Доклад на тему: "Технология развития критического мышления на уроках истории".
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
технология
Взрослым
17.03.2018
Одной из главных технологий в работе педагога является технология развития критического мышления, над которой проводилась целенаправленная работа по апробации, внедрению, выработке подходов к методике преподавания на протяжении многих лет:
I этап — изучение теоретических основ технологии развития критического мышления.
II этап – применение технологии развития критического мышления.
критич. тех..doc
Доклад на тему:
Технология развития критического мышления на уроках
истории.
Одной из главных технологий в работе педагога является технология
развития критического мышления, над которой проводилась целенаправленная работа по
апробации, внедрению, выработке подходов к методике преподавания на протяжении многих
лет:
I этап — изучение теоретических основ технологии развития критического мышления.
II этап – применение технологии развития критического мышления. В рамках преподавания истории и ОРКСЭ проводилась целенаправленная работа: по
разработке уроков, в технологии развития критического мышления 79 классах, а также по
использованию как традиционных способов и приёмов, позволяющих активизировать
познавательную деятельность учеников, так и специфических, разработанных авторами
данной технологии. Учитель проводил работу по использованию целесообразных приёмов и
методов, применяемых на стадии – Вызова:мозговой штурм, ассоциативная таблица,
составление кластера, рассказпредположение по ключевым словам, верные и неверные
утверждения и др.
Учебный мозговой штурм даёт возможность уже с начала урока пробудить интерес к
изучению темы, способствует тренировке умения кратко и чётко выражать свои мысли,
раскрепощению креативного мышления. Учебный мозговой штурм можно проводить
фронтально, со всем классом, записывая идеи на доске, индивидуально, когда идеи
фиксируются в тетрадях, а потом уже обсуждаются совместно, в парах или группах.
Пример. На уроке истории России в 6 классе «Удельный период русской истории »
учащиеся делятся на группы и им предлагается составить список из нескольких (как минимум
трёх) процессов, затронувших русские земли. Спикеры групп после окончания работы
озвучивают идеи, а учитель записывает их на доску. Процессы, происходившие на
Руси: феодальная раздробленность; междоусобные войны; образование новых княжеских
династии. Далее ребятам предлагается, работая в группах, составить несколько предложений
так, чтобы между выписанными на доске идеями эта связь прослеживалась. Результатами
групповой деятельности являются перепутанные логические цепи, работа с которыми
способствовала не только систематизации уже известной ученикам информации, но и
позволила перейти к следующей фазе урока.
Ассоциативная таблица на стадии вызова также используется для активизации мыслительной
деятельности учащихся и актуализации имеющихся знаний.
Пример. На уроке Всеобщей истории в 9 классе при изучении темы «Глобальные
проблемы человечества» ученикам предлагается записать зрительные ассоциации со словом
«глобальные проблемы». Такая ассоциативная схема может выглядеть следующим образом:
После беседы, направленной на выявление глобальных проблем человечества, осуществляется
переход к фазе осмысления, в ходе которой через работу в группах с текстом учебника и
дополнительной информации выявленные проблемы и возникшие вопросы могут быть решены.
Другой приём, «верные и неверные утверждения».
Например, перед началом урока истории в 9 классе по теме «Консервация
политического режима» могут быть предложены следующие высказывания: Верные и
неверные утверждения до чтения после чтения. В эпоху застоя была принята новая
Конституция, в которой были провозглашены основные права граждан это было время
расцвета литературы и искусства, была восстановлена система ГУЛАГА. Была ужесточена
цензура. Видные деятели науки и искусства были выдворены из СССР. Верные и неверные
утверждения до чтения после чтения. Численность населения Сибири была высокой. В
Сибири проживали ханты, манси, ненцы. Главное занятие народов Сибириземледелие. Путь в
Сибирь открыл казак Ермак в 16 веке. Мягкая рухлядьэто пушнина. С.И.Дежнёв прошёл весь
Амур и добрался до Тихого океана. В 1649 году основан город Анадырь сподвижниками
С.Дежнёва. В 17 веке было доказано, что материки Азия и Америка не соединяются. Затем
учитель знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме)
нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность,
используя полученную на уроке информацию. Следующий приём – кластеры (гроздья). Кластеры — графический приём в систематизации
материала.
Например, при изучении темы «Латинская Америка во второй половине ХХ – начале
ХХI в.» в 9 классе просим учащихся предположить, по каким направлениям мы будем изучать
эту группу стран. В качестве главных в изучаемой теме школьники предлагают следующие
вопросы: внутренняя политика, экономика, внешняя политика, особенности развития региона
и др. Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. Следующим шагом
может быть задание: обсудить в группах и сделать предположения о развитии региона по
данным направлениям, информация записывается. Чтобы разрешить противоречия, которые
неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить на все вопросы, возникшие при
систематизации, чтобы подтвердить или опровергнуть первоначальные предположения,
расширить знания по данной теме, предлагается работа с текстом учебника и со справочной
литературой, которая находится в распоряжении учащихся. Таким образом, урок плавно
переходит в следующую стадию, Осмысления.
На этой стадии осуществляется непосредственный контакт с новой информацией
(текст, фильм, материал параграфа, лекция), работа ведется индивидуально или в парах.
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения,
делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. В
процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее
важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. Чтобы сохранить интерес к
теме нужно использовать приёмы стимулирования внимания и активности: проблемные
вопросы по ходу объяснения или рассказа, графическое представление материала, интересные
факты и комментарии.
На этой стадии используется прием «лови ошибку»: объясняя материал, педагог
намеренно допускает ошибки, а ученики должны их обнаружить в ходе слушания. Либо
можно предложить учащимся текст со специально допущенными ошибками и по ходу работы
они должны их исправить.
Чтобы обеспечить постепенное продвижение учащихся от знания «старого» к
«новому», учитель использует приём «Инсерт»: маркировка текста по мере его чтения или
прослушивания специальными знаками, например:
«+» уже знал, знакомо;
«» думал иначе или не согласен;
«!» новое;
«?» не понял, есть вопросы.
После прочтения или прослушивания текста учащиеся заполняют таблицу, где значки станут
заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Для активного восприятия, систематизации и оценки информации учитель
использует приём «П»«М»«И»: таблица «Плюсминусинтересно». При чтении текста
учащиеся фиксируют в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: —
позитивный характер (графа «П»); негативный характер (графа «М»); наиболее интересные и
спорные факты (графа «И»).
Например, на уроке истории в 9 классе по теме «Экономическая политика красных и
белых» учащиеся, используя параграф учебника, заполняют таблицу «Плюсы и минусы
экономической политики белых и красных». Подобная форма организации работы с
материалом позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам. Особое внимание уделяется формированию и развитию умений работать с вопросами.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх
фаз урока: на стадии Вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии Осмысления —
способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении —
демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку
записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, например: «Кто?»,
«Что?», «Когда?», «Как звали…?», «Верно ли…?» и др. В левой колонке — вопросы,
требующие подробного развёрнутого ответа, например: «Объясните, почему…?», «В чём
различие…?», «Что, если…?» и т. д.
На стадии рефлексии идёт творческая переработка, анализ, интерпретация изученной
информации. На данном этапе учащиеся возвращаются к первоначальным записям и
предположениям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие, исследовательские
или практические задания, соотносят «новую» информацию со «старой», используют знания,
полученные на стадии Осмысления. Работу можно проводить индивидуально — в парах
группах. На стадии Рефлексии педагог использует таблицы, схемы, кластеры,
способствующие установлению причинноследственных связей между блоками информации,
организует возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Проводимая
работа становится основой для написания эссе, синквейнов, организации круглых столов,
дискуссий, деловых игр.
Например, на уроке истории в 8 классе по теме «Династический кризис 1825 г.
Выступление декабристов» можно провести дискуссию «Восстание декабристов: подвиг или
преступление?». Класс делится на две группы: участники одной группы отстаивают одну
точку зрения, а другой — противоположную. Формируется также группа наблюдателей –
учитель с несколькими помощниками. Во время игры:
группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников;
группы вступают в диспут;
Доклад на тему: "Технология развития критического мышления на уроках истории".
Доклад на тему: "Технология развития критического мышления на уроках истории".
Доклад на тему: "Технология развития критического мышления на уроках истории".
Доклад на тему: "Технология развития критического мышления на уроках истории".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.