Исследовательская работа по литературному краеведению
Оценка 4.9

Исследовательская работа по литературному краеведению

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русская литература +1
Взрослым
18.09.2018
Исследовательская работа по литературному краеведению
Данная работа представляет собой исследование по литературному краеведению на тему "Великие деяния протопопа Аввакума" Цель работы -проанализировать образ исторического лица, понять его характер и поступки, вклад в дело развития государства. Оценить, с точки зрения современного читателя, смелость и благородство нашего предшественникаисследование по литературному краеведению
Великие деяния протопопа Аввакума.docx
Управление образования и молодежной политики администрации Городецкого района Центр внешкольной работы «Радуга» Центр детско­юношеского туризма и экскурсий Номинация: "История  земли Нижегородской" Районная научно­практическая конференция учащихся Городецкого муниципального района «Наш край»  «Великие деяния протопопа Аввакума Петрова» Работу выполнил член краеведческого объединения уч­ся 8 класса  Шишкина Валерия Алексеевна МБОУ «Строчковская средняя школа» Адрес школы: 606510 Нижегородская  область Городецкий район,  ул.Юбилейная 1­а Тел. 8(83161)43­0­40 Руководитель: педагог ЦДЮТиЭ  Шкарина Людмила Николаевна  Методист­консультант: Агапова Татьяна Федоровна Городецкий район 2017 г. 2 Введение. Великая Россия! Страна, которая прошла огромный исторический путь, чтобы стать «великой». Сколько же людей прошли этот нелегкий путь вместе со своей страной. В   чем   же   величие   этих   людей,   благодаря   чему   они   оставили   свой   след   в истории, почему спустя столетия мы помним их имена и восхищаемся делами и помыслами? В истории нашего Нижегородского края таких имен также немало ­ и вот в чем   парадокс:   чем   дальше   от   нас   страницы   истории,  тем   больший   интерес   мы проявляем к тому, что было. Спустя века подвиги многих людей получают важную оценку:   мы   словно   ищем   для   себя   образцы   поведения,   нравственные   идеалы, которых в современном мире нет. Меня   заинтересовала   судьба   великого   нижегородца   17   века,   протопопа Аввакума Петрова, видного деятеля русского старообрядчества, родоначальника новой российской словесности, исповедальной прозы.         Этот образ напрямую связан с моей малой родиной ­ Городцом на Волге.  Именно Городец, тихие и глухие заволжские леса, стали пристанищем для  массового бегства преследуемых властью царя старообрядцев в сложные времена  церковного раскола. Соборные проклятия, послужившие основанием для жестоких гонений на старообрядцев, продержались более трех веков и были отменены лишь  поместным собором (церковным съездом) в 1971 году. Спасаясь от преследований, защитники «старой веры» бежали в глухие места, в  знак протеста сжигали себя живьем.            В 17  веке Городец стал негласной столицей  нижегородского старообрядчества. Он связывал Москву и ревнителей «истинной  веры» из глухих лесных районов Заволжья. Была такая поговорка: «Что положат  на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец, на том Керженец».   По сведениям П.И. Мельникова­Печерского, автора дилогии «В лесах» и «На  горах», исследователя эпохи раскола: « В Городце 445 раскольников, а с 3 приходскими деревнями 5666. В Городце есть беглопоповая часовня, имеющая в 3  губерниях до 50000 прихожан…». Интересно было узнать, что эта часовня жива до сих пор, в советское время она  была мужской гимназией , сейчас там  располагается школа № 5 города Городца. Идеи Аввакума поддерживали наши земляки, создали целый оплот его учению.  Сведений о том, что знаменитый протопоп посещал Городец,  нет. Но горожане  могли слушать его учения и лично лицезреть, когда  он был назначен протопопом в  Юрьевец­Повольский. В 16 веке Городец  был известен как волостное село  Юрьевецкого уезда, затем Балахнинского, поэтому связь здесь могла  осуществляться.        Так или иначе, единомышленников у Аввакума на Городецкой земле было  предостаточно.                    Образ Аввакума потрясает своей непомерной верностью христианскому учению, собственным взглядам и идеалам. Никакие тяготы и лишения не смогли сломить сильную духом личность. Причем жизнь его могла бы сложиться очень удачно, высокие почести и посты были доступны для одаренного и незаурядного церковнослужителя,   для   этого   нужно   было   всего   лишь  «малое»:   отказаться   от правды, предать самого себя. Но он этого не сделал, поэтому остался в истории как личность, достойная памяти потомков. Цель исследования: Познакомиться   с   личностью   великого   нижегородца   17   века   протопопа Аввакума, его вкладом в родную историю, в становление литературного процесса. Задачи: ­изучить справочную литературу и документальные источники о протопопе Аввакуме; ­   познакомиться   с   книгой   Дмитрия   Анатольевича   Жукова   «Аввакум», художественной повестью, сравнить художественный текст и документальный; 4 ­  познакомиться   с  произведением   протопопа   Аввакума  «Житие»,  провести анализ текста; ­ исследовать идеи старообрядчества и связь идей Аввакума с Городецкой землей. ­ подвести итоги исследования. Основная (исследовательская) часть. Протопоп Аввакум – наш земляк, его родина – село Григорово Княгининского уезда   Нижегородской   губернии.   Его   образ   больше   знаком   из   курса   истории, связанной с эпохой раскола. Подробности его жизни, заслуги в мире литературы, которые я узнала в результате исследования, действительно, поражают и вызывают чувство уважения у современного человека. В   1991   году   был   установлен   памятный   крест   на   пустозерском   городище, месте,   где   Аввакум   был   заживо   сожжен   со   своими   единомышленниками,   а   27 апреля 2012 году рядом с крестом была освящена часовня в память Пустозерских мучеников. Кто   же   был   этот   непреклонный,   честный   и   благородный   человек,   откуда черпал духовные силы для своих подвигов? Краткую   биографию   Аввакума   можно   найти   и   в   современных   словарях   и справочниках.   Многие   авторы   составляют   его   биографию   на   основе   «Жития», созданного самим протопопом, в котором в простой незамысловатой форме он рассказывает  о  своем  жизненном  пути. Но  больший  интерес  у  меня  родился  к книге Дмитрия Анатольевича Жукова, советского писателя, который создал на основе этого материала художественную повесть «Аввакум». Жизненный   подвиг   протопопа   Аввакума   писатель   передает   через   эпиграф, слова Ф.М.Достоевского: «Добровольно возложить свой крест за всех, пойти за всех на крест, на костер можно только при самом сильном развитии личности». Вот что о детстве рассказывает повесть: « В году 1621 родился первенец» в бедной семье потомственного приходского священника Петра, человека сурового 5 и права строгого, и «постницы и молитвенницы» Марии. Родители имя ему дали в честь пророка Аввакума, имя и определяло его великую будущность. О детских годах известно мало, но исследователи утверждают, что Аввакум, рано научился читать, обладая феноменальной памятью, «все Евангелие и Апостол наизусть мог прочитати». Рано он начал размышлять над евангельским учением. В детстве в душе его родилось сильное чувство справедливости, он всю жизнь будет бороться против любого проявления неправды. Рано пришлось Аввакуму, старшему сыну в семье, узнать тяготы и невзгоды крестьянского труда, потому что отец его Петр скончался рано, оставив Марию с целым выводком ребятишек, братьев и сестер. В   17   лет   Аввакум   по   настоянию   матери   женился   на   14­летней   сироте Анастасии,  тихой,  набожной   и  трудолюбивой   девушке,  которой   суждено   будет пройти с мужем через все мытарства, которая родит ему девять детей. В 21 год Аввакум стал дьяконом, а в 23 священником в селе Лопатицы. К службе своей Аввакум относился ревностно, никому не позволял обходить закон божий: ни начальникам, ни простым людям. За это и был жестоко наказан, но никогда от слов своих не отступал.   Однажды в Лопатицы пришли «плясовые медведи с бубнами и с домрами» ­ любимые, увеселители древней Руси, и аскет Аввакум, «по Христе ревнуя изгнал их и хари и бубны изломав един у многих и медведей двух великих отнял – одного ушиб, а другого отпустил в поле». В   это   время   (1648   год)   плыл   Волгою   мимо   Лопатиц   воевода   Василий Петрович Шереметев. Ему пожаловались на самоуправство Аввакума. Шереметев призвал   его   к   себе,   поругал   и   хотел   было   уже   отпустить,   велев   только   на «прощание   благословить   сына   своего   Матвея,   брадобрейца».   Но   приверженец старины, «видя блудоносный образ» молодого боярина, не убоялся гнева воеводы и наотрез отказался благословить боярича. 6 Прихожан своих Аввакум беспрерывно уличал и стыдил за разные пороки, а священников   соседних   за   то,   что   они   плохо   исполняют   церковные   правила   и предписания. «Начальник»,  которого   он   уличал  за   то,  что   тот   у   вдовы   дочь   отнял,  его сначала «до смерти задавил», так что он лежал «мертв полчаса и больше», затем «пришел в церковь бил и волочил за ноги по земле в ризах», палил «из пистола» и наконец   «дом   отнял   и   выбил,   все   ограбя».   Шереметев,   взбешенный   отказом Аввакума благословить его сына, бросил упрямца в Волгу, так что протопоп еле спасся о неминуемой гибели. Все   эти   реальные   факты   из   жизни   священника   говорят   о   его   силе   духа, убежденности и непреклонности в борьбе за правду и нравственность. Следующий этап жизни связан с Москвой. Москва После того как Аввакуму два раза пришлось бегством спасаться из Лопатиц в Москву, он был назначен протопопом в Юрьевец­Повольский. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил («попы и бабы, которых унимал от блудни», уже через 8 недель после того, как Аввакум прибыл в этот город, «среди улицы били батожьем и топтали» его и грозились совсем убить «вора, да и тело собакам в ров бросить»), в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы Юрьевца в Москву. Здесь   Аввакум   Петрович,   считавшийся   учёным   и   лично   известный   царю, находившийся в самых дружеских отношениях с царским духовником Стефаном Вонифантьевым,   участвовал   в   проводимой   при   патриархе   Иосифе   «книжной справе».   Проживал   он   у   друга   своего,   тоже   знаменитого   впоследствии расколоучителя   —   протопопа   Казанского   собора   Иоанна   Неронова,   «ведая церковь его, егда тот куда отлучался». Когда   патриарх   Иосиф   скончался   в   1652   году,   новый   патриарх   Никон, некогда   приятель   Аввакума,   заменил   прежних   московских   справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением Греком, знавшими греческий язык. 7 Причиной   послужила   разность   подходов   к   реформе:   если   Аввакум,   Иван Неронов и другие выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом. Аввакум   занял   одно   из   первых   мест   в  ряду   приверженцев   старины   и   был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. Восхищает в этом человеке то, что , даже подвергая свою жизнь опасности, он остается верен своему делу и до конца отстаивает правду.  В сентябре 1653 года его бросили в подвал Андрониевского монастыря, где он просидел 3 дня и 3 ночи «не евши и не пивши», а затем стали увещевать принять «новые книги», однако безуспешно. Не таков был протопоп, чтобы отступиться от того, что считал он истиной. «Журят мне», — писал он, — «что патриарху не покорился,  а  я  от   писания   его  браню,  да   лаю», «за   волосы   дерут,  и  под   бока толкают,   и   за   чепь   торгают,   и   в   глаза   плюют».   Не   покорился   и   после   этого протопоп, и Никон велел расстричь его. Но царь заступился, и Аввакум Петрович был сослан в Тобольск. Ссылка После долгого и мучительного пути приехал протопоп в Тобольск. Здесь он, было,   покровительствуемый   архиепископом,   хорошо   устроился.   Но   ряд фанатических и грубых выходок вроде того, что он за один проступок некоего дьяка Ивана Струну «постегал ремнем», а тело боярского сына Бекетова, в церкви обругавшего его и архиепископа, велел «среди улицы собакам бросить», более же всего то, что Аввакум ревностно продолжал «бранить от писания и укорять ересь Никонову», привели к тому, что его увезли за Лену, а когда приехал он в Енисейск, 8 то пришёл из Москвы другой приказ: везти его к воеводе Афанасию Пашкову, посланному для завоевания «Даурской земли». Пашков был «суров человек: беспрестанно людей жжет и мучит», а Аввакума ему прямо «приказано было мучить». Всякий другой при таких условиях старался бы уже если не угождать воеводе, то во всяком случае не задевать его первым. Но Аввакум   на   первых   же   порах   начал   находить   неправильности   в   действиях Пашкова. Тот,   конечно,   осердился   и   прежде   всего   велел   сбросить   протопопа   и   его семью с дощаника, на котором тот плыл по Тунгуске. Страшно было и на утлом досчанике,   а   тут   пришлось   пробираться   с   малыми   детьми   по   непроходимым дебрям диких Даурских ущелий. Аввакум не вытерпел и написал Пашкову послание, полное укоризн. Воевода совсем рассвирепел, велел притащить к себе протопопа, сначала сам избил его, а затем приказал дать ему 72 удара кнутом и потом бросить в Братский острог.   Сидел   Аввакум  немало   времени   в «студеной  башне:  там  зима  в  те   поры живёт, да Бог грел и без платья! Что собачка в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было: я их скуфьею бил — и батошка не дадут! Все на брюхе лежал: спина гнила. Блох да вшей было много». Поколебался было протопоп: «хотел на Пашкова кричать: прости!», но «сила Божия   возбранила   —   велено   терпеть».   Перевели   его   затем   в   тёплую   избу,   и Аввакум тут с «собаками жил скован всю зиму». По весне Пашков выпустил многострадального протопопа на волю, но и на воле   страшно   приходилось   в   диких   местах,   где   Аввакум   наравне   с   остальным «полком»   Пашкова   пролагал   пути:   тонули   сколоченные   на   живую   нитку «досчаники», бури, в особенности на Байкале, грозили верною погибелью, много раз   приходилось   сталкиваться   лицом   к   лицу   с   голодной   смертью,   для предотвращения которой надо было есть «озяблых волков и лисиц и что получать всякую скверну». 9 «Ах времени тому!», — с ужасом восклицал Аввакум, — «не знаю, как ум от него отступился». Два маленьких сына его «с прочими скитающеся по горам и острому камению, наги и босы, травою и кореньемъ перебивающеся» умерли «в нуждах тех». Так велики и страшны были эти «нужды», что мощный и телом и духом протопоп одно время «от немощи и от глада великого изнемог в правиле своем», и только бывшие ему знамения и видения удержали его от малодушия. Шесть   лет   провёл   Аввакум   «в   Даурской   земле»,   доходил   до   Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах». Возвращение в Москву Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе, и в 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Обратный путь был тоже страшен и длился он три года. Всё время пути Аввакум «по всем городам и по селам, в церквах и на торгах кричал,   проповедуя   слово   Божие,   и   уча   и   обличая   безбожную   лесть»,   то   есть никонианские новшества.  Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума. Ничто не мешало москвичам, между которыми было много явных и тайных сторонников раскола, восторженно чествовать страдальца, по их просьбам возвращённого.   Сам   царь   показывал   расположение   к   нему,   велел   его   «поставить   на монастырском   подворье   в   Кремле»   и,   «в   походы   мимо   моего   двора   ходя», рассказывает Аввакум, «кланялся часто со мною, низенько таки, а сам говорит: „благослови де меня и помолися о мне“; и шапку в иную пору мурманку снимаючи, с головы  уронил,  будучи  верхом. Из  кареты  бывало   высунется  ко  мне», и  все «бояре после царя челом, да челом: протопоп! благослови и молися о нас». Однако уже вскоре все убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а принципиальный   противник   церковной   реформы.   Через   боярина   Родиона Стрешнева   царь   посоветовал   ему   если   не   присоединиться   к   реформированной церкви, то, по крайней мере, не критиковать её. Аввакум последовал совету: «И я 10 потешил   его:   царь   то   есть   от   Бога   учинен   и   добренек   до   мене»,   однако   это продолжалось недолго.   Вскоре   он   ещё   сильнее   прежнего   стал   критиковать   архиереев,   введённый вместо   принятого   на   Руси   8­конечного   неравносложный   4­конечный   крест, исправление Символа веры, троеперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность   спасения   по   новоисправленным   богослужебным   книгам   и   даже послал   челобитную   царю,   в   которой   просил   низложить   Никона   и   восстановить иосифовские   обряды:  «паки  заворчал,  написал   царю   многонько   таки,  чтобы  он старое   благочестие   взыскал   и   мати   нашу   общую,   святую   церковь   от   ереси оборонил и на престол бы патриаршески пастыря православного учинил вместо волка и отступника Никона, злодея и еретика». Рассердился на этот раз царь, тем более, что челобитную Аввакум, в то время больной, подавал через юродивого Феодора, который с нею «приступил к цареве корете со дерзновением». Алексей Михайлович жаловал Аввакума как человека много страдавшего, но вовсе не как ересиарха, и когда он из челобитной увидел, что   протопоп   восстаёт   не   только   против   Никона,   но   против   всей   вообще существующей   церкви,   он   на   него   «кручиновать   стал».   «Не   любо   стало,   — прибавляет Аввакум, — как опять стал я говорить; любо им, как молчу, да мне так не сошлось». Велел царь сказать протопопу: «власти де на тебя жалуются, церкви де ты запустошил: поедь де в ссылку опять». В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он продолжал свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом российской церкви». В Мезени протопоп пробыл полтора года. В 1666 году он был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и «опроклинали» в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев («проклинал сопротив»). Свезли   затем   протопопа   в   Пафнутьев   монастырь   и   там,   «заперши   в   темную палатку, скованна, держали год без мала». 11 И   после   этого   не   отказывались   от   мысли   переубедить   Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы   было   в   его   день   расстрижения   «великое   нестроение»   с   царём.   Вновь уговаривали   Аввакума   уже   перед   лицом   восточных   патриархов   в   Чудове монастыре («ты упрям; вся­де наша Палестина, и Серби, и Албансы, и Валахи, и Римляне, и Ляхи, все­де тремя персты крестятся; один­де ты стоишь на своем упорстве и крестишься двема персты; так не подобает»), но он твёрдо стоял на своём: «Вселенсии учителие! Рим давно упал и лежит невосклонно и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам, а у вас православие пестро; от насилия Турского   Магмета   немощни   есте   стали;   и   впредь   приезжайте   к   нам   учиться», «побранил их сколько мог» и, наконец, «последнее слово рек: Чисть есмь аз и прах, прилепший  от ног своих  отрясаю  пред вами,  по  писанному: лучше  един, творяй волю Божию, нежели тьмы беззаконных». Пустозёрск В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск на Печоре (1667 год). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию,  с  которыми   он   и  Никифор,   протопоп   симбирский,  были   сосланы   в Пустозёрск. 14   лет  он   просидел   на   хлебе   и   воде   в   земляной   тюрьме   в   Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания.  Наконец,   его   резкое   письмо   к   царю   Фёдору   Алексеевичу,   в   котором   он критиковал   царя   Алексея   Михайловича   и   ругал   патриарха   Иоакима,   решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске. Заключение.  Меня поразила история жизни этого человека. В личности Аввакума Петрова, виднейшего   деятеля   русского   старообрядчества,   которое   и   теперь   живет   его традициями, дан пример героического стояния за идею. 12 Многое из его жизни и жизни всего старообрядческого движения еще мало исследовано   и   остается   непонятным.   Одно   ясно:   это   тот   исторический   пласт, который нужно изучать, потому что достоин уважения. Из СМИ   я узнала, что юбилей  Аввакума  назначен  на 2020 год.  Инициативу   старообрядцев  поддержал президент РФ Путин В.В.   В нескольких регионах России запланированы более 50 мероприятий. Будем надеяться, что Нижегородская земля не останется в стороне, а к этому времени откроются еще более интересные сведения о великом человеке. Аввакум был одним из величайших деятелей древнерусской литературы. Ему приписывается   более   37   сочинений,   в   основном   богословско­полемического содержания,  в том числе  и  потрясающая по  слогу  и  описанию  пережитых мук автобиография   («житие»).   Часть   писаний   Аввакума   сейчас   утрачена.   Вместо образа   «фанатичного   обскуранта»   Аввакум   Петров   предстаёт   в   своих   книгах образованным по тому времени человеком отзывчивой души и чуткой совести. Ныне предстает он перед нами великим русским человеком, национальным героем, мучеником… Сила духа, непреклонность характера, верность собственным взглядам­ это лишь немногие из всех добродетелей , которые можно взять для собственного примера. 13 Приложения. Использованная литература. 1. Художественные произведения. 1.Жуков Д.А. «Аввакум» Москва «Современник» 1972 г. 2. Нагибин Ю. «Огненный протопоп» Литература артистикэ, год 1985. 3. Пикуль В. «Аввакум в пещи огненной». АСТ, Вече 2002. 2 Справочная литература.           1.Городец. Краткий исторический очерк, путеводитель по историческим         местам города и по залам Городецкого районного краеведческого музея   /Составители В. Лошкарёв, О. Ларин. Издание Городецкого краеведческого музея.  1955.  2.Горячев В. А. Древний Городец – «Малый Китеж». Москва, 1993             3. Гудзий Н. К.. Аввакум // Краткая литературная энциклопедия / 1978. Т. 1 4. Гусев В. Е. «О жанре жития протопопа Аввакума», «протопоп аввакум –  выдающийся русский писатель 17 века». 5. Кожурин К. Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. ­М.: Мол. гвардия, 2011  6.Кожурин К.Я. Духовные учителя сокровенной Руси. СПб., 2007. 7. Соловьев С. М., История России, т. XIII. 8. Чудинова Г.В. «Художественный образ священномученика в “Житие  протопопа Аввакума” и особенности его интерпретации в литературе». 3 Интернет­источники. 1. Аввакум ­ биография, факты и мнения //  http://www.qoos.ru/people/religious/avakum/ 2. Житие протопопа Аввакума им самим написанное //http://old­ russian.chat.ru/12avvak.htm 14 Фотоматериалы. (использованы из Интернет­источников)   Протопоп Аввакум, старообрядческая икона Путешествие Аввакума по Сибири. Художник С. Милорадович, 1898 15 Вид с Волги на «Княжью гору» и старообрядческую церковь  Сожжение протопопа Аввакума. Художник П. Мясоедов, 1897 16 Поволжская икона, конец XVII — начало XVIII вв., ГИМ Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме миниатюра XIX века 17 Мученичество  Аввакума старообрядческая  икона В Пустозерске, на  предполагаемом месте  сожжения протопопа  Аввакума, установлен  старообрядческий  крест Памятник Аввакуму в селе Григорово Нижегородской области Старообрядческий храм в Городце. Ныне школа №5 18

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению

Исследовательская работа по литературному краеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2018