Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
классное руководство
9 кл
11.05.2017
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация. Социальная адаптация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом. Специальная (коррекционная) школа VIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, сформировать образ будущей семьи, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития, выбрать свой путь, свой взгляд на мирДоклад на тему: "Роль уроков СБО в Социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.doc
Министерство Образования Республики Башкортостан
ГБОУ Зилаирская коррекционная школа – интернат
«Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными
Тема:
возможностями здоровья»
Подготовила:
Аккужина Лилия Фаритовна Зилаир 20162017
Тема: «Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными
возможностями здоровья»
В современных условиях нестабильности социальноэкономической ситуации
большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация. Социальная
адаптация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений,
связанных с интеллектуальным дефектом.
Ребенок, имеющий проблемы в умственном развитии вследствие органического
поражения центральной нервной системы, не в состоянии сам выделить и освоить
необходимую информацию, не может без специального обучения и посторонней
помощи приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни.
Специальная (коррекционная) школа VIII вида, в частности предмет «Социально
бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни,
приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, сформировать образ
будущей семьи, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами
общежития, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.
Программа СБО составлена по концентрическому принципу.
В течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная
гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь »,
«Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь
новыми сведениями.
Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
На основании исследований В.В. Воронковой (1994) на начало учебного года я
провожу диагностику и осуществляю педагогическую дифференциацию учащихся в
зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала, специфических
затруднений, мешающих процессу получения знаний и умений т.е. делю учащихся на
группы по возможностям обучения.
Первая группа. Ученики, наиболее успешно овладевающие программным
материалом в процессе фронтального обучения.
Вторая группа. Учащиеся, овладевающие программным материалом в процессе
фронтального обучения с возрастанием трудностей в учебной деятельности.
Третья группа. Учащиеся, с трудом усваивающие программный материал и
нуждающиеся в разноплановой помощи. Четвертая группа. Учащиеся, осваивающие программный материал на самом
низком уровне, и, нуждающиеся в сочетании фронтального и индивидуального
обучения.
Работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные
результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы:
принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление,
расширение социальнобытовых знаний и умений;
принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не
эпизодической работы со школьниками,
диагностическая основа планирования,
взаимодействия учителя, воспитателя и родителей.
Важно не просто «дать урок» по той или иной теме, а сформировать
практические, жизненно значимые социально – бытовые умения,
поэтому на своих уроках я использую межпредметные связи СБО с уроками
письма, математики, обществознания, ОБЖ .
Взаимосвязь с воспитателями помогает закреплению социально – бытовых знаний
и умений во внеурочное время
Из разделов программы наиболее любимым для обучающихся является раздел
«Питание». В кабинете имеется всё необходимое для обучения: раковины, шкафы и
столы для работы, печи электрические и микроволновая печь, вытяжные шкафы,
холодильник, электрочайник, мясорубка, миксер, необходимый набор кухонной и
столовой посуды. Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда
будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают
рецепты приготовления блюд.
На уроках мы учимся чистить и нарезать овощи, готовим бутерброды, салаты, первые
и вторые блюда, выпечку, учимся делать заготовки на зиму, правильно сервировать
стол, пользоваться столовыми приборами, тщательно мыть посуду. Конечно, есть
ученики, которые получают эти умения в семье, но для большинства учеников обучение
в коррекционной школе и уроки сбоявляются единственным источником получения
знаний и умений
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания
умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость.
Поэтому важно научить выпускников школы планировать бюджет семьи разумно.
Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» постепенно начинаю формировать у
учащихся экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда мы
проводим не только дегустацию блюд, но и подсчитываем его стоимость, причём в двух вариантах – в первом случае, если все продукты купили в магазине, во втором –
если овощи выращены на своём огороде.
Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание
взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на
продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на
однудве недели и др
В конце учебного года провожу фронтальные занятия по теме « Экономика
домашнего хозяйства», применяя методы моделирования реальных ситуаций
частично – поисковые, проблемные методы, осуществляя индивидуальный и
дифференцированный подход к каждому ученику.
Дети, опираясь на приобретённый опыт и запас знаний, полученных в течение года,
составляют, например, меню на неделю из определённого набора продуктов, а я
оказываю им в этом помощь, предлагая специальную литературу, инструкционные
карты, свой личный опыт; либо делятся на «2 семьи с разным размером дохода» я
ставлю перед ними задачу: рассчитать бюджет семьи на месяц, и мы вместе
рассматриваем возможные варианты экономии, обсуждаем, какие крупные покупки
может позволить себе данная семья.
Если для умственно – отсталого ребёнка ведущими мотивами деятельности является
«лишь бы сделать», то на моих уроках этот мотив компенсируется и корригируется до
мотива «сделать правильно с наименьшими затратами».
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь.
Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются
представления об окружающей действительности, формируются навыки делового
общения с людьми вне школы.
Во время учебной экскурсии
знания и умения, полученные на уроках,
закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые.
В рамках профориентации проводятся экскурсии в училище, посещение центра
службы занятости населения,
где грамотные специалисты разъясняют правила постановки на учёт, перечень
документов, условия выплаты пособий, права и обязанности сторон
Изучая тему «Профориентация и трудоустройство», совместно с воспитателями
классов организую, экскурсии на предприятия города, где специалист отдела кадров
даёт грамотную консультацию будущим выпускникам.
Снимать показания счетчиков мы учимся в классе, там же проговариваю, почему важно
оплачивать вовремя коммунальные услуги, электроэнергию, но экскурсия в
электросеть расширяет запас знаний.
может быть уверенность у учителя,
что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации,
Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.
в прошлом году в рамках недели была организована экскурсия в музей села «Беково»
дети не только познакомились с культурой коренных жителей нашей области, но и
научились готовить национальное блюдо
Я думаю, что уроки социальнобытовой ориентировки помогают детям с
ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни,
открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.
Конечной целью своей работы, считаю, достижение каждым ребёнком
максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости, стараюсь
творчески подходить к поиску эффективных методов и приёмов обучения детей и
использую их в своей работе; придерживаюсь принципа педагогического оптимизма,
т.к. верю в возможности каждого ребёнка и делаю установку на положительный
результат обучения.
Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.