ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА
Оценка 4.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
администрации
Взрослым
16.02.2018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА.doc
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА                                                                                                  Скажи мне, и я забуду.                                                                                                  Покажи мне, ­ я смогу запомнить.                                                                                                  Позволь мне это сделать самому,                                                                                                  и это станет моим навсегда.                                                                                                                          (Древняя мудрость) Аннотация. Автор в своей статье описывает опыт работы на уроках башкирского языка и литературы, особо подчеркивает использование интерактивных технологий обучения. Ключевые слова: интерактивная технология, познавательная деятельность, учебный  материал, традиционный метод, творческий поиск, учебный процесс, информационная  технология, творческие способности, учебное оборудование, взаимодействие педагога и  ученика, межличностное общение, методический комплекс. Annotation. The author of the article describes the experience of classes of the Bashkir language  and literature, emphasizes the use of interactive learning technologies. Keywords: interactive technology, cognitive activity, learning material, the traditional method,  creative research, educational process, information technology, creativity, training equipment,  teacher and student interaction, interpersonal communication, methodical complex. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться  того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная  активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него  должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают  родной язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового  действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив. Понимая  требование времени, я считаю важной задачей на начальном этапе привитие интереса к  обучению родному языку. Интерес является главной движущей силой познавательной  деятельности. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, хорошо  овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки. Уделяю много внимания формированию у школьников интереса к учению. Этому способствуют содержание учебных материалов, активная познавательная деятельность учащихся на уроке, которая приносит детям успех и радость творческого общения. Сейчас подрастает новое поколение детей, для которых  недостаточно традиционных методов обучения, которые ждут от каждого урока чего­то более интересного и современного. Значит, нам есть повод находиться в постоянном  творческом поиске, т.к. это процесс бесконечный. Только таким образом – ища,  придумывая, применяя найденное на уроках, можно достичь максимального повышения  эффективности каждого урока, достичь высоких практических результатов, сохранить и развить интерес учащихся к изучению башкирского языка, добиться активизации учебного процесса в целом. При переходе на качественно новый этап этой работы школы  возникает необходимость не только глубокого осмысления традиционно существующих способов обучения и себя в них, но и видения перспектив. Исходя из своего опыта работы могу сейчас для себя сделать вывод, что применение различных форм организации уроков  для создания мотивации усвоения знаний все­таки сегодня не всегда эффективны. Время  идет вперед, в жизнь врываются новые технологии и останавливаться на достигнутом –  значит потерять со временем многое. Как сделать свой урок интересным, увлекательным и  добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал?  Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, я остановился на интерактивных технологиях. Современный учитель должен считаться с  тем, что информационно­коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки  образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания  и созданию условия для их успешной самореализации в будущем. Компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог  преподавателя, а активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной деятельности. Компьютер предоставляет педагогу возможность высвобождения времени для творческой деятельности и создания  индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. ИКТ обучения на уроках  башкирского языка являются эффективным педагогическим средством изучения нашей культуры и формирования коммуникативных навыков. ИКТ способствуют ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность  избежать субъективности оценки. Благодаря интерактивной доске решается одна из  важных задач обучения – мотивация: учащиеся с большим удовольствием идут на урок, учатся, интересуются тем, что происходит на уроке, открывают новые возможности  использования персонального компьютера. Но, кроме того, она может выполнять роль  помощника учителя или классного руководителя при организации работы по сплоченности  коллектива, приспособлению каждого учащегося к условиям обучения. Теперь любой  учащийся, ранее испытывающий психологический комплекс, отказывающийся выходить к  доске по самым различным причинам (незнание, стеснение, неуверенность, боязнь быть непонятым или высмеянным одноклассниками), может  побороть все страхи, ведь ситуация, в которой он сейчас находится, ему хорошо знакома, и те же одноклассники, ранее смеявшиеся над ним, будут ему помогать. Они активно  обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Ведь все это так интересно и  знакомо. У учащихся появляются общие интересы, они начинают активно обмениваться  мнениями, а это как раз и помогает многим из них влиться в коллектив, почувствовать  свою значимость и причастность к общему делу, быть понятым не только своими  одноклассниками, но и учителем, потому что они говорят теперь «на одном языке».  Обучение с помощью интерактивной доски мало чем отличается от привычных методов  преподавания. Успешность проведения урока не зависит от технологий и оборудования, которое используется учителем. Любой урок должен иметь четкий план и структуру,  достигать определенных целей и результатов. Использование же интерактивной доски должно стать одним из факторов не только успешного усвоения учащимися материала, соотнесения его с тем, что они знают и развитию их творческого потенциала, но и  адаптации к новым условиям обучения. Все это помогает учащимся в снятии напряжения, создает условия для открытых отношений с одноклассниками, внимания, сплочения ученического коллектива, эмоциональной разрядки, ведь интерактивная доска выполняет функцию активного экрана (демонстрация презентаций, обучающих  фильмов, текстовых  документов, фотографий и т.п.) и легка в управлении. Полноценное использование  интерактивных досок дает учителю возможность сделать работу на уроке более  эффективной. Однако многие педагоги забывают, что интерактивная доска – это не  чудесное средство, моментально меняющее всю работу в классе, стоит только включить ее. В конечном итоге именно учитель определяет, как и насколько полно будут задействованы  функции доски, от его усилий и творческого воображения зависит, будут ли реализованы  все возможности устройства. Практика показывает, что наиболее серьезное препятствие, с  которым сталкиваются педагоги при работе с интерактивными досками, – это незнание возможностей нового учебного оборудования. Как правило,  учитель начинает использовать доску в качестве экрана для презентаций или как белую  поверхность для письма. Затем достаточно быстро совмещает эти две функции: оставляет  место для записей прямо в презентации или соединяет рисованными стрелками отдельные изображения, надписи и блоки презентации. Независимо от того, используется ли  PowerPoint или программное обеспечение доски, учитель почти не выходит за пределы привычного формата презентации. Даже не всегда дети получают возможность сделать что­то у доски самостоятельно, что существенно сужает рамки ее применения на занятиях. Современная российская школа, зарубежные учителя­практики работают над проблемой развития познавательной деятельности учащихся посредством внедрения в процесс  обучения языку интерактивных технологий, таких как дискуссии, деловые игры, тренинги,  проекты, мини­исследования и т.д., влияющих на формирование мотивации обучаемых, её  повышение через усиление коммуникативной направленности учебного процесса. Сложность и актуальность данной проблемы требует внедрения в учебный  процесс новых методов обучения, новых идей и подходов. Как известно, для  продуктивного усвоения языкового материала с целью последующего общения требуется  много усилий и времени. Для облегчения этой задачи в качестве основы предлагается  технология интерактивного обучения – совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создаёт оптимальные условия для развития обучаемых.  Взаимодействие в данном случае понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признаётся способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнёр по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов, целенаправленной рефлексией  участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия. Интерактивные методы сначала формируют опыт, потом через применение опыта идет его осмысление и уже затем  дается теория. Это обучение, погруженное в общение учителя и ученика, с постоянной  сменой режимов: игры, дискуссии, работа в малых группах. Интерактивные методы  позволяют ставить обучающегося в непрерывно обновляющуюся совокупность воспитательных и учебных ситуаций, в которых осуществляется его полное личностное  включение в деятельность и общение, активизирующее внутренние силы и тем самым  способствующее внутреннему созреванию. Все названные выше причины обусловили  повышение интереса педагогов к интерактивному воспитанию и обучению как источнику мотивации, личностного саморазвития, активизатору энергии и целеустремлённости  личности. Современные педагоги придерживаются общих гуманистических установок на  ученика как субъекта учебного процесса, обращаясь к его стремлению к самоутверждению  и создавая особую атмосферу гуманного межличностного общения. Чтобы расширить кругозор учащихся, научить их формулировать свои мысли на родном  языке, а также пробудить интерес к истории и культуре народа, считаю отличной  методической находкой использование на уроках методического комплекса и сборника дидактических материалов для изучения башкирского языка «Читаем, пишем, общаемся на башкирском языке». Электронное мультимедийное пособие в совокупности с  интерактивной доской, системой моментального опроса «Вотум» и другими средствами  интерактивной среды обучения помогает более эффективному достижению целей  образования и существенному сокращению времени на подготовку к уроку. Выступая  средством побуждения учебно­познавательной, когнитивной деятельности учащихся,  пособие способствует глубокому усвоению материала и применению полученных знаний в практической жизни. Модульная структура комплекса позволяет использовать на своих уроках и в презентациях любой фрагмент комплекса или его часть, помогает в составлении технологических карт урока в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Так используя в практике мобильное интерактивное устройство, еще дома я готовлю свою  «дорожную карту урока», где с помощью дидактических материалов строю пошаговую  схему решения поставленных для каждого этапа урока задач. Одним из любимых занятий  для учеников стала работа с интерактивным словарем и тренажерами. Словарь позволяет  не только найти перевод нужного слова, но увидеть его изображение и прослушать слово  или фразу. Интерактивные словарные тренажеры позволяют в легкой, интерактивной,  почти игровой форме осваивать лексику башкирского языка. Уверенно могу сказать, что  ребята стали вдвое быстрее запоминать слова и устойчивые словосочетания. Предлагаемые готовые тесты позволяют мне, используя систему моментальных опросов и качества знаний «Вотум», проводить профессиональный мониторинг качества знаний,  вести подробную статистику по каждому ученику, значительно экономить время.  Благодаря автоматизации опросов и оценки знаний у меня на уроке высвобождается до 15­ 17 минут (1/3 часть урока!) – это время, которое я могу посвятить работе с отстающими  детьми или сфокусировать внимание на изучении сложных разделов курса. Таким образом, инновационный и метапредметный подход в обучении башкирскому языку  значительно повышает уровень информационных, коммуникативных этнокультурных  компетенций обучающихся, придает дополнительный импульс дальнейшему развитию  толерантности, росту культурного взаимообогащения народов, проживающих в Республике Башкортостан. Уже первые занятия с применением мультимедийных технологий и  современного интерактивного контента на уроках, показали высокий интерес к предмету у  всех учащихся, значительный рост качества знаний. Учеников привлекает новизна  проведения подобных уроков. В классе во время уроков создается обстановка реального  общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с  желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся  самостоятельно работают с учебной, справочной и другой литературой по предмету, у них  появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, повышается самооценка. Эффективность любого урока определяется не тем, что  дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально  применять информационно­коммуникационные технологии с традиционными средствами обучения позволяет учителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается  современный урок.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018