает   И.   С. Якиманская,   состоит   в   том,   чтобы   помогать   каждому   ученику   с   учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Наиболее   значимые   принципы   личностно­   ориентированного   обучения являются: ­  использование субъектного опыта ребенка; ­   предоставления   свободы   выбора   при   выполнении   заданий,   решений   задач, стимулирование к самостоятельному выбору; ­ реализация детского творчества; ­   информационная   база   урока   ­   развивающая,   роль   педагога   заключается   в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя. На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор   и   координатор   учебной   деятельности,   учитель,   как   собеседник, исследователь, учитель ­ эксперт, консультант. Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь школьникам в формировании основных   компонентов   учебной   деятельности   с   учетом   индивидуальных   и возрастных особенностей. На   уроках   с   личностно   –   ориентированным   подходом   необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация: ­ происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить); ­ используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью Личностно – ориентированный урок ­ это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной  и     личностно ориентированного урока   – создание   условий   для   познавательной   активности учеников. Признание   ученика   главной   действующей   фигурой   всего образовательного   процесса   составляет   суть   личностно   –   ориентированного обучения.  созидательной   способности.   Цель Не секрет что в школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно,   если   он   выполняет   посильное   для   него   задание.   Одна   из   причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо если у ребенка есть возможность выбора заданий  по своим силам. Для этого использую поуровневые   задания. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью ложности. Задания составлены так, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Для достижения цели использую карточки. При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня). Целесообразность     обучения   обусловлена   стремлением создать   более   благоприятные   условия   для   гуманизации     образования, творческого   развития   каждого   ученика   с   учетом   его   индивидуальных особенностей и интересов. ­     темы   прохождения   учебного   материала   согласуются   в   соответствии   с познавательными особенностями учащегося   ­     происходит   открытие   действующих   законов,   закономерностей,   способов решения различных задач при совместном участии учителя и ученика.   поуровневого   Учитель   формирует   проблему,   ставит   ее   перед   учащимися,   предлагает высказать   идеи   для   ее   разрешения.   При   этом   всегда   учитель   поощряет собственную   точку   зрения   учащихся,   оригинальный   замысел,   т.е.   постоянное создание ситуации успеха.  ­ учителем ученику предоставляется возможность выбора работы Очень важный компонент личностно­ориентированного обучения ­ развитие мотивации учебной деятельности. Мне, например, дети часто говорят, что им тогда всё понятно, когда интересно. Надо иметь в виду, что интерес это синоним учебной мотивации. Как его сформировать? В своей практике я использую дидактические игры, которые помогают мне в формировании   ряда   умений   и   навыков,   обеспечивающих   включение   детей   в познавательную учебную деятельность.  Организационный   момент   стараюсь   проводить   в   нетрадиционной   форме. Помогают   в   этом   девизы   и   высказывания.   Необходимо   обязательно побеседовать с детьми о том, как они понимают эти слова, какой вкладывают в них смысл. ­   Улыбка   –   одно   из   самых   удивительных   явлений   в   мире.   Она   позволяет передать   наши   чувства.   Попробуйте   с   помощью   улыбки   передать   свое настроение.   Вижу,   что   настроение   у   вас   радостное,   деловое!   Тогда   начнем работать! При личностно­ориентированном подходе к обучению очень важен целевой компонент. На своих уроках я стараюсь организовать работу таким образом, чтобы дети сами формулировали тему урока и цели учения. Не давать тему урока   в   готовом   виде,   а   подвести   к   ней   через   неожиданное   открытие, разгадывание кроссворда.  Следующий компонент ЛОО ­ использование наглядности на уроках.  Важным фактором активизации учебно­познавательной деятельности является поощрение.   Именно   положительные   эмоции   сопутствуют   формированию познавательных   действий.   Все   поощрения   классифицируются   по   средствам выражения. Мимические и  пантомимические: аплодисменты товарищей, улыбка и ласковый взгляд учителя, пожатие руки. Словесные:  «Умница! Молодец! Вы сегодня хорошо поработали» (В течение урока учитель называет имена,  наиболее активных  детей). Материализованные:    различные   наклейки,   медальки   за   активный   труд   на уроке  и т. п.;  благодарность  в дневнике, лучшая   обложка  на  тетрадь,  мини­ открытки со словами «Спасибо за труд, у тебя всё получится, будь внимателен, всё получится».   Деятельностные:  познавательная игра («Найди закономерность и продолжи», «Расшифруй слово», « Раскрась») и  более сложные задания.   При   личностно­ориентированном   подходе   к   обучению   очень   важен   отказ учителя от деления детей на «сильных» и «слабых». Учителя должны работать под девизом: “Нет сильных и слабых учеников. Есть ученики, заинтересованные в работе и незаинтересованные”. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса можно добиться умелой организацией групповой работы. Группы формируются разноуровневые,   так   как   организую   работу   по   принципу:   сильный   помогает слабому. У сильного ученика появляется возможность закрепить свои знания, помогая   слабому   ученику,  а  слабый  ученик  не   боится   спросить  у   товарища. Оценивается работа всей группы в целом, а затем и работа всего класса.  При   использовании   на   уроках   дифференцированных   заданий,   карточки раскрашиваются в разные цвета по уровням сложности. Дети сами выбирают свой уровень в зависимости от того, как усвоили тему. При этом мы решили, что самые   простые   задания   будут   обозначены   яркими   цветами.   А   яркие   цвета снимают   эмоциональное   напряжение   у   слабых   учеников.   Таким   образом, ребёнок быстро находит посильное для него задание. Нельзя не упомянуть очень важной   составляющей   личностно­ориентированного   обучения   – контролирующей   и   оценочной   деятельности   ученика.   Оценку   деятельности обучающихся   на   уроке  надо   проводить     не   только   по   конечному   результату (правильно ­ не правильно), но и по процессу его достижения. Для того, чтобы ребенок не замкнулся в себе, не потерял интерес к поиску истины, общение строится   таким   образом,   чтобы   дать   ребенку   понять,   что   в   процессе совместного обсуждения, споров и разногласий — всегда найдется правильное решение, что учитель готов выслушать любое мнение ребёнка «правильное» или «неправильное»,   и   обязательно   положительно   оценить   любую   мыслительную деятельность своего ученика. При проверке работ я не исправляю ошибки, а только отмечаю пример или слово, в котором она была допущена. При таком подходе ученику необходимо найти   ошибку   и,   соответственно,   исправить   её.   Это   очень   хорошо   развивает контролирующую деятельность самого школьника. На своих уроках с детьми использую: 1.   Разнообразные   формы   и   методы   организации   учебной   деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка. 2. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса. 3. Стимулирую   учащихся   к   высказываниям,   использованию   различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. 4. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. 5. Поощряю   стремление   ученика   находить   свой   способ   работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные. 6. Создаю   ситуации   общения   на   уроке,   позволяющие   каждому   ученику проявлять   инициативу,   самостоятельность,   избирательность   в   способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.  Основы организации личностно­ориентированного урока. Личностно   ориентированный   урок   в   отличие   от   традиционного   в   первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель­ученик». От командного стиля педагог   переходит   к   сотрудничеству,   ориентируясь   на   анализ   не   столько результатов,   сколько   процессуальной   деятельности   ученика.   Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится   его   мышление:   рефлексивным,   то   есть   нацеленным   на   результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что   учитель   должен   не   только   давать   знания,   но   и   создавать   оптимальные условия   для   развития   личности   учащихся.  Дети   не   боятся   высказывать   свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. . Все детские версии я обсуждаю не в жесткой   оценочной   ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом  обобщаю все версии ответа на вопрос,   соответствующие   теме   урока,   задачам   и   целям   обучения.   В   этих условиях   все   ученики   стремятся   быть   «услышанными»,   высказываются   по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. При актуализации знаний на уроке я использую игру «Ты – мне, я – тебе». Суть этой игры в том, что дети задают друг другу вопросы, работая в парах или группах.   Вопросы   ученики   могут   брать   из   учебника   или   придумывать   сами. Приветствуется и то и другое, так как, на мой взгляд, выбирая из имеющихся вопросов,   или   придумывая   их,   дети   проявляют   самостоятельность   в   рамках своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание материала, продумывая варианты ответа. Плюс этой игры еще в том, что дети чувствуют себя более раскрепощено, работая друг с другом, чем если такая же работа происходит с участием учителя. Упражнения словесно­логического характера. На   основе   этих   упражнений   развивается   логика   детей,   оперативная   память, связная   доказательная   речь,   сосредоточенность   внимания.   Они   представляют собой   специально   составленный   текст,   соответствующий   изученной   теме. Упражнения   на   развитие   мышления,   умения   делать   умозаключения   по аналогии. Береза­дерево, фиалка­…; лещ­рыба, пчела­… и т.п. Упражнения творческого характера. По опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ. Дидактическая игра. Большое влияние на развитие познавательной деятельности учащихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования у детей развиваются   подвижность   и   гибкость   ума,   формируются   такие   качества мышления,  как   сравнение,  анализ,  умозаключение   и   т.д.  игрыпостроенные   на материале   различной   степени   трудности,   дают   возможность   осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.  Связь   личностно­ориентированного дифференциации детей. Поскольку   в   определении   личностно­ориентированного   обучения подчеркивается   необходимости   учета   особенностей   его   субъектов,   то   для педагога становится актуальной проблема дифференциации детей. На мой взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам:   проблемой   обучения   с  разные стартовые возможности детей;  разные способности, а с определённого возраста и склонности;  для обеспечения индивидуальной траектории развития. Традиционно в основе дифференциации лежал подход по принципу «больше­ меньше»,   при   котором   лишь   увеличивался   объём   предлагаемого   ученику материала – «сильные» получали задание больше, а «слабые» – меньше. Такое решение проблемы дифференциации не снимало саму проблему и приводило к тому,   что   способные   дети   задерживались   в   своём   развитии,   а   отстающие   не могли преодолеть трудностей, возникавших у них при решении учебных задач. Создать благоприятные педагогические условия для развития личности ученика, его   самоопределения   и   самореализации   помогла   технология   уровневой дифференциации, которую я применяла на своих уроках. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:  по степени самостоятельности учащихся;   по степени и характеру помощи учащимся;   по характеру учебных действий. В практике своей работы я использую  еще одну форму обучения, которая привлекает   школьников   ­   это  групповая   работа.   Групповая   работа   это полноценная   самостоятельная   форма   организации   обучения   школьников.   По мере овладения учащимися умениями совместной работы в парах, вовлекаю их в работу группами. Групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки. Групповые технологии (работа в парах и малых группах) использую обычно на   повторительно­обобщающих   уроках.   Продумываю   состав   групп,   их количество.   В   зависимости   от   темы   и   целей   занятия   количественный   и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может   включать   в   себя   учащихся   с   различной   степенью   сформированности умений и навыков, а может состоять из «сильных», если задание сложное, или из «слабых», если задание не требует творческого подхода. Личностно­ориентированный   подход   к   обучению   и   воспитанию   приносит удовлетворение и ученикам, и учителю, и родителям. Использование   современных   педагогических   технологий   в   специальной коррекционной   школе   способствует   совершенствованию   всего   учебно­ воспитательного процесса, переходу его на принципиально новый уровень.

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"

Доклад на тему: "Современные образовательные технологии обучения в специальной (коррекционной) школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2018