Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"
Оценка 4.8
Документация
docx
математика
Взрослым
26.03.2017
Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность студенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов применяется для достижения определенных целей в комбинации с другими методами и приемами.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.docx
Российская Федерация
Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение
«КабардиноБалкарский автомобильнодорожный колледж»
Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР
Доклад
на тему:
«Технология проектного обучения в
контексте реализации ФГОС как средство
профилактики неуспеваемости
(из опыта работы)»
Автор: Эльмурзаева Ж.Х. преподаватель ГКПОУ «КБАДК» Нальчик 2016 г. В педагогической практике использование метода проектов может
задачи индивидуальноориентированного
целенаправленно решать
образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет
детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их
способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков.
Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм инновационной творческой
деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию,
получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы,
приобретать опыт решения творческих задач.
Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные
области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и
познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие
сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он
позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело,
которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и
умения и способствует устремлению к новым делам.
Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки
мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия
решений, самостоятельной работы и работы в группах.
Из вышесказанного очевидно, что практическим результатом учебной
проектной деятельности является проект. Слово «проект» (в буквальном
переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как план,
замысел, текст или чертеж чеголибо, предваряющий его создание. Это
толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип,
прообраз какоголибо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование
превращается в процесс создания проекта».
Классификация выполняемых школьниками под руководством учителя
проектов приведена в книге «Педагогические технологии», Кукушин В.С.,[4.
с1524] Технология проектного обучения включает ряд общих этапов.
Проект – это «пять П». [2, с 121138]
1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на
разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод
проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных
небольших проблемных задач в рамках одногодвух уроков (минипроекты
или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой
урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике,
сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в
основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в
основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это
так называемые среднесрочные проекты (макропроекты), применяемые в
основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные
курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно.
Проект может быть связан с изучением какойлибо темы по математике,
которая не изучается по программе или с приложениями математики в науке
и практике.
Примерами могут служить проекты по следующим темам: «Геометрия
дождя и снега», «Роза ветров», «Юрта – мир геометрических фигур.
2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения
проекта вырабатывается план совместных действий учащегося и
преподавателя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей
работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в
коем случае не навязывает студенту своё видение решения задачи.
Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от
количества учащихся в группе. В каждой группе распределяются роли:
например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.
3. Поиск информации обязательное условие каждого проекта. Большую
поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация,
обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается
базовый вариант.
технологических операций в каждой работе.
Преподаватель корректирует последовательность
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные
технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют,
анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель
выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов
должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая
проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный
результат, готовый к использованию (на уроке, в колледже, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные
продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на
уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач,
сборник ключевых задач по изучаемой теме и др.
Прикладной проект может быть связан с применением математического
аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества
необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении
месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности
становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели,
мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов – представление готового продукта. Иными
словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации
продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса,
выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный
результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается
каждый проект всеми участниками занятий.
Думаю, каждый преподаватель не раз задавал себе вопрос: почему
снижается учебная мотивация учащихся? Все дети, когда идут в учебное
генетически
заведение,
почему для ребёнка,
хотят учиться,
предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную,
малопривлекательную работу?
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к
качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с
одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках
математики, с другой, предопределило для меня использование проектного
обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в группах, где веду
математику, пришла к выводу:
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…
загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление,
необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь
человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение
проблем, ребенок может войти в мир творчества.
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,
делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом,
можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более
сумеет планировать собственную деятельность,
приспособленным:
ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с
различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
10% от того, что они читают;
26% от того, что они слышат;
30% от того, что они видят;
50% от того, что они видят и слышат;
70% от того, что они обсуждают с другими;
80% от того, что основано на личном опыте;
90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как
делают;
95% от того, чему они обучаются сами.
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это
объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со
временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих
учащихся.
Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю
третий год. Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую
формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики,
учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на
информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения
информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить
детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь
(компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе. Первый этап в
моей работе– был направлен на изучение научнометодической литературы по
исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной
организации работы. Необходимые теоретические сведения, которые помогли
мне структурировать проектную деятельность: «Проектная деятельность в
естественнонаучном образовании», «Теория и практика реализации личностноориентированного подхода в преподавании математики в условиях
предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Информационные
технологии в образовании», «Использование интерактивных досок в учебном
процессе».
Второй этап – позволил спланировать работу по экспериментальному
обучению, а именно, повышению интереса, самостоятельности, активности
учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в
учебной деятельности, повышению уровня использования наглядности и
визуализации на уроке, повышению эстетической привлекательности урока,
привлечению учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке,
повышению уровня математической грамотности.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные,
информационные и практико
монопредметные и межпредметные,
ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в
режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского
проекта.
В связи с тем, что в кабинете появился набор интерактивного
оборудования, то все модели использования информационных технологий я
рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской.
На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение
методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием
ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с
учащимися нового набора. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и
где, и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного
понимания метода проектов. «Дорога та, что сам искал, вовек не
позабудется.» Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью
учителя учатся оценивать их.
В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для
обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы
были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать
себе замечания и предложения на будущее? Благодарю учащихся, и
обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного
исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта
ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой
отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учащихся рождают
желание работать дальше.
В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к
учащимся, так как в каждой группе есть учащиеся с различными
способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся
при постановке задания. Более сильные студенты могут выполнить более
глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить
более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки
при меньшей требовательности со стороны преподавателя. Такие дети могут
проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и
изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой
запланированный конечный результат. Желательно, чтобы преподаватель
обговаривал с детьми ожидаемый результат как в начале, так и в ходе
выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было
запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны
проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и
учащегося. Успешность обучения методом проектов базируется на знании
возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести учащегося к
принятию собственного решения. Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Под ред. Е. С.Полат. – М., 2000.
2. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе
воспитания школьников/ Щуркова Н.Е.– М., 1992
3. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей
всезнающего оракула. "Директор школы", № 11, 1998.
4. Педагогические технологии./ Кукушин В.С., 2004 г.: МарТ
5. http://school.keldysh.ru/
6. http://schoolar.urc.ac.ru/courses/Manual/theme3/ more/text31.html
Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"
Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"
Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"
Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"
Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"
Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"
Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"
Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"
Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"
Доклад на тему: "Технология проектного обучения в контексте реализации ФГОС как средство профилактики неуспеваемости"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.