Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Оценка 4.6

Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
классное руководство
9 кл
11.05.2017
Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Одним из механизмов социализации является социальная адаптация. Социальная адаптация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом. Специальная (коррекционная) школа VIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, сформировать образ будущей семьи, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития, выбрать свой путь, свой взгляд на мирДоклад на тему: "Роль уроков СБО в Социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.doc
Министерство Образования Республики Башкортостан  ГБОУ Зилаирская коррекционная школа – интернат   «Роль уроков  СБО в социальной адаптации детей с ограниченными Тема: возможностями здоровья»                                            Подготовила:                                                                  Аккужина Лилия Фаритовна Зилаир 2016­2017 Тема: «Роль уроков  СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья» В   современных   условиях   нестабильности   социально­экономической   ситуации большое значение приобретает вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья.  Одним   из   механизмов   социализации   является   социальная   адаптация.  Социальная адаптация   умственно   отсталых   детей   существенно   затруднена   в   силу   ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом.  Ребенок,   имеющий   проблемы   в   умственном   развитии   вследствие   органического поражения   центральной   нервной   системы,   не   в   состоянии   сам   выделить   и   освоить необходимую   информацию,   не   может   без   специального   обучения   и   посторонней помощи приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни. Специальная   (коррекционная)   школа   VIII   вида,   в   частности   предмет   «Социально­ бытовая   ориентировка»,     помогает   ребенку   ориентироваться   в   окружающей   жизни, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, сформировать образ будущей   семьи,   устраивать   свой   быт   в   соответствии   с   требованиями   и   правилами общежития, выбрать свой путь, свой взгляд на мир. Программа СБО составлена  по концентрическому принципу. В течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные  разделы («Личная гигиена»,   «Уход   за   одеждой»,   «Питание»,   «Жилище»,   «Медицинская   помощь   », «Бюджет», «Транспорт»,   «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями.  Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.  На основании исследований В.В. Воронковой (1994)  на начало учебного года я  провожу диагностику и осуществляю педагогическую дифференциацию учащихся  в  зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала,  специфических  затруднений, мешающих процессу получения знаний и умений т.е. делю учащихся на  группы по возможностям обучения. ­ Первая группа. Ученики, наиболее успешно овладевающие программным  материалом в процессе фронтального обучения. ­ Вторая группа. Учащиеся, овладевающие программным материалом в процессе  фронтального обучения с возрастанием трудностей в учебной деятельности. ­ Третья группа. Учащиеся, с трудом усваивающие программный материал и  нуждающиеся в разноплановой помощи. ­ Четвертая группа. Учащиеся, осваивающие программный материал на самом  низком уровне, и, нуждающиеся в сочетании фронтального и индивидуального  обучения. Работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные  результаты только тогда, когда  соблюдаются следующие принципы:  принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление,  расширение социально­бытовых знаний и умений;  принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не  эпизодической работы со школьниками,   диагностическая основа планирования,  взаимодействия учителя, воспитателя и родителей.  Важно   не   просто     «дать   урок»     по   той   или   иной   теме,   а   сформировать практические, жизненно значимые социально – бытовые умения,   поэтому на своих уроках я использую межпредметные связи СБО с уроками письма, математики, обществознания, ОБЖ . Взаимосвязь с воспитателями помогает закреплению социально – бытовых знаний и умений во внеурочное время Из разделов программы наиболее любимым для обучающихся является раздел «Питание». В кабинете имеется всё необходимое для обучения: раковины, шкафы и столы   для   работы,   печи   электрические   и   микроволновая   печь,     вытяжные   шкафы, холодильник,   электрочайник,   мясорубка,   миксер,   необходимый   набор   кухонной   и столовой посуды. Еще в начале учебного года они  живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд.  На уроках мы  учимся чистить и нарезать овощи, готовим  бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, выпечку, учимся делать заготовки на зиму, правильно сервировать стол,   пользоваться   столовыми   приборами,   тщательно   мыть   посуду.   Конечно,   есть ученики, которые получают эти умения в семье, но для большинства учеников обучение в коррекционной школе и уроки сбо­являются единственным источником получения знаний и умений В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость. Поэтому   важно   научить   выпускников   школы   планировать   бюджет   семьи   разумно. Начиная с 5 класса, при  изучении темы «Питание»  постепенно начинаю формировать у учащихся экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда мы проводим не только дегустацию блюд, но и подсчитываем его   стоимость, причём в двух вариантах – в первом случае, если все продукты купили в магазине, во втором – если овощи выращены на своём огороде.  Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну­две недели и др В   конце   учебного   года   провожу   фронтальные   занятия   по   теме   «   Экономика домашнего хозяйства», применяя методы моделирования реальных ситуаций частично   –   поисковые,   проблемные   методы,   осуществляя   индивидуальный   и дифференцированный подход к каждому ученику.   Дети, опираясь на приобретённый опыт и запас знаний, полученных в течение года, составляют,   например,   меню   на   неделю   из   определённого   набора   продуктов,   а   я оказываю   им   в   этом   помощь,   предлагая   специальную   литературу,   инструкционные карты, свой личный опыт; либо делятся на «2 семьи с разным размером дохода» я ставлю   перед   ними   задачу:   рассчитать   бюджет   семьи   на   месяц,   и   мы   вместе рассматриваем   возможные   варианты   экономии,   обсуждаем,   какие   крупные   покупки может позволить себе данная семья.  Если для умственно – отсталого ребёнка ведущими мотивами деятельности является «лишь бы сделать», то на моих уроках этот мотив компенсируется и корригируется до мотива «сделать правильно с наименьшими затратами». Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь. Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления   об   окружающей   действительности,   формируются   навыки   делового общения с людьми вне школы. Во   время   учебной   экскурсии     знания   и   умения,   полученные   на   уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые. В рамках профориентации проводятся экскурсии в училище, посещение центра  службы занятости населения, где грамотные специалисты разъясняют правила постановки  на учёт, перечень   документов, условия выплаты пособий, права и обязанности сторон Изучая   тему   «Профориентация   и   трудоустройство»,     совместно   с   воспитателями классов организую, экскурсии на предприятия города, где специалист отдела кадров даёт грамотную консультацию будущим выпускникам. Снимать показания счетчиков мы учимся в классе, там же проговариваю, почему важно оплачивать   вовремя   коммунальные   услуги,   электроэнергию,   но   экскурсия   в электросеть расширяет запас знаний.    может быть уверенность  у учителя, что его выпускники используют полученные знания  в новой или измененной ситуации, Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития. в прошлом году в рамках недели была организована экскурсия в музей села «Беково» дети не только познакомились с культурой коренных жителей нашей области, но и научились готовить национальное блюдо Я   думаю,   что   уроки   социально­бытовой   ориентировки   помогают     детям     с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи. Конечной   целью   своей   работы,   считаю,   достижение   каждым   ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости, стараюсь творчески   подходить  к  поиску   эффективных  методов   и  приёмов  обучения  детей  и использую их в своей работе; придерживаюсь принципа педагогического оптимизма, т.к.   верю   в   возможности   каждого   ребёнка   и   делаю   установку   на   положительный результат обучения.

Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на тему:"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017