Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."
Оценка 4.6

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Оценка 4.6
Научные работы
doc
математика +1
Взрослым
14.09.2019
Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."
В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный стандарт – главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любой образовательной организации. Достаточно ли методического сопровождения для реализации ФГОС, которое мы сегодня осуществляем? Как и в чем мы должны обновляться? А должны ли мы обновляться, чтобы соответствовать требованиям ФГОС? Как должна измениться деятельность наших методических служб? Проблемы стоящие перед учебными заведениями состоят в том, недостаточно полно и продуктивно преподаватели владеют теоретико–методической базой, чтобы осуществить практическую деятельность в соответствии с требованиями ФГОС; со стороны обучающихся – имеют базовые пробелы в знаниях; масштабность и многоуровневость изменений: от локальных документов, методических инструментариев, технологических шагов по формированию новых результатов, до системообразующих программ дисциплин, междисциплинарных курсов, реализуемых нами программ. И суть проблем заключается в том, что новые введения недостаточно обеспечены технологическими шагами: недостаточно спроектирована и на управленческом и на педагогическом уровне система оценки новых результатов.
доклад.doc
В соответствии с законодательством РФ федеральный государственный образовательный  стандарт – главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил,  обязательных для исполнения в любой образовательной организации.   Достаточно ли методического сопровождения для реализации ФГОС, которое мы сегодня  осуществляем? Как и в чем мы должны обновляться? А должны ли мы обновляться, чтобы  соответствовать требованиям ФГОС?  Как должна измениться деятельность наших  методических служб? Проблемы стоящие перед учебными заведениями состоят в том,  недостаточно полно и продуктивно преподаватели владеют теоретико–методической базой,  чтобы осуществить практическую деятельность в соответствии с требованиями ФГОС; со  стороны обучающихся – имеют базовые пробелы в знаниях; масштабность и  многоуровневость изменений: от локальных документов, методических инструментариев,  технологических шагов по формированию новых результатов, до системообразующих  программ дисциплин, междисциплинарных курсов, реализуемых нами программ. И суть  проблем заключается в том, что новые введения недостаточно обеспечены  технологическими шагами: недостаточно спроектирована и на управленческом и на  педагогическом уровне система оценки новых результатов.   Перед педагогом стоит задача – передавать не только знания умения. ФГОС дает новый  посыл – формирование деятельности, практического опыта.     Поэтому методическая работа является одной из важных составляющих в учебно­ методическом сопровождении реализации ФГОС в образовательной деятельности,  направленной на всестороннее повышение компетентности и профессионального  мастерства каждого преподавателя, совершенствование методик преподавания  общепрофессиональных дисциплин, междисциплинарных курсов и разработку учебно­ методических материалов.   Существующая методическая работа не соответствует велению времени, недостаточно  разработаны и освоены механизмы той методической работы, которая направлена на  решение новых поставленных профессиональных проблем. Конечно, речь идет о  деятельностном характере, поэтому методическая работа должна находиться в постоянном  совершенствовании, особенно в рамках обновления содержания   Методическое сопровождение реализации ФГОС нами рассматривается как система  нормативной и учебно­методической документации, средств обучения и контроля,  необходимых и достаточных для качественной организации обучения по образовательным  программам   Основная цель методического сопровождения ФГОС нами видится в: –оказание методической поддержки педагогическим работникам и обучающимся; – создание условий для реализации требований ФГОС и достижения необходимого качества подготовки специалистов, рабочих (служащих).   Какие проблемы возникают при реализации ФГОС СПО нового поколения? Это:  формулирование прогнозируемого результата (цели) освоения ППССЗ, ППКРС; обеспечение соответствующих условий реализации ППССЗ, ППКРС; изменение характера деятельности  преподавателей (профессиональный цикл) и мастеров производственного обучения;  определение адекватных форм (способов) оценки учебных достижений на этапе  промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации.   Для решения этих проблем нами определены основные направления методического  сопровождения ФГОС СПО:реализация ФГОС / апробация разработанных ППССЗ, ППКРС  и их корректировки; адаптация образовательного процесса к требованиям ФГОС;  разработка рекомендаций по организации учебной и производственной практики,  промежуточной и государственной (итоговой) аттестации; создание комплексного  методического обеспечения реализуемых ППССЗ, ППКРС. Для реализации этих  направлений нами разработана  модель целостного методического сопровождения процесса реализации ФГОС СПО, включающая: организационно­методическое, информационное,  нормативно­правовое; учебно­методическое, научно­методическое, научно­ исследовательское и инновационное сопровождение.   Организационно­методическое сопровождение состоит в изменении структуры и  содержания методической работы; создании новой компетентностной модели методической  службы.   Организационно­содержательной основой инновационной деятельности в колледже стала  реализация Программы Краевой опытно­экспериментальной площадки по теме  «Компетентностный подход в методической работе колледжа как условие повышения  качества профессионального образования».   В результате разработана, апробирована и внедряется, основанная на компетентностном  подходе модель методической системы колледжа, модель профессиональной  компетентности педагогов колледжа, которая  внедряется в колледже и имеет  положительные результаты.В ней выделены: коммуникативная, психолого­педагогическая,  методическая, предметная, исследовательская компетенции, готовность к саморазвитию.   В нашей модели методическая служба колледжа обеспечивает действенную систему  внутриколледжного управления в организации, совершенствовании, развитии методической  работы по внедрению и реализации новых ФГОС через созданный информационно­ методический центр колледжа (ИМЦК), направленность действий которого осуществляется  в тесном контакте с кафедрами, организует координацию опытно­экспериментальной и  инновационной деятельности педагогов; информационно­аналитическое, психолого­ методическое сопровождение участников образовательного процесса; управление  методической работой педагогов.   Информационно­методический центр проводит научно­методические советы, где  рассматриваются вопросы реализации ФГОС, научно­практические конференции,  организует работу постоянно действующего методического семинара по теме: «Развитие  профессиональной компетентности педагога современного колледжа», обучающие  проблемные семинары, семинары – практикумы, участие педагогов в конкурсах различного  уровня, в том числе и на уровне колледжа, Традиционно в колледже проводятся конкурсы педагогического мастерства: «Мастер года»,  «Самый классный классный», «Преподаватель года, «Мудрая сова». За 4 года проведено 8  конкурсов, в которых приняло участие 46 педагогов. что позволяет не только повысить их  профессиональную компетентность, осуществить мониторинг реализации ФГОС,  определить проблемы и найти пути решения.   Для решении проблем учебно­методического сопровождения организована работа  Творческих проблемных групп деятельность которых направлена на решение проблем  разработки рабочих программ, фонда оценочных средств, освоение новых форм  организации занятий, повышение профессиональной компетентности педработников.   Проблемы учебно­методического сопровождения реализации ФГОС заслушиваются на  педагогических советах, Совете колледжа, совещании при директоре.   ИМЦ организует проведение мониторинга хода реализации ФГОС, методического  сопровождения. Результаты представляются на педсоветах.   Особые затруднения вызывает у педагогов разработка контрольно­оценочных материалов  (КОСов и КИМов). Для оказания им помощи в колледже организована работа творческих  групп по разработке ФОС. Мониторинг состояния разработки фондов оценочных средств  каждым педагогом, каждой кафедрой по каждой специальности и профессии был  представлен на педсовете, по результатам которого были своевременно приняты решения.   Реализация задачи по нормативно­правовому обеспечению профессиональной подготовки  специалистов в условиях внедрения ФГОС планомерно осуществлялась через: разработку  новых локальных актов и корректировку действующих в колледже; издание приказов. И в  этом направлении методической службой проведена большая работа.   Сколько и какие нормативно­правовые акты должны быть разработаны в наших ОО?  Однозначно никто нам не скажет.   В статье 30. П.2  Федерального «Закона об образовании в РФ» дан минимальный перечень  локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления  образовательной деятельности.   Нами разработаны локальные акты, о необходимости разработки которых конкретно  говорится в других статьях ФЗ № 273. И в каждой статье есть направления, по которым мы  обязаны иметь локальные акты.   Предоставленная нам ФГОС, самостоятельность должна быть подтверждена локальными  актами.   Создание оптимального научно­методического обеспечения образовательного процесса –  весьма сложная и трудоемкая задача. Для ее успешного решения педагогам недостаточно только компетентности в области преподаваемых учебных дисциплин и мастерства в  вопросах формирования ЗУН. Необходимы знания понятий и сущности УМК учебных  дисциплин, его состава, структуры, содержания, требований к его разработке, технологий и  методики его проектирования. В педагогической и методической литературе еще нет  единого понимания учебно­ методического обеспечения образовательного процесса.   Основной и главный документ, который мы самостоятельно разрабатываем, утверждаем и  реализуем на основании утвержденного Положения по разработке и периодическом  обновлении – это ППССЗ, ППКРС.   В колледже разработаны методические рекомендации по разработке и периодическом  обновлении программ подготовки специалистов среднего звена, которые содержат  практические рекомендации, предлагают логический пошаговый алгоритм действий,  устанавливают требования к структуре, содержанию и оформлению, прописывается  порядок согласования, экспертизы, утверждения, а также актуализации и внесения  изменений.   Для обеспечения методического сопровождения реализации ППССЗ, ППКРС нами созданы  сборники рабочих программ по специальностям и профессиям, методические рекомендации  по разработке методических документов, необходимых для методической поддержки  реализации ФГОС   ИМЦк разработаны и используются педагогами шаблоны унифицированных документов по  созданию УМК студента по учебной дисциплине, профессиональному модулю, УМК по ЛП  занятиям, УМК по курсовому проектированию, УМК по практикам и другие документы.   Это значительно повышает качество разработки документов и облегчает работу педагогов.   Одним из важных направлений методической работы является методическое обеспечение  выполнения требований ФГОС К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ППССЗ, ППКРС раздела VII,  которые образовательная организация обязанавыполнять.   Разработка всех документов, входящих в состав ППССЗ, ППКРС проведена нами на основе  локальных актов: Положений и рекомендаций по разработке ППССЗ и ППКРС. Согласно  пункта 7.1 ФГОС мы обязаны ежегодно обновлять ППССЗ, ППКРС. Мы реализуем это  требование следующим образом: нами внесены  изменения в ходе апробации в учебные  планы, по распределению объема вариативных часов,  по проведению практик и другое.   В приложениях к ППССЗ, ППКРС ежегодно вносим изменения, касающиеся сведений об  обновлении (изменении) условий реализации ППССЗ, ППКРС по: – кадровому обеспечению образовательного процесса; – учебно­методическому и информационнму обеспечению образовательного процесса; – материально­техническому обеспечению образовательного процесса; – сведения об обновлении (изменении) условий реализации ППССЗ ­ базам (учебных,  производственных) практик.   По решению кафедр и НМС нами внесены изменения в части содержания рабочих программ.   С целью обновления содержания в рабочих программах учебных дисциплин и ПМ нами  внесены в них ОК и ПК и в раздел оценка результатов включены не только сформированные умения, знания, но и ОК и ПК.   В соответствии с требованиями ФГОС обновляются и учебно­методические комплексы (УМК) по учебным дисциплинам и профессиональным модулям.   С целью мотивации создания инновационных учебно­методических комплексов по учебным  дисциплинам, профессиональным модулям и проведения мониторинга в колледже в 2013­ 2014 году проводились конкурсы на «Лучший инновационный учебно­методический  комплекс» и «Лучшее учебно­методическое сопровождение самостоятельной работы», в  которых участвовали все педагоги.   Конкурс позволил не только осуществить мониторинг методического обеспечения  реализации ФГОС, но и оценить качество методического обеспечения.   Для выполнения требований ФГОС по эффективному обеспечению самостоятельной работы в каждой рабочей программе по УД и по ПМ наши педагоги указывают тематику и формы  внеаудиторной самостоятельной работы. В колледже имеется Положение и рекомендации  по организации внеаудиторной самостоятельной работы.   Каждый преподаватель разработал для студентов методические рекомендации по  выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.   В ФГОС СПО нового поколения разделе 7 п.7.1 отмечается, что педагоги должны  использовать активные и интерактивные формы проведения занятий. Большинство  преподавателей колледжа, да я не ошибусь, если скажу и не только нашего, в качестве  инструментария реализации образовательных задач используют различные приемы, методы  и технологии обучения, разработанные и описанные для школьной образовательной  практики или для высшей школы, что объясняется на мой взгляд тем, что многие методы и  педагогические технологии имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к  использованию на разных уровнях образования, а с другой стороны – недостаточной  разработанностью специфических методов обучения различным профессиям и  специальностям СПО. Между тем компетентностный подход предполагает нацеленность на  результат в виде не только знаний, умений, навыков, но и обязательного опыта  практической деятельности, настоятельно требует переосмысления способов отбора и  конструирования методов обучения в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Отбор и конструирование методов обучения должны стать ведущими профессиональными  компетенциями преподавателей реализующих ФГОС 3 поколения. Отправной точкой в этой  работе являются требования к реализации ФГОС (раздел 7, п.7.1) и это требование в ФГОС  носят не рекомендательный характер, а обязательный для исполнения. Во­ вторых отличаются по уровням профессионального образования: в ППССЗ предусмотрена  реализация активных и интерактивных форм проведения занятий, для ППКРС – активных. В  третьих подчеркивается направленность указанных форм на развитие ОК и ПК.   По решению НМС колледжа педагогами внесен в рабочие программы раздел 3.3.  Образовательные технологии, в котором определены и формы активных и интерактивных  форм проведения занятий. Кроме того, в КТП преподаватели конкретно указывают формы  занятий и реализуемые ОК и ПК. Эти формы организации обучения соответствуют  требования компетентностного подхода, поэтому должны найти свое место в системе  профессиональной подготовки обучающихся.   В рамках инновационной деятельности по теме «Использование компетентностно­ ориентированных технологий в условиях реализации ФГОС нового поколения» нами были  определены наиболее эффективные технологии формирования общих и профессиональных  компетенций студентов.   Для педагогов создавались условия для освоения современных продуктивных методов и  приемов, их внедрению в образовательный процесс. Проводились фестиваль открытых  уроков, мастер­классы.   Вопросы применения современных образовательных технологий в процессе внедрения  ФГОС нового поколения рассматривались на педсовете по теме «Методико­технологическая компетентность педагога в условиях реализации ФГОС третьего поколения».   Одним из направлений, которые коснулись совершенствования методической работы, стало  проведение мониторинга реализации ФГОС. Нами проведен мониторинг внедрения  компетентностно­ориентированных технологий педагогами колледжа в образовательный  процесс. Итоговые результаты мониторинга дали возможность проверить, насколько  педагоги колледжа освоили и применяют различные технологии; выявить не только  положительные моменты, но и определить проблемы, которые нам необходимо решать для  успешной реализации ФГОС нового поколения.

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."

Доклад на Всероссийскую научно-практическую конференцию по теме: "Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов колледжа при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути решения..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2019