Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Оценка 4.6
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
07.04.2018
В проекте Концепции развития дополнительного образования обучение характеризуется, как «… процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов». Взявшись за обновление и «модернизацию» системы ДО, государство взвалило на плечи педагогов разработку таких программ и технологий, которые не только обеспечивали бы «изменяющиеся потребности детей и семьи»...данный материал разработан для выступления на семинаре для ПДО
учебное занятие в системе ДО.doc
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей
1
Требования к занятию
План:
1. Особенности образовательного процесса в дополнительном
образовании.
2. Занятие как структурная единица процесса обучения.
3. Алгоритм проектирование занятия в соответствии с основными
требованиями к его структуре и методике проведения.
4. Условия достижения эффективности занятия.
В проекте Концепции развития дополнительного образования обучение
характеризуется, как «… процесс саморазвития, самосовершенствования,
увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов».1
Взявшись за обновление и «модернизацию» системы ДО, государство взвалило
на плечи педагогов разработку таких программ и технологий, которые не только
обеспечивали бы «изменяющиеся потребности детей и семьи», но и отвечали
следующим критериям:
вариативность, гибкость и мобильность;
индивидуализация обучения;
компетентностный и практикоориентированный подход;
возрастосообразность и межвозрастное взаимодействие;
деятельностный, продуктивный характер;
открытый, сетевой характер, модульное устройство;
адаптивность к изменяющимся условиям и неопределенности.
Проще говоря, среднестатистическому педагогу ДО сегодня нужно более
критично отнестись к своим занятиям: которые в корне должны отличаться от
школьного урока и проводиться с использованием образовательных технологий.
1 Концепция развития дополнительного (внешкольного) образования. Проект. http://dop
obrazovanie.com/obsuzhdaemproekti/1234kontseptsiyarazvitiyadopolnitelnogoobrazovaniya
detej 2
Информация, на основе которой построена данная лекция, занимает в
педагогической дидактике большой объем. Тем не менее, владение ею –
необходимый компонент профессиональной компетентности2 педагога.
Как же правильно спланировать занятие?
Как организовать
познавательный процесс? С чего начать? Эти вопросы актуальны не только для
молодых, начинающих педагогов, но педагогов, имеющих большой опыт работы.
Постараемся ответить поставленные вопросы.
Существуют разные определения занятия:
структурный элемент образовательной программы;
форма организации совместной деятельности детей и педагога
(образовательной, развивающей, воспитательной), наполненная конкретным
содержанием и ограниченная во времени и др.
Занятие, так же, как урок, содержит все элементы образовательного
процесса: цель, задачи, содержание, средства, методы, организация. Качество
занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их
рационального сочетания.
Проектирование занятия – творческий процесс. Именно поэтому он требует
от педагога максимальной самоорганизации. Хорошим «тренажером» в этом
деле является составление популярной в настоящий момент технологической
карты3 занятия. Единой, устоявшейся формы подобной карты пока не
существует.
2 Профессиональная компетентность современного педагога http://pedsovet.su/load/4310
1797
3
Сулиашвили Г.П. Конструирование технологической карты занятия в дополнительном
образовании детей Методическая разработка. http://www.zavuch.ru/methodlib/246/78424/ 3
Составление технологической карты приучает к тщательной разработке
каждого компонента занятия с соблюдением определенного мыслительного
алгоритма:
определение цели будущего занятия, его предполагаемых результатов
→
→
выбор технологии, методов и приемов
уточнение типа и вида занятия
обучения
определение структуры.
→
Проследим процесс, выделим ключевые моменты и трудности, подумаем,
как их преодолеть.
Как известно, любой проект или занятие начинается с целеполагания. В
основе целеполагания конкретного занятия – ориентир на его предполагаемые
результаты. Цель должна быть конкретной, обоснованной, достижимой и
проверяемой. Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов
определяет уровень результативности занятия.
Примеры формулирования предполагаемых результатов занятия:
предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут …
(называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать ….,
уметь …
планируется, что к окончанию занятия учащиеся смогут выполнить
…
планируется, что к окончанию занятия учащиеся ученики будут
владеть следующими умениями …
В дидактике, в зависимости от цели, все занятия принято подразделять на
3 группы:
обучающие (получение знаний, умении и навыков);
общеразвивающие (формирование личностных качеств); 4
воспитательные (приобщение к нравственным и культурным ценностям,
сплочение коллектива).4
Как правило, на одном занятии ставится не более 12х целей. Зачастую их
формулирование вызывает у педагогов трудности.
Ориентир для правильной формулировки и постановки целей можно найти в
проекте Концепции развития дополнительного образования детей 5:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
интеллектуальном, художественноэстетическом, нравственном и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой
и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовнонравственного, гражданскопатриотического,
военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц,
проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда учащихся;
подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в
соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в
том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, детейинвалидов;
социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся.
4 http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html
5 http://dopobrazovanie.com/obsuzhdaemproekti/1234kontseptsiyarazvitiyadopolnitelnogo
obrazovaniyadetej 5
Правильно сформулированная цель помогает вычленить учебные задачи,
которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии.
Традиционно задачи подразделяются на образовательные, развивающие и
воспитательные.
Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки
возможно формировать на учебном материале занятия.
Развивающие задачи определяют, какие именно личностные качества и
способности будут в центре внимания педагога на данном занятии, и способы их
развития.
Воспитательные задачи описывают, какой воспитательный потенциал несет в
себе содержание занятия.
При постановке задач учитываются возрастные особенности обучающихся
данной группы, их стартовый уровень обученности, воспитанности и развития.
Приступая к проектированию занятия, педагог помнит: поставленная цель
должна быть адекватна ожидаемым результатам и понятна детям. Однако,
временные рамки достижения результатов особенно развивающего и
воспитательного характера – растянуты. Нельзя за одно занятие развить память,
воспитать волевые качества и т.д. Поэтому одна и та же цель может
повторяться, становясь стержнем для блока занятий.
Ориентация на результат играет решающую роль при выборе педагогом вида
и формы 6 занятия, а также средств, методов, приемов, педагогических
технологий, которые будут использоваться.
6 Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей
http://festival.1september.ru/articles/417446/ 6
В первую очередь нужно определиться, какую дидактическую функцию будет
выполнять данное занятие 7:
Изучение и усвоение нового материала.
Демонстрация знаний и способов действия.
Совершенствование способов действий и знаний.
Контроль и коррекция действий и знаний.
Сочетание всех функций.
На том или ином этапе обучения одна из функций может быть
доминирующей. В зависимости от этого педагог выбирает, какой вид занятия
позволит наиболее эффективно ее реализовать.
Мы рассмотрели как при проектировании занятия определиться с его
целью и задачами, выбрать подходящий вид в соответствии с намеченной
дидактической функцией. Дальше необходимо продумать формы и методы
организации деятельности обучающихся8.
Выделяют пять основных форм организации учебнопознавательной
деятельности на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная,
коллективная.9 Индивидуальная форма сегодня упоминается в литературе чаще
других, т.к. она в большей мере отвечает современным тенденциям
индивидуализации обучения в ДО.
Понятие «индивидуализация обучения» предполагает дифференциацию
учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и
объема, разработку мероприятий по организации процесса обучения в
конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности
7 Презентация "Занятие в системе дополнительного образования детей."
http://www.myshared.ru/slide/267380/
8 http://festival.1september.ru/articles/417446/
9 Формы организации познавательной деятельности обучающихся
http://centr.edusite.ru/p42aa1.html 7
каждого учащегося.10
Индивидуализация обучения предоставляет детям
возможность усваивать программу на различных уровнях – базовом, среднем или
высоком.
Важным направлением дифференциации является обучение одаренных и
талантливых детей и подростков, а также организация обучения детей
инвалидов и детей с ОФПР.
Говоря о «индивидуализации» и «дифференциации» образовательного
процесса, мы от форм организации учебной деятельности переходим к понятию
«педагогическая технология».
В толковом словаре термин «педагогическая технология» определяется
как совокупность приемов, применяемых в какомлибо деле, мастерстве.
В дополнительном образовании технология – это целевой выбор детьми и
педагогами путей, способов, содержания и результата образовательной
деятельности и совместного общения. Технология это продуманность каждого
шага в реализации программы, ориентация на новейшие достижения в области
науки и практики. 11
Остановимся на технологии деятельностного подхода, которая в
наибольшей степени характеризует суть дополнительного образования в силу
следующих принципов:
деятельности: ученик добывает знания сам, осознавая и принимая
содержание и формы своей учебной деятельности;
непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения;
10 Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников
http://ru.osvita.ua/school/method/technol/1250/
11 Современные эффективные модели технологий дополнительного образования
http://orenipk.ru/rmo_2009/rmodop2008/dop/dop_ef_mod.html#21 8
целостности: предполагает формирование у обучающихся системного
представления о мире;
минимакса: ученику предоставляется возможность освоения содержания
образования на оптимальном для него уровне;
психологической комфортности: создание комфортной среды обучения,
ориентированной на педагогику сотрудничества, развитие диалоговых
форм общения;
вариативности: предусматривает выбор варианта обучения;
творчества: ориентирует на творческое начало в образовательном
процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.
В проекте Концепции развития дополнительного (внешкольного)
образования говорится: новые направления дополнительного образования
должны основываться на освоении детьми и подростками современных
технологий,
обеспечивающих их личностное и профессиональное
самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в созидание новых
форм организации социальной жизни:
• технологии культурной политики: включение школьников в создание
новых культурных форм и сред;
•
технологии регионального развития:
формирование основ
пространственного мышления и навыков работы с территориальными
комплексами;
•
антропологические технологии: освоение форм эмоционального,
физического, волевого, духовного, интеллектуального саморазвития;
• технологии научного познания: включение в современные формы
исследовательской работы;
•
инженерные технологии: включение детей и подростков в
проектирование и создание технических объектов, решающих конкретные
производственные или бытовые задачи; 9
•
визуальные технологии: включение школьников в современные
визуальноэстетические практики (видео, кино, телевидение, современное
сценическое искусство, дизайн, вебдизайн и др.);
•
сетевые технологии: участие в проектах, предусматривающих
коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов
и сервисов Интернета.
Современные образовательные технологии
сочетаются с
традиционными, в которых накоплен ценный опыт отечественной и зарубежной
педагогики. Опыт освоения современных технологий в дополнительном
образовании сегодня это трансформация устоявшихся эталонов в новые
условия, это «практика экспериментальной деятельности, порой основанной
только на интуиции, личном опыте и убеждениях» педагогов.12 С перечнем
современных образовательных технологий вы сможете ознакомиться в
Приложении 1.
Успешность применения любой технологии на практике во многом зависит
от эффективности и правильности выбора методов обучения 13. Методы
обучения традиционно подразделяются на:
словесные (рассказ, беседа и др.);
наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
•
•
• практические (работа с текстом, различными материалами и др.).
Существуют и другие критерии классификации методов (см. Приложение1)
12 Современные эффективные модели технологий дополнительного образования: общая
характеристика,
http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmodop
2008/dop/dop_ef_mod.html
алгоритм
реализации
13 Современные методы обучения в дополнительном образовании
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2013/04/08/sovremennyemetody
obucheniyavdopolnitelnom 10
Какими бы методами ни воспользовался педагог на занятии, его задача – сделать
их активными. Теория активных методов обучения (АМО) 14 сегодня хорошо
разработана и применяется на практике.
В выборе методов и технологий обучения инициатива педагога ограничена
только СанПин 15.
При подготовке и проведении занятия любого вида педагог должен учесть
общие к ним требования16:
Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса
и активности детей на протяжении занятия.
Обеспечение высокой плотности занятия.
Применение целесообразных технологий, методов и средств
обучения.
Обеспечение комфортного уровня межличностных отношений
между участниками образовательного процесса.
Учет фактора практической значимости для обучающихся
полученных знаний и умений.
При разработке занятия рекомендуется придерживаться определенной
структуры. В Приложении 2 представлена ее традиционная модель в виде
последовательности
проверочного,
подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного,
организационного,
этапов:
информационного. Основанием для такого порядка служит психологическая
закономерность усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание –
применение – обобщение – систематизация.
14 Применеие активных методов обучения в дополнительном образовании
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2014/03/01/primeneieaktivnykh
metodovobucheniyav
15http://dopobrazovanie.com/novostioglavlenie/994sanpindlyauchrezhdenijdopolnitelnogo
obrazovaniyadetej
16 Требования к современному уроку http://nsportal.ru/nachalnaya
shkola/raznoe/2014/09/05/trebovaniyaksovremennomuuroku 11
Примерный алгоритм подготовки к занятию предложен в Приложении 3.
Мы подошли к завершающему этапу планирования учебного занятия
составлению технологической карты. Теперь, когда педагог определился с
целью и задачами занятия, технологией (или набором технологий) и методами
его проведения, выбрал подходящую форму организации обучающихся и вид
занятия, можно начать заполнение технологической карты. При этом нужно
помнить о тех моментах, которые не прописываются в технологической карте.
Это санитарногигиенические условия проведения занятия: комфортный
температурный режим, регулярное проветривание помещения, достаточное
освещение, предупреждение утомляемости и переутомления, чередование видов
деятельности, своевременное и качественное проведение физкультминуток;
соблюдение требований к правильной рабочей позе обучающегося, соответствие
мебели росту детей и подростков. Рассмотрим условия достижения
эффективности занятия:
комплексность целей и задач (обучающие, воспитательные,
общеразвивающие задачи);
адекватность содержания поставленным целям, а также их
соответствие особенностям детского коллектива;
соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;
наличие четко продуманной логики занятия, преемственности
этапов;
четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную
деятельность;
наличие благоприятной психологической атмосферы;
активная позиция ребенка (активизация познавательной и
практической деятельности, включение каждого ребенка в
деятельность);
полное методическое обеспечение
и материальнотехническое
оснащение занятия. 12
постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону
ближайшего развития является основным показателем
эффективности учебного занятия.
Завершая лекцию, подведем итог: о современном занятии можно говорить
еще очень долго в силу его творческой природы. Однако, главное
доказательство того, что усилия, приложенные к его планированию, окупились.
Поэтому педагогу важно уметь не только планировать и проводить
занятия, но и анализировать, насколько эффективным оно оказалось.17
Поговорим о внутреннем отношении педагога к занятию. Оно предполагает
высокий уровень самоорганизации, управления своими эмоциями и настроением,
педагогический такт и культуру межличностного общения. Кроме виртуозного
владения педагогическими технологиями педагогу совсем не помешает знание
основ актерского мастерства, потому как любое занятие должно быть хорошо
отрежиссированным интерактивным «спектаклем», где дети вместе с педагогом
совершают удивительные открытия, переживают радость побед и горечь
разочарований, приобретают бесценный опыт коллективного творчества. А еще
каждый педагог должен помнить: занятие для детей – это не назидательный
урок, а «радостное потребление интеллектуальных ресурсов»!
Выводы
1. Умение эффективно спланировать и организовать учебно познавательный
процесс необходимый компонент профессиональной компетентности
педагога, свидетельство его методической грамотности.
2. Планируя занятие, педагог должен помнить: его результативность зависит
от конкретности
цели (предполагаемых результатов) и задач,
поставленных педагогом и принятых обучающимися, от совпадения
планируемых и полученных результатов.
17 Критерии оценки результатов учебновоспитательного процесса
http://dopobrazovanie.com/dlyapedagogov/metodkabinet/monitiringi/31kriteriiotsenki
rezultatovuchebnovospitatelnogoprotsessa 13
3. Организуя познавательный процесс, педагог задает вопрос самому себе:
как разбудить активность детей, вооружить их оптимальными способами
деятельности, подвести эту деятельность к процессу творчества?
Традиционные и современные технологии предоставляют ему широкую
возможность выбора варианта ответа.
4. Эффективное планирование и проведение занятий предполагает высокий
уровень самоорганизации педагога, навыков самоанализа, самовоспитания
и самообучения. Необходимо к нему стремиться.
Литература
1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное
образование детей в школе. Практическое пособие. – М.: Просвещение,
2007 – 295 с.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования. – М.: ВЛАДОС, 2004. с.52.
3. Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших
школьников http://ru.osvita.ua/school/method/technol/1250/
4. Использование технологии индивидуализации обучения в системе
дополнительного образования. Современные образовательные
5. Мартиросян Б.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном
6.
образовании. Дополнительное образование, № 4, 2003.
Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей
http://festival.1september.ru/articles/417446/
7. Презентация "Занятие в системе дополнительного образования детей."
http://www.myshared.ru/slide/267380/
8. Профессиональная
компетентность
современного
педагога
http://pedsovet.su/load/43101797
9. Применеие активных методов обучения в дополнительном образовании
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe
obrazovanie/library/2014/03/01/primeneieaktivnykhmetodovobucheniya
10. Современные образовательные технологии. Сборник методических
рекомендаций. – Дубна: 2007 – с. 77. http://mutcro.unidubna.ru/
11. Современные эффективные модели технологий дополнительного
алгоритм реализации
образования:
http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmodop2008/dop/dop_ef_mod.html
общая характеристика,
12. Современные методы обучения в дополнительном образовании
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe 14
obrazovanie/library/2013/04/08/sovremennyemetodyobucheniyav
dopolnitelnom
13. Сулиашвили Г.П. Конструирование технологической карты занятия в
дополнительном образовании детей Методическая разработка.
http://www.zavuch.ru/methodlib/246/78424/
Полезные ссылки
1. Вестник образования. Официальное издание министерства образования и
науки РФ http://vestnik.edu.ru/
2. «Внешкольник.РФ» Сайт о дополнительном (внешкольном) образовании
http://dopobrazovanie.com/dlyapedagogov/metodkabinet/monitiringi/31
kriteriiotsenkirezultatovuchebnovospitatelnogoprotsessa
3. Информационнометодический журнал «Внешкольник»
http://vneshkolnik.su/about/news/detail.php?ELEMENT_ID=169
4. Информационный
портал Реализация Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации»
http://273фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoeobrazovanie
5. Методкабинет.
РФ.
http://методкабинет.рф/
Всероссийский
педагогический портал
6. Программы дополнительного образования
http://dopedu.ru/programmidopolnitelnogoobrazovaniya/
7. Служба поддержки участников образовательного процесса
http://www.usperm.ru/library/law/1082prikaz
8. Федеральный информационнометодический портал «Дополнительное
образование» http://dopedu.ru/rss
Классификация методов обучения на основе деятельностного подхода к
занятию
(источник http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/04/Dop_obrazovanie.pdf
,
стр.13)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные группы методов
Методы
организации
осуществления
познавательной деятельности
Творческие (креативные) методы
и
учебно
Методы
стимулирования
мотивации
и
индуктивные,
Отдельные методы
Словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические,
проблемнопоисковые,
дедуктивные,
анализ, систематизация и др.
ТРИЗ, мозговой штурм, метод проектов, сочинение,
моделирование,
импровизация,
театрализация и др.
Игровые
эмоционального
стимулирования, творческие задания, поощрения,
наказания
конструирование,
методы
методы, Методы контроля и коррекции
Устный,
взаимопроверка,
самопроверка, смотр знаний, рецензия, рефлексия и др.
письменный контроль,
15
Источник: Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей
(методические рекомендации)
http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей
и
к
о
л
Б
Этапы учебного
занятия
Задачи этапа
Содержание деятельности
Результат й Организационный
ы
н
ь
л
е
т
и
в
о
т
о
г
д
о
П
Проверочный
й Подготовительный
о
н
в
о
н
с
О
к
(подготовка
новому
содержанию)
Усвоение
новых
знаний и способов
действий
Первичная проверка
понимания
изученного
Закрепление новых
знаний,
способов
действий и их
применение
Обобщение
систематизация
знаний
и
Контрольный
16
Подготовка детей к
работе на занятии
Установление
правильности и
осознанности
выполнения домашнего
задания (если таковое
было), выявление
пробелов и их
коррекция
Обеспечение мотивации
и принятие детьми цели
учебнопознавательной
деятельности
Обеспечение
восприятия, осмысления
и первичного
запоминания связей и
отношений в объекте
изучения
Установление
правильности и
осознанности усвоения
нового учебного
материала, выявление
ошибочных или спорных
представлений и их
коррекция
Обеспечение усвоения
новых знаний, способов
действий и их
применения
Формирование
целостного
представления знаний по
теме
Выявление качества и
уровня овладения
знаниями, самоконтроль
и коррекция знаний и
способов действий
Организация начала
занятия, создание
психологического настроя
на учебную деятельность и
активизация внимания
Проверка домашнего
задания (творческого,
практического), проверка
усвоения знаний
предыдущего занятия
Восприятие
Самооценка,
оценочная
деятельность
педагога
Сообщение темы, цели
учебного занятия и
мотивация учебной
деятельности детей
(например, эвристический
вопрос, познавательная
задача, проблемное задание
детям)
Использование заданий и
вопросов, которые
активизируют
познавательную
деятельность детей
Применение пробных
практических заданий,
которые сочетаются с
объяснением
соответствующих правил
или обоснованием
Применение
тренировочных
упражнений, заданий,
которые выполняются
самостоятельно детьми
Использование бесед и
практических заданий
Использование тестовых
заданий, устного
(письменного) опроса, а
также заданий различного
уровня сложности
(репродуктивного,
творческого, поисково
исследовательского)
Осмысление
возможного
начала работы
Освоение новых
знаний
Осознанное
усвоение нового
учебного
материала
Осознанное
усвоение нового
материала
Осмысление
выполненной
работы
Рефлексия,
сравнение
результатов
собственной
деятельности с
другими,
осмысление
результатов й Итоговый
ы
в
о
г
о
т
И
Рефлексивный
17
Анализ и оценка
успешности достижения
цели, определение
перспективы
последующей работы
Мобилизация детей на
самооценку
Информационный
Обеспечение понимания
цели, содержания
домашнего задания,
логики дальнейшего
занятия
Педагог совместно с
детьми подводит итог
занятия
Самоутверждени
е детей в
успешности
Проектирование
детьми
собственной
деятельности на
последующих
занятиях
Определение
перспектив
деятельности
Самооценка детьми своей
работоспособности,
психологического
состояния, причин
некачественной работы,
результативности работы,
содержания и полезности
учебной работы
Информация о содержании
и конечном результате
домашнего задания,
инструктаж по
выполнению, определение
места и роли данного
задания в системе
последующих занятий
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 18
Алгоритм подготовки учебного занятия
Источник: http://lektsii.net/137939.html
1 этап Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие
вопросы:
Достигло ли учебное занятие поставленной цели?
В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его
этапов?
Насколько полно и качественно реализовано содержание?
Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?
В зависимости от результатов, что необходимо изменить в
последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего
отказаться?
Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были
использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится
модель будущего учебного занятия:
Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике
процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности
занятий).
Обозначение задач учебного занятия.
Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и
воспитательного.
Определения вида занятия, если в этом есть необходимость.
Определение типа занятия.
Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор
способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми
материала занятия.
3 этап Обеспечение содержания учебного занятия:
Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного
материала (содержания занятия).
Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление
дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка
заданий.
Материальнотехническое обеспечение: подготовка кабинета,
инвентаря, оборудования и т.д
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.