Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Оценка 5
Педсоветы +1
docx
дефектология
Детсад
11.11.2017
В докладе учителя-логопеда "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе в группах компенсирующей направленности" раскрыты понятие здоровьесберегающих технологий, представленные различными авторами. Целью применения здоровьесберегающих технологий является оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей, родителей и педагогов ДОУ.
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе.docx
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯЛОГОПЕДА ДОУ
Здоровье – бесценный дар.
Потеряв его в молодости,
не найдёшь до самой старости.
Народная мудрость
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Анализ методической литературы показывает,
что разные специалисты вкладывают в понятие «здоровьесберегающие технологии»
разный смысл. Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного
центра здоровья детей РАМН доктор медицинских наук, профессор Владислав
будто
Ремирович Кучма справедливо отмечает,
что педагоги считают,
здоровьесберегающие образовательные технологии – это дело медицины, гигиены и
физкультуры. Медики же небезосновательно полагают, что возможности оздоровления
детей кроются, прежде всего, в психологопедагогических возможностях самого
учебного процесса.
Следовательно, «здоровьесберегающие образовательные технологии» следует
дифференцировать от здоровьесберегающих необразовательных технологий.
Чтобы дифференцировать выше приведенные подходы, Никита Константинович
как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные
Смирнов
технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу
здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации
обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой
педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и
педагога. Он считает, что здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как
сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов,
методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические
технологии задачами здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается
количество детей с различными нарушениями речи. У детей с ОВЗ отмечаются
нарушение фонематического слуха,
нарушение артикуляционных укладов,
наблюдаются проблемы в развитии общей и мелкой моторик, снижение внимания и
памяти, отмечается нарушение оптикопространственного праксиса.
В соответствии с этим возникает необходимость проведения комплексной
детьми, которая включает в себя
оздоровительнокоррекционной работы с
дыхательную гимнастику, артикуляционную и пальчиковую гимнастики, физминутки,
упражнения на развитие высших психических функций.
Внедрение в логопедическую практику здоровьесберегающих технологий, при
котором обучение, развитие, воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а
способствует его укреплению, становится необходимым. Оздоровительные технологии
в образовательный процесс внедряются в условиях здоровьесберегающей среды,
обеспечивающей благоприятную психологическую и педагогическую обстановку.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда
становится перспективным средством коррекционно развивающей работы с детьми на
фоне комплексной логопедической помощи, оптимизирует процесс коррекции речи
логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.
Актуальность педагогического опыта заключается в том, что на современном
этапе дошкольного образования изменилась концепция воспитания и обучения нового
поколения детей и определена такими нормативноправовыми документами как:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и
Законом "Об образовании в РФ", статья 41.
ФГОС ДО направлен на решение таких задач, как
а) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
б) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Инновационные воздействия в деятельности учителялогопеда и воспитателя
становятся перспективным средством коррекционноразвивающей работы с детьми,
имеющими нарушения речи. На фоне комплексной помощи инновационные методы, не
требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют
оздоровлению всего организма.
Цель применения здоровьесберегающих технологий – оптимизация процесса
коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья
детей.
Организуя работу по коррекции речи с использованием здоровьесберегающих
технологий, мы ставим следующие задачи:
•
•
•
•
•
•
повышение результативности воспитательнообразовательного процесса;
повышение речевой активности
развитие речевых умений и навыков;
снятие напряжения, восстановление работоспособности;
активизация познавательного интереса;
улучшение концентрации внимания, снижение трудностей переключения с
одного вида деятельности на другой;
•
сохранение и укрепление здоровья детей,
как ведущий фактор
позволяющий, полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и
активизировать познавательную активность ребенка;
•
создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы, поддержание
психологического здоровья.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий
можно выделить:
1.
Создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех
стрессобразующих факторов воспитательнообразовательного процесса. Атмосфера
доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей,
но и для их нормального психофизиологического состояния.
2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого
заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и
другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием
на занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок субъект
образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс
социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и
эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. Построение воспитательнообразовательного процесса в соответствии с
закономерностями становления психических функций. Прежде всего, имеется в виду
переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном
плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения
действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и
автоматизированным.
5. Принцип целостности.
6. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагог может
выделить какойто кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный
период времени.
7. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик
оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к
условиям детского сада: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение
хронических заболеваний, пропуски по болезни.
8. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности,
регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена
произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления
детей.
9. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения
– необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
10. Комплексная система закаливания детей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех
известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак –
использование психологопедагогических приемов, методов, подходов к решению
возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
●
организационнопедагогические технологии,
определяющие структуру
воспитательнообразовательного процесса,
состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
способствующую предотвращению
●
психологопедагогические технологии, связанные с непосредственной работой
педагога с детьми (сюда же относится и психологопедагогическое сопровождение всех
элементов образовательного процесса);
●
учебновоспитательные технологии, которые включают программы по обучению
заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
медикопрофилактические;
физкультурнооздоровительные;
технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования;
технологии валеологического просвещения родителей.
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ – обеспечивают
сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в
соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием
медицинских средств:
• технологии профилактики заболеваний;
• углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из
поликлиники;
• коррекция возникающих функциональных отклонений;
• отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих IIIУ
группу здоровья);
• реабилитация соматического состояния здоровья; • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в
соответствии с действующими санитарногигиеническими правилами;
• витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация
третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты);
• санитарногигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурнооздоровительные технологии – направлены на физическое
развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной
активности и становление физической культуры дошкольников:
закаливание;
беседы по валеологии;
спортивные праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулкипоходы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов –
технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в
том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому
образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Семинарытренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника»,
«Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как
правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками»,
«Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ», «Работа воспитателя по
разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в
течение рабочего дня»; Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико
педагогических совещаниях в группах раннего возраста и группах
компенсирующей направленности.
Технологии валеологического просвещения родителей – направлены на
обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ,
обретение ими валеологической компетентности.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья
детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе,
освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для
профилактики нарушений опорнодвигательного аппарата, органов зрения, для
развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры);
Информационные стенды медицинского работника о медицинской
профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурномассовых мероприятиях ДОУ
(соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели
здоровья, встречи детей ДОУ с родителямиспортсменами и др.);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий:
Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической
подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также
здоровьесберегающей среды ДОУ.
Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам
здоровьесбережения.
Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и
взрослых ДОУ.
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья
для разных категорий детей и взрослых.
Работа валеологической направленности с родителями ДОУ. Система здоровьесбережения в ДОУ:
различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по
сезонам, на время каникул);
комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по
“дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком,
“топтание” в тазах, максимальное пребывание детей на свежем воздухе,
бодрящая гимнастика);
физкультурные занятия всех типов;
оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность
детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр,
прогулки)
(ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
и инновационные технологии оздоровления и профилактики
организация рационального питания;
медикопрофилактическая работа с детьми и родителями;
соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья
педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ:
Интеграция задач физкультурнооздоровительной работы в различные виды
совместной деятельности;
Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно
образовательный процесс ДОУ;
Разнообразие форм физкультурно досуговой деятельности с дошкольниками;
Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и
родителей;
Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня
физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием
здоровья ребенка;
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной
деятельности и реализация их через систему спортивнооздоровительной работы; Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на
следующие виды:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика,
динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии
эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,
гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая,
гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие,
проблемноигровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры,
самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия,
сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения,
психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика
Включая хорошо известные и новые действенные методы здоровьесбережения в
систему коррекционноразвивающего процесса, мы создаём психофизиологический
комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в
своих силах, и стараемся организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Основные здоровьесберегающие технологии, используемые нами, помогают
повысить эффективность коррекционноразвивающей работы.
Это:
зрительная гимнастика
рациональная организация коррекционного процесса
артикуляционная гимнастика
дыхательная гимнастика
мелкая моторика
массаж и самомассаж
физкультурные минутки
кинезиологические упражнения
биоэнергопластика
психогимнастика
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда стало
перспективным средством коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими
нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств
коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих
достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне
комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии оптимизируют
процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать
логопедические занятия.
А сейчас подробнее остановимся на каждой из составляющих
здоровьесберегающих технологий. Но, прежде чем начать, предлагаю вам выйти и
поприветствовать друг друга.
Социальнокоммуникативная игра «Давайте поздороваемся…»
Педагоги по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате и здороваются со
всеми, кто встречается им на пути. Здороваться надо определенным образом: один
хлопок – здороваемся за руку; два – плечами, три – спинами.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы
является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – выработка
правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального
звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба. Главная
задача – выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Регулярное выполнение помогает:
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Артикуляционная гимнастика с детьми проводится с использованием зеркал.
Чтобы сделать процесс интересным, у нас изготовлены наглядные комплексы
упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, накоплен
материал комплексов упражнений в виде презентаций. Для ознакомления с органами
речи имеется «Домик веселого Язычка». После ознакомления с «Домиком веселого
Язычка» ребенок знакомится со своим «домикомротиком», где «живут» разные звуки.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат
ребенка к правильному произнесению звуков. Упражнения подбираются в зависимости
от того, какого звука у воспитанника нет. Каждый комплекс упражнений готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает длительную воздушную
струю, что способствует постановке звуков.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная
гимнастика. Дыхательная гимнастика – закрепление навыков диафрагмального
дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха. Она предоставляет большие
возможности в здоровьесбережении детей. Считается, что правильное дыхание
избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное
дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный
выдох помогает расслабиться,
справиться с волнением и
раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей. Кроме того,
успокоиться,
большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит
к привычке постоянно дышать ртом.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое
внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения,
речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной
воздушной струи.
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных
режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной
образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на
прогулке, в игровой деятельности и т. д. Упражнения дыхательной гимнастики
проводятся ежедневно в течение 510 минут в хорошо проветриваемом помещении.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного
мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и
внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего
организма, развивают самоконтроль и произвольность. Необходимо отметить, что
регулярное выполнение дыхательных упражнений является также профилактикой
острых респираторных заболеваний. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой
способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине
отрезков.
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих
занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз. Зрительная
гимнастика способствует сохранению хорошего зрения. Упражнения с детьми нужно
проводить в положении сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в
одном положении, работают только мышцы глаз.
Использование в непосредственно образовательной деятельности гимнастики для
глаз должно стать нормой, правилом жизнедеятельности. За основу нами выбраны
упражнения для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.
А сейчас я предлагаю вам выполнить зрительную гимнастику «Весёлая неделька»
Всю неделю по порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное
напряжение).
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо,
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в левую сторону, а затем в правую, голова неподвижна; (снимает
глазное напряжение).
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение
для снятия глазного напряжения)
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 2530 см от глаз,
перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы
глаз и совершенствует их координации)
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и
снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести
взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее
веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем
наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя! Одной из форм оздоровительной работы является пальчиковая гимнастика.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со
стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения
работоспособности коры головного мозга. С этой целью мы используем игры и
упражнения на формирование движений пальцев рук.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей,
установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные
упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что
способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие
речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев
стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной
устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность
головного мозга, тонизирует весь организм.
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
пальчиковые игры с мелкими предметами;
пальчиковая гимнастика
пальчиковые игры со скороговорками;
пальчиковые игры со стихами;
самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
пальчиковый алфавит;
пальчиковый театр;
театр теней.
Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется
особое внимание, так как этот вид способствует выработке основных элементарных
умений, формированию графических навыков. На занятиях мы сочетаем упражнения по
развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. И я предлагаю вам
выполнить пальчиковую гимнастику «На постой!» Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети (говорят тоненьким
голосом), безымянные пальцы – мама (говорит обычным голосом), средние – папа
(говорит низким голосом), указательные пальцы – солдаты (говорят басом).
Ночь, в избе все спят. Раздаётся стук.
Солдаты: Туктук! (указательные пальцы постукивают друг о друга)
Дети: Кто там? (мизинцы постукивают друг о друга)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (постукивают указательные)
Дети: Спросим у мамы. Мама! (постукивают мизинцы)
Мама: Что дети? (постукивают безымянные)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (постукивают мизинцы)
Мама: Спросите у папы. (постукивают безымянные)
Дети: Папа! (постукивают мизинцы)
Папа: Что дети? (постукивают средние пальцы)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (постукивают мизинцы)
Папа: Впустите! (постукивают средние)
Дети: Входите! (постукивают мизинцы)
Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили ночевать! (указательные пальцы
«пляшут», совершая перекрестные движения)
Солдаты: Войдём! (постукивают указательные)
Массаж и самомассаж носа, щек, подбородка, ушных раковин, ладоней,
предплечий используется для организации коррекционнообразовательного и
оздоровительного процесса с детьми. Под воздействием несложных массажных
упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция
тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного
мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Хочу остановиться на самомассаже ушных раковин. Самомассаж ушных раковин
является эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как
способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой вид массажа
способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и
работоспособности. Одновременно массаж ушных раковин – один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет
рефлекторную связь с органами и частями тела человека, при регулярном выполнении
которого, повышается работа иммунной системы организма.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин:
1. Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с
помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
2. При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание,
поглаживание.
3. Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
4. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2
минут.
5. Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в
зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
6. Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и
комфортным, темп должен составлять примерно 612 дыхательных движений (вдохов
— выдохов) в минуту.
Немаловажным является то, что такой вид массажа могут выполнять
самостоятельно не только взрослые, но и дети дошкольного возраста. При этом для
самомассажа ушей не требуются какието специальные условия. Его можно выполнять
в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
Единственным важным условием для дошкольников является, конечно,
выполнение самомассажа в форме игры.
Научить ребёнка
выполнять движения массажа в определённой
последовательности вам поможет небольшое шуточное стихотворение «Взяли ушки за
макушки». (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными
пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи) Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и
внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки. Эта форма
двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой
работоспособности
детей.
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий
сохранения
здоровья
и
достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать
умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный
активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку
испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в
статическом состоянии.
Виды физминуток:
1.Оздоровительно гигиенические физкультминутки
Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину,
потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.
2.Танцевальные физкультминутки
Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения
произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются
более четким исполнением элементов.
3.Физкультурноспортивные физкультминутки
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с
равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для
укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки,
приседания, ходьбу на месте.
4.Подражательные физкультминутки Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки
машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти
физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
5.Двигательноречевые физкультминутки
Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют
различные движения, как бы, инсценируя их.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые
двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются американские
педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.
Известны такие упражнения А.Л. Сиротюк, как: "Колечко", "Кулакребро
СЛАЙД 35 Представляю вашему
ладонь", "Ухонос", «Зеркальное рисование».
вниманию одно из таких упражнений.
Коленька хорошенький, (поглаживают кисть правой руки),
Коленька пригоженький. (поглаживают кисть левой руки),
Пройди по дороженьке, (указательный средний пальцы обеих рук шагают),
Топни, (выставляют кулак),
Коля, (ставят ладонь на ребро),
Ноженькой. (показывают ладонь).
Что же такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика является одним из видов артикуляционной гимнастики.
Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила,
пластика – движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и
что способствует активизации естественного
артикуляционного аппарата,
распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие
биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются
мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и, соответственно, речь.
На каждое традиционное артикуляционное упражнение подбираются движения
кисти руки (движения,
имитирующие положение органов артикуляции).
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений,
делают их точными, легкими, ритмичными. Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку
принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных
звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как
работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга
от языка.
Психогимнастика – это курс специальных упражнений, направленных на развитие
и коррекцию различных сторон психики ребёнка. Прежде всего, такие занятия показаны
детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, с неврозами, с
нарушениями характера, лёгкими задержками психического развития.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой
выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в
общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, даёт
возможность самовыражения. Предлагаю выполнить упражнение «Кошка».
Вот окошко распахнулось, (руки развести в стороны)
Вышла кошка на карниз. (ходьба на месте покошачьи)
Посмотрела кошка наверх, (поднять глаза)
Посмотрела кошка вниз, (опустить глаза)
Вот направо повернулась, (повернуть голову направо)
Проводила взглядом мух. (посмотреть вверх)
Потянулась, улыбнулась! (потянуться, улыбнуться)
И уселась на карниз. (присесть)
Современная жизнь ставит перед нами много новых задач, среди которых самой
актуальной на сегодняшний день является задача сохранения здоровья. Особенно остро
эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа,
направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.
Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной,
творческой личности и подготовки её к самореализации в жизни с опорой на
ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии
являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Они помогают достижению максимально возможных результатов в
преодолении речевых трудностей, и способствуют общему оздоровлению детей
дошкольного возраста.
Анализируя вышеизложенное можно сделать
вывод, что применение в
логопедической работе здоровьесберегающих технологий способствует пробуждению
интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо
ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти,
усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи,
помогает делать речь яркой и эмоциональной, закрепить счёт, понятия «праваялевая
рука», названия пальцев.
Проводимая нами работа показывает, что использование здоровьесберегающих
технологий в коррекционнологопедическом процессе позволяет решить несколько
задач:
улучшение памяти, внимания, мышления;
повышение речевой активности;
улучшение общего эмоционального состояния;
повышение работоспособности, уверенности в себе;
стимуляция двигательных функций;
снижение утомляемости;
улучшение пространственных представлений;
развитие дыхательного и артикуляционного аппарата;
активизация познавательного интереса;
улучшение соматического состояния.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела
оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая
деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый
образ жизни и полноценное развитие.
Правильно говорящий ребенок – здоровый ребенок!
И в завершение моего выступления я предлагаю вам помедитировать. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,
прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его
лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и
стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и
чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это
тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.
Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и теплом. Вы отдыхаете... на
сердце у вас спокойно.
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно
стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек
ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его
столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте откроем глаза, улыбнёмся и подарим
друг другу немного света и тепла своего сердца. Мы хорошо отдохнули, у нас бодрое
настроение, и приятные ощущения будут с нами в течение всего дня.
СПАСИБО за внимание!
Список использованной литературы:
1. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной
реабилитации детей с речевой патологией. М., 2009. журнал «Логопед» №6
2. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий.
М., 2001.
3. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений
под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6
4. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
педагога”
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.