Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»
Оценка 4.9

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Оценка 4.9
Лекции
docx
русская литература +1
Взрослым
30.10.2018
Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»
В работе раскрываются особенности подросткового развития личности и особой роли системы образования, которая обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка. Показана роль литературы в воспитании нравственности учащихся. Обозначены задачи современной школы по подготовке подростков к жизни в условиях многонациональной среды.
Толерантность(доклад).docx
Доклад на тему                                «Воспитание толерантности на уроках литературы» Подготовил:                                                  учитель русского языка  и литературы    МКОУ  «Рылевская СОШ»                                             Пунтусов В.Ю.                                                       2017 г. В наше время, на мой взгляд, одна из важнейших функций школы – научить  людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с  толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и  востребовано в наши дни и  особенно в нашей школе , где учатся дети самых  разных национальностей.                                                                                            Вспоминается притча. Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь  думает: “Какое уродливое животное: страшные горбы, странная шея,  ненормальная голова”. Верблюд думает: “И как обходится это несчастное  животное без горбов, когда нет воды и пищи?” Эта притча наглядно показывает, как людям трудно понимать и принимать  друг друга.  Исторически сложившийся менталитет российских граждан, как, впрочем, и  граждан других стран, предполагает бинарность отношения: “свой – чужой”,  “черное – белое”, “хорошее – плохое”. Кризисная социальная ситуация в  многонациональном обществе становится питательной средой для  возникновения межнациональной розни в диапазоне от легкого раздражения  до различных форм дискриминации и открытого межнационального  конфликта. Построение цивилизованного общества, способного строить  экономически развитое государство, для чего потребуется задействовать все  человеческие ресурсы, требует изменения принципа общественных  взаимоотношений. Принцип толерантности – норма цивилизованного  компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами,  ценностями. Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми  особенностями, которые мы относим к интолерантному (противоположному  толерантности) поведению: повышенная агрессивность, некритичность  мышления, несформированность образа “Я”, безответственность,  незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот  кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим,  терпимым, демократичным станет он в дальнейшем. По свидетельствам  ученых, личность представителя авторитарного общества коренным образом  отличается от личности представителя демократического общества. Кто  поможет подростку преодолеть период интолерантности, воспитает  перечисленные выше качества? Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом  воспитательного воздействия на ребенка. И в профессиональной прессе, и в  методических изданиях в последнее время часто встречаются призывы  гуманизировать образование, приспособить его к развитию демократической  личности нового общества. Тем не менее, в реальной педагогической практике движение в эту сторону происходит с неимоверным трудом. Находясь в  ситуации непосредственного общения со своим ли ребенком, с учеником, с незнакомым подростком в общественном транспорте или на лестничной  клетке, взрослые чаще демонстрируют образцы авторитарного,  интолерантного поведения, вызывая адекватную реакцию со стороны ребенка.  То же происходит и в школе, а ценности толерантных взаимоотношений  остаются лишь декларируемыми. Культура ненасилия в повседневной жизни может стать реальностью только  при решении проблемы перехода к педагогике ненасилия и освобождений  взаимоотношений взрослых и детей от любых форм насилия. Иными словами,  речь идет о переходе к более гуманной педагогике, которая поддерживает,  оберегает и развивает, прежде всего, “человеческое в человеке”, о  принципиальной смене приоритетов в образовании и движении “от культуры  полезности к культуре достоинства”. Сама по себе проблема интолерантных взаимоотношений в обществе не  исчезнет. Не случайно была принята федеральная целевая программа “  Формирование установок толерантного сознания и профилактика  экстремизма в российском обществе(2001­2005 годы)”. Необходимы  целенаправленные усилия разных организаций и, в первую очередь,  организаций, работающих с детьми и молодежью, для того чтобы принципы  толерантности через молодое поколение проникали в нашу жизнь.  Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности  показать молодому человеку возможность осознанного выбора между  агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями. Воспитание толерантности на уроках литературы. Время, в которое мы живем, часто называют тяжелым, а нравы – жестокими.  На первый взгляд может показаться, что не время писать о толерантности.  Однако в жизни много парадоксального. Та же идея терпения и самоуважения может улучшить мир, если каждый человек будет в жизни руководствоваться  ею. Э.Фромм в самовоспитании большое значение придает распознанию в  человеке степени наличия тех или иных тенденций и их осознанности самим  человеком. В деле воспитания толерантности важно окружение ребенка  толерантными людьми. На мой взгляд, воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием  нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная  личность. Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных  начал в жизни общества. Нравственное воспитание – важнейшая задача всех  общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так  как именно здесь закладываются основы основ облика человека. В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую  роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А. Твардовский назвал уроками  нравственного прозрения. Уроки литературы призваны воспитывать ее духовный мир, на выбор ею  нравственных ориентиров. Но нравственное воспитание невозможно без  психологической культуры. А разве она мыслима без понимания законов  развития личности, без адекватной нравственно­психологической самооценки, без умения осмыслить душевное состояние в его диалектности? Уроки  литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир  персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и  совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно,  по словам И.Кона, что “обретая способность погружаться в себя, в свои  переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту  природы, звуки музыки, новые краски”. Иначе говоря, путь в себя – это  одновременно и путь в мир, окружающий человека. Погружение в художественные миры – это и погружение в самого себя.  Граница между “Я” и этими мирами подчас становиться зыбкой или вообще  размытой. В идеале урок литературы должен помочь учащимся в этом деле, требующем  усилий души и разума. Усилий, определяющих нравственную атмосферу  урока. Наши ученики – подростки, юноши и девушки. Они переживают самую  трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это  время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это  время крайностей негативизма и максимализма, в которые впадают  подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни. А главное – это время мучительных раздумий над впервые вставшими перед  сознанием “вечными вопросами”. Тогда появляются первые трудные раздумья о жизни и смерти, о родном теплом мире и холодной бесконечности  Вселенной, тогда приходят мысли об истории и ее отношении к  современности, о своем месте в “цепи времен”, тогда начинают волновать  тайны нравственных отношений, приходит первая влюбленность, просыпаются серьезные чувства. Подростку не по плечу в одиночку справиться с этим грузом новых  впечатлений и раздумий. Именно тогда в его не защищенную душу могут  проникнуть едкие вирусы цинизма. В это время мы не вправе оставлять  подростка без нравственной поддержки. Надо незаметно, как бы невзначай,  помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы. Учить переживать душевные муки, облагораживаться ими, неустанно искать  выходы из невидимых тупиков мысли и чувства. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного,  чем литература. “Юноше, обдумывающему житье”, приходит на помощь опыт  мышления и переживания литературных героев, он незаметно проникается  тем мироотношением, всегда нравственным и эстетическим, которое  воплощено в художественном мире талантливого литературного  произведения. Надо учитывать также и то обстоятельство, что на современном этапе  проблема нравственного формирования личности, а значит и воспитательного  назначения литературы, встала с невиданной прежде остротой. Ведущей  тенденцией современности стало возрастание духовных запросов. Нравственные коллизии воссоздаются во всех лучших произведениях  современной литературы. В художественных произведениях толерантность в  основном отражается в двух видах: во­первых, отношения между людьми  показываются такими, какими они должны быть, то есть без насилия, и, во­ вторых, показывая интолерантное поведение своих героев, автор выражает  протест против них. Работа по воспитанию толерантной личности проводится почти на каждом  уроке литературы. Уже в начале 5 класса при знакомстве с  русскими  народными сказками детям предлагается найти малознакомые сказки других  народов. Дополнительно учащиеся ищут информацию о том народе, в среде  которого она родилась. При   изучении   классической   литературы   в   учебном   курсе   школьной программы   можно   найти   массу   примеров   произведений,   затрагивающих проблему толерантности. Именно они помогают организовать работу в этом направлении.   Сразу   три   великих   писателя   19   века,   М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин,   и   Л.Н.Толстой,   назвавшие   свои   произведения   одинаково «Кавказский   пленник»   утверждают   мысль   о   возможности   мирного сосуществования двух воюющих народов на Кавказе.  Л.Н.Толстой, например,  мысль   о   толерантности утверждает,   прежде   всего,   через   сюжетную   линию дружбы русского офицера Жилина и татарской девочки Дины, нарушившей запрет отца и спасшей друга от неминуемой смерти.       Произведения замечательного русского писателя А.Платонова входят в  ныне действующую программу по литературе для средней школы как для  обязательного, так и для самостоятельного изучения.Творчество Платонова  близко нам тем, что оно позволяет прикоснуться к жизни “обнаженным  сердцем”. Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов, мне  кажется, не учит, он просто верит – верит в творчество человеческого в  человеке, в победу разума и добра. И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но  убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной  сказки­были, как­то по человечески упорно борющийся за свое  существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по­ настоящему человечны, они “одно дыхание, единое, теплое живое существо”  (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого  глубокого уважения и искренней любви. Главная моя задача – помочь детям  понять это, потому что “больно одному – больно всем, умирает один –  мертвеют все” (А.Платонов). Здесь уместно вспомнить этический принцип  русского философа Н.Ф.Федорова: “Жить надо не для себя и не для других, а  со всеми и для всех”. Литература – это философия жизни, она учит жить. На своих уроках я  стараюсь, чтобы мои учащиеся работали по заповедям академика Д. С.  Лихачева: “Не помысли народ свой врагом других народов”, “Уважай мысли и чувства братьев своих”. Толерантному поведению способствует и культура  поведения, ведь всем известно, что ничто не ценится так дорого и не дается  так дешево, как вежливость. Хочется верить, что толерантность поможет  спасти мир от разрушений. Перед школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к  жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить  своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех  народов. Уроки литературы должны способствовать развитию толерантной  личности. Ведь литература – средство подспудного воспитания в целом и  толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для  воспитания терпения и самоуважения.

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»

Доклад на тему: «Воспитание толерантности на уроках литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2018