Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Оценка 4.6

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Оценка 4.6
Семинары
doc
администрации +1
Взрослым
07.04.2018
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
В проекте Концепции развития дополнительного образования обучение характеризуется, как «… процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов». Взявшись за обновление и «модернизацию» системы ДО, государство взвалило на плечи педагогов разработку таких программ и технологий, которые не только обеспечивали бы «изменяющиеся потребности детей и семьи»...данный материал разработан для выступления на семинаре для ПДО
учебное занятие в системе ДО.doc
Учебное занятие в системе дополнительного образования детей 1 Требования к занятию План: 1. Особенности образовательного процесса в дополнительном  образовании. 2. Занятие как структурная единица процесса обучения. 3. Алгоритм проектирование занятия в соответствии с основными  требованиями к его структуре и методике проведения. 4. Условия достижения эффективности занятия. В   проекте   Концепции   развития   дополнительного   образования   обучение характеризуется,   как       «…   процесс   саморазвития,   самосовершенствования, увлекательного   и   радостного   потребления   интеллектуальных   ресурсов».1 Взявшись за обновление и «модернизацию» системы ДО,  государство взвалило на плечи педагогов разработку таких программ и технологий, которые не только обеспечивали бы «изменяющиеся потребности детей и семьи», но и отвечали следующим критериям:  вариативность, гибкость и мобильность;  индивидуализация обучения;  компетентностный и практикоориентированный подход;  возрастосообразность и межвозрастное взаимодействие;  деятельностный, продуктивный характер;  открытый, сетевой характер, модульное устройство;  адаптивность к изменяющимся условиям и неопределенности. Проще говоря,  среднестатистическому педагогу ДО сегодня нужно более критично отнестись к своим занятиям: которые в корне должны отличаться от школьного урока и проводиться с использованием образовательных  технологий. 1 Концепция развития дополнительного (внешкольного) образования. Проект. http://dop­ obrazovanie.com/obsuzhdaem­proekti/1234­kontseptsiya­razvitiya­dopolnitelnogo­obrazovaniya­ detej 2 Информация,   на   основе   которой   построена   данная   лекция,   занимает   в педагогической   дидактике   большой   объем.   Тем   не   менее,   владение   ею   – необходимый компонент профессиональной компетентности2 педагога.  Как   же   правильно   спланировать   занятие?     Как   организовать познавательный процесс? С чего начать? Эти вопросы актуальны не только для молодых, начинающих педагогов, но педагогов, имеющих большой опыт работы. Постараемся ответить поставленные вопросы. Существуют разные определения занятия: ­  структурный элемент образовательной программы; ­   форма   организации   совместной   деятельности   детей   и   педагога (образовательной,   развивающей,   воспитательной),   наполненная   конкретным содержанием и ограниченная во времени и др.    Занятие,  так   же,  как   урок,  содержит   все   элементы   образовательного процесса: цель, задачи, содержание, средства, методы, организация. Качество занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.    Проектирование занятия – творческий процесс. Именно поэтому он требует от   педагога   максимальной   самоорганизации.   Хорошим   «тренажером»   в   этом деле является составление популярной в настоящий момент  технологической карты3  занятия.  Единой,   устоявшейся   формы   подобной   карты   пока   не существует. 2 Профессиональная компетентность современного педагога  http://pedsovet.su/load/43­1­0­ 1797 3 Сулиашвили Г.П. Конструирование технологической карты занятия в дополнительном  образовании детей Методическая разработка. http://www.zavuch.ru/methodlib/246/78424/ 3 Составление   технологической   карты   приучает   к   тщательной   разработке каждого   компонента   занятия   с   соблюдением   определенного   мыслительного алгоритма:  определение цели будущего занятия, его предполагаемых результатов   →          →     выбор технологии, методов и приемов  уточнение  типа и вида  занятия     обучения        определение структуры.  → Проследим процесс, выделим ключевые моменты и трудности, подумаем, как их преодолеть. Как известно, любой проект или занятие начинается с целеполагания. В основе целеполагания конкретного занятия – ориентир на его предполагаемые результаты.   Цель   должна   быть   конкретной,   обоснованной,   достижимой   и проверяемой.   Степень   соответствия   ожидаемых   и   полученных   результатов определяет уровень результативности занятия. Примеры   формулирования предполагаемых результатов занятия:  предполагается,   что   к   окончанию   занятия   учащиеся   будут   … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)  планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать    …., уметь  …  планируется, что к окончанию занятия учащиеся   смогут выполнить …  планируется,   что   к   окончанию   занятия   учащиеся   ученики   будут владеть следующими умениями …  В дидактике, в зависимости от цели, все занятия принято подразделять на 3 группы: ­ обучающие (получение знаний, умении и навыков); ­ общеразвивающие (формирование личностных качеств); 4 ­ воспитательные (приобщение к нравственным и культурным ценностям, сплочение коллектива).4 Как правило, на одном занятии ставится не более 1­2­х целей. Зачастую их формулирование вызывает у педагогов трудности.  Ориентир для правильной формулировки и постановки целей можно найти в проекте Концепции развития дополнительного образования детей 5:  формирование и развитие творческих способностей учащихся;  удовлетворение   индивидуальных   потребностей   учащихся   в интеллектуальном,   художественно­эстетическом,   нравственном   и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;  формирование   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни, укрепление здоровья учащихся;  обеспечение   духовно­нравственного,   гражданско­патриотического, военно­патриотического, трудового воспитания учащихся;  выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;  профессиональную ориентацию учащихся;  создание   и   обеспечение   необходимых   условий   для   личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;  подготовка   спортивного   резерва   и   спортсменов   высокого   класса   в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том   числе   из   числа   учащихся   с   ограниченными   возможностями здоровья, детей­инвалидов;  социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;  формирование общей культуры учащихся. 4 http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html 5 http://dop­obrazovanie.com/obsuzhdaem­proekti/1234­kontseptsiya­razvitiya­dopolnitelnogo­ obrazovaniya­detej 5 Правильно сформулированная цель помогает вычленить учебные  задачи, которые   будут   конкретизировать   ее   реализацию   на   данном   занятии. Традиционно   задачи   подразделяются   на   образовательные,   развивающие   и воспитательные. Образовательные   задачи  конкретизируют,   какие   знания,   умения   и   навыки возможно формировать на учебном материале занятия. Развивающие   задачи  определяют,   какие   именно   личностные   качества   и способности будут в центре внимания педагога на данном занятии, и способы  их развития.  Воспитательные задачи  описывают, какой воспитательный потенциал несет в себе содержание занятия. При постановке задач учитываются возрастные особенности обучающихся данной группы, их стартовый уровень обученности, воспитанности и развития.  Приступая к проектированию занятия, педагог помнит: поставленная цель должна   быть   адекватна   ожидаемым   результатам   и   понятна   детям.     Однако, временные   рамки   достижения   результатов   ­   особенно   развивающего   и воспитательного характера – растянуты. Нельзя за одно занятие развить память, воспитать   волевые   качества   и   т.д.   Поэтому   одна   и   та   же   цель   может повторяться, становясь стержнем для блока занятий. Ориентация на результат играет решающую роль при выборе педагогом вида и   формы  6  занятия,   а   также  средств,  методов,  приемов,  педагогических технологий, которые будут использоваться.  6 Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей  http://festival.1september.ru/articles/417446/ 6 В первую очередь нужно определиться, какую дидактическую функцию будет выполнять данное занятие 7: ­ Изучение и усвоение нового материала. ­ Демонстрация знаний и способов действия. ­ Совершенствование способов действий и знаний. ­ Контроль и коррекция действий и знаний. ­ Сочетание всех функций. На   том   или   ином   этапе   обучения   одна   из   функций   может   быть доминирующей.   В зависимости от этого педагог выбирает, какой вид занятия позволит наиболее эффективно ее реализовать.  Мы   рассмотрели   как   при   проектировании   занятия   определиться   с   его целью   и   задачами,   выбрать   подходящий   вид   в   соответствии   с   намеченной дидактической   функцией.   Дальше   необходимо   продумать  формы  и  методы организации деятельности обучающихся8.  Выделяют   пять   основных  форм  организации   учебно­познавательной деятельности   на   занятии:   фронтальная,   индивидуальная,   групповая,   парная, коллективная.9 Индивидуальная форма сегодня упоминается в литературе чаще других,   т.к.   она   в   большей   мере   отвечает   современным   тенденциям индивидуализации обучения в ДО.  Понятие «индивидуализация обучения» предполагает  дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема,   разработку   мероприятий   по   организации   процесса   обучения   в конкретных   учебных   группах;   учитывающей   индивидуальные   особенности 7 Презентация "Занятие в системе дополнительного образования детей."  http://www.myshared.ru/slide/267380/ 8 http://festival.1september.ru/articles/417446/ 9 Формы организации познавательной деятельности обучающихся http://centr.edusite.ru/p42aa1.html 7 каждого   учащегося.10    Индивидуализация   обучения   предоставляет     детям возможность усваивать программу на различных уровнях – базовом, среднем или высоком.  Важным направлением дифференциации является обучение одаренных и талантливых   детей   и   подростков,   а   также   организация   обучения   детей­ инвалидов и детей с ОФПР. Говоря   о   «индивидуализации»   и   «дифференциации»   образовательного процесса, мы от форм организации учебной деятельности переходим к понятию «педагогическая технология».  В толковом словаре термин «педагогическая технология» определяется как совокупность приемов, применяемых в каком­либо деле, мастерстве.   В дополнительном образовании технология – это целевой выбор детьми и педагогами   путей,   способов,   содержания   и   результата   образовательной деятельности и совместного общения. Технология ­ это продуманность каждого шага в реализации программы, ориентация на новейшие достижения в области науки и практики. 11 Остановимся   на   технологии  деятельностного   подхода,     которая   в наибольшей степени характеризует суть дополнительного образования в силу следующих принципов:  деятельности:   ученик   добывает   знания   сам,   осознавая   и   принимая содержание и формы своей учебной деятельности;  непрерывности:   преемственность   между   всеми   ступенями   и   этапами обучения;  10 Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников  http://ru.osvita.ua/school/method/technol/1250/ 11 Современные эффективные модели технологий дополнительного образования  http://orenipk.ru/rmo_2009/rmo­dop­2008/dop/dop_ef_mod.html#21 8  целостности:   предполагает   формирование   у   обучающихся   системного представления о мире;  минимакса: ученику предоставляется возможность освоения содержания образования на оптимальном для него уровне;   психологической комфортности: создание комфортной среды обучения, ориентированной   на   педагогику   сотрудничества,   развитие   диалоговых форм общения;  вариативности: предусматривает выбор варианта обучения;   творчества:   ориентирует   на   творческое   начало   в   образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности. В   проекте   Концепции   развития   дополнительного   (внешкольного) образования   говорится:   новые   направления   дополнительного   образования должны   основываться   на   освоении   детьми   и   подростками   современных технологий,   обеспечивающих   их   личностное   и   профессиональное самоопределение в изменяющемся мире, а также включение в созидание новых форм организации социальной жизни: •      технологии культурной политики: включение школьников в создание новых культурных форм и сред; •  технологии   регионального   развития:   формирование   основ пространственного   мышления   и   навыков   работы   с   территориальными комплексами; •  антропологические   технологии:   освоение   форм   эмоционального, физического, волевого, духовного, интеллектуального саморазвития; •        технологии   научного   познания:   включение   в   современные   формы исследовательской работы; •  инженерные   технологии:   включение   детей   и   подростков   в проектирование   и   создание   технических   объектов,   решающих   конкретные производственные или бытовые задачи; 9 •  визуальные   технологии:   включение   школьников   в   современные визуально­эстетические   практики   (видео,   кино,   телевидение,   современное сценическое искусство, дизайн, веб­дизайн и др.); •  сетевые   технологии:   участие   в   проектах,   предусматривающих коммуникацию и кооперацию с детьми и взрослыми с использованием ресурсов и сервисов Интернета. Современные   образовательные   технологии  сочетаются   с традиционными, в которых накоплен ценный опыт отечественной и зарубежной педагогики.   Опыт   освоения   современных   технологий   в   дополнительном образовании   сегодня   ­   это   трансформация   устоявшихся   эталонов   в   новые условия,   это   «практика   экспериментальной   деятельности,   порой   основанной только   на   интуиции,   личном   опыте   и   убеждениях»   педагогов.12  С   перечнем современных   образовательных   технологий   вы   сможете   ознакомиться   в Приложении 1. Успешность применения любой технологии на практике во многом зависит от   эффективности   и   правильности   выбора  методов   обучения  13.     Методы обучения традиционно подразделяются на: словесные (рассказ, беседа и др.); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); • • • практические (работа с текстом, различными материалами и др.). Существуют и другие критерии классификации методов (см. Приложение1) 12 Современные   эффективные   модели   технологий   дополнительного   образования:   общая характеристика,  http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo­dop­ 2008/dop/dop_ef_mod.html алгоритм     реализации 13 Современные методы обучения в дополнительном образовании  http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe­obrazovanie/library/2013/04/08/sovremennye­metody­ obucheniya­v­dopolnitelnom 10 Какими бы методами ни воспользовался педагог на занятии, его задача – сделать их активными. Теория активных методов обучения (АМО) 14 сегодня хорошо разработана и применяется на практике.  В выборе методов и технологий обучения инициатива педагога ограничена только СанПин 15.  При подготовке и проведении занятия любого вида педагог должен учесть общие к ним требования16:  Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей на протяжении занятия.  Обеспечение высокой плотности занятия.  Применение   целесообразных   технологий,   методов   и   средств обучения.  Обеспечение   комфортного   уровня   межличностных   отношений между участниками образовательного процесса.  Учет   фактора   практической   значимости   для   обучающихся полученных знаний и умений. При   разработке     занятия   рекомендуется   придерживаться   определенной структуры.   В  Приложении   2  представлена   ее   традиционная   модель   в   виде последовательности проверочного, подготовительного,   основного,   контрольного,   итогового,   рефлексивного, организационного,   этапов:     информационного.   Основанием для такого порядка служит психологическая закономерность   усвоения   знаний:   восприятие   –   осмысление   –   запоминание   – применение – обобщение – систематизация. 14 Применеие активных методов обучения в дополнительном образовании  http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe­obrazovanie/library/2014/03/01/primeneie­aktivnykh­ metodov­obucheniya­v 15http://dop­obrazovanie.com/novosti­oglavlenie/994­sanpin­dlya­uchrezhdenij­dopolnitelnogo­ obrazovaniya­detej 16 Требования к современному уроку http://nsportal.ru/nachalnaya­ shkola/raznoe/2014/09/05/trebovaniya­k­sovremennomu­uroku 11 Примерный алгоритм подготовки к занятию предложен в Приложении 3. Мы   подошли   к   завершающему   этапу   планирования   учебного   занятия   ­ составлению   технологической   карты.   Теперь,   когда   педагог   определился   с целью и задачами занятия, технологией (или набором технологий) и методами его проведения, выбрал подходящую форму организации обучающихся и вид занятия,   можно   начать   заполнение   технологической   карты.   При   этом   нужно помнить о тех моментах, которые не прописываются в технологической карте. Это   санитарно­гигиенические   условия   проведения   занятия:   комфортный температурный   режим,   регулярное   проветривание   помещения,   достаточное освещение, предупреждение утомляемости и переутомления, чередование видов деятельности,   своевременное   и   качественное   проведение   физкультминуток; соблюдение требований к правильной рабочей позе обучающегося, соответствие мебели   росту   детей   и   подростков.   Рассмотрим   условия   достижения эффективности занятия:  комплексность   целей   и   задач   (обучающие,   воспитательные, общеразвивающие задачи);  адекватность   содержания   поставленным   целям,   а   также   их соответствие особенностям детского коллектива;  соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;  наличие   четко   продуманной   логики   занятия,   преемственности этапов;  четкая   организация   начала   занятия,   мотивация   детей   на   учебную деятельность;  наличие благоприятной психологической атмосферы;  активная   позиция   ребенка   (активизация   познавательной   и практической   деятельности,   включение   каждого   ребенка   в деятельность);  полное   методическое   обеспечение     и   материально­техническое оснащение занятия. 12  постоянный   перевод   ученика   из   зоны   его   актуального   в   зону ближайшего   развития   является   основным   показателем эффективности учебного занятия.  Завершая лекцию, подведем итог: о современном занятии можно говорить еще   очень   долго   в   силу   его   творческой   природы.   Однако,   главное доказательство того, что усилия, приложенные к его планированию, окупились.  Поэтому   педагогу   важно   уметь   не   только   планировать   и   проводить занятия, но и анализировать, насколько эффективным оно оказалось.17 Поговорим   о   внутреннем   отношении   педагога   к   занятию.   Оно   предполагает высокий уровень самоорганизации, управления своими эмоциями и настроением, педагогический такт и культуру межличностного общения.  Кроме виртуозного владения педагогическими технологиями педагогу совсем не помешает знание основ актерского мастерства, потому как любое занятие должно быть хорошо отрежиссированным интерактивным «спектаклем», где дети вместе с педагогом совершают   удивительные   открытия,   переживают   радость   побед   и   горечь разочарований, приобретают бесценный опыт коллективного творчества. А еще каждый  педагог должен помнить: занятие  для детей –  это не  назидательный урок, а «радостное потребление интеллектуальных ресурсов»!      Выводы  1. Умение эффективно спланировать и организовать учебно­ познавательный процесс   ­     необходимый   компонент   профессиональной   компетентности педагога, свидетельство его методической грамотности. 2. Планируя занятие, педагог должен помнить:  его результативность зависит от   конкретности     цели   (предполагаемых   результатов)   и   задач, поставленных   педагогом   и   принятых   обучающимися,   от   совпадения планируемых и полученных результатов. 17 Критерии оценки результатов учебно­воспитательного процесса  http://dop­obrazovanie.com/dlya­pedagogov/metod­kabinet/monitiringi/31­kriterii­otsenki­ rezultatov­uchebno­vospitatelnogo­protsessa 13 3. Организуя познавательный процесс, педагог задает вопрос самому себе: как разбудить активность детей, вооружить их оптимальными способами деятельности,   подвести   эту   деятельность   к   процессу   творчества? Традиционные   и   современные   технологии   предоставляют   ему   широкую возможность выбора варианта ответа. 4. Эффективное планирование и проведение занятий предполагает высокий уровень самоорганизации педагога, навыков самоанализа, самовоспитания и самообучения. Необходимо к нему стремиться.        Литература                1. Буйлова   Л.Н.,   Кленова   Н.В.   Как   организовать   дополнительное образование детей в школе. Практическое пособие. – М.: Просвещение, 2007 – 295 с. 2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004.­ с.52. 3. Индивидуализация   и   дифференциация   процесса   обучения   младших школьников http://ru.osvita.ua/school/method/technol/1250/ 4. Использование   технологии   индивидуализации   обучения   в   системе дополнительного образования. Современные образовательные 5. Мартиросян   Б.П.,   Горский   В.А.   Инновации   в   дополнительном 6. образовании. ­   Дополнительное образование, № 4, 2003.    Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей http://festival.1september.ru/articles/417446/ 7. Презентация "Занятие в системе дополнительного образования детей."  http://www.myshared.ru/slide/267380/ 8. Профессиональная   компетентность   современного   педагога http://pedsovet.su/load/43­1­0­1797 9. Применеие   активных   методов   обучения   в   дополнительном   образовании http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe­ obrazovanie/library/2014/03/01/primeneie­aktivnykh­metodov­obucheniya­ 10. Современные   образовательные   технологии.   Сборник   методических рекомендаций. – Дубна: 2007 – с. 77. http://mutcro.uni­dubna.ru/ 11. Современные   эффективные   модели   технологий   дополнительного алгоритм   реализации образования: http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo­dop­2008/dop/dop_ef_mod.html   общая   характеристика,   12. Современные   методы   обучения   в   дополнительном   образовании http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe­ 14 obrazovanie/library/2013/04/08/sovremennye­metody­obucheniya­v­ dopolnitelnom 13. Сулиашвили   Г.П.   Конструирование   технологической   карты   занятия   в дополнительном   образовании   детей   Методическая   разработка. http://www.zavuch.ru/methodlib/246/78424/   Полезные ссылки 1. Вестник образования. Официальное издание министерства образования и науки РФ  http://vestnik.edu.ru/ 2. «Внешкольник.РФ»  Сайт о дополнительном  (внешкольном) образовании http://dop­obrazovanie.com/dlya­pedagogov/metod­kabinet/monitiringi/31­ kriterii­otsenki­rezultatov­uchebno­vospitatelnogo­protsessa 3. Информационно­методический журнал «Внешкольник» http://vneshkolnik.su/about/news/detail.php?ELEMENT_ID=169 4. Информационный     портал   Реализация   Федерального   закона   «Об образовании в Российской Федерации» http://273­фз.рф/obuchenie/moduli/dopolnitelnoe­obrazovanie 5. Методкабинет.   РФ. http://методкабинет.рф/   Всероссийский     педагогический   портал 6. Программы дополнительного образования http://dopedu.ru/programmi­dopolnitelnogo­obrazovaniya/ 7. Служба поддержки участников образовательного процесса  http://www.usperm.ru/library/law/1082­prikaz 8. Федеральный   информационно­методический   портал   «Дополнительное образование»  http://dopedu.ru/rss Классификация   методов   обучения   на   основе  деятельностного   подхода  к занятию     (источник  http://www.firo.ru/wp­content/uploads/2014/04/Dop_obrazovanie.pdf  , стр.13)   ПРИЛОЖЕНИЕ 1   Основные группы методов Методы организации осуществления познавательной деятельности Творческие (креативные) методы и учебно­     Методы стимулирования   мотивации   и   индуктивные, Отдельные методы Словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические, проблемно­поисковые,   дедуктивные, анализ, систематизация и др. ТРИЗ,   мозговой   штурм,   метод   проектов,   сочинение, моделирование,   импровизация, театрализация и др.  Игровые эмоционального стимулирования,   творческие   задания,   поощрения, наказания   конструирование,   методы     методы, Методы контроля и коррекции Устный,   взаимопроверка, самопроверка, смотр знаний, рецензия, рефлексия и др.   письменный   контроль, 15 Источник: Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации)  http://alekscdt.narod.ru/uczanytie.html ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей и к о л Б Этапы учебного занятия Задачи этапа Содержание деятельности Результат й Организационный ы н ь л е т и в о т о г д о П Проверочный й Подготовительный о н в о н с О   к (подготовка новому содержанию) Усвоение   новых знаний   и   способов действий Первичная проверка понимания изученного Закрепление   новых знаний,   способов действий   и   их применение Обобщение   систематизация знаний и Контрольный  16 Подготовка детей к  работе на занятии Установление  правильности и  осознанности  выполнения домашнего  задания (если таковое  было), выявление  пробелов и их  коррекция Обеспечение мотивации  и принятие детьми цели  учебно­познавательной  деятельности Обеспечение  восприятия, осмысления и первичного  запоминания связей и  отношений в объекте  изучения Установление  правильности и  осознанности усвоения  нового учебного  материала, выявление  ошибочных или спорных представлений и их  коррекция Обеспечение усвоения  новых знаний, способов  действий и их  применения Формирование  целостного  представления знаний по теме Выявление качества и  уровня овладения  знаниями, самоконтроль  и коррекция знаний и  способов действий Организация начала  занятия, создание  психологического настроя  на учебную деятельность и  активизация внимания Проверка домашнего  задания (творческого,  практического), проверка  усвоения знаний  предыдущего занятия Восприятие  Самооценка,  оценочная  деятельность  педагога Сообщение темы, цели  учебного занятия и  мотивация учебной  деятельности детей  (например, эвристический  вопрос, познавательная  задача, проблемное задание детям) Использование заданий и  вопросов, которые  активизируют  познавательную  деятельность детей Применение пробных  практических заданий,  которые сочетаются с  объяснением  соответствующих правил  или обоснованием Применение  тренировочных  упражнений, заданий,  которые выполняются  самостоятельно детьми Использование бесед и  практических заданий Использование тестовых  заданий, устного  (письменного) опроса, а  также заданий различного  уровня сложности  (репродуктивного,  творческого, поисково­ исследовательского) Осмысление  возможного  начала работы Освоение новых  знаний Осознанное  усвоение нового  учебного  материала Осознанное  усвоение нового  материала Осмысление  выполненной  работы Рефлексия,  сравнение  результатов  собственной  деятельности с  другими,  осмысление  результатов й Итоговый  ы в о г о т И Рефлексивный  17 Анализ и оценка  успешности достижения  цели, определение  перспективы  последующей работы Мобилизация детей на  самооценку Информационный  Обеспечение понимания  цели, содержания  домашнего задания,  логики дальнейшего  занятия Педагог совместно с  детьми подводит итог  занятия Самоутверждени е детей в  успешности Проектирование  детьми  собственной  деятельности на  последующих  занятиях Определение  перспектив  деятельности Самооценка детьми своей  работоспособности,  психологического  состояния, причин  некачественной работы,  результативности работы,  содержания и полезности  учебной работы Информация о содержании  и конечном результате  домашнего задания,  инструктаж по  выполнению, определение  места и роли данного  задания в системе  последующих занятий ПРИЛОЖЕНИЕ 3 18 Алгоритм подготовки учебного занятия Источник: http://lektsii.net/1­37939.html 1 этап Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы: ­ Достигло ли учебное занятие поставленной цели? ­ В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов? ­ Насколько полно и качественно реализовано содержание? ­ Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога? ­ За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)? ­ В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться? ­ Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач? 2 этап Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия: ­ Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий). ­ Обозначение задач учебного занятия. ­ Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного. ­ Определения вида занятия, если в этом есть необходимость. ­ Определение типа занятия. ­ Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия. ­ Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия. 3 этап Обеспечение содержания учебного занятия: ­ Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия). ­ Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий. ­ Материально­техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.

Учебное занятие в системе дополнительного образования детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2018