Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность студенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, проявить творчество при выполнении учебных заданий. Метод проектов применяется для достижения определенных целей в комбинации с другими методами и приемами.
Российская Федерация
Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение
«КабардиноБалкарский автомобильнодорожный колледж»
Министерства образования, науки и по делам молодежи КБР
Доклад
на тему:
«Технология проектного обучения в
контексте реализации ФГОС как средство
профилактики неуспеваемости
(из опыта работы)»
Автор: Эльмурзаева Ж.Х. преподаватель ГКПОУ «КБАДК»Нальчик 2016 г.В педагогической практике использование метода проектов может
задачи индивидуальноориентированного
целенаправленно решать
образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет
детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их
способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков.
Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм инновационной творческой
деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию,
получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы,
приобретать опыт решения творческих задач.
Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные
области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и
познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие
сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он
позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело,
которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и
умения и способствует устремлению к новым делам.
Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки
мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия
решений, самостоятельной работы и работы в группах.
Из вышесказанного очевидно, что практическим результатом учебной
проектной деятельности является проект. Слово «проект» (в буквальном
переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как план,
замысел, текст или чертеж чеголибо, предваряющий его создание. Это
толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип,
прообраз какоголибо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование
превращается в процесс создания проекта».
Классификация выполняемых школьниками под руководством учителя
проектов приведена в книге «Педагогические технологии», Кукушин В.С.,[4.
с1524]Технология проектного обучения включает ряд общих этапов.
Проект – это «пять П». [2, с 121138]
1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на
разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод
проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных
небольших проблемных задач в рамках одногодвух уроков (минипроекты
или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой
урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике,
сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в
основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в
основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это
так называемые среднесрочные проекты (макропроекты), применяемые в
основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные
курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно.
Проект может быть связан с изучением какойлибо темы по математике,
которая не изучается по программе или с приложениями математики в науке
и практике.
Примерами могут служить проекты по следующим темам: «Геометрия
дождя и снега», «Роза ветров», «Юрта – мир геометрических фигур.
2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения
проекта вырабатывается план совместных действий учащегося и
преподавателя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей
работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в
коем случае не навязывает студенту своё видение решения задачи.
Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от
количества учащихся в группе. В каждой группе распределяются роли:
например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист,секретарь и др.
3. Поиск информации обязательное условие каждого проекта. Большую
поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация,
обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается
базовый вариант.
технологических операций в каждой работе.
Преподаватель корректирует последовательность
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные
технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют,
анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель
выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов
должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая
проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный
результат, готовый к использованию (на уроке, в колледже, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные
продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на
уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач,
сборник ключевых задач по изучаемой теме и др.
Прикладной проект может быть связан с применением математического
аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества
необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении
месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности
становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели,
мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов – представление готового продукта. Иными
словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации
продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса,
выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубинуразработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный
результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается
каждый проект всеми участниками занятий.
Думаю, каждый преподаватель не раз задавал себе вопрос: почему
снижается учебная мотивация учащихся? Все дети, когда идут в учебное
генетически
заведение,
почему для ребёнка,
хотят учиться,
предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную,
малопривлекательную работу?
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к
качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с
одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках
математики, с другой, предопределило для меня использование проектного
обучения на своих уроках. Проанализировав ситуацию в группах, где веду
математику, пришла к выводу:
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…
загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление,
необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь
человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение
проблем, ребенок может войти в мир творчества.
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
• Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,
делать обоснованные выводы.
• Принимать самостоятельные аргументированные решения.
• Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом,
можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более
сумеет планировать собственную деятельность,
приспособленным:
ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с
различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
10% от того, что они читают;
26% от того, что они слышат;
30% от того, что они видят;
50% от того, что они видят и слышат;
70% от того, что они обсуждают с другими;
80% от того, что основано на личном опыте;
90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как
делают;
95% от того, чему они обучаются сами.
Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это
объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со
временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
1) создать собственную технологию;
2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих
учащихся.
Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю
третий год. Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую
формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики,
учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на
информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения
информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить
детей получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь
(компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе. Первый этап в
моей работе– был направлен на изучение научнометодической литературы по
исследуемой проблеме, которые необходимо знать для правильной
организации работы. Необходимые теоретические сведения, которые помогли
мне структурировать проектную деятельность: «Проектная деятельность в
естественнонаучном образовании», «Теория и практика реализацииличностноориентированного подхода в преподавании математики в условиях
предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Информационные
технологии в образовании», «Использование интерактивных досок в учебном
процессе».
Второй этап – позволил спланировать работу по экспериментальному
обучению, а именно, повышению интереса, самостоятельности, активности
учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в
учебной деятельности, повышению уровня использования наглядности и
визуализации на уроке, повышению эстетической привлекательности урока,
привлечению учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке,
повышению уровня математической грамотности.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные,
информационные и практико
монопредметные и межпредметные,
ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в
режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского
проекта.
В связи с тем, что в кабинете появился набор интерактивного
оборудования, то все модели использования информационных технологий я
рассматриваю во взаимосвязи с интерактивной доской.
На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение
методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием
ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с
учащимися нового набора. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и
где, и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного
понимания метода проектов. «Дорога та, что сам искал, вовек не
позабудется.» Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью
учителя учатся оценивать их.
В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для
обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы надпроектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы
были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать
себе замечания и предложения на будущее? Благодарю учащихся, и
обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного
исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта
ставлю отметку по математике за данную тему. Естественно, что этой
отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учащихся рождают
желание работать дальше.
В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к
учащимся, так как в каждой группе есть учащиеся с различными
способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся
при постановке задания. Более сильные студенты могут выполнить более
глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить
более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки
при меньшей требовательности со стороны преподавателя. Такие дети могут
проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и
изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой
запланированный конечный результат. Желательно, чтобы преподаватель
обговаривал с детьми ожидаемый результат как в начале, так и в ходе
выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было
запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны
проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и
учащегося. Успешность обучения методом проектов базируется на знании
возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести учащегося к
принятию собственного решения.Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Под ред. Е. С.Полат. – М., 2000.
2. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе
воспитания школьников/ Щуркова Н.Е.– М., 1992
3. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей
всезнающего оракула. "Директор школы", № 11, 1998.
4. Педагогические технологии./ Кукушин В.С., 2004 г.: МарТ
5. http://school.keldysh.ru/
6. http://schoolar.urc.ac.ru/courses/Manual/theme3/ more/text31.html