Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"

  • Документация
  • docx
  • 26.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность студенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов применяется для достижения определенных целей в комбинации с другими методами и приемами.
Иконка файла материала МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.docx
Российская Федерация Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кабардино­Балкарский автомобильно­дорожный колледж»  Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР Доклад  на тему: «Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости  (из опыта работы)» Автор: Эльмурзаева Ж.Х. ­ преподаватель ГКПОУ «КБАДК»Нальчик 2016 г.В   педагогической   практике   использование   метода   проектов   может задачи   индивидуально­ориентированного целенаправленно   решать   образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям   выбрать   деятельность   по   интересам,   которая   соответствует   их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет   учащимся   выбрать   деятельность   по   интересам   и   через   дело, которое   соответствует   их   развивающимся   способностям,   дает   знания   и умения и способствует устремлению к новым делам.  Разрабатывая   и   реализуя   проекты,   учащиеся   развивают   навыки мышления,   поиска   информации,   анализа,   экспериментирования,   принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. Из вышесказанного очевидно, что практическим результатом учебной проектной   деятельности   является   проект.   Слово   «проект»   (в   буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как план, замысел,   текст   или   чертеж   чего­либо,   предваряющий   его   создание.   Это толкование   получило   свое   дальнейшее   развитие:   «Проект   –   прототип, прообраз какого­либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».   Классификация выполняемых школьниками под руководством учителя проектов приведена в книге «Педагогические технологии», Кукушин В.С.,[4. с15­24]Технология проектного обучения включает ряд общих этапов.  Проект – это «пять П». [2, с 121­138]  1.   Наличие   проблемы.   Работа   над   проектом   всегда   направлена   на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно  использовать  в учебном процессе  для  решения различных небольших проблемных задач  в рамках одного­двух уроков (мини­проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.    К   примеру,   для   решения   крупных   задач   (проблем)   по   математике, сложных  для  понимания  вопросов использую  крупные  проекты,  которые  в основном   выполняются   во   внеурочной   деятельности.   Данные   проекты   в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так   называемые   среднесрочные   проекты   (макро­проекты),   применяемые   в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).   Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект   может   быть   связан   с   изучением   какой­либо   темы   по   математике, которая не изучается по программе или с приложениями математики в науке и практике.  Примерами могут служить проекты по следующим темам: «Геометрия дождя и снега», «Роза ветров», «Юрта – мир геометрических фигур.  2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта   вырабатывается   план   совместных   действий   учащегося   и преподавателя.   Создаётся   банк   идей   и   предложений.   На   протяжении   всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем   случае   не   навязывает   студенту   своё   видение   решения   задачи. Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества   учащихся   в   группе.   В   каждой   группе   распределяются   роли: например,   генератор   идей,   презентатор,   дизайнер,   критик,   энциклопедист,секретарь и др. 3. Поиск информации­ обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку   в   этом   оказывают   Интернет   ресурсы.   Найденная   информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый   вариант. технологических операций в каждой работе.   Преподаватель   корректирует   последовательность 4.   Результат   работы   –   продукт.   Учащиеся,   выбрав   посильные технологии   для   создания   своей   работы   на   компьютере,   уточняют, анализируют   собранную   информацию,   формулируют   выводы.   Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны   быть,   что   называется,   «осязаемыми».   Если   это   теоретическая проблема,   то   конкретное   ее   решение,   если   практическая   −   конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в колледже, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др.  Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.  Результатами   работы   над   проектами   во   внеурочной   деятельности становятся   рефераты,   эссе,   электронные   пособия,   математические   модели, мультимедийные продукты и т. д. 5. Презентация результатов – представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта   и   защиты   самого   проекта,   которую   провожу   в   форме   конкурса, выставки, презентации. При   защите   учащиеся   демонстрируют   и   комментируют   глубинуразработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат,   развивая   при   этом   свои   ораторские   способности.   Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Думаю,   каждый   преподаватель   не   раз   задавал   себе   вопрос:   почему снижается   учебная   мотивация   учащихся?   Все   дети,   когда   идут   в   учебное   генетически заведение,   почему   для   ребёнка,   хотят   учиться, предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу? Таким   образом,   противоречие   между   высокими   требованиями   к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной   стороны,   и,   снижение   интереса   к   учебе,   в   том   числе   и   на   уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в группах, где веду математику, пришла к выводу:  Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки,  проблемы.  Чтобы   у   учащегося   развивалось   творческое   мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества   в   познании.   Только   через   преодоление   трудностей,   решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.  •   Размышлять,   опираясь   на   знание   фактов,   закономерностей   науки, делать обоснованные выводы.  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.  Если   студент   сумеет   справиться   с   работой   над   учебным   проектом, можно   надеяться,   что   в   настоящей   взрослой   жизни   он   окажется   более   сумеет   планировать   собственную   деятельность, приспособленным: ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях,   совместно   работать   с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:  ­ 10% от того, что они читают;  ­ 26% от того, что они слышат;  ­ 30% от того, что они видят;  ­ 50% от того, что они видят и слышат;  ­ 70% от того, что они обсуждают с другими;  ­ 80% от того, что основано на личном опыте;   ­   90   %   от   того,   что   они   говорят   (проговаривают)   в   то   время,   как делают;  ­ 95% от того, чему они обучаются сами. Необходимость   прогрессивных   образовательных   технологий   –   это объективное   требование,   и   поэтому,   как   правило,   каждый   учитель   со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями: 1) создать собственную технологию; 2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учащихся.   Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю третий год. Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики, учащиеся   осваивают   инструмент   для   познания   мира   и   человека,   на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить детей   получать   знания,   научить   работать   и   зарабатывать   на   жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе. Первый этап в моей работе– был направлен на изучение научно­методической литературы по исследуемой   проблеме,   которые   необходимо   знать   для   правильной организации работы. Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне   структурировать   проектную   деятельность:   «Проектная   деятельность   в естественнонаучном   образовании»,   «Теория   и   практика   реализацииличностно­ориентированного подхода в преподавании математики в условиях предпрофильной   подготовки   и   профильного   обучения»,   «Информационные технологии в образовании», «Использование интерактивных досок в учебном процессе». Второй этап – позволил спланировать работу по экспериментальному обучению,   а   именно,   повышению   интереса,   самостоятельности,   активности учащихся   на   уроках,   психологического   благополучия   и   здоровья   детей   в учебной   деятельности,   повышению   уровня   использования   наглядности   и визуализации на уроке, повышению эстетической привлекательности урока, привлечению   учащихся   к   использованию   ИКТ   при   самоподготовке, повышению уровня математической грамотности.  В   своей   работе   я   использую   групповые   и   индивидуальные,   информационные   и   практико­ монопредметные   и   межпредметные, ориентированные   проекты.   Так   же   применяю   модель   учебного   занятия   в режиме   проектного   обучения,   используя   технологию   исследовательского проекта. В   связи   с   тем,   что   в   кабинете   появился   набор   интерактивного оборудования, то все модели использования информационных технологий я рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской. На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ   и   проектных   работ   учащихся,   распространение   опыта   в   работе   с учащимися нового набора. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания   метода   проектов.   «Дорога   та,   что   сам   искал,   вовек   не позабудется.» Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.  В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы надпроектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе   замечания   и   предложения   на   будущее?   Благодарю   учащихся,   и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя,   лучшего   дизайнера   и   т.д.   Каждому   из   участников   проекта ставлю   отметку   по   математике   за   данную   тему.   Естественно,   что   этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учащихся рождают желание работать дальше.  В   системе   проектного   обучения   важен   индивидуальный   подход   к учащимся,   так   как   в   каждой   группе   есть   учащиеся   с   различными способностями.   Следует   учитывать   индивидуальные   особенности   учащихся при   постановке   задания.   Более   сильные   студенты   могут   выполнить   более глубокие   исследования,   предложить   больше   различных   идей   и   изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны преподавателя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать   несложные   изделия.  У  каждого   учащегося   может   быть   свой запланированный   конечный   результат.   Желательно,   чтобы   преподаватель обговаривал   с   детьми   ожидаемый   результат   как   в   начале,   так   и   в   ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и учащегося.   Успешность   обучения   методом   проектов   базируется   на   знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести учащегося к принятию собственного решения.Литература 1.   Новые   педагогические   и   информационные   технологии   в   системе образования / Под ред. Е. С.Полат. – М., 2000.  2.   Педагогическая   технология.   Педагогическое   воздействие   в   процессе воспитания школьников/ Щуркова Н.Е.– М., 1992  3. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. "Директор школы", № 11, 1998.  4. Педагогические технологии./ Кукушин В.С., 2004 г.: МарТ 5.  http://school.keldysh.ru/  6.  http://schoolar.urc.ac.ru/courses/Manual/theme3/ more/text3­1.html