Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
Оценка 5

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Оценка 5
Педсоветы
doc
администрации
Взрослым
29.01.2019
Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
Урок всегда был и остается главным видом учебной деятельности как учителя, так и ученика. Очевидно, что с изменением образовательных стандартов изменились и требования к организации урока. в настоящее время приоритетом является самостоятельная работа учащихся, направленная на формирование основных образовательных компетенций, а роль учителя заключается в том, чтобы курировать и направлять работу своих учеников, способствовать достижению ими поставленных целей.
Доклад по ФГОС.doc
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Урок   ­   главная   составная   часть   учебного   процесса.   Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине   во   многом   определяется   уровнем   проведения   урока,   его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.              В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится   использование   в   обучении   приемов   и   методов,   которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы   и умозаключения.   А это значит,   что   у   современного   ученика   должны   быть     сформированы универсальные   учебные     действия,   обеспечивающие   способность   к организации   самостоятельной   учебной   деятельности.   Определяющим подходом   в   обучении   выступает     системно­деятельностный,   т.е.   учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является ­   применение     активных     форм   познания:   наблюдение,   опыты, учебный диалог и пр.;   ­ создание   условий   для   развития   рефлексии   —   способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат   деятельности   с   поставленной   целью,   определять   своё   знание   и незнание и др.                Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты: ­ учебная задача; ­ учебные действия; ­ действия самоконтроля и самооценки. Учебная   деятельность   ­     самостоятельная   деятельность   ученика   по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает. Учебная задача  ­ цель, которую перед собой ставит  ученик  (Чему? Зачем?). Учебное   действие  ­   система   существенных   признаков   понятия   или алгоритм  (Как?). Самоконтроль   ­  определение   правильности   выполненного   действия (Правильно?). Самооценка ­ определение правильности выполненного действия  (Хорошо? Можно лучше?). Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные   действия   (УУД).   Под   УУД   понимают   «общеучебные   умения», «общие   способы   деятельности»,   «надпредметные   действия»   и   т.п. Предусматривается   отдельная   программа   –   программа   формирования универсальных   учебных   действий. Представлены четыре вида УУД:  личностные  познавательные  регулятивные  коммуникативные. В частности, программа развития УУД на ступени основного общего образования,   должна   быть   направлена   на   формирование   и   развитие компетенции   обучающихся   в   области   использования   информационно­ коммуникационных   технологий   на   уровне   общего   пользования,   включая владение   информационно­коммуникационными   технологиями,   поиском, построением   и   передачей   информации,   презентацией   выполненных   работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно­коммуникационных технологий и сети Интернет. ФГОС   вводит   новое   понятие   –   учебная   ситуация,   под   которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью   учителя   обнаруживают   предмет   своего   действия,  исследуют   его, совершая   разнообразные   учебные   действия,   преобразуют   его,   например, переформулируют,   или   предлагают   свое   описание   и   т.д.,   частично   – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться   создавать   учебные   ситуации   как   особые   структурные   единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.  Создание учебной ситуации  строится с учетом:    возраста ребенка; специфики учебного предмета;  меры сформированности УУД учащихся.  Учебная ситуация — одно из новшеств современного урока. В чем же еще   новизна   современного   урока   в   условиях   внедрения   стандарта   второго поколения? Рассмотрим более подробно по следующим позициям:   Место   в   образовательном   процессе.   Урок   утратил   роль   главной   и единственной   организационной   формы   образования.   Его   конкуренты: информационное, домашнее и дополнительное образование.   Структура. Сравним ее со структурой традиционного урока (некоторые этапы урока называются по­другому, но вполне понятны). Традиционный урок Орг.момент  Проверка д/з Объяснение нового материала Закрепление Современный урок Организационный этап  Постановка   цели   и   задач   урока (мотивация) Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания Первичное закрепление. Информация   о   домашнем   задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия   Содержание (теория в практике, общее в частном, целое в части, от задачи к проблеме, от проблемы к знанию).  Организационные   формы   (индивидуальные,   групповые, дифференцированно­групповые, досуговые, интерактивные).   фронтальные;   академические,  Методика   (проблемное,   исследовательское,   проектное   обучение; развивающее,   личностно­ориентированное,   рефлексивное   обучение, продуктивные технологии).  Средства  (ЭОРы, ТСО, динамические пособия).  Результаты (УУД) Остановимся подробнее на структуре современного урока, отвечающего требованиям ФГОС. Наряду с традиционной типологией уроков (известные нам типы уроков ­  урок закрепления,  усвоения новых знаний,    повторения,  систематизации и обобщения знаний и умений,  контроля знаний и умений,  коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный и т. д.) ФГОС определяет четыре группы уроков деятельностной направленности: 1) 2) 3) 4) Уроки «открытия» нового знания; Уроки отработки умений и рефлексии; Уроки общеметодологической направленности; Уроки развивающего контроля. Каждый тип урока имеет свою структуру. Структура урока «открытия» нового знания 1)      этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1­2 мин); 2)      этап актуализации и пробного учебного действия (5­6 мин); 3)      этап выявления места и причины затруднения (2­3 мин); 4)      этап построения проекта выхода из затруднения (5­6 мин); 5)      этап реализации построенного проекта (4­5 мин); 6)       этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4­5 мин); 7)      этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4­5 мин); 8)      этап включения в систему знаний и повторения (4­5 мин); 9)      этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2­3 мин). Структура урока  рефлексии 1)  мин); 2)  3)  4)  5)  6)  7)  8)  9)  этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1­2 этап актуализации и пробного учебного действия (8­12 мин); этап локализации индивидуальных затруднений (6­7 мин); этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (2­3 мин); этап реализации построенного проекта (4­5 мин); этап обобщения затруднений во внешней речи (2­3 мин); этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2­3 мин); этап включения в систему знаний и повторения (4­5 мин); этап рефлексии учебной деятельности на уроке (3­4 мин). Структура урока общеметодологической направленности 1)          этап самоопределения к деятельности (1­2 мин); 2)          этап актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности (5­6 мин); 3)          этап постановки учебной задачи (2­3 мин); 4)          этап построения проекта выхода из затруднения (5­6 мин); 5)          этап первичного закрепления во внешней речи (4­5 мин); 6)          этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5­6 мин); 7)          этап включения в систему знаний и повторения (15­20 мин); 8)          этап рефлексии деятельности (5­6 мин). Структура урока развивающего контроля этап   мотивации   (самоопределения)   к   контрольно­коррекционной 1)  деятельности (2­3 мин); 2)   3)   4)   5)   6)   7)   8) этап актуализации и пробного учебного действия (5­7 мин); этап локализации индивидуальных затруднений (12­15 мин); этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (4­6 мин); этап реализации построенного проекта (7­8 мин); этап обобщения затруднений во внешней речи (3­4 мин); этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5­7 мин); этап решения заданий творческого уровня (5­6 мин);  9)  этап рефлексии контрольно­коррекционной деятельности (2­3 мин). Нужно   отметить,   что   предложенная   типология   не   отменяет традиционного подхода к дидактической структуре урока и не заменяет ее, так   же   как,   например,   технологическая   карта   не   отменяет   план­конспект урока. Каждому типу соответствуют определенная форма (вид) урока:    Типы уроков Виды (формы) уроков 1.  Уроки  «открытия» нового  знания Урок­лекция, урок­путешествие, урок­экспедиция,  урок­инсценировка, учебная конференция, урок­ экскурсия;  мультимедиа­урок, проблемный урок,  урок­беседа, урок­исследование, урок смешанного  типа, урок­игра и др. 2.  Уроки рефлексии Урок­практикум;  урок­сочинение;  урок­диалог; урок  — деловая или ролевая игра;  комбинированный урок;  повторительно­обобщающий урок; диспут; игра,  конкурс, викторина; театрализованный урок;  заключительная конференция; заключительная  экскурсия; урок­консультация; урок­анализ  контрольных работ; обзорная лекция; обзорная  конференция; урок­беседа 3.  Уроки  развивающего  контроля 4. Уроки  общеметодологическ ой направленности Урок­опрос (фронтальный, индивидуальный,  групповой), урок­письменный опрос, урок­зачет, урок­ контрольная (самостоятельная) работа, урок  смешанного вида, урок­викторина, конкурсы, смотр  знаний, защита творческих работ, проектов,  творческий отчет, контрольная работа, собеседование, тестирование и др. Урок самостоятельных работ, урок­практикум, урок­ семинар, урок ­ обзорная лекция. урок­дискуссия,  урок­конференция, урок­игра, урок самостоятельной  письменной работы обобщающего содержания, урок  коллективного анализа контрольных работ учащихся и др. Современный урок отличается деятельностью учителя и учащихся. Традиционный урок  Урок современного типа  Формулируют сами учащиеся  (учитель подводит учащихся к  осознанию темы) Формулируют сами учащиеся,  определив границы знания и  незнания (учитель подводит  учащихся к осознанию целей и  задач) Планирование учащимися  способов достижения намеченной  цели (учитель помогает, советует) Учащиеся осуществляют учебные  действия по намеченному плану  (применяется групповой,  индивидуальный методы), учитель консультирует Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы  самоконтроля, взаимоконтроля),  учитель консультирует Учащиеся формулируют  Требования к  уроку Объявление темы  урока Учитель сообщает учащимся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает  учащимся, чему должны научиться Планирование Практическая  деятельность  учащихся Осуществление  контроля Учитель сообщает учащимся, какую  работу они должны выполнить,  чтобы достичь цели Под руководством учителя  учащиеся выполняют ряд  практических задач (чаще  применяется фронтальный метод  организации деятельности) Учитель осуществляет контроль за  выполнением учащимися  практической работы Осуществление  Учитель в ходе выполнения и по коррекции итогам выполненной работы  учащимися осуществляет коррекцию Оценивание  учащихся Учитель осуществляет оценивание  работы учащихся на уроке Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что  они запомнили Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует  (чаще – задание одно для всех) затруднения и осуществляют  коррекцию самостоятельно,  учитель консультирует, советует,  помогает Учащиеся дают оценку  деятельности по её результатам  (самооценка, оценивание  результатов деятельности  товарищей), учитель  консультирует Проводится рефлексия Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с  учётом индивидуальных  возможностей Основная  дидактическая структура  отображается   в плане­конспекте урока и в технологической карте. Технологическая карта  — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе   и   возможность   достижения   планируемых   результатов   освоения основных образовательных программ. Понятие   «технологическая   карта»   пришло   в   образование   из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства   определённого   вида   продукции,   производственных   операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая   карта   в   дидактическом   контексте   представляет проект   учебного   процесса,   в   котором   представлено   описание   от   цели   до результата   с   использованием   инновационной   технологии   работы   с информацией. Обучение   с   использованием   технологической   карты   позволяет организовать   эффективный   учебный   процесс,   обеспечить   реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий),   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС   второго   поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Структура технологической карты включает:   название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение  цель освоения учебного содержания  планируемые   результаты   (личностные,   предметные,   метапредметные, информационно­интеллектуальную компетентность и УУД)  метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)  основные понятия темы  технологию   изучения   указанной   темы   (на   каждом   этапе   работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)  контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно,   проектировать   образовательный   процесс   по   освоению   темы   с учётом   цели   освоения   курса,   гибко   использовать   эффективные   приёмы   и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать   самостоятельную   деятельность   школьников   в   процессе обучения;   осуществлять   интегративный   контроль   результатов   учебной деятельности. Технологическая   карта   составляется   либо   с   дидактической,   либо   с методической структурой урока Рассмотрим примеры шаблонов технологических карт:   Технологическая карта урока  Ф.И.О.  Предмет:  Класс: Тип урока:  Тема Цель Задачи УУД Планируемые результаты        Образовательные:    Развивающие:    Воспитательные:  ЛичностныеУУД:   Регулятивные УУД:  Коммуникативные УУД:   Познавательные УУД:    Предметные: Знать   Уметь Личностные:    Метапредметные: Основные понятия Межпредметные связи  Ресурсы:    основные  дополнительные       Формы урока  Ф ­ фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г –  групповая Технология Дидактическая структура  урока  Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты  Предметные УУД Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов   Организационный  момент Время: Основные этапы: Проверка  домашнего  задания Время: Этапы: Изучение нового  материала Время: Этапы: Закрепление   нового материала  Время: Этапы: Контроль Время: Этапы: Рефлексия  Время: Этапы:                 .                                       .                 (Познавательные УУД). (Коммуникативн ые УУД). (Регулятивные  УУД).           Технологическая карта с методической структурой урока Дидактическая структура  урока Методическая структура урока Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Признаки решения дидактических задач Организационный  момент Актуализация  знаний      Сообщение нового материала   Закрепление  изученного  материала Подведение  итогов     Домашнее задание                                                               Обобщая все вышеизложенное, отвечаем на вопрос: какие требования  предъявляются к современному уроку?  хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;  учитель   должен   спланировать   свою   деятельность   и   деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;  урок   должен   быть   проблемным   и   развивающим:   учитель   сам нацеливается   на   сотрудничество   с   учениками   и   умеет   направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;  учитель   организует   проблемные   и   поисковые   ситуации,  активизирует деятельность учащихся;  вывод делают сами учащиеся;  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;   времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока ­ дети;  учет   уровня   и   возможностей   учащихся,   в   котором   учтены   такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;  умение демонстрировать методическое искусство учителя;  планирование обратной связи.

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

Доклад на заседании педагогического совета на тему "Требования к современному уроку в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2019