Доклад на тему: Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности. (методическое объединение)
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Доклад на тему: Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности. (методическое объединение)

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +2
Взрослым
16.01.2017
Выделяют следующие признаки технологии обучения: -процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и учащихся; -совокупность приемов, методов; -проектирование и организация процесса обучения; -наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся. Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.Свойства методической системы • многогранность; • процессуальность познания; • разрешение коллизий; • вариативность • Особенности организационных форм • Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Технологии развивающего обучения.docx
МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Доклад на тему: Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности                    Развитие   отечественного   образования   и   достижение   нового   качества   его результатов, удовлетворяющих потребности граждан и общества, является национальным приоритетом России XXI века. В концепции «Российское образование ­ 2020» образование рассматривается   как   возрождение   России   и   как   успех   личности.   В   настоящее   время возрастает   значимость   творческой   активности   человека,   его   самостоятельности   и ответственности   во   всех   областях   деятельности.   Эти   качества   могут   получить   свое развитие в условиях такой системы образования, в центре которой ­ активная и творческая личность, способная к взаимодействию в многоязычном и поликультурном обществе. Фундаментом, на котором закладываются все качества, способности и ценностные ориентации творческой и самостоятельной личности является начальная школа, которой в обновлении общего школьного образования отводится роль значимого этапа становления ученика   ­   будущего   гражданина   нашей   страны.   В   государственном   стандарте   общего начального   образования  подчеркивается,  что  его   федеральный   компонент  направлен   на реализацию качественно новой личностно­ориентированной развивающей модели массовой начальной   школы,   которая   призвана   обеспечить   развитие   личности   школьника,   его способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, воспитание нравственных   качеств   и   ценностей,   необходимых   для   позитивного   взаимодействия   с окружающим миром. В   последние   годы   внимание   учителей   все   чаще   привлекают   идеи   развивающего обучения,   с   которыми   они   связывают   возможность   изменений   в   школе.   Развивающее обучение   направлено   на   подготовку   учащихся   к   самостоятельной   «взрослой»   жизни. Главной   целью   современной   школы   является   обеспечение   усвоения   школьниками определенного   круга   умений,   знаний   и   навыков,   которые   им   понадобятся   в профессиональной, общественной, семейной сферах жизни. Как теоретики, так и практики нашего образования все больше внимания уделяют проблемам   развивающего   обучения.   Этим   проблемам   посвящены   научные   труды, различные учебники и методические пособия. Это свидетельствует  о том, что вопросы интеллектуального, нравственного и физического развития школьников приобретают все большую актуальность в нашем образовании. Задачи исследования. Провести   обзор   основных   технологий   развивающего   обучения,   их   признаков   и особенностей   для   реализации   личностно­ориентированной   модели   массовой   начальной школы. МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Выявить особенности духовно­нравственного и когнитивного развития школьника в процессе развивающего образования и  факторы его обуславливающие  с учетом данных педагогических,   психологических,   психофизиологических   и   нейрофизиологических исследований учащихся.  Обосновать теорию, описывающую цели и содержание развивающего образования и реализующую   принципы,   отражающие   его   закономерности   и   определяющие   воспитание, развитие и учение школьника.  Обосновать   значимость   пропедевтического   этапа   технологии,   позволяющему ученику справляться с трудностями и успешно развиваться в процессе обучения.  Выявить   динамику   духовно­нравственного,   когнитивного   и   коммуникативного развития учащихся в процессе развивающего обучения. Выделяют следующие признаки технологии обучения: ­процессуальный   двусторонний   характер   взаимосвязанной   деятельности преподавателя и учащихся, т. е. совместная деятельность преподавателя и учащихся; ­совокупность приемов, методов; ­проектирование и организация процесса обучения; ­наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся. Любая  технология  обучения  включает  в себя: целевую направленность; научные идеи,   на   которые   опирается;   системы   действий   преподавателя   и   учащегося;   критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.  Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:   технология   разрабатывается   под   конкретный   педагогический   замысел,   в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии   процесса   передачи   знаний   умений   и   навыков;   технологии   развивающей педагогики и т.д.);   технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго   в   соответствии   с   целевыми   установками,   имеющими   форму   конкретного ожидаемого результата;   функционирование   технологии   предусматривает   взаимосвязанную деятельность   преподавателя   и   учащихся   на   договорной   основе   с   учетом   принципов индивидуализации   и   дифференциации,   оптимальную   реализацию   человеческих   и технических возможностей, использование диалога, общения; МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В.  поэтапное   планирование   и   последовательное   воплощение   элементов педагогической   технологии   должны   быть,   с   одной   стороны,   воспроизведены   любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;   органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. В таблице 1 приведены основные характеристики педагогических технологий. Таблица 1 ­ Основные характеристики педагогических технологий Название Цель Сущность перед Последовательное   и целенаправленное выдвижение   обучающимися познавательных   задач, которые разрешая обучаемые активно усваивают знания  Глубокое изучение предметов   за   счет объединения занятий в блоки        Проблемное обучение  Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся  Концентрированное обучение  к Создание максимально   близкой естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса  Механизм Поисковые методы; постановка познавательных задач  Методы   обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся  Модульное обучение  Обеспечение Развивающее обучение  Дифференцированно е обучение  гибкости, приспособление его к   индивидуальным потребностям личности, его подготовки  Развитие   личности и ее способностей    уровню базовой   Создание оптимальных условий   выявления задатков,   развития и интересов для   Самостоятельная работа   обучающихся   с индивидуальной учебной программой  Проблемный подход, индивидуальный темп обучения  Вовлечение обучаемых в различные   виды деятельности    Методы индивидуального обучения    Ориентация   учебного процесса на потенциальные возможности   человека и их реализацию  Усвоение программного материала различных планируемых   уровнях, ниже но не на МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Активное (контекстное) обучение  способностей  Организация активности обучаемых  Методы   активного обучения  обязательного (стандарт)  Моделирование предметного социального содержания   учебной (профильной, профессиональной) деятельности  и   Продолжение таблицы 1 Игровое обучение  Обеспечение Обучение развитию критического мышления  личностно­ деятельного характера   усвоения знаний,   навыков, умений  Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в   образовательный процесс    Самостоятельная познавательная деятельность, направленная   на   поиск, обработку, усвоение учебной информации  Способность новые   вырабатывать разнообразные аргументы, принимать   независимые продуманные решения  ставить вопросы,   Игровые   методы вовлечения обучаемых творческую деятельность  в     Интерактивные методы   обучения; вовлечение учащихся в различные   виды деятельности; соблюдение   трех этапов   реализации технологии:   вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия.  1 Технология развивающего обучения Самыми   известными   основоположниками   развивающего   обучения   считаются Песталоцци, Дистервег, К.Д. Ушинский. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы   и   способности   человека,   причем   это   развитие   должно   быть   разносторонним   и гармоническим.   Основной   принцип   воспитания   –   это   согласие   с   природой.   Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования: процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному. Важнейшей   основой   обучения,   по   Песталоцци,   является   наглядность.   Без применения   наглядности   нельзя   добиться   правильных   представлений   об   окружающем, развивать мышление и речь. МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Песталоцци строит весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Главная задача воспитания – сформировать гармонически развитого   человека,   который   должен   принять   в   будущем   полезное   участие   в   жизни общества. По Дистервегу воспитание должно носить культуросообразный характер с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Необходимо установить тесную связь между воспитанием и духовной жизнью общества. Основное требование воспитания – развитие   в   детях   самодеятельности,   направленной   на   достижение   определенной   цели, которая составляет объективную сторону воспитания. Главная задача обучения – развитие умственных сил и способностей детей.  К.Д. Ушинский требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей, их психологических особенностей и принципа последовательности. Надо укреплять   в   своих   воспитанниках   уверенность   в   своей   памяти   частым   повторением, предупреждающим забывание. Нельзя допускать перегрузки детей учебными занятиями во избежание переутомления. Ушинский большое значение придавал принципу наглядности.  Ушинский видел в наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися   полноценных   знаний,   развивает   их   логическое   мышление.   Много   внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала.   Он   подробно   разработал   методику   повторения   учебного   материала (предупреждение   забывания,   расширение   и   углубление   учебного   материала   при   его повторении,   роль   повторения   для   лучшего   понимания   нового   материала).   Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи. Деятельность и активность учащихся – одни из важнейших условий воспитания и обучения.   Обучение   –   активный,   волевой   процесс,   приучающий   детей   к   умению преодолевать трудности. Ушинский придавал большое значение физическому труду.  К.   Д.   Ушинский   считал,   что   человек   должен   быть   совершенным   физически, умственно и нравственно, гармонически развит.  Существуют   разные   точки   зрения   на   соотношение   обучения   и   развития.   В   сформулированная отечественной   психологии   утверждается   теория   обучения, А.В.Выготским   в   начале   30­х   годов,   где   ведущая   роль   была   признана   за   обучением. Введенное   им   понятие   “зоны   ближайшего   развития”   раскрывает   это   теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, начинает выполнять то, чего он до МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. этого не мог делать самостоятельно, т.е. психическое развитие благодаря обучению делает шаг   вперед.   Те   возможности   и   способности,   которыми   обладает   ребенок   к   моменту обучения – это есть, по Л.С. Выготскому, “зона актуального развития”. Следовательно,   обучение   и   развитие   находятся   в   единстве,   причем   обучение, опережая   развитие,   стимулирует   его,   и   в   то   же   время   само   опирается   на   актуальное развитие.   Поэтому   обучение   должно   ориентироваться   “на   завтрашний   день   детского развития”. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития. Технологии развивающего обучения Л. В. Занкова Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника. Обучение   действует,   преломляясь   через   внутренние   особенности   ребенка,   в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития. Дидактическая характеристика системы Цели обучения:   общее психическое развитие личности; создание основы для всестороннего гармоничного развития. Содержание образования: Богатое   содержание   начального   образования,   которое   дает   учащимся   общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства. Свойства методической системы  многогранность;  процессуальность познания;  разрешение коллизий; вариативность   Особенности организационных форм  Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание. Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова Ребенок   рассматривается   как   самоизменяющийся   субъект   учения,   имеющий потребность и способность в самоизменении. Дидактическая характеристика системы Цели обучения: МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В.  формировать   теоретическое   сознание   и   мышление,   СУД   (способы умственных действий);  обеспечить условия для превращения ученика в учащегося. Содержание образования Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие  способы  действия  в предмете  (как предпосылка  овладения общими  принципами решения задач определенного класса). Свойства методической системы:  концепция целенаправленной учебной деятельности;    проблемное изложение знаний; метод учебных задач; коллективно­распределительная деятельность. С точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л. В. Занкова следующие:    обучение на высоком уровне трудности;  включение   изучаемых   дидактических   единиц   в   многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение материала быстрым темпом);   сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний);    осознание школьниками процесса учения;  развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости. В   качестве   системообразующих   методов   обучения   определены   частично­ поисковый и проблемный. Комплексное использование обоих методов даёт возможность кому­то из учеников самостоятельно справляться с поставленной задачей и полностью усваивать изучаемый на данном этапе материал, а кому­то прибегать к помощи учителя и товарищей, оставаясь пока на уровне представления, и достигать полного усвоения на более поздних этапах обучения. Работа в группах эффективна на уроках технологии, окружающего мира, русского языка, математики и внеклассных мероприятиях. 2 Технология проблемно­диалогического обучения МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Основными   целями   проблемно­диалогического   обучения   являются   приобретение знаний, умений и навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ученика. Для успешного применения данной технологии необходимо выполнение следующих основных   условий:   проблематизация   учебного   материала,   активность   ребенка   и обеспечение связи обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Условно обучение можно разбить на 3 этапа.  1 этап ­ постановка учебной проблемы: ­побуждающий от проблемной ситуации диалог; ­подводящий диалог; ­сообщение темы урока мотивирующим приемом. 2 этап  ­ открытие нового знания: ­побуждающий к гипотезам диалог; ­подводящий к знанию диалог. 3 этап ­ воспроизведение новых знаний. Основные достоинства технологии: ­ ребенок является субъектом обучения; ­ развитие познавательной активности; ­ формирование логического мышления и речи учащихся; ­ здоровьесберегающая технология, т. к. строится на интересе ребенка. 3 Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников Образовательный   процесс   требует   от   учеников   большого   умственного   и   нервно­ психического напряжения. Как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вред   здоровью?   Необходимо   большое   внимание   уделять   профилактике   укрепления здоровья.   Применение   игровой   технологии   обучения   –   это   один   из   главных   секретов хорошего  самочувствия   учащихся   начальных   классов   и   высокой   активности   в  учебном процессе.   Игровые   технологии   способствуют   воспитанию   познавательных   интересов, активизируют деятельность.  Игровые   технологии   тренируют   память,   помогают   выработать   речевые   умения, навыки,   стимулируют   умственную   деятельность,   развивают   внимание   и   познавательный интерес к предмету. МКОУ «Лозовская СОШ», Пахомова В.В. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников, при этом  соревнования в игре способствуют усилению работоспособности. Функции игры как педагогического феномена: развлекательная, коммуникативная, самореализация, игротерапевтическая, диагностическая, коррекционная, межнациональная коммуникация. социализация. Игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения. Игра – сфера реализации себя как личности. Важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой­либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра – это особое «поле самовыражения». При соблюдении учащимися правил сюжета   игры,   знаний   своей   роли   и   ролей   партнера   психологическая   коррекция   в   игре происходит   естественно.   Коррекционные   игры   способны   оказать   помощь   учащимся   с отклонениями  в  поведении,  помочь  справиться  с  переживаниями,  препятствующими  их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Игры – национальны и в то же время интернациональные, межнациональные. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни. Искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, способствуют усвоению единых для всех социально­культурных ценностей. Синтез усвоения богатства   потенциала   воспитания   и   формирования   личности, культуры, функционировать в качестве полноправного члена коллектива.    позволяющей
скачать по прямой ссылке